Напоминание

"Народное искусство на занятиях декоративной лепки"


Автор: Сербина Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Лянторский центр дополнительного образования
Населённый пункт: город Лянтор, ХМАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Народное искусство на занятиях декоративной лепки"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Народное искусство на занятиях декоративной лепки»
Русское прикладное искусство — от расписной ложки до паутинного кружева — несет в себе основные черты непрерывающейся истори че ской художе ствен н ой т ради ц и и , о сн ован н ой н а преемственности поколений и воплощенной в высокохудожественных изделиях как результате уникального духовного и ручного труда. Именно это является фундаментальной базой профессионального образования в сфере народного искусства. Одновременно происходит актуальное осмысление народного искусства, его широкое внедрение в современную высокую моду, жизнь современного человека.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека

всегда

волнует

как

ученых-исследователей,

так

и

педагогов,

непосредственно занимающихся практической работой с детьми.

В

этом

деле

большую

помощь

оказывают

занятии

декоративной

лепки.
Наиболее плодотворным направлением является декоративно- прикладное искусство, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для развития творческих возможностей учащихся. Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. В связи с этим тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Это искусство всегда предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развивать не только духовно- нравственную, но и творчески мыслящую личность.
Народное искусство- богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.
Путь художественного воспитания детей с помощью народного

искусства представляется верным по двум причинам:

а)
Этот путь позволяет воспитывать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.
б)
Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства.
Я

работаю

по

программе

«Декоративная

лепка».

Общеобразовательная

программа

«Декоративная

лепка»

имеет

художественно-эстетическую

направленность.
В данной программе используется лепка из пластилина, соленого теста, глины и полимерной глины. Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры.
Для формирования основ творческой деятельности учащихся на

занятиях использую следующие этапы работы:
1.Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. 2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого использую литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды. 3.Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по теме провожу в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов. 4.В конце каждого занятия анализирую проделанную работу, рассматривая степень продвижения к цели и решение задач занятия; провожу итоговую выставку и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами
оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, и всей группы. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы. 5.Иногда даю домашнее задание: поисковая работа, самостоятельное составление кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», «Интерьер и внутреннее убранство дома». Также в своей работе использую разнообразные типы занятий, формы и методы проведения занятий. Так, например:
1.

Занитие-сообщение новых знаний,
где кроме занятий-лекций можно широко использовать занятия с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему («Народные промыслы родного края»).
2.

Комбинированные занятия:
а) сообщение новых знаний +практикум Учащимся предлагается работа по определенному образцу (занятие «Дымковская игрушка», где выполняются тренинговые упражнения по отработке основных элементов росписи). б) сообщение новых знаний +практикум : импровизация При изучении темы «Русские народные сказки», не только познакомить учащихся с героями сказок, но и предложить придумать свой вариант сказки, и вылепить сказочных героев..
3.Обобщающие занятия:
а) уроки-викторины («Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»). б) урок-игра. в) урок-путешествие. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.


В раздел образования