"Народное искусство на занятиях декоративной лепки"
Автор: Сербина Елена Анатольевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО Лянторский центр дополнительного образования Населённый пункт: город Лянтор, ХМАО Наименование материала: Статья Тема: "Народное искусство на занятиях декоративной лепки" Раздел: дополнительное образование
«Народное искусство на занятиях декоративной лепки»
Русское прикладное искусство — от расписной ложки до
паутинного кружева — несет в себе основные черты непрерывающейся
истори че ской
художе ствен н ой
т ради ц и и ,
о сн ован н ой
н а
преемственности поколений и воплощенной в высокохудожественных
изделиях
как
результате
уникального
духовного
и
ручного
труда.
Именно
это
является
фундаментальной
базой
профессионального
образования в сфере народного искусства. Одновременно происходит
актуальное осмысление народного искусства, его широкое внедрение в
современную высокую моду, жизнь современного человека.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека
всегда
волнует
как
ученых-исследователей,
так
и
педагогов,
непосредственно занимающихся практической работой с детьми.
В
этом
деле
большую
помощь
оказывают
занятии
декоративной
лепки. Наиболее плодотворным направлением является декоративно-
прикладное
искусство,
т.к.
любое
изделие,
выполненное
в
данной
области,
дает
реальные
возможности
для
развития
творческих
возможностей учащихся.
Не
секрет,
что
наши
дети
живут
сейчас
в
условиях
все
возрастающего
потока
информации,
несущей
преимущественно
западные
идеалы:
философские,
нравственные,
эстетические.
Они
смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают
заграничные
лакомства,
одежду,
предметы
быта.
Народные
русские
сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между
поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни.
В связи с этим тема приобщения учащихся к национальной культуре
становится
чрезвычайно
актуальной
в
педагогической
практике.
Возрастает
проблема
формирования
у
детей
подлинной
любви
и
уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской
самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Это искусство всегда предельно ориентировано именно на духовную
культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем
кроются
великие
гуманистические
традиции
духовности
русской
культуры. Приобщая к народному искусству, можно развивать не только
духовно- нравственную, но и творчески мыслящую личность.
Народное
искусство-
богатейшая
сокровищница
красоты,
является
неиссякаемым источником творческой фантазии.
Путь художественного воспитания детей с помощью народного
искусства представляется верным по двум причинам:
а) Этот путь позволяет воспитывать у детей определенную культуру
восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он
создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные
вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный
мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный
вкус.
Человек
обязательно
проявляет
здесь
свои
художественные
наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль
народного
декоративно-прикладного
искусства
в
художественном
воспитании просто неоценима.
б) Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль
в развитии художественной культуры, в подготовке художественного
вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства.
Я
работаю
по
программе
«Декоративная
лепка».
Общеобразовательная
программа
«Декоративная
лепка»
имеет
художественно-эстетическую
направленность. В данной программе
используется лепка из пластилина, соленого теста, глины и полимерной
глины.
Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры.
Для формирования основ творческой деятельности учащихся на
занятиях использую следующие этапы работы:
1.Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим.
Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на
образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях.
2.
После
создания
хорошей
эмоциональной
атмосферы
можно
переходить к творческой работе. Для этого использую литературный
ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки,
легенды.
3.Проверку
качества
знаний
и
усвоенного
на
уроке
или
по
теме
провожу в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам
урока-лекции; решение тематических кроссвордов.
4.В
конце
каждого
занятия
анализирую
проделанную
работу,
рассматривая степень продвижения к цели и решение задач занятия;
провожу итоговую выставку и обсуждение работ учащихся. Желающих
высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами
оценивают,
находят
ошибки.
Если
работы
можно
исправить,
предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и
недоработки, видят результаты работы своих товарищей, и всей группы.
Это
способствует
развитию
художественного
вкуса
и
правильной
самооценке результатов работы.
5.Иногда даю домашнее задание: поисковая работа, самостоятельное
составление
кроссвордов
по
теме,
например,
«Народный
костюм»,
«Интерьер и внутреннее убранство дома».
Также в своей работе использую разнообразные типы занятий, формы
и методы проведения занятий. Так, например:
1.
Занитие-сообщение новых знаний, где кроме занятий-лекций
можно
широко
использовать
занятия
с
элементами
выступлений учащихся о результатах поисковой работы на
заданную тему («Народные промыслы родного края»).
2.
Комбинированные занятия:
а) сообщение новых знаний +практикум
Учащимся предлагается работа по определенному образцу
(занятие
«Дымковская
игрушка»,
где
выполняются
тренинговые
упражнения по отработке основных элементов росписи).
б) сообщение новых знаний +практикум : импровизация
При изучении темы «Русские народные сказки», не только познакомить
учащихся с героями сказок, но и предложить придумать свой вариант
сказки, и вылепить сказочных героев..
3.Обобщающие занятия:
а) уроки-викторины («Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества»).
б) урок-игра.
в) урок-путешествие.
Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой
национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам
художественной деятельности людей.