Автор: Зотова Анастасия Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа-интернат "Преодоление"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Теоретическое изучение предметного словаря у дошкольников с ОНР"
Раздел: начальное образование
Основы безопасности и жизнедеятельности
Ход классного часа:
1. Организационный момент. Поздравление детей с новым учебным годом.
Я очень рада, что мы снова собрались на первый школьный праздник. С праздником вас, ребята! С
днём Знаний! А почему этот день – 1 сентября - мы считаем необыкновенным днём? Это праздник
всех и каждого. Нет человека в нашей стране, которого он не касается. Люди разных возрастов и
профессий покорны могучей силе – силе знаний. Они открывают
Сегодня 1 сентября - праздник первого звонка. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые
переступит школьный порог. Это - праздник для первоклашек и первокурсников. И те и другие
вступают в совершенно новую жизнь. Потому этот день для них самый волнующий и
запоминающийся. Это праздник и для тех, кто не впервые сядет за парту, а сделает очередной шаг по
длинной, но такой интересной, полной открытий школьной дороге...
Официально День знаний в нашей стране был учрежден Верховным Советом СССР 1 сентября 1984
года.
1 сентября празднуют школьники и студенты, в этот день у них начинается новый учебный год.
Первоначально день 1 сентября, уже после придания ему статуса государственного праздника, всё же
был учебным днём: праздник в школах начинался с торжественной линейки, школьных песен, стихов
про школу, затем проводился Урок Мира, затем другие уроки.
День знаний – это первые звонки и волнения, море цветов и белых бантов, и, конечно, традиционные
открытые уроки мира. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный
порог. Новенький портфель, учебники, прописи, парты и школьные доски, испуганные глазенки,
первая учительница.
Я поздравляю вас ребята и ваших родителей с этим замечательным днем . Пусть в жизни вашей
всегда будет место знанию, мудрости, которые помогают справляться с житейскими неурядицами.
Доброго пути вам! Доброго пути всем, для кого 1 сентября - праздник. Праздник, который отныне
будет теперь всегда с вами!
Станция № 1 «При пожаре, как один, набираем 101».
- Вы попали на станцию «При пожаре как один набираем 01». Все вы знаете о том, что миллионы лет
назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека и
верно служил ему. Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В
руках, при условии соблюдения пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то
добрый огонь тут же становится злым. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в
языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные
людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но
чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда
дружба с огнем будет приносить только радость. А знакомы ли вы с огнем, мы сейчас узнаем!
Перед вами - пять загадок.
Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду, что много горя приношу. (Искра)
Кто меня не бережется, очень скоро обожжется. (Огонь)
Схоронилось солнышко
В маковое зернышко.
Пробежит по земле –
Вспыхнет весело во мгле. (Спичка)
Черный дым валит в окно – очень страшное оно,
от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)
Викторина (это игра ответы на вопросы)
- Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям). Транспортные
аварии, пожары, внезапные обрушения зданий, аварии на электроэнергетических системах.
- Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и
снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные
события).
- Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать?
(Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань,
одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в
безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «101» или попроси об
этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони «101», сообщи пожарным
точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу
ползком – внизу меньше дыма. Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не
выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут).
Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно
сделать?
(Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «101», покинуть
помещение).
- Как уберечь себя от поражения электрическим током?
(Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться
неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть
вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в
сырую погоду не подходить ближе, чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под
напряжением).
Станция № 2 «Тише едешь – дальше будешь».
-Вы попали на станцию «Тише едешь, дальше будешь».
Везде и всюду правила, их надо знать всегда,
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Все время будь внимателен и помни наперед.
Свои имеют правила шофер и пешеход.
- Ребята! Вы знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Для пешеходов
отведены специальные места, где они могут свободно передвигаться.
А как вы владеете знаниями по правилам дорожного движения, мы сейчас узнаем! А поможет нам в
этом викторина:
Как помогает пешеходам и машинам светофор? (Он показывает, когда
можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда ждать?)
Что означают красный, желтый и зеленый цвет светофора?
(Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя, желтый сигнал предупреждает о
том, чтобы вы готовились к переходу. Когда загорается зеленый свет – путь открыт, и вы можете
идти).
Когда человек становится пешеходом?
(как только выходит на улицу и взрослый, и ребенок сразу же становится
пешеходом).
Кто является участниками движения?
(Пешеходы и водители являются участниками движения. От их поведения на дороге зависит наша
жизнь.)
Какие последствия влечет за собой нарушение правил дорожного движения?
(Те, кто нарушают правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают
аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей.
Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому, очень важно, чтобы
каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал правила дорожного движения).
Мы все живем сегодня в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным
дорогам мчатся быстроходные автомобили, в воздухе летят сверхзвуковые лайнеры и космические
корабли, по морям и океанам плывут быстроходные суда. Все вокруг торопятся, спешат...
Одна секунда... много это или мало? Для пешехода одна секунда пустяк, шаг шагнуть. А для
водителя секунда- вещь весьма серьезная. За одну секунду машина, идущая со скоростью 60 км/ч,
проезжает больше 16 м, а со скоростью 80 км/ч - 22м.
Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и невдомек, что водитель не
успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда нажаты тормоза. А на
ледяной дороге машина остановится только через 400 метров! Помните об этом. Нередко случаются
ДТП с участием школьников.
Мы каждый год составляем с вами безопасный маршрут от дома до школы и обратно.
Давайте теперь разберем случаи, которые могут произойти с учащимися по дороге в школу и
обратно. В конвертах есть текст. Вам нужно продолжить текст.
Обсуждение ситуаций.
1.
«Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов,
которыми тротуар был отделен от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за
ним выскочил мальчик лет восьми, забыв обо всем на свете, он бежал наперерез несущемуся с
большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своем мяче. Еще мгновение и ребенок
окажется под колесами тяжелой машины. Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он
одним поворотом руля бросил автобус в сторону (благо, встречная полоса была свободна),
чтобы хоть как-то смягчить удар. Но все же наезд произошел. Ведь несчастья могло и не
быть, знай мальчик …
1.
Идет дождь и ветер сильный. Девочка идет в школу, ей нужно переходить несколько дорог.
Голова укрыта капюшоном и в руке зонт. Девочка походит к пешеходному переходу и
уверенно начинает переходить дорогу и вдруг перед ней резко останавливается машина …
2.
Мальчик Паша живет далеко от школы. Чтобы добраться до школы ему нужно переходить
железнодорожные пути, затем ехать две остановки на автобусе. Паша всегда ходит в
наушниках, по сторонам не смотрит. Что может произойти с ним по пути в школу и обратно?
1.
Дети стояли на автобусной остановке, ждали автобус. Автобуса не было, и они начали играть.
Смеялись, толкали друг друга. Что может произойти на остановке с детьми?
К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением,
своими поступками на дорогах и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь
самая прямая. Именно недопустимое поведение является причиной ДТП. Все это является причиной
таких распространённых нарушений ПДД школьниками.
Загадки:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет…
(Пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете…
В этом месте ходят… (Дети)
Тянется нитка, среди них петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать.
(Дорога)
Что за новый желтый дом!
Ребятишек много в нем…
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Место это – не секрет,
Сам ты дашь сейчас ответ.
Коли ехать нам куда.
Быстро путь найдем сюда.
(Остановка)
Вы показали сегодня прекрасные знания на всех этапах, и я надеюсь, что вы будете соблюдать, и
применять все знания по безопасной жизнедеятельности, беречь свое здоровье, потому что оно
бесценно, как и вся наша жизнь!
1. В случае обнаружения на территории учебного заведения предметов, имеющих вид взрывного
устройства, необходимо:
- доложить директору учреждения об обнаружении;
- не вскрывая и не трогая предмет, зафиксировать время его обнаружения, немедленно сообщить в
дежурную часть полиции
- принять меры, исключающие доступ детей, других посторонних лиц к месту обнаружения
подозрительных предметов;
- совместно с прибывшими сотрудниками УВД, ГО, ЧС эвакуировать на безопасное расстояние
детей и сотрудников учреждения;
- обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного
предмета автотранспорта с лицами, прибывшими для расследования происшествия.
Шестое испытание. Здоровый образ жизни.
Представьте, что мы с вами на острове, где сбываются мечты. Каждый из вас может выбрать из
списка только одну мечту: Любовь, Дружба, Здоровье, Богатство, Слава, Семья, Счастье. Выбор за
вами! (ребята по очереди говорят, что они выбирают). Подводится итог, что и сколько выбрали
ребята
Большинство из вас не выбрали Здоровье. А без здоровья не может быть ни славы, ни любви, ни
богатства, ни счастья.
Мы при встрече говорим друг другу «здравствуйте». Это значит, что мы всем желаем здоровья!
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг
другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к
сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем. Чтобы все наши мечты
сбылись, нам всем необходимо то, что спряталось в кроссворде.
Утром раньше поднимайся.
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна... (Зарядка.)
Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ.)
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет ... (Спорт.)
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками,
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак.)
В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло пробито,
На ночь вставлено. (Прорубь.)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой ... (Велосипед.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих -
Что за кони у меня? (Коньки.)
Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно,... (Тренировка.)
На пересечение слов получилось слово здоровье. И это неслучайно, ведь итогом здорового образа
жизни будет крепкое здоровье, которое поможет справиться со многими неприятностями жизни.
III. Заключительная часть.
А теперь мы немножко погадаем.
Загадайте про себя одно число от 1 до 11 (например, 2 или 8). Встаньте те, кто загадал число:
1 - это будущие знаменитости;
2 – это лентяи;
3 – это гении;
4 – это трудяги;
5 – это зубрилки;
6 – это гордость нашей школы;
7 – это болтуны и болтушки;
8 – это лучшие спортсмены;
9 – это сони;
10 – это мечтатели и фантазёры;
11 – это спорщики
Самое главное, чтобы хорошо начался год, нужно выполнить несколько школьных ритуалов.
Ритуал № 1. "Очищение головы от дурных мыслей". Почешите голову обеими руками, затем
сбросьте то, что пристало к вашим пальцам на землю, и так 3 раза!
Ритуал № 2. Ритуал обращения к Повелителю Пятёрок. Сейчас вы хором должны произнести
священную фразу: "Икретяп ан ясьтичу учох!". Затем вскинуть вверх руки с растопыренными
пальцами, которых, как известно, по пять на каждой руке, и которые также символизируют отметку
"5".
Ритуал № 3. Ритуал отказа от враждебных намерений. Пожалуйста, все, сидящие за партами парами,
наступите одновременно друг другу на ногу и улыбнитесь. Вследствие этого священнодействия вам
гарантировано избежание ссор и конфликтов друг с другом.
Разное.
Расписание уроков и режим учебы.
Инструктаж по технике безопасности.
Учебники и тетради.
Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше
успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам,
уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с
интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на
нашей планете.
- На этом наш классный час закончен. Всем спасибо за сотрудничество!