Напоминание

Проектная деятельность на уроках истории для студентов среднего профессионального образования.


Автор: Шадрина Евгения Александровна
Должность: преподаватель истории и право
Учебное заведение: КГБПОУ "Бийский педагогический колледж"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Бийск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках истории для студентов среднего профессионального образования.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектная деятельность на уроках истории для студентов среднего профессионального

образования.

Сегодня

пропагандируется

развитие

творческих

способностей

учащихся,

формирование

способностей к саморазвитию и самоусвоению новых, более эффективных технологий.

Метод проектирования работает как один из них. В рамках исторического образования школы

большое внимание уделяется формированию исторического сознания народа, национальной

памяти и гражданской идентичности молодежи. В качестве ведущего инструмента реализации

этой политики было выбрано построение ценностно-ориентированной системы исторического

воспитания учащихся. При традиционном подходе и традиционных методах обучения эти задачи

решить достаточно сложно.

Для организации качественной проектной деятельности по истории необходима высокая

квалификация педагога, достаточный уровень знаний по предмету. Поэтому проектная

деятельность является положительной стороной как для студентов, так и для преподавателей.

Студенты гораздо ярче проявляют свои личностные и социальные эффекты, у преподавателей

появляются

возможности

для

повышения

профессионального

мастерства,

дальнейшего

углубления педагогического сотрудничества, что в конечном итоге способствует оптимизации

образовательного процесса и повышает эффективность обучения.

До настоящего времени метод проектов сохранил ряд свойств, связанных с ним изначально.

Среди них следующие:

1. Учет интересов обучающихся (при выборе темы, распределении обязанностей и т.п.);

2. Разные функции учителя и учеников на разных этапах проекта.

К современным инновациям можно отнести различные виды проектной деятельности,

преимущества теории перед практикой, детальную регламентацию деятельности учителя.

Формирование готовности к решению различных задач, вот на что должно быть направлено

образование. В зависимости от ситуации решение конкретной задачи, безусловно, будет

основываться на широком спектре знаний, навыков и умений в разных дисциплинах.

Для того чтобы это качество сформировалось, необходимо сделать следующее:

1. Сделать обучение более проблемно-ориентированным;

2. Больше использовать рефлексию в обучении;

3. Стимулировать студентов не только в умении отвечать на заданные вопросы, но и

формулировать свои по темам курса;

4. Повторить традиционную роль учителя и ученика в классе.

В современном мире, склонном к постоянной изменчивости, проектная деятельность видится

одной из самых эффективных педагогических технологий.

По характеру доминирующей деятельности в проекте различают проекты: исследовательские,

творческие, познавательные, ролевые, практико-ориентированные.

Практико-ориентированный проект направлен на решение социальных проблем. Продуктовым

видом проектной деятельности могут быть: выставка; действующая компания; дизайн кабинета,

холла и т.д. • * Мультимедийный продукт; учебник; * сайт; атлас, карта; видео и т.д.

Исследовательский проект по своей структуре аналогичен научному исследованию: обоснование

актуальности

выбранной

темы,

формулировка

исследовательского

задания,

выдвижение

гипотезы с последующей проверкой, обсуждением и анализом полученных результатов.

Формами

продукта

проектной

деятельности

могут

быть:

сравнительный

анализ

темы

исследования; анализ данных социологических опросов; публикации в СМИ; домашняя

страница; атлас, карта; пособие для молодежи по английскому сленгу и др.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с целью

анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Форма продукта

проектной деятельности может быть: видеоролик; газета, журнал; путешествие; Коллекция;

мультимедийный продукт; прогноз; справочник; веб-сайт и т. д.

Креативный проект предполагает максимально свободный и нестандартный подход к реализации

и подаче результата. Это могут быть альманахи, театральные постановки, спортивные игры,

произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеоролики и т. д.

Форма

продукта

проектной

деятельности

может

быть:

костюм;

модель;

музыкальное

произведение; сборник очерков, стихов, рисунков; видео; выставка; отпуск; игра; коллекция.

Разработка ролевого проекта и реализация такого проекта являются наиболее сложными.

Участвуя в нем, дизайнеры берут на себя роли литературных или исторических деятелей,

вымышленных героев, чтобы через игровые ситуации воссоздать различные социальные или

деловые связи.

По сложности (тема – область содержания) можно выделить три типа проектов.

Монопроекты обычно выполняются в рамках учебного предмета.

Межпредметные проекты выполняются на интегрированных уроках внеурочной деятельности

под руководством нескольких преподавателей или специалистов разных предметных областей.

По характеру согласования можно отметить проекты с открытой и скрытой координацией.

Открытая координация изначально предполагает присутствие лидера-наставника, которого

слушают все участники. Функция наставника заключается в том, чтобы руководить работой

участников проекта. Скрытая координация чаще всего предполагает присутствие один тайным

надзирателем; вероятно, это может быть один из участников проекта. Он работает со всеми на

равных и полностью участвует в развитии проекта.

По

уровню

контактов

следует

отметить

такие

виды

проектов,

как

внутришкольные,

региональные, межрегиональные и международные.

В зависимости от количества участников проекты могут быть личными, парными и групповыми.

По продолжительности проекты делятся на краткосрочные (несколько уроков), среднесрочные

(от одного до двух месяцев) и долгосрочные (до одного года).

Требования, которые необходимо соблюдать при работе над проектом: наличие некоторых

универсальных знаний на момент принятия решения об участии в проекте; теоретическая,

практическая,

нравственно-познавательная

значимость

полученных

результатов,

самостоятельная работа студентов, структурирование работы над проектом с указанием и

обобщением результатов; возможность применения этих результатов на практике.

Проектная деятельность, безусловно, способствует повышению уровня образования. Метод

проектов является одним из наиболее актуальных в современном образовании, благодаря методу

проектирования можно добиться большего интереса учащихся к урокам истории. Развивать

творческие способности и прививать любовь к предмету.



В раздел образования