Автор: Курбанова Селимат Джабраиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Югорка"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Экологическая викторина
Тема: "Царство льда и снега"
Раздел: дошкольное образование
Экологическая викторина «Царство снега и льда».
Цель: выявить и систематизировать знания детей о свойствах льда и снега
Задачи:
- обобщение и закрепление представлений детей о свойствах льда и снега;
- развитие связной речи, внимания, памяти и мышления.
- воспитание любознательности, интереса к зимним природным явлениям;
формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности,
ответственности.
В группе дети делятся на две команды, выбирают капитанов и
придумывают название команды.
Воспитатель напоминает правила викторины:
1. Вопросы слушать внимательно, иначе не сможете правильно ответить.
2. Если команда знает правильный ответ, то поднимает флажок.
Выкрикивать нельзя.
3. Отвечает первой та команда, которой был задан вопрос.
Если команда ответила неверно, право ответа передается другой команде.
4. Отвечает в команде тот участник, которого назначил капитан.
5. За каждый верный ответ команда получает балл, и получает звездочку.
5. Во время ответов нельзя подсказывать и выкрикивать, за это будут
сниматься баллы.
6. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.
Ход викторины:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Добрый вечер, уважаемые гости!
- Последние недели у нас были очень интересными. Мы познакомились с
удивительными свойствами льда и снега. Сегодня мы вспомним и покажем все,
что узнали про эти природные явления.
-Итак, в нашей сегодняшней интеллектуальной битве будут сражаться две
команды: «Снежинки» и «Сосульки».
(Воспитатель представляет команды, капитанов команд и всех членов
обеих команд, дети занимают свои места).
Воспитатель:
-Викторина состоит
из
четырех
конкурсов.
Первый
конкурс
называется «Угадай-ка».
От каждой команды по очереди выходят назначенные капитаном игроки и
выбирают карточку с загадкой. Ведущий читает загадку, игроку нужно отгадать.
Если назначенный игрок затрудняется, команда может помочь. Каждой команде
загадывается по 4 загадки. Выигрывает команда, которая отгадала все загадки.
Загадки:
1. Без рук, без топора построен мост через реку (лед).
2. За ночь все поле укрылось белым покрывалом (снег).
3. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней).
4. Что вниз вершиной растет? (сосулька).
5.
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке (снежинки).
6. Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез. Там волшебный вырос лес (морозные узоры).
7. Что за странный человек
Пробыл в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)
8. Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придёт - он сам уйдёт. (сугроб)
Второй конкурс – игра «Выбери правильный ответ!».
Командам по
очереди задаются вопросы, на которые нужно ответить и аргументировать свой
ответ. Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов.
Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лед скользкий или шершавый?
На улице мороз или жара?
Снеговика лепят или строят?
На коньках катаются или качаются?
Музыкальная пауза
После второго конкурса дети под музыку «Где-то на белом свете» играют в
подвижную игру «Белые медведи». В зале на ковре разложены обручи (льдинки).
Обручей на два меньше чем количество детей.
Пока играет музыка, дети
свободно гуляют по залу. Как только музыка остановится, детям нужно занять
обруч. Те, кто остались без льдинки, выбывают из игры. Воспитатель каждый
раз убирает 1-2 обруча, и так до тех пор, пока не останется один игрок –
победитель.
Третий конкурс «Сложи картинку».
На столе у воспитателя лежат два
конверта с разрезными картинками (снеговик и коньки). Назначенный игрок от каждой
команды выбирает конверт, и команда приступает к выполнению задания – сложить
картинку правильно и быстрей, чем команда соперник
.
Четвертый конкурс «Четвертый лишний». Воспитатель произносит четыре
слова, командам нужно определить, какое слово здесь лишнее и объяснить,
почему оно лишнее?
1. Коньки, скакалка, лыжи, санки.
2. Снеговик, замок из песка, ледяная горка, каток.
3. Хрустящий, теплый, морозный, снежный.
4. Снегопад, дождь, гололед, морозные узоры.
После
четвертого
конкурса,
воспитатель
благодарит
всех
участников викторины, подводит итоги и награждает команды дипломами,
отмечает особо активных детей и вручает им «медали».