Напоминание

Состояние проблемы социальной адаптации курсантов военного института в психолого-педагогических исследованиях


Автор: Макенова Ардак Маннаповна
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Состояние проблемы социальной адаптации курсантов военного института в психолого-педагогических исследованиях
Раздел: высшее образование





Назад




Макенова Ардак Маннаповна

магистрант

направления подготовки

«44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия»,

г. Омск

Научный руководитель д. пед. наук, профессор Е.В. Лопанова

Состояние проблемы социальной адаптации курсантов военного института в

психолого-педагогических исследованиях

Армия во всех странах мира относится к числу важнейших государст-

венных институтов, так как она в значительной мере определяет пути их

исторического развития и сам факт независимого существования. Воинское

обучение

обусловлено

потребностями

государства

в

высоко

профессионально подготовленных офицерах, способных успешно выполнять

служебные и боевые задачи по защите Отечества[1].

Государство формирует социальный заказ на подготовку офицеров и

определяет требования, предъявляемые к ним, которые реализуются в ходе

военно-педагогического

процесса.

На

современном

этапе

развития

Вооруженных Сил РФ военная дидактика отмечает ярко выраженный

социально-педагогический характер сущности обучения военнослужащих.

Исторически так сложилось, что на протяжении трех столетий, основными

источниками, готовящими военные кадры, являются военные училища и

институты[4].

В период проведения военной реформы перед высшими военно-

учебными заведениями одной из главных задач является совершенствование

процесса эффективности социально-педагогической адаптации курсантов к

условиям военно-педагогического процесса.

Неспособность

курсантов

адаптироваться

к

условиям

военно-

педагогического процесса, потеря интереса к учебе - один из важнейших

факторов, приводящих курсантов к отчислению из института. В этом

процессе

участвуют

социальные,

педагогические

и

психологические

явления, которые возникают при взаимодействии социальной среды, лич-

ности и группы.

Предрасположенность личности к той или иной деятельности

неодинаково. Обычно одни способности у индивида более развиты, другие

же остаются сравнительно неразвитыми. Воспитание лишь отчасти приводит

к желаемым результатам, и созревание личности во многом определяется

социальной средой[6].

Процесс развития личности еще более усложняется в связи с тем, что

социальная среда в действительности не является стабильной и индивид на

своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен

в разные общности, различающиеся по своим социально- психологическим

характеристикам.

Социальная среда - это все то, что окружает человека в его соци-

альной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных

отношений на определенном этапе их развития [4]. Субъект, входя в новую

общность (группу, коллектив), проходит через ряд стадий или фаз:

адаптации, индивидуализации и интеграции личности в группе [2].

Наибольший интерес вызывает первая фаза - это стадия адаптации

субъекта как члена новой группы. Он не может осуществить свою

потребность, проявить себя как личность раньше, чем он освоит дейст-

вующие в группе нормы (нравственные, учебные и др.) [6].

Основным

и

первым

этапом,

главной

формой

и

условием

эффективности последующей социализации личности в определенной среде

является социальная адаптация.

Адаптация (от лат.

adapto - приспособляю) - приспособление

строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [3].

Термин

«адаптация»

сначала

применялся

для

описания

приспособления объектов живой природы к изменяющимся условиям

жизнедеятельности. В дальнейшем он был применен и в техническую

область (в частности в кибернетику) и стал обозначать процесс накопления и

использования

информации

в

системе,

созданной

человеком,

для

достижения ее оптимального состояния или поведения при начальной

неопределенности и изменяющихся внешних условиях. В ходе адаптации

могут изменяться параметры элементов и структура системы, алгоритмы

функционирования, управляющие воздействия и др. 5].

Адаптация -

начальный этап процесса включения и интеграции

индивида

в

социальную,

образовательную,

профессиональную

среду,

основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним.

При этом всякая адаптация является вторичной по отношению к основному

контуру управления. Если управление выполняет основные цели, реализация

которых

обеспечивает

работоспособность

системы,

то

адаптация

обеспечивает качество процесса функционирования.

Адаптация социальная (от лат. - adapto - приспособляю) - процесс ак-

тивного приспособления к изменившейся среде с помощью различных соци-

альных средств [4].

Теоретические и методологические проблемы адаптации в ракурсе

педагогической, психологической и философской науки рассматривали А. Г.

Асмолов, Л. П. Буев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л.

Рубинштейн, Б. Т. Теплов и др. Социальные теории адаптации личности

исследовали Ю. А. Миславский, В Т. Лисовский, P. A. Литвак, A. B.

Петровский, Ж. Пиаже, Ю. О. Яблоновская и др.

Социальная адаптация особенно необходима тогда, когда человек или

другой социальный объект попадает в новую социальную обстановку и ему

приходится осваивать ее, принимая ее ценности и нормы, используя

сложившиеся

формы

социального

взаимодействия

и

предметной

деятельности

[2].

Следовательно,

социальная

адаптация

это

процесс

активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид

взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой;

результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.

Важными

компонентами

социально-педагогической

адаптации

являются:

согласование

оценок,

притязаний

индивида,

реальных

и

потенциальных личных возможностей со спецификой социальной среды;

целей, ценностей, ориентаций личности и способности их реализации в

конкретной социальной среде; взаимоотношения индивида и социума, как

процесс гомеостатического уравновешивания [3].

Применительно к системе военного образования представляется

целесообразным выделить три способа адаптации: изменение параметров,

состава, алгоритмов и режимов функционирования элементов системы;

перераспределение

нагрузки

и

продолжительности;

перераспределение

функций[7].

Первый способ предусматривает, прежде всего, изменение наиболее

важных характеристик элементов системы военного образования, что

позволяет эффективно использовать их в конкретно складывающихся

условиях применения.

Второй способ заключается в акцентировании сосредоточения и

распределения психолого-педагогических методов и способов на решение

определенных задач в динамике и складывающихся противоречий.

Третий

способ

заключается

в

изменении

и

пересмотре

приоритетности задач социально-педагогической адаптации курсантов (из

чего следуют структурные изменения).

Эффективность

применения

различных

способов

социальноой

адаптации курсантов определяется возможностями каждого военного вуза в

отдельности

по

получению,

анализу

и

учету

текущей

научно-

исследовательской информации. Наивысшая степень адаптации в военном

вузе достигается применением алгоритма, позволяющего по мере получения

и обработки результатов научно-исследовательской информации выбирать

варианты и способы предстоящих психолого-педагогических процессов в

сфере военно- профессионального образования.

Социальная адаптация курсанта в системе военного образования -

сложный процесс, отражающий различные стороны его службы[2]:

-формирование военного мировоззрения, патриотических убеждений,

идеологической

культуры

и

социальной

активности

(общественно-

идеологическая адаптация);

-приобретение

военно-технических

знаний

и

умений,

овладения

воинскими специальностями и приспособление к условиям изучения новой

техники (военно-техническая адаптация);

-изучение вооружения, формирование навыков стрельбы и вооруженной

борьбы с противником, приспособление к условиям современной войны

(боевая адаптация);

-включение

в

воинский

коллектив,

установление

отношений

с

командирами, старшими и равными по должности (социальная адаптация).

В процессе военного образования, несмотря на различие сторон

адаптации, протекает процесс их тесной взаимосвязи.

Список литературы

1. Бурмистров , С.К., Марчук, В.А. Принцип адаптации в решении военных

задач // Военная мысль. - 2017. - № 6. - С. 45-48.

2. Военная

педагогика и психология / Под ред. A.B. Барабанщикова - М.:

Воениздат, 2016. - 239 с.

3. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред.

И.Н. Шкадова - М.: Воениздат, 2017. - 525 с.

4.

Георгиева, И. А. Социально - психологические факторы адаптации

личности в коллективе. - Л, 2017.-216 с.

5.

Егоров, Л.Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических

воинских коллективах. Социологический анализ.- М., 2017.-221 с.

6.

Милославова,

И.А.

Адаптация

как

социально

-психологическое

явление. // Социальная психология и философия. - Вып. 2-Я: Изд-во ЛТП,

2018.- 120 с.

7.

Налчаджян, А.Л. Социально - психическая адаптация личности: формы,

механизмы и стратегии. - Ереван, 2017. - 246 с.



В раздел образования