Автор: Дьякова Елена Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Динамика конформности в подростковом и юношеском возрасте
Раздел: среднее профессиональное
ДИНАМИКА КОНФОРМНОСТИ В ПОДРОДРОСТКОВОМ И
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дьякова Елена Игоревна, педагог-психолог
Современное сообщество, зачастую характеризуется как «информационное».
Ученые отмечают, что темпы и объмы автоматизированной переработки информации
несапостовимо опережают скорости психической её переработки. В результате в
современных условиях человек оказывается под влиянием колоссального объема
информации, которую он не только неспособен усвоить, но даже и адекватно понять,
оценить и выработать на её основе правильное решение.
Наиболее подвержены такому информационному влиянию люди с высоким
уровнем конформности. Проявление конформности имеет определенные возрастные
колебания. Об этом говорят исследования проведенные еще во второй половине ХХ века.
Исследование проведенное в США на испытуемых в возрасте от 7 до 21 года показал, что
между возрастом и конформностью существует криволинейная зависимость, причем
максимума она достигает к 12-13 годам (М. Шоу, Ф. Костанзо). В тоже самое время,
данные полученные в бывшем СССР на выборке в возрасте от 7 до 18 лет,
свидетельствуют о том, что между возрастом и конформность существует взаимообратная
связь, то есть с возрастом её проявление снижается и наименьшее её проявление
приходиться на 15-16 лет, после чего заметных изменений её уровня не наблюдается
(Сопиков А.П.).
Анализ результатов эмпирического исследования мы начали с обработки данных,
полученных с помощью методики диагностики внушаемости.
Певоначально была
расчитана процентная представленность в выборке испытуемых, которые демонстрируют
определенный уровень внушаемости. Результаты расчетов представлены на рисунки 1 – 3.
На рисунке 1 отражены результаты испытуемых 6 класса.
100,00%
слабая кон-
формность
умеренная
конформность
сильная кон-
формность
Рис. 1. Процентное распределение учащихся 6 класса по уровню внушаемости
Из данного рисунка видно, что у всех учащихся 6 класса средний уровень внушаемости.
Учащиеся как с высоким, так и с низким уровнем внушаемости отсутствуют.
На рисунке 2 отражены результаты испытуемых 9 класса.
12%
88%
слабая конформность
умеренная кон-
формность
сильная конформность
В 9 классе большая часть учащихся имеет средний уровень внушаемости и 12%
обучающихся этого класса имеют низкий уровень конформности. Учащиеся с высоким
уровнем отсутствуют.
На рисунке 3 отражены результаты испытуемых 11 класса.
22%
78%
слабая конформность
умеренная конформность
сильная конформность
В 11 классе процент учащихся с низким уровнем конформности уже составляет
22%. Средний уровень конформности демонстритрирует 78% учеников, учащиеся с
высоким уровнем отсутствуют.
Эти данные позволяют утверждать, что по мере повышения возраста уровень
конформности снижается.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Подростки, ранние юноши характеризуются умеренной конформностью.
2. На протяжении переходного периода (подросткового и раннем юношеского возраста)
происходит снижение проявления конформности.
3. Большинство подростков, юношей и девушек считают себя мало подверженными, не
склонными менять свою точку зрения под влияниям других людей.
4. Наибольшее влияние на их точку зрения оказываю родители, что противоречит
устоявшемуся в психологии мнению, что для подростков значимыми являются
сверстники, а не родители.
5. Доминирующим атрибутом, который вызывает конформность у подростков и юношей
является умение оппонента аргументировать свою позицию.
6. С одной стороны, большинство испытуемых считаю, что сами они не склонны к
манипулированию в общении ради достижения собственных целей, но с другой стороны,
значительная их часть склонна оправдывать манипуляции под разными предлогами.
7. Большинство подростков и юношей пассивно реагируют на манипуляцию в свой адрес,
если они её разгадывают.
Список использованной литературы
1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: учебное
пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
2. Сопиков А.П. Проблемы измерения конформных реакций в малых группах: дисс. …
канд. псих. наук. Л., 1969. 173 с.
3. Shaw M. Group dynamics: the psychology of small group behavior. 2 nd ed. N.Y., 1981.