Напоминание

Динамика конформности в подростковом и юношеском возрасте


Автор: Дьякова Елена Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Динамика конформности в подростковом и юношеском возрасте
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДИНАМИКА КОНФОРМНОСТИ В ПОДРОДРОСТКОВОМ И

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Дьякова Елена Игоревна, педагог-психолог

Современное сообщество, зачастую характеризуется как «информационное».

Ученые отмечают, что темпы и объмы автоматизированной переработки информации

несапостовимо опережают скорости психической её переработки. В результате в

современных условиях человек оказывается под влиянием колоссального объема

информации, которую он не только неспособен усвоить, но даже и адекватно понять,

оценить и выработать на её основе правильное решение.

Наиболее подвержены такому информационному влиянию люди с высоким

уровнем конформности. Проявление конформности имеет определенные возрастные

колебания. Об этом говорят исследования проведенные еще во второй половине ХХ века.

Исследование проведенное в США на испытуемых в возрасте от 7 до 21 года показал, что

между возрастом и конформностью существует криволинейная зависимость, причем

максимума она достигает к 12-13 годам (М. Шоу, Ф. Костанзо). В тоже самое время,

данные полученные в бывшем СССР на выборке в возрасте от 7 до 18 лет,

свидетельствуют о том, что между возрастом и конформность существует взаимообратная

связь, то есть с возрастом её проявление снижается и наименьшее её проявление

приходиться на 15-16 лет, после чего заметных изменений её уровня не наблюдается

(Сопиков А.П.).

Анализ результатов эмпирического исследования мы начали с обработки данных,

полученных с помощью методики диагностики внушаемости.

Певоначально была

расчитана процентная представленность в выборке испытуемых, которые демонстрируют

определенный уровень внушаемости. Результаты расчетов представлены на рисунки 1 – 3.

На рисунке 1 отражены результаты испытуемых 6 класса.

100,00%

слабая кон-

формность

умеренная

конформность

сильная кон-

формность

Рис. 1. Процентное распределение учащихся 6 класса по уровню внушаемости

Из данного рисунка видно, что у всех учащихся 6 класса средний уровень внушаемости.

Учащиеся как с высоким, так и с низким уровнем внушаемости отсутствуют.

На рисунке 2 отражены результаты испытуемых 9 класса.

12%

88%

слабая конформность

умеренная кон-

формность

сильная конформность

В 9 классе большая часть учащихся имеет средний уровень внушаемости и 12%

обучающихся этого класса имеют низкий уровень конформности. Учащиеся с высоким

уровнем отсутствуют.

На рисунке 3 отражены результаты испытуемых 11 класса.

22%

78%

слабая конформность

умеренная конформность

сильная конформность

В 11 классе процент учащихся с низким уровнем конформности уже составляет

22%. Средний уровень конформности демонстритрирует 78% учеников, учащиеся с

высоким уровнем отсутствуют.

Эти данные позволяют утверждать, что по мере повышения возраста уровень

конформности снижается.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Подростки, ранние юноши характеризуются умеренной конформностью.

2. На протяжении переходного периода (подросткового и раннем юношеского возраста)

происходит снижение проявления конформности.

3. Большинство подростков, юношей и девушек считают себя мало подверженными, не

склонными менять свою точку зрения под влияниям других людей.

4. Наибольшее влияние на их точку зрения оказываю родители, что противоречит

устоявшемуся в психологии мнению, что для подростков значимыми являются

сверстники, а не родители.

5. Доминирующим атрибутом, который вызывает конформность у подростков и юношей

является умение оппонента аргументировать свою позицию.

6. С одной стороны, большинство испытуемых считаю, что сами они не склонны к

манипулированию в общении ради достижения собственных целей, но с другой стороны,

значительная их часть склонна оправдывать манипуляции под разными предлогами.

7. Большинство подростков и юношей пассивно реагируют на манипуляцию в свой адрес,

если они её разгадывают.

Список использованной литературы

1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: учебное

пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.

2. Сопиков А.П. Проблемы измерения конформных реакций в малых группах: дисс. …

канд. псих. наук. Л., 1969. 173 с.

3. Shaw M. Group dynamics: the psychology of small group behavior. 2 nd ed. N.Y., 1981.



В раздел образования