Напоминание

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.


Автор: Москаленко Оксана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42
Населённый пункт: пгт Ахтырский Абинский район Краснодарский край
Наименование материала: интегрированный урок русского языка
Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык

Класс: 3 класс

Тема: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.

− Расширение знаний детей о служебных частях речи.

– Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

– Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц,

этимологических значений слов.

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс», 6 толковых словарей, мультимедийная доска, проектор, компьютер,

иллюстрация к теме урока.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

I.

Организационн

ый момент

IΙ. Актуализация

знаний.

(1 слайд)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно,

И к уроку все готово.

− Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? (активными,

внимательными, помогать друг другу)

− Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

− Запишите в тетрадях дату и классная работа. (комментированное

письмо)

−Ребята, а вы любите собирать пазлы? Я вам предлагаю собрать сегодня

особенный пазл.

−Ну, что ? Готовы?

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать

информацию из схем,

иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в

виде схемы.

3. Выявлять сущность,

особенности объектов.

4. На основе анализа объектов

делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать

по признакам.

6. Ориентироваться на развороте

учебника.

7. Находить ответы на вопросы в

иллюстрации.

Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам… глагол.

− Что такое глагол?

Блиц-опрос.

− Сколько времен у глагола, как определить время? (3 времени,

поставить вопрос)

−Почему форма глагола называется неопределенной? (не возможно

определить время глагола)

– Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе?

– Есть что-то, чего мы ещё не знаем?

− Молодцы, вот фрагмент!

II.

Формулирование

проблемы.

– Попробуйте подобрать название к стихотворению Юрия Воронского.

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дёргать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

И согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не смейте делать мне

Никаких упрёков,

Если даже я и не

Выучу уроков.

– Как можно назвать стихотворение? («НЕ»)

− Как вы думаете почему?

– Что же обозначает это слово?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать

своё предположение на основе

работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей.

3. Прогнозировать предстоящую

работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную

и личностную рефлексию.

– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с

какими словами оно употребляется?

– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)

− Молодцы, вот ещё фрагмент!

(2 слайд) Запись темы на доске.

– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое

не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи?

Как пишется не с глаголами? и др.)

– Составим план урока.

На уроке мы выясним:

1.

Что такое частица не?

2.

К какой части речи относится?

3.

Будем учиться правильно, использовать эту частицу в речи.

4.

Буде применять знание правила на практике .

− Молодцы, вот ещё пазл!

III. Открытие

новых знаний.

1.

Наблюдение над употреблением частицы не.

(3 слайд) На слайде записаны пословицы:

Ложь человека красит.

Откладывай доброе дело на завтра.

Новых друзей наживай, а старых забывай.

Друг в беде бросит.

− Вам они нравятся?

– Исправьте пословицы.

− Что нужно добавить? (нужно добавить слово не).

− Это маленькое слово не называется частицей.

− Перед какой частью речи стоит не? (перед глаголом).

− Выпишите глаголы с не.

– Прочитайте, как записали глаголы с не. Какое будет значение в

записанных парах слов? (противоположное)

– Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это

слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная

частица».

− Кому какая пословица понравилась и почему?

(4 слайд) Чтение правила

Вопросы после чтения.

– Как называется новое слово не? (Частица, отрицательная частица.)

– Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?

– К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным

или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется,

нельзя понять, что это – не.)

Какую

роль

выполняет

она

в

речи?

(Частица

не

придаёт

отрицательный смысл слову или всему предложению.)

− Молодцы, вот ещё пазл!

3. Игра на внимание.

− Я прочту вам стихотворение Владимира Агафонова, а вы постараетесь

запомнить и записать по памяти не менее 5 глаголов с частицей не из

этого стихотворения.

Глаголу нравится ЧИТАТЬ,

ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!

Глаголу очень нравится всё делать очень живо…

Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива!

Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,

НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,

Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,

Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.

глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!

− Давайте проверим, какие глаголы вы записали.

(5 слайд)

− Посмотрите на слайд, какие глаголы забыли записать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

− Молодцы, вот пазл!

IV. Развитие

умений.

1.

Творческая работа в парах.

– А сейчас творческая работа. Её вы выполните в паре.

(6 слайд)

(Релаксация)

– Закройте глаза и послушайте «Голоса птиц».

– Что вы представили себе, что почувствовали?

− А теперь откройте глазки и посмотрите на экран. ( На экране оркестр

знаменитого советского композитора-авангардиста Эдисона Давыдова

исполняет пение птиц на музыкальных инструментах)

(7 слайд)

– Весной к нам прилетают перелётные птицы.

− Каких перелётных птиц Кубани вы знаете? (жаворонок, утки, грач,

журавль,

кукушка,

ласточка,

лебедь,

скворец,

соловей)

– Какие советы вы могли бы дать туристам, чтобы не спугнуть птиц?

– Как они должны относиться к природе?

– Запишите посередине тетради заголовок «Советы туристам».

Запишите 3-4 совета, для отдыхающих, используя частицу не

.

– Какую роль выполняла частица не в речи? (Частица не придаёт

отрицательный смысл слову или всему предложению.)

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать

своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в

соответствии с определённой

ситуацией.

3. Формируем мотивацию к

обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и

понимать других.

2. Строить речевое высказывание

в соответствии с поставленными

задачами.

3. Оформлять свои мысли в

устной форме.

4. Умение работать в паре.

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

− Кто хорошо будет вести себя в лесу?

− Молодцы, вот ещё пазл!

Физминутка. (8 слайд)

Под песенку «Что манит птицу»

2.

Глаголы – исключения.

(9 слайд)

− Частица не выражает отрицание, несогласие. Она очень упрямая, и

любит делать всё наоборот.

В русском языке есть глаголы-исключения: неволить, недомогать,

ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровится.

−Это глаголы – исключения, их надо запомнить.

(В словарях сделаны закладки. Дети читают значение слов.)

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в

догадках, ума не приложить.

Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок,

пожимает плечами, округляет глаза

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

Нездоровится – болеть, хворать

− Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется

слитно с глаголами?

− Молодцы, вот ещё пазл!

V. Итог урока.

– А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

(10 - 14 слайд)

− Оцените свои знания.

− Проверьте правильность ответов.

− Оцените свои знания.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Какую отметку поставили себе?

– На сколько вопросов ответили верно?

− Совпали ваши предполагаемые оценки?

− Молодцы, вот все пазлы! Соберите картинку.

Что изображено? (Тема урока: НЕ с глаголами)

VI. Домашнее

задание.

(15 слайд)

Нарисуйте иллюстрацию к правилу.

(16 слайд)



В раздел образования