Автор: Якубова Елена Геннадьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ Володарская СОШ дошкольное отделение
Населённый пункт: МО Ленинский городской округ пос. Володарского
Наименование материала: Статья
Тема: "Подвижные игры и игры с элементами спорта в физическом развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МБОУ ВОЛОДАРСКАЯ СОШ
дошкольное отделение
Статья
«Подвижные игры и игры с элементами спорта в физическом
развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила Инструктор по ФИЗО:
Якубова Е.Г.
пос. Володарского
2022 г.
«Подвижные игры и игры с элементами спорта в физическом развитии детей
дошкольного возраста»
Актуальность Игра – естественный спутник жизни ребёнка. Подвижные
игры – средство физического воспитания, отличная и весёлая спортивная
тренировка детей. Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности
детей, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации
подвижных игр возникают поистине уникальные возможности для комплексного
решения
оздоровительных,
образовательных
и
воспитательных
задач,
но
подвижная игра в силу своей специфики является, прежде всего, эффективным
средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного
возраста. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые
ею
положительные
эмоции
усиливают
все
физиологические
процессы
в
организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре
неожиданные
ситуации
приучают
детей
целесообразно
использовать
приобретенные двигательные навыки.
Подвижные игры воспитывают дружеские отношения друг к другу, чувство
товарищества, сопереживание. В подвижных играх дети учатся уступать и
помогать друг другу.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны
для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют
выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности.
Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать
препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств -
выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными
эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как
действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена
условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач.
Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы,
творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об
окружающей
действительности.
Выполняя
различные
роли,
изображая
разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках
животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о
современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи,
упражнения в счете и т. Д
Классификация подвижных игр: Подвижные игры делят на элементарные и
сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные,
игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо
зафиксированные
правила.
Сюжет
отражает
явления
окружающей
жизни
(трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных,
птиц и т. д.). Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные
(небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех
возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном
возрасте.
Бессюжетные подвижные игры
эти игры связаны с выполнением
конкретного
двигательного
задания
и
требуют
от
детей
большой
самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, типа
ловишек, перебежек не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными
наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех
участников.
В
дошкольном
возрасте
используются
подвижные
игры
с
элементами
соревнования (индивидуального и группового) например, «Чье звено скорее
соберется», «Кто первый через обруч к флажку».
Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении
двигательных
заданий.
К
бессюжетным
относятся
также
игры
с
использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, «Школа мяча» и др.).
Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий,
поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.).
В играх-забавах,
аттракционах двигательные задания выполняются в
необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом
несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.),
остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют
зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный
теннис,
баскетбол,
волейбол,
футбол,
хоккей).
В
дошкольном
возрасте
используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам, но об
этом немного позже.
Подвижные игры различаются:
1.По их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др.
2.По степени физической нагрузки: большой, средней и малой подвижности.
3. По сложности движений.
4. По содержанию сюжета.
Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру,
птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются) по
количеству правил и ролей; Количество ролей в играх детей младшего возраста
незначительно
(1-2).
Главную
роль
выполняет
воспитатель,
а
малыши
изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети – мыши
(«Кот и мыши»). В младшей группе объяснение в самом процессе игры. Назвав
игру воспитатель указывает, кем будут дети и предлагает занять свои места,
движения выполняются вместе с воспитателем. Подвижные игры детей младшего
возраста
часто сопровождаются словами -
стихами, песнями, речитативом,
которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и
как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают
ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.).
В средней группе воспитатель называет игру, коротко и ясно объясняет ее.
Затем распределяет роли сам. Выбирая на роль ребенка – ведущего воспитатель
должен знать справится ли он с этой ролью. Со второго полугодия вводятся для
выбора водящего считалки.
В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до
3- 4) Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того,
роли распределяются между всеми детьми.
В старших группах на первое место ставится слово воспитателя. Заранее
можно договорится, где будет проходить игра. Сбор не превышает 1-2 минут.
Собрав детей воспитатель создает интерес к игре. (Наблюдение, игрушка,
загадка.)
В старших – подготовительных группах
вся игра объясняется в
начале. Объяснив ее воспитатель четко выделяет правила. Если есть текст, то
повторяют его, а затем распределяют роли. К распределению ролей нужно
подходить осторожно, не назначать одних и тех же детей. Роль ведущего
назначается по считалке и т. д. Руководство ходом игры: Воспитатель по ходу
игры следит за выполнением правил, если необходимо делает замечания.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя
(кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная
ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего
коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся
соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни
разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).
Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова
нередко произносятся хором («Мы - веселые ребята» и др.).
Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к
прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение
слов - это отдых после интенсивных движений.
Методика проведения подвижных игр
Игры
отбираются
в
соответствии
с
задачами
воспитания,
возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается
во внимание также место игры в режиме дня, время года, климатические условия.
1. Собрать детей на игру можно разными приемами.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. В младшей группе
воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются
остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку
(зайчика, мишку), привлекая внимание малышей тут же спросить: «Хотите
поиграть с ними?» Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или
рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
С детьми старших групп следует заранее договориться в какую игру будут
играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах
флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить, наиболее
активным детям собрать всех для игры.
Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических
поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх),
регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
2. Окончание игры и подведение итогов.
В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к
каким- либо другим видам деятельности более спокойного характера.
В старших группах
подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно
выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность,
соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал
правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре,
почему «ловишка» быстро, поймал одних, а другие ни разу не попались ему.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной
форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших
результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это
приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение
к выполнению правил игры и движений.
Все шире в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста входят
и игры с элементами спорта, направленные на овладение отдельными элементами
тех спортивных игр, к которым дети проявляют большой интерес. Как и в
подвижных играх, основными задачами в работе с детьми по применению игр с
элементами спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его
организма, развитие движений, двигательных способностей и физических
качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к
различным видам физических упражнений.
Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют развития
физических возможностей, Игры с элементами спортивных игр рассматриваются
как более высокая ступень подвижной игры. Для дошкольников особенно
привлекательными
являются
игры
с
мячом,
благодаря
их
большой
эмоциональности, динамичности, а так же разнообразия действий в игровых
ситуациях (Т.И. Осокина, Э.Й. Адашкявичене). С детьми дошкольного возраста
следует начинать разучивать элементы (баскетбола, футбола…) в старшей группе
в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются
легкие
упражнения,
которые
имеют
существенное
сходство
с
основным
изучаемым действием, но является более простыми и более легкими.
Прежде всего, в детском саду необходимо культивировать такие игры,
которые дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами
спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с
мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания.
Наблюдения и исследования позволили сделать вывод; игры с мячом являются
прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Особенно
большое влияние игры с мячом оказывают на формирование быстроты реакции,
ловкости, подвижности.
Подвижные и спортивные игры объединяет деятельность в быстро
меняющихся ситуациях в соответствии с правилами. В подвижных играх правила
изменяются в зависимости от педагогических задач для постепенного усложнения
игровой обстановки. В спортивных играх правила постоянны, носят устойчивый
характер. Количество играющих в подвижных играх произвольное (от двух и
более). Состав играющих в подвижных играх динамичен: в любой момент игрок
может выйти или, наоборот, включиться в игру. В спортивных играх имеется
строго установленное число игроков (хоккей - шесть, волейбол - шесть и т.д.).
Площадка для спортивной игры имеет определенные размеры, тогда как в
подвижных играх границы для игры могут свободно изменяться. Размеры
инвентаря (вес и величина мяча, ширина сетки, диаметр кольца и т.д.), высота его
расположения (кольцо в баскетболе, сетка в волейболе и т.д.) обозначены в
правилах спортивной игры и не подлежат изменению. В подвижных играх
возможны замена инвентаря и вариации его размещения. Это позволяет сделать
вывод: в обучении дошкольников подвижные игры могут быть использованы
широко. Игры с элементами спорта, баскетбол, волейбол, футбол для детей
даются с упрошенными правилами.
Литература:
1.
От Рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного
образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е
изд,, и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.-368с.
2.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к
школе группа.-М.: Мозайка-Синтез,2016.-112с.
3.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа. -М.:
Мозайка-Синтез,2016.-128с.
4.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа. -М.:
Мозайка-Синтез,2016.-112с.
5.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа. -
М.: Мозайка-Синтез,2016.-80с.