Напоминание

"Подвижные игры и игры с элементами спорта в физическом развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Якубова Елена Геннадьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ Володарская СОШ дошкольное отделение
Населённый пункт: МО Ленинский городской округ пос. Володарского
Наименование материала: Статья
Тема: "Подвижные игры и игры с элементами спорта в физическом развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ ВОЛОДАРСКАЯ СОШ

дошкольное отделение

Статья

«Подвижные игры и игры с элементами спорта в физическом

развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила Инструктор по ФИЗО:

Якубова Е.Г.

пос. Володарского

2022 г.

«Подвижные игры и игры с элементами спорта в физическом развитии детей

дошкольного возраста»

Актуальность Игра – естественный спутник жизни ребёнка. Подвижные

игры – средство физического воспитания, отличная и весёлая спортивная

тренировка детей. Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности

детей, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации

подвижных игр возникают поистине уникальные возможности для комплексного

решения

оздоровительных,

образовательных

и

воспитательных

задач,

но

подвижная игра в силу своей специфики является, прежде всего, эффективным

средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного

возраста. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые

ею

положительные

эмоции

усиливают

все

физиологические

процессы

в

организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре

неожиданные

ситуации

приучают

детей

целесообразно

использовать

приобретенные двигательные навыки.

Подвижные игры воспитывают дружеские отношения друг к другу, чувство

товарищества, сопереживание. В подвижных играх дети учатся уступать и

помогать друг другу.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны

для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют

выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности.

Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать

препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств -

выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными

эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как

действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена

условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач.

Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы,

творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об

окружающей

действительности.

Выполняя

различные

роли,

изображая

разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках

животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о

современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи,

упражнения в счете и т. Д

Классификация подвижных игр: Подвижные игры делят на элементарные и

сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные,

игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо

зафиксированные

правила.

Сюжет

отражает

явления

окружающей

жизни

(трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных,

птиц и т. д.). Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные

(небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех

возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном

возрасте.

Бессюжетные подвижные игры

эти игры связаны с выполнением

конкретного

двигательного

задания

и

требуют

от

детей

большой

самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, типа

ловишек, перебежек не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными

наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех

участников.

В

дошкольном

возрасте

используются

подвижные

игры

с

элементами

соревнования (индивидуального и группового) например, «Чье звено скорее

соберется», «Кто первый через обруч к флажку».

Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении

двигательных

заданий.

К

бессюжетным

относятся

также

игры

с

использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, «Школа мяча» и др.).

Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий,

поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.).

В играх-забавах,

аттракционах двигательные задания выполняются в

необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом

несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.),

остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют

зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный

теннис,

баскетбол,

волейбол,

футбол,

хоккей).

В

дошкольном

возрасте

используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам, но об

этом немного позже.

Подвижные игры различаются:

1.По их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др.

2.По степени физической нагрузки: большой, средней и малой подвижности.

3. По сложности движений.

4. По содержанию сюжета.

Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру,

птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются) по

количеству правил и ролей; Количество ролей в играх детей младшего возраста

незначительно

(1-2).

Главную

роль

выполняет

воспитатель,

а

малыши

изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети – мыши

(«Кот и мыши»). В младшей группе объяснение в самом процессе игры. Назвав

игру воспитатель указывает, кем будут дети и предлагает занять свои места,

движения выполняются вместе с воспитателем. Подвижные игры детей младшего

возраста

часто сопровождаются словами -

стихами, песнями, речитативом,

которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и

как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают

ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.).

В средней группе воспитатель называет игру, коротко и ясно объясняет ее.

Затем распределяет роли сам. Выбирая на роль ребенка – ведущего воспитатель

должен знать справится ли он с этой ролью. Со второго полугодия вводятся для

выбора водящего считалки.

В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до

3- 4) Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того,

роли распределяются между всеми детьми.

В старших группах на первое место ставится слово воспитателя. Заранее

можно договорится, где будет проходить игра. Сбор не превышает 1-2 минут.

Собрав детей воспитатель создает интерес к игре. (Наблюдение, игрушка,

загадка.)

В старших – подготовительных группах

вся игра объясняется в

начале. Объяснив ее воспитатель четко выделяет правила. Если есть текст, то

повторяют его, а затем распределяют роли. К распределению ролей нужно

подходить осторожно, не назначать одних и тех же детей. Роль ведущего

назначается по считалке и т. д. Руководство ходом игры: Воспитатель по ходу

игры следит за выполнением правил, если необходимо делает замечания.

В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя

(кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная

ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего

коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся

соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни

разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова

нередко произносятся хором («Мы - веселые ребята» и др.).

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к

прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение

слов - это отдых после интенсивных движений.

Методика проведения подвижных игр

Игры

отбираются

в

соответствии

с

задачами

воспитания,

возрастными

особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается

во внимание также место игры в режиме дня, время года, климатические условия.

1. Собрать детей на игру можно разными приемами.

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. В младшей группе

воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются

остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку

(зайчика, мишку), привлекая внимание малышей тут же спросить: «Хотите

поиграть с ними?» Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или

рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

С детьми старших групп следует заранее договориться в какую игру будут

играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах

флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить, наиболее

активным детям собрать всех для игры.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических

поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх),

регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

2. Окончание игры и подведение итогов.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к

каким- либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах

подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно

выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность,

соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал

правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре,

почему «ловишка» быстро, поймал одних, а другие ни разу не попались ему.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной

форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших

результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это

приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение

к выполнению правил игры и движений.

Все шире в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста входят

и игры с элементами спорта, направленные на овладение отдельными элементами

тех спортивных игр, к которым дети проявляют большой интерес. Как и в

подвижных играх, основными задачами в работе с детьми по применению игр с

элементами спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его

организма, развитие движений, двигательных способностей и физических

качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к

различным видам физических упражнений.

Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют развития

физических возможностей, Игры с элементами спортивных игр рассматриваются

как более высокая ступень подвижной игры. Для дошкольников особенно

привлекательными

являются

игры

с

мячом,

благодаря

их

большой

эмоциональности, динамичности, а так же разнообразия действий в игровых

ситуациях (Т.И. Осокина, Э.Й. Адашкявичене). С детьми дошкольного возраста

следует начинать разучивать элементы (баскетбола, футбола…) в старшей группе

в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются

легкие

упражнения,

которые

имеют

существенное

сходство

с

основным

изучаемым действием, но является более простыми и более легкими.

Прежде всего, в детском саду необходимо культивировать такие игры,

которые дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами

спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с

мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания.

Наблюдения и исследования позволили сделать вывод; игры с мячом являются

прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Особенно

большое влияние игры с мячом оказывают на формирование быстроты реакции,

ловкости, подвижности.

Подвижные и спортивные игры объединяет деятельность в быстро

меняющихся ситуациях в соответствии с правилами. В подвижных играх правила

изменяются в зависимости от педагогических задач для постепенного усложнения

игровой обстановки. В спортивных играх правила постоянны, носят устойчивый

характер. Количество играющих в подвижных играх произвольное (от двух и

более). Состав играющих в подвижных играх динамичен: в любой момент игрок

может выйти или, наоборот, включиться в игру. В спортивных играх имеется

строго установленное число игроков (хоккей - шесть, волейбол - шесть и т.д.).

Площадка для спортивной игры имеет определенные размеры, тогда как в

подвижных играх границы для игры могут свободно изменяться. Размеры

инвентаря (вес и величина мяча, ширина сетки, диаметр кольца и т.д.), высота его

расположения (кольцо в баскетболе, сетка в волейболе и т.д.) обозначены в

правилах спортивной игры и не подлежат изменению. В подвижных играх

возможны замена инвентаря и вариации его размещения. Это позволяет сделать

вывод: в обучении дошкольников подвижные игры могут быть использованы

широко. Игры с элементами спорта, баскетбол, волейбол, футбол для детей

даются с упрошенными правилами.

Литература:

1.

От Рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного

образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е

изд,, и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.-368с.

2.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к

школе группа.-М.: Мозайка-Синтез,2016.-112с.

3.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа. -М.:

Мозайка-Синтез,2016.-128с.

4.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа. -М.:

Мозайка-Синтез,2016.-112с.

5.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа. -

М.: Мозайка-Синтез,2016.-80с.



В раздел образования