Авторы: Маркова Светлана Евгеньевна, Амирова Мусфира Дамировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Ромашка"
Населённый пункт: город Зеленодольск Республика Татарстан
Наименование материала: проект по ПДД
Тема: "Они спешат на помощь"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Они спешат на помощь»
по
ознакомлению детей группы ЗПР
с профессиями оперативных служб 01, 02, 03
Воспитатели:
МарковаС.Е.,
Амирова М.Д.,
Группа №6
МБДОУ №15 «Ромашка»
ПРОЕКТ
«Они спешат на помощь»
Если вдруг с кем-то случилась беда,
Службы спасения помогут всегда!
Вид
проекта:
практико-ориентированный,
информационный,
игровой.
Цель проекта:
Реализовать
работу
по
профориентации
детей
дошкольного возраста через ознакомление с профессиями оперативных
служб - пожарной службы, скорой помощи, полиции.
Задачи
1.
Вызвать
у
детей
интерес
к
профессиям
пожарного,
врача,
полицейского.
2.
Расширять и закреплять представления детей о транспорте
специальных служб, номерах телефонов их вызова.
3.
Формировать у детей умение применять полученные знания,
представления о профессиях в самостоятельной деятельности
(продуктивной, игровой).
4.
Развивать внимание, восприятие, логическое и ассоциативное
мышление, память, речь.
Сроки реализации и этапы проекта:
краткосрочный – 1 месяц
Участники проекта:
дети,
родители воспитанников,
воспитатели, специалисты группы.
Образовательные области:
Познавательное развитие;
Социально – коммуникативное;
Художественно-эстетическое развитие;
Речевое развитие.
Актуальность темы
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным
вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных
представлений об обществе, чувствительностью и любознательностью. С
учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и
актуальности
формирования
у
дошкольников
профессиональной
осведомлённости.
Основываясь
на возраст, подготовку и особенности
развития детей в нашей группе, мы решили начать данную работу со
знакомства с профессиями, которые необходимы людям, которые вызывали
бы у них чувство гордости за представителей данных профессий, и в то же
время понятны детям, вызывают желание подражать им, исполнять их роли в
своих играх.
Прогнозируемый результат:
Повышение уровня знаний
детей о профессиях оперативных служб 01,02, 03, 112.
Желание детей в дальнейшем подражать представителям этих
профессий.
Содержание работы по проекту
Предварительный этап:
Сроки
Мероприятия
Целевая
аудитория
1 неделя
1.
Составление плана работы по проекту.
2.
Оформление атрибутов для знакомства детей
с профессиями оперативных служб. (элементы
одежды, головные уборы, иллюстрации и
трафареты спецмашин, таблички с номерами 01, 02,
03)
3.
Подбор литературы, стихов, загадок по теме
проекта, подбор слайдов, видеороликов.
4.
Оформление
панно
-
плана
города
с
пожарной
частью,
больницей,
полицейским
участком и соответствующими им символами –
эмблемами и номерами.
Воспитатели
воспитатели
Основной (практический) этап:
Сроки
Мероприятия
Целевая
аудитория
1 неделя
2 неделя
5.
Первое знакомство с профессиями – беседа,
рассматривание иллюстраций, слайдов.
6.
Разгадывание загадок о врачах, пожарных,
полиции и специальных машинах.
7.
Рассматривание атрибутики спецслужб: жезл,
каска,
огнетушитель,
медицинский
чемоданчик
и
другое. Рассматривание спецодежды.
8.
Прослушивание
стихов
о
пожарных,
врачах
скорой помощи, полицейских.
9.
Обыгрывание панно - плана города, выполнение
заданий на нем: найти пожарную часть, полицейский
участок, больницу. Обыгрывание с машинками –
специальным транспортом.
10.Просмотр мультфильма «Специальные машины»
Дети
Дети
Дети
Дети
3 неделя
4 неделя
из цикла «Смешарики», мультфильма «Робокар
спешит на помощь»
11.Беседа с детьми «Как вести себя при пожаре» с
просматриванием иллюстраций.
12.Просмотр видеороликов о специальных машинах
с проблесковыми маячками и звуковыми сигналами.
13.С/ролевая
игра
с
моделями
автомобилей
спецслужб.
14.Дидактические
игры
«Отгадай,
кому
принадлежит?» - атрибутика пожарного, полицейского,
медика. «Собери и назови» - разрезные картинки с
предметами
одежды и атрибутами данных
профессий.
15.Знакомство детей с оперативным номером 112
для вызова спасательных служб с сотового телефона.
16.Рассматривание
специального
транспорта
–
игрушек и моделей пожарной, полицейской машины,
скорой помощи.
17.Рисование
на
тему
«Пожарные.
Пожарная
машина»
18.Рисование
по
трафарету
и
раскрашивание
оперативных номеров 01,02,03.
19. Обучение детей игре «Спецслужбы спешат на
помощь»
Воспита-
тели,
Дети
Дети
Дети
Дети
Воспита-
тели,
Дети
Заключительный этап :
Сроки
Мероприятия
Целевая
аудитория
4 неделя
20. НОД «Помощь на колёсах»
Дети
Педагоги
на
МО, семинаре
Дидактические игры:
«Отгадай, кому принадлежит?»
Цель:
Научить детей различать одежду, ее элементы, принадлежащие
пожарному,
врачу,
полицейскому.
Развивать
логическое
мышление,
внимание, память, речь.
Ход: На столе лежат предметы одежды пожарного, полицейского, медика. А
также её части с символикой этих профессий. Задание – разложить
правильно картинки с одеждой и элементами к фигуркам, отражающим эти
профессии.
Правильно
назвать
одежду
и
профессию,
которой
она
принадлежит. Как
вариант -
положить к специальному транспорту, к иллюстрациям,
отражающим опасные ситуации.
«Собери и назови»
Цель: Совершенствовать умение детей собирать разрезные картинки. Учить
различать одежду, ее элементы, принадлежащие пожарному, врачу,
полицейскому.
Развивать
пространственное
и
логическое
мышление,
внимание, память, речь.
Ход: Перед детьми разрезные картинки с предметами одежды и атрибутами
данных профессий. Дети собирают и правильно называют их и профессию.
Сюжетно – ролевая развивающая игра
«Спецслужбы спешат на помощь»
Цель:
Уметь правильно подобрать нужные предметы для своей работы –
пожарного, врача, полицейского.
Правильно подбирать автомобиль – специальный транспорт к профессиям.
Уметь правильно выбрать ситуацию, которую решают представители
соответствующих профессий.
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Ход:
На столе перед детьми лежит одежда и атрибутика (Шлем пожарного,
огнетушитель, жезл инспектора, головной убор инспектора, медицинский
халат, шапочка и аптечка). Детям даётся определённая роль при помощи
жеребьевки. По сигналу воспитателя дети подбегают к столу, берут
определённый предмет, одевают на себя.
Затем дети выбирают специальный транспорт - макеты автомобилей, они
вешаются им на шею.
В руках у других детей или на подставках картинки с определенной
ситуацией – больной ребёнок на кровати, горит дом и небольшая авария.
Пока звучит музыка, «специальный транспорт» движется по кругу. Как
только музыка заканчивается, дети - автомобили едут на свой вызов.
Конспект НОД
«Помощь на колёсах»
Цель:
знать специальный транспорт, его назначение и профессии людей, работающих на
нём, способы вызова, отличительные особенности, уметь выбирать
вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации,
рассказать, для чего оно используется и как его вызывать.
Образовательные задачи:
расширение и закрепление представлений о транспорте специальных служб,
номерах телефонов их вызова.
Развивающие задачи:
развитие зрительного внимания, восприятия, логического и ассоциативного
мышления, памяти, координации речи с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности,
инициативности, ответственности.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, мольберт, панно, картинки специального
транспорта, макеты специального транспорта, атрибуты для игры в
пожарного, врача и полицейского, трафареты с номерами служб – 01,02,03,
штампы и красная гуашь.
Предварительная работа:
чтение рассказа М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; чтение
стихотворения А.Карамышева «Когда я вырасту…»; рассматривание иллюстраций
автомобилей специального назначения.
Ход деятельности:
(Дети стоят полукругом)
- Ребята, хотите поиграть? (Да)
- Тогда берите в руки рули и повторяйте за мной
В руки руль скорей берите («берут руль» двумя руками)
И моторчик заводите (круговые движения руками)
Накачаем дружно шины (топают одной ногой)
Едут весело машины (идут топающим шагом)
- Молодцы, мы сегодня будем говорить об автомобилях, но не совсем обычных, а
каких, узнаете, отгадав мои загадки, и так слушаем
(СЛАЙД – ЗАГАДКА)
Что за красная машина
На пожар везёт людей?
Огонёк мигает синий
И сирена всё сильней (Пожарная машина) (СЛАЙД)
- Правильно, это пожарная машина. А как вы думаете, для чего нужна пожарная
машина? (Ответы детей)
- Да, всё верно, пожарная машина помогает при пожаре, а перевозит она пожарных
(СЛАЙД)
- Посмотрите, какая форма у спасателей, да именно спасателей, ведь пожарных
называют спасателями, потому что они спасают людей от пожара. Специальный
костюм защищает пожарного от огня.
- Следующая загадка
Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу. (Скорая помощь) (СЛАЙД)
- Правильно, скорая помощь перевозит медицинских работников, которые спешат
на помощь к тем, кто попал в беду или заболел. (СЛАЙД)
- У них всегда с собой специальный чемоданчик, в котором есть всё необходимое
для оказания первой помощи.
- Ещё одна загадка
Замигает синим глазом
И в погоню рвётся сразу. (Полицейская машина) (СЛАЙД)
- Если вдруг случилась авария или на вас напал хулиган, то поможет полицейский
(СЛАЙД)
- Какие вы молодцы! А теперь, давайте разместим специальные машины на нашем
панно (Дети выполняют задание)
- Весь транспорт на своих местах, его называют транспорт особого назначения –
специальный транспорт, он выполняет очень ответственную работу.
Поэтому они
оборудованы специальными звуковыми сигналами - «сиренами», на крышу кабины
устанавливают мигающий фонарь - синий или красный маячок. Направляясь к
месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал.
(ВИДЕО-РОЛИКИ)
- Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие
автомобили - пропустить машину специального назначения. Эти спец автомобили
могут ехать на любой сигнал светофора. (СЛАЙД)
- А подробнее об этом нам хотят рассказать Смешарики (ПРОСМОТР
МУЛЬТФИЛЬМА)
-
На специальном транспорте работают люди разных профессии, пожарная машина
перевозит пожарных, скорая помощь – медицинских работников, а полицейская
машина - полицейских (СЛАЙД)
- Нашим спасателям просто необходимо правильно подобрать нужные предметы,
для своей работы. (Шлем пожарного, огнетушитель, жезл инспектора, головной
убор инспектора, медицинский халат, шапочка и аптечка - все лежит на одном
столе. Детям даётся определённая роль при помощи жеребьевки. По сигналу
воспитателя дети подбегают к столу, берут определённый предмет, одевают на
себя)
- Молодцы, теперь спасателям нужно выбрать правильный автомобиль
(Выбирается специальный транспорт-макеты автомобилей вешаются на шею, в
руках у остальных детей картинки с определенной ситуацией – больной ребёнок на
кровати, горит дом и небольшая авария. Необходимо произвести опрос этих детей
– «Саид, что у тебя случилось?», «У меня заболел братишка» и т.д.)
- Пока звучит музыка, транспорт движется по кругу. Как только музыка
заканчивается, автомобили едут на свой вызов.
Проводится игра
-Какие вы молодцы! Спасатели приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях
и спасают жизни людей. Этот транспорт вызывают по телефону, если требуется
срочная помощь. Номера телефонов короткие и простые, чтобы их легко всем
запомнить.
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром
01 звони скорей.
(на экране номер телефона)
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда 02 набрал,
И полицию позвал.
Не пройдет и пять минут,
Как воришку заберут.
(на экране номер телефона)
Если мама заболела,
Не волнуйся и не плач.
Набирай 03 скорее
И приедет к маме врач.
(на экране номер телефона)
- Вот и мы с вами сейчас на наших специальных автомобилях нарисуем номера
телефонов этих служб, чтобы их запомнил каждый (На столах у детей лежат
заготовки специальных автомобилей белого цвета, трафареты с номерами служб,
гуашь красного цвета, штампы. Пока дети выполняют задание, звучит спокойная
музыка)
- Закончили? (Да)
- Какие вы молодцы! За то, что вы хорошо потрудились, вас ждёт награда –
конфеты в форме автомобиля!
Используемая литература.
1.
Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии» //Библиотека воспитателя
М.:«ТЦ СФЕРА» 2005г.
2.
Т.А. Шорыгина «Беседы о профессиях»//Методическое пособие.2011г.
3.
Журавлева В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников»,
Волгоград, 2011 г
4.
Боровева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества
образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
5.
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.:
Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
6.
Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие
для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.:
Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.