Автор: Андреева Марина Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа 627 Невского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Раздел: среднее профессиональное
М. Ю. Андреева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РАЗВИТИЯ.
Частым специфическим компонентом синдрома речевых нарушений
обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития является
малопонятная неразборчивая речь, отдельные вокализации, а иногда и вовсе
ее отсутствие, что затрудняет полноценное общение с окружающими и
успешное обучение обучающегося.
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации
обусловлена ростом численности детей, имеющих подобные нарушения
развития. Общение с данной категорией детей затруднено, так как возникают
сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. При таких нарушениях
развития учащихся, как расстройства аутистического спектра, органические
поражения
речевых
зон
коры
головного
мозга,
нарушения
опорно-
двигательного
аппарата,
особенности
развития
эмоционально–волевой
сферы,
нарушения
слуха
и/или
зрения,
педагог,
работающий
с
перечисленными
категориями
детей,
должен
обладать
практическими
знаниями по установке контакта с ними, выбрать наиболее оптимальный
способ альтернативного общения.
Активное
введение
в
традиционный
учебный процесс средств
альтернативной
коммуникации,
позволяет
повысить
результативность
коррекционного воздействия в образовательном процессе. Существуют
различные средства альтернативной коммуникации.
Помимо печатных коммуникативных альбомов и книг, в
школе
применяются технические средства коммуникации. С их помощью ученики
получают возможность активно использовать устную и письменную речь,
иметь
экспрессивное
звуковое
оформление
речевого
высказывания.
Технические средства позволяют записывать, сохранять в памяти устройства
и использовать голосовые выражения или синтезированный голос.
Условно ТСО можно разделить на несколько групп:
Низкотехнологичные
устройства
(кнопки
«ДА»-«НЕТ»,
специальная клавиатура с накладкой);
Среднетехнологичные устройства (речевой коммуникатор «Go
Talk» - «GoTalk 4», «GoTalk One», «GoTalk Pocket»);
Высокотехнологичные устройства (компьютеры, планшеты и
смартфоны
с
голосовыми
приложениями,
ассистивный Aye
Tracker)
К используемым активно в нашей школе техническим средствам
коммуникации относятся планшетный компьютер, ноутбуки, смартфоны,
коммуникаторы «GoTalk 4», «GoTalk One», «GoTalk Pocket».
Кнопки, клавиатуры
В связи со спецификой функциональных возможностей детей с ОВЗ,
имеющих моторные нарушения координации и тонуса рук, применяются
вспомогательные средства ввода сообщения - адаптированная клавиатура с
насадкой, сенсорный экран.
Речевой коммуникатор «Go Talk»
Панель
для
сменных
таблиц
со
зрительными
образами
и
встроенный
микрофон, в память которого заносится
речевое
сопровождение
изображений.
Устройство
записывает
и
воспроизводит
4
10-секундных
сообщения.
В
рамку
коммуникатора
помещается карточка с изображением предметов или действий, и к ней
привязывается голосовое сообщение, которое записывается самостоятельно
через GoTalk.
Планшеты и приложения
На планшеты и смартфоны учеников и их педагогов установлены
голосовые приложения «Let Me Talk», «Аутизм - говори молча».
«Let Me Talk»
Благодаря приложениям, дети имеют доступ к разным лексическим
темам, озвучиванию различных бытовых ситуаций, голосовым сообщениям.
Интерфейс приложений разнообразен: настройка главной панели по цветам,
поддержка русского языка и хорошая база данных карточек, возможность их
сортировки, а так же добавления своих изображений.
«Аутизм - говори молча»
Для учащихся становится доступным просьба, вопрос, инициативное
высказывание, выражение своих эмоций, переживаний и отношения к чему-
либо или кому-либо.
«Пойми меня»
Имея
возможность
в
функционале
приложения
создавать
свои
картинки
и
фотографии с записью голоса, лексические и
ситуативные
темы, ученики, родители и
педагоги пополняют копилку активностей,
расширяя границы общения на любые темы.
Несмотря на значительные моторные
трудности пальцев рук, при
использовании технических средств коммуникации в виде прицельного
точного нажатия пальцем или ладонью на определенную кнопку или часть
сенсорного экрана, ученики, которым доступен такой вид коммуникации, с
большим удовольствием пользуются гаджетами, радуясь неоспоримой
возможности высказаться таким современным способом общения.
«Коммуникатор ДАР»
Важно заметить тот факт, что использование в
общении технических средств АДК существенно
повышает
качество
жизни
детей
с
особыми
коммуникативными потребностями, к чему и надо стремиться, применяя
способы альтернативной коммуникации.
Ассистивный Айтрекер
Один
из
основных
принципов
работы
айтрекера
–
управление
компьютером при помощи движения глаз, то есть способность фиксировать
координаты взгляда на экране при демонстрации диагностических заданий.
Устройство мгновенно рассчитывает угол зрения и показывает полученные
координаты на экране.
Устройство является дорогостоящим, потому в школе имеется в
единичном варианте.
Использование учениками различных приемов АДК ведет не только к их
успешной самореализации, но и способствует восприятию окружающими
людьми этих детей как полноценные личности.
В заключение хочется сказать, что правильно выбранный способ
коммуникации для нуждающихся учащихся с ОВЗ, позволяет детям
выражать свои чувства, эмоции, переживания, делиться впечатлениями,
вести светскую беседу и иметь
возможность быть активным членом
общества, не оставаясь за чертой молчания и непонимания.
Список литературы
1.Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и
взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения,
расстройства аутистического спектра. Сборник статей./Ред.-сост. В. Рыскина.
- СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия»,2016.-288с.
2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-
Петербург: Союз, 2011.-165 с.
3. Магутина А. А. Альтернативные средства общения, используемые в
коррекционной работе с неговорящими детьми // Актуальные вопросы
современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март
2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — 269с.
4. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в
развитии:
опыт
использования
альтернативной
и
дополнительной
коммуникации./Сборник статей.//Ред.-сост.А.Артамонова.-Спб.:Издательско-
Торговый Дом «Скифия»,2018-176с.
5. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен Введение в альтернативную
и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей
с
двигательными
и
интеллектуальными
нарушениями,
а
также
расстройствами аутистического спектра./М.: «Теревинф». — 2014, 432 с.
6. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург:
Союз, 2003.-336 с.