Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ


Автор: Андреева Марина Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа 627 Невского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




М. Ю. Андреева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РАЗВИТИЯ.

Частым специфическим компонентом синдрома речевых нарушений

обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития является

малопонятная неразборчивая речь, отдельные вокализации, а иногда и вовсе

ее отсутствие, что затрудняет полноценное общение с окружающими и

успешное обучение обучающегося.

Актуальность использования альтернативных средств коммуникации

обусловлена ростом численности детей, имеющих подобные нарушения

развития. Общение с данной категорией детей затруднено, так как возникают

сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. При таких нарушениях

развития учащихся, как расстройства аутистического спектра, органические

поражения

речевых

зон

коры

головного

мозга,

нарушения

опорно-

двигательного

аппарата,

особенности

развития

эмоционально–волевой

сферы,

нарушения

слуха

и/или

зрения,

педагог,

работающий

с

перечисленными

категориями

детей,

должен

обладать

практическими

знаниями по установке контакта с ними, выбрать наиболее оптимальный

способ альтернативного общения.

Активное

введение

в

традиционный

учебный процесс средств

альтернативной

коммуникации,

позволяет

повысить

результативность

коррекционного воздействия в образовательном процессе. Существуют

различные средства альтернативной коммуникации.

Помимо печатных коммуникативных альбомов и книг, в

школе

применяются технические средства коммуникации. С их помощью ученики

получают возможность активно использовать устную и письменную речь,

иметь

экспрессивное

звуковое

оформление

речевого

высказывания.

Технические средства позволяют записывать, сохранять в памяти устройства

и использовать голосовые выражения или синтезированный голос.

Условно ТСО можно разделить на несколько групп:

Низкотехнологичные

устройства

(кнопки

«ДА»-«НЕТ»,

специальная клавиатура с накладкой);

Среднетехнологичные устройства (речевой коммуникатор «Go

Talk» - «GoTalk 4», «GoTalk One», «GoTalk Pocket»);

Высокотехнологичные устройства (компьютеры, планшеты и

смартфоны

с

голосовыми

приложениями,

ассистивный Aye

Tracker)

К используемым активно в нашей школе техническим средствам

коммуникации относятся планшетный компьютер, ноутбуки, смартфоны,

коммуникаторы «GoTalk 4», «GoTalk One», «GoTalk Pocket».

Кнопки, клавиатуры

В связи со спецификой функциональных возможностей детей с ОВЗ,

имеющих моторные нарушения координации и тонуса рук, применяются

вспомогательные средства ввода сообщения - адаптированная клавиатура с

насадкой, сенсорный экран.

Речевой коммуникатор «Go Talk»

Панель

для

сменных

таблиц

со

зрительными

образами

и

встроенный

микрофон, в память которого заносится

речевое

сопровождение

изображений.

Устройство

записывает

и

воспроизводит

4

10-секундных

сообщения.

В

рамку

коммуникатора

помещается карточка с изображением предметов или действий, и к ней

привязывается голосовое сообщение, которое записывается самостоятельно

через GoTalk.

Планшеты и приложения

На планшеты и смартфоны учеников и их педагогов установлены

голосовые приложения «Let Me Talk», «Аутизм - говори молча».

«Let Me Talk»

Благодаря приложениям, дети имеют доступ к разным лексическим

темам, озвучиванию различных бытовых ситуаций, голосовым сообщениям.

Интерфейс приложений разнообразен: настройка главной панели по цветам,

поддержка русского языка и хорошая база данных карточек, возможность их

сортировки, а так же добавления своих изображений.

«Аутизм - говори молча»

Для учащихся становится доступным просьба, вопрос, инициативное

высказывание, выражение своих эмоций, переживаний и отношения к чему-

либо или кому-либо.

«Пойми меня»

Имея

возможность

в

функционале

приложения

создавать

свои

картинки

и

фотографии с записью голоса, лексические и

ситуативные

темы, ученики, родители и

педагоги пополняют копилку активностей,

расширяя границы общения на любые темы.

Несмотря на значительные моторные

трудности пальцев рук, при

использовании технических средств коммуникации в виде прицельного

точного нажатия пальцем или ладонью на определенную кнопку или часть

сенсорного экрана, ученики, которым доступен такой вид коммуникации, с

большим удовольствием пользуются гаджетами, радуясь неоспоримой

возможности высказаться таким современным способом общения.

«Коммуникатор ДАР»

Важно заметить тот факт, что использование в

общении технических средств АДК существенно

повышает

качество

жизни

детей

с

особыми

коммуникативными потребностями, к чему и надо стремиться, применяя

способы альтернативной коммуникации.

Ассистивный Айтрекер

Один

из

основных

принципов

работы

айтрекера

управление

компьютером при помощи движения глаз, то есть способность фиксировать

координаты взгляда на экране при демонстрации диагностических заданий.

Устройство мгновенно рассчитывает угол зрения и показывает полученные

координаты на экране.

Устройство является дорогостоящим, потому в школе имеется в

единичном варианте.

Использование учениками различных приемов АДК ведет не только к их

успешной самореализации, но и способствует восприятию окружающими

людьми этих детей как полноценные личности.

В заключение хочется сказать, что правильно выбранный способ

коммуникации для нуждающихся учащихся с ОВЗ, позволяет детям

выражать свои чувства, эмоции, переживания, делиться впечатлениями,

вести светскую беседу и иметь

возможность быть активным членом

общества, не оставаясь за чертой молчания и непонимания.

Список литературы

1.Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и

взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения,

расстройства аутистического спектра. Сборник статей./Ред.-сост. В. Рыскина.

- СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия»,2016.-288с.

2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-

Петербург: Союз, 2011.-165 с.

3. Магутина А. А. Альтернативные средства общения, используемые в

коррекционной работе с неговорящими детьми // Актуальные вопросы

современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март

2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — 269с.

4. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в

развитии:

опыт

использования

альтернативной

и

дополнительной

коммуникации./Сборник статей.//Ред.-сост.А.Артамонова.-Спб.:Издательско-

Торговый Дом «Скифия»,2018-176с.

5. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен Введение в альтернативную

и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей

с

двигательными

и

интеллектуальными

нарушениями,

а

также

расстройствами аутистического спектра./М.: «Теревинф». — 2014, 432 с.

6. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и

тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург:

Союз, 2003.-336 с.



В раздел образования