Автор: Жорова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 6 имени академика -кораблестроителя А.Н.крылова",г.Алатырь
Населённый пункт: Чувашская республика,г.Алатырь
Наименование материала: интегрированный урок
Тема: "Мастера- плотники"
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок :Истоки и технология
Класс : 2
Учитель :МБОУ «Гимназия № 6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова»,г.Алатырь ЧР
Жорова Светлана Николаевна
Тема: Мастера-плотники.
Место урока в теме: урок в разделе «Труд земной»
Цель и ожидаемый результат (для учителя):
Организовать деятельность для расширения знаний учащихся о профессиях столяра и плотника, на развитие общеучебного
умения анализировать текст, воспитание любви к труду и уважение к людям труда.
Цель и ожидаемый результат(для обучающихся):
Познакомиться с профессиями столяра и плотника, формировать навыки уважительного отношения к людям труда
Задачи урока:
1) познакомить учащихся с плотницким делом, с тем, что трудовые традиции мастеров-плотников – важнейший механизм
передачи мастерства из поколения в поколение;
2) формировать представление, что вместе с руками мастера трудилась его душа, через социокультурное наполнение
категории: плотницкое дело, добросовестность, трудолюбие, рассудительность, мастерство;
3) подвести к пониманию ценностей трудовых традиций, их личной значимости для каждого;
4) развивать мышление полимодальности восприятия, коммуникативных навыков учащихся.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Формируемые УУД
1.Присоединение.
1.
Присоединени
е к теме урока.
Актуализация
Дорогие ребята, уважаемые гости и родители!
Сегодня мы снова отправляемся в увлекательное
путешествие к нашим Истокам.
Давайте
поделимся
своим
настроение
с
окружающими, улыбнитесь друг другу, гостям.
Тихонечко садитесь.
- Скажите, какой раздел Истоков мы с вами начали
изучать несколько уроков назад?
(обращаю внимание на видео с изображением
домов г.Алатырь)
- Сегодня мы продолжим разговор о земном труде, а
о каком труде будем говорить, мы сейчас выясним.
Я хочу подарить всем присутствующим 2икуплета
хорошей песни:
(Ю.Антонов)
Мы всё спешим за чудесами,
Но нет чудесней нечего.
Чем та земля под небесами.
Где крыша дома твоего,
Где крыша дома твоего
Вас
согревает
тепло
родного
дома,
который
сумели построить ваши мамы и папы?
-Люди какой профессии построили эти здания?
-Что вы знаете о труде плотника?
Создаётся атмосфера
доверия,
взаимоуважения,
мотивации
учащихся
на
предстоящую
работу.
Труд земной.
Присоединение детей к
теме
урока
происходит
в
результате просмотра
видео Ю.Антонов «Мы
всё
спешим
за
чудесами…»
беседы
после прочтения.
Личностные
создание позитивной
эмоциональной
окраски урока
( мотивация к
учебной
деятельности)
Личностные
Целостный
социально-
ориентируемый
взгляд на мир
Личностные
-Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить?
Строители, плотники.
-Рассказывают, чем
занимаются плотники.
-Сегодня постараемся
побольше узнать об
этой нелёгкой
профессии.
Мотивация учебной
деятельности
2. Целеполагание
- Назовите тему занятия
-Назовите цель занятия
-Составим план работы
- Сегодня на уроке мы узнаем чем занимались
мастера-плотники, как стать настоящим
мастером-плотником, узнаем секреты плотницкого
мастерства, как построить дом, как построить
свою жизнь без зла и вражды.
– Вот о плотниках и об их мастерстве мы будем
вести разговор. Ещё вы узнаете, как рубили дом, как
работали артелью, что такое «помочь» и многое
другое. А как вы думаете, почему в старину
предпочитали изделия из дерева?
-Сегодня постараемся
побольше узнать об
этой нелёгкой
профессии.
Формулируют
Предполагают
1.Рабочие профессии
2Плотники и столяры
3.Актуальность
профессий в
современном мире
Познавательные
Анализ,
формирование
умения извлекать
информацию из
просмотренного
видеоролика.
Коммуникативные
Сотрудничество с
учителем, умение
строить речевые
высказывания,
аргументация
собственного
мнения.
3. Активное
собеседование.
Рассказ учителя с
- Раньше говорили, что вся – «Русь деревянная», как
вы понимаете это выражение?
– Русь. Так называлось наше древнее государство.
Русь издревле была страной дерева. Из дерева были
Ученики
слушают
рассказ
учителя
и
участвуют
в
беседе
после прочтения.
Познавательные
Самостоятельно
делать выводы,
анализировать, уметь
выбирать
опорой на
иллюстрации
учебного пособия
С.65-67
Наполнение
социокультурных
категорий урока,
работа над
понятиями.
Стр.66 (4 абзаца)
дома и мосты, церкви и колокольни, тротуары и
мостовые и даже мощные стены вокруг городов.
Соха и ложка, детская колыбель, крест на могиле –
тоже из дерева. В нашей деревне, где я жила и
выросла все дома были деревянные.
- А как вы думаете, кто строит дом в деревне?
- Как вы думаете каким инструментом он
пользовался ? Я вам подскажу.
Кланяется, кланяется,
Придет домой растянется
Топор – главный инструмент плотника. Не зря про
плотника говорили: «Плотник без топора, как изба
без углов».
– Как вы понимаете эту пословицу?
- Раньше у каждого плотника был свой топор, по
топору могли определить, каков он мастер своего
дела. Плотницкое мастерство передавалось из
поколения в поколение.
Говорят, что в своей жизни, каждый человек должен
построить дом. На Руси раньше многие могли
построить дом. Но не каждый был мастером,
мастерства добивались только те, кто был
трудолюбив, талантлив.
- Посмотрите, какие красивые дома раньше строили –
узоры, переплетения, украшения. - А как построить
дом, с чего начинали мастера-плотники сейчас мы
узнаем.
- Если вы внимательно читали, то заметили, про
Плотник
Топор
Рубят
правильный ответ из
ряда предложенных
высказываний.
Коммуникативные
Участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
уметь строить
речевые
высказывания,
аргументировать
собственное мнение.
плотников говорят, что дом…
- Давайте же разберемся, с чего начинали строить
дом?
Рубят деревья – зимой. (Грамзапись звучание стука
топора).
1.
Готовят бревна.
2.
Рубят сруб. (Рисунок сруба.).
- Что такое сруб?
3. Достраивают дом. (Рисунок дома).
Дом, чтобы он был крепким, тёплым, стоял долго,
строили не из любых деревьев. В лесу выбирали
высокие, прямые, многолетние, но не старые
деревья.. Кроме топора, плотники использовали
пилу, но реже. А всё дело в том, что пила разрушает
волокна дерева. От этого пилёные доски и брёвна
легко впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют.
А рубленые дома стоят веками, потому что от удара
топором древесина становится как бы закупоренной
и влагу не пропускает.
Дом рубили с душой. В деревянном доме легче
дышится. Старались ,чтоб дом был не только
крепкий, но и красивый. Украшали его резными
верандами, балконами, наличниками.
Сруб-дом без потолка
и крыши.
4.Активное
занятие.№25
Работа в четвёрке
«Инструменты
плотника»
Развивающий тренинг «Инструменты плотника».
1. Подготовительный этап.
-Представьте себе что вы решили стать плотником.
Для этого вам нужно выбрать инструменты, которые
необходимы плотнику
Ребята вспоминают
правила работы в
группе.
Ребята оценивают свои
возможности
по
Коммуникативные
Сотрудничество при
работе в группах,
умение
договариваться,
слушать и понимать
других, умение
строить речевые
2. Индивидуальный этап. Время 2 минут.
3.Работа в четверке. Время 3 минуты.
4.Выступления групп.
Экспертная оценка.
Учитель показывает инструменты в рисунках.
5.Рефлексия.
- Раньше мы работали в паре, а теперь в четверке.
Мне очень приятно было наблюдать, как вы
работали: по деловому, мастерски, как настоящие
плотники.
выполнению
данного
вида работы.
высказывания,
аргументировать
собственное мнение,
умение использовать
невербальные
средства общения.
Личностные учебно-
познавательный
интерес к новому
учебному материалу
и способам решения
новой частной
задачи.
Регулятивные
формирование
самостоятельности
на основе
способности
управлять своим
поведением.
Познавательные
Выбор оснований и
критериев для
сравнения, поиск и
умение работать с
заданным
материалом.
5.Работа с
учебным пособием
-Прочитайте текст, начиная с 4 абзаца и ответьте на
вопрос:
-Какие правила соблюдались в артели?
Регулятивные
Умение сравнивать
себя прежнего и себя
нынешнего.
Правила работы в артели:
-Работать неторопливо и рассудительно.
-Каждый в артели знает своё дело.
-Один за всех и все за одного.
-Строить с добрым сердцем ,без зла и вражды.
-Работу выполнять добросовестно.
Продолжение
работы по
наполнению
социокультурных
категорий урока.
- Рассмотрите внимательно.
- Чем украшены дома?
- Все эти украшения имеют названия.
Конек – украшение на крыше.
Наличник – украшение окна. Раньше окно являлось
лицом дома, от сюда название наличник.
Карниз – украшение под крышей дома.
Технология
Каждый в своей жизни должен построить дом,
настоящий дом построит плотник, а вот каждый из
вас в душе может построить дом без гвоздей, без
дерева. Дом своей жизни без зла и вражды.
-Посмотрите ,что у вас для этого есть?
(-Брёвна есть?Их ещё называют венцом)
-А для того чтоб дом был красивый ,мы его украсим.
Вырежем наличники и причелины.
2 человека собирают сруб дома, а два готовят
наличники и причелины. Затем сообща собираете
дом.
Мы должны построить дом ,соблюдая правила
работы в артели.
-Работать неторопливо и рассудительно.
В жизни должен быть
мир, доброта, согласие,
дружба, любовь.
Строят дом.
Коммуникативные
Сотрудничество при
работе в группах,
умение
договариваться,
Предлагать помощь
и сотрудничество,
договариваться о
распределении
функций, оказывать
взаимопомощь
Учитель.
-Каждый в артели знает своё дело.
-Один за всех и все за одного.
-Строить с добрым сердцем ,без зла и вражды.
-Работу выполнять добросовестно.
- Вот так сообща мы с вами построили дом, в
котором будут царить всегда мир и согласие.
- Сейчас изменились времена, возводят
многоэтажные дома из кирпича и бетона. Может, не
нужны мастера-плотники?
Но и сейчас человек строит себе жилище из дерева.
Стучат топоры, растут венцы новых срубов!
Оживают деревенские улицы, появляются дома с
резными карнизами, балконами. Помнят люди и
давний завет-строить свою жизнь без зла и вражды.
Мне хочется пожелать всем приобретать добрый
опыт созидания и радоваться ,принося друг другу
тепло, свет; честно и добросовестно жить на земле.
VII. Итог урока,
рефлексия.
Домашнее
задание.
- Благодарю вас за урок и думаю что, каждый из нас
построит такой дом в своей душе, ведь для этого нам
надо жить в мире и согласии.
-Выберите и продолжите любое предложение.
-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-Сегодня я сумел
- Нарисуйте свой дом будущего.
Регулятивные
Выделять и
формулировать то,
что усвоено и то, что
нужно усвоить.
Устанавливать
соответствие
полученного
результата
поставленной цели