Автор: Ковровская Наталья Тихоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Василёк""
Населённый пункт: г. Михайлов
Наименование материала: доклад
Тема: Особенности работы с детьми раннего возраста по речевому развитию.
Раздел: дошкольное образование
Семинар на тему:
Особенности работы с детьми раннего
возраста по речевому развитию.
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Василек»»
Ковровская Н.Т.
На третьем году жизни у ребёнка интенсивно развивается речь. Ребёнок
пробует самостоятельно выступить инициатором общения. Он пытается
рассказать, что увидел, куда ходил и придумывает новые слова, которых нет
в речи взрослых. В среднем рост словаря ребёнка в период от двух до трёх
лет увеличивается в 4-5 раз.
Дети этого возраста овладевают умением слушать несложные рассказы,
выполняют простые словесные поручения. Начинают повторять за взрослым
целые фразы. Малыш в своей речи отражает принадлежность предмета кому-
либо «Мой шарфик», «Танин мяч». Осваивает временные отношения:
сначала, потом, сегодня, там. Ребёнок осваивает не только название
предмета, а пытается найти в нём части, ярко выраженные свойства, качества
(у машины колёса, груша - жёлтая, сладкая, её можно есть).
Но речь ещё очень несовершенна.
Ребенок часто путается в согласовании слов в предложении, допускает
ошибки в падежных окончаниях, заменяет сложные звуки на более простые.
Темпы развития речи детей неодинаковы. Одни начинают говорить рано и
правильно произносят слова. Другие говорят мало, но речь хорошо
понимают. Но, если ребёнок к трём годам не заговорил, то нужно
проконсультироваться с логопедом.
Развитие речи имеет огромное значение для умственного развития и
социальной адаптации. Воспитателю групп младшего возраста необходимо
активно общаться с малышом, речь развивается только в постоянной
практике. Разговаривать надо на уровне глаз ребёнка, это позволит ему
чувствовать себя свободно.
Важно поддерживать интерес к общению со сверстниками. Общение
детей позволяет включить в словарный запас слова приветствия, прощания,
благодарности, просьбы: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.
Развитие речи ребёнка происходит в разных видах деятельности:в
совместной с воспитателем, в организованной, в самостоятельной, в
режимных моментах.
Основной формой работы является образовательная ситуация. В процессе
образовательной ситуации у ребёнка накапливается познавательный опыт,
обогащается словарный запас.
Воспитатель организует ситуации:
Наблюдения
Рассматривание предметов
Инсценировки с игрушками и всеми видами театра
Знакомство с потешками, произведениями художественной литературы
Занятия должны проходить в форме игры, быть яркими, увлекательными.
Ситуация общенияможет быть продолжением образовательной ситуации,
но может возникать в связи с новыми обстоятельствами. Например: «Давайте
познакомимся», когда в группу приходит новичок. «Расскажем Мише, где
лежат наши игрушки»
Занятие-это итоговая форма работы по конкретной теме. Это обобщение
познавательного и речевого опыта ребёнка.
Каждая предложенная тема должна быть спланирована с учётом:
Возрастных особенностей детей. Тем не должно быть много и они должны
повторяться в течении года, но уже с усложнением. Использовать темы,
предполагающие знакомство с миром предметов, т. к. для ребёнка раннего
возраста наиболее понятны знания о предметах окружающего мира. Малыши
не будут заниматься тем, что им неинтересно, тем, что не увлекло и не
вызвало удивления и радости.
Изучение каждой темы начинают с накопления представлений о предмете,
рассматривания предметов.
«Приходящая» только на занятия игрушка особенно привлекает детей. У
опытного воспитателя всегда есть 1-2 кукольных персонажа, которые
используются для сюрпризного момента. Демонстрационный материал,
используемый педагогом на занятии, должен быть ярким, привлекательным,
доступным к рассматриванию.
Речь воспитателя играет важнейшую роль в развитии речи малыша. Она
должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Интерес воспитателя к
тому, о чём рассказывает должен быть виден ребёнку, воспитатель должен
активно участвовать в игре, увлекать малыша. Когда педагог делает что-то с
удовольствием, малыш с радостью включается в игру.
Eсли мы хотим научить ребёнка грамматически правильной речи, то слова
и фразы воспитателя должны быть продуманы и не могут быть случайными.
Огромное значение в развитии речи малыша играют пальчиковые игры в
которых широко используются потешки. Взрослые начинают играть с
малышом, когда он ещё совсем маленький. Сначала все движения взрослый
показывает и делает руками малыша. Постепенно ребёнок осваивает
движения и выполняет самостоятельно. Дети нашей группы с удовольствием
делают пальчиковую гимнастику, быстро запоминают потешки. Такие
занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а
следовательно помогают развитию речи.
Используя игровые приёмы, речевые игры, упражнения, пальчиковые
игры воспитатель помогает ребёнку овладевать речью. К трём годам ребёнок
начинает использовать предложения, отвечать на вопросы, рассказывать
короткие стишки.