Напоминание

Особенности работы с детьми раннего возраста по речевому развитию.


Автор: Ковровская Наталья Тихоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Василёк""
Населённый пункт: г. Михайлов
Наименование материала: доклад
Тема: Особенности работы с детьми раннего возраста по речевому развитию.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар на тему:

Особенности работы с детьми раннего

возраста по речевому развитию.

Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Василек»»

Ковровская Н.Т.

На третьем году жизни у ребёнка интенсивно развивается речь. Ребёнок

пробует самостоятельно выступить инициатором общения. Он пытается

рассказать, что увидел, куда ходил и придумывает новые слова, которых нет

в речи взрослых. В среднем рост словаря ребёнка в период от двух до трёх

лет увеличивается в 4-5 раз.

Дети этого возраста овладевают умением слушать несложные рассказы,

выполняют простые словесные поручения. Начинают повторять за взрослым

целые фразы. Малыш в своей речи отражает принадлежность предмета кому-

либо «Мой шарфик», «Танин мяч». Осваивает временные отношения:

сначала, потом, сегодня, там. Ребёнок осваивает не только название

предмета, а пытается найти в нём части, ярко выраженные свойства, качества

(у машины колёса, груша - жёлтая, сладкая, её можно есть).

Но речь ещё очень несовершенна.

Ребенок часто путается в согласовании слов в предложении, допускает

ошибки в падежных окончаниях, заменяет сложные звуки на более простые.

Темпы развития речи детей неодинаковы. Одни начинают говорить рано и

правильно произносят слова. Другие говорят мало, но речь хорошо

понимают. Но, если ребёнок к трём годам не заговорил, то нужно

проконсультироваться с логопедом.

Развитие речи имеет огромное значение для умственного развития и

социальной адаптации. Воспитателю групп младшего возраста необходимо

активно общаться с малышом, речь развивается только в постоянной

практике. Разговаривать надо на уровне глаз ребёнка, это позволит ему

чувствовать себя свободно.

Важно поддерживать интерес к общению со сверстниками. Общение

детей позволяет включить в словарный запас слова приветствия, прощания,

благодарности, просьбы: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

Развитие речи ребёнка происходит в разных видах деятельности:в

совместной с воспитателем, в организованной, в самостоятельной, в

режимных моментах.

Основной формой работы является образовательная ситуация. В процессе

образовательной ситуации у ребёнка накапливается познавательный опыт,

обогащается словарный запас.

Воспитатель организует ситуации:

Наблюдения

Рассматривание предметов

Инсценировки с игрушками и всеми видами театра

Знакомство с потешками, произведениями художественной литературы

Занятия должны проходить в форме игры, быть яркими, увлекательными.

Ситуация общенияможет быть продолжением образовательной ситуации,

но может возникать в связи с новыми обстоятельствами. Например: «Давайте

познакомимся», когда в группу приходит новичок. «Расскажем Мише, где

лежат наши игрушки»

Занятие-это итоговая форма работы по конкретной теме. Это обобщение

познавательного и речевого опыта ребёнка.

Каждая предложенная тема должна быть спланирована с учётом:

Возрастных особенностей детей. Тем не должно быть много и они должны

повторяться в течении года, но уже с усложнением. Использовать темы,

предполагающие знакомство с миром предметов, т. к. для ребёнка раннего

возраста наиболее понятны знания о предметах окружающего мира. Малыши

не будут заниматься тем, что им неинтересно, тем, что не увлекло и не

вызвало удивления и радости.

Изучение каждой темы начинают с накопления представлений о предмете,

рассматривания предметов.

«Приходящая» только на занятия игрушка особенно привлекает детей. У

опытного воспитателя всегда есть 1-2 кукольных персонажа, которые

используются для сюрпризного момента. Демонстрационный материал,

используемый педагогом на занятии, должен быть ярким, привлекательным,

доступным к рассматриванию.

Речь воспитателя играет важнейшую роль в развитии речи малыша. Она

должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Интерес воспитателя к

тому, о чём рассказывает должен быть виден ребёнку, воспитатель должен

активно участвовать в игре, увлекать малыша. Когда педагог делает что-то с

удовольствием, малыш с радостью включается в игру.

Eсли мы хотим научить ребёнка грамматически правильной речи, то слова

и фразы воспитателя должны быть продуманы и не могут быть случайными.

Огромное значение в развитии речи малыша играют пальчиковые игры в

которых широко используются потешки. Взрослые начинают играть с

малышом, когда он ещё совсем маленький. Сначала все движения взрослый

показывает и делает руками малыша. Постепенно ребёнок осваивает

движения и выполняет самостоятельно. Дети нашей группы с удовольствием

делают пальчиковую гимнастику, быстро запоминают потешки. Такие

занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а

следовательно помогают развитию речи.

Используя игровые приёмы, речевые игры, упражнения, пальчиковые

игры воспитатель помогает ребёнку овладевать речью. К трём годам ребёнок

начинает использовать предложения, отвечать на вопросы, рассказывать

короткие стишки.



В раздел образования