Напоминание

" Работа по преемственности детского сада и начальной школы"


Автор: Булгакова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Сынковская СОШ структурное отделение прогимназия
Населённый пункт: Г.о. Подольск пос.Радиоцентра Романцево
Наименование материала: статья
Тема: " Работа по преемственности детского сада и начальной школы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОУ Сынковская СОШ отделение прогимназия.

« Работа по преемственности

детского сада и начальной школы»

(из опыта работы)

Для реализации непрерывного образования необходимо обеспечить

преемственность между его ступенями. Первой ступенью системы

непрерывного образования (согласно государственным общеобразова-

тельным стандартам и закону об образовании является детский сад.).

Преемственность предполагает:

-определение общих и специфических целей образования на данных

ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей

эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на

следующую ступень образования;

-связь и согласованность каждого компонента методической системы

образования (целей, задач, содержания, методов, приемов, средств, форм

организации - поэтому в требованиях ФГОС к общеобразовательной

программе дошкольного образования предполагается система занятий для

подготовительной группы.)

Основной же упор требования ФГОС делают не на преемственность

форм организации, а на преемственность методов и приемов. Предлагается

широкое использование проектно-исследовательской деятельности,

комплексно–тематический подход, интеграция образовательных областей.

Требования ФГОС выделяют итоговые результаты, описывающие

интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в

результате усвоения программы. Сходные интегративные качества

выделены и у выпускника 1 класса в ФГОС начальной школы:

(физически - развитый, любознательный, активный, способный управлять

своим

поведением

и

планировать

свои

действия,

соблюдающий

элементарные нормы поведения).

Выпускник детского сада, согласно требованиям ФГОС должен овладеть

предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по

образцу,

слушать

взрослого

и

выполнять

его

инструкции,

овладеть

необходимыми умениями и навыками. ( Здесь возникает вопрос - каким

образом выпускник овладеет предпосылками учебной деятельности, если

занятия предполагается сохранить только в подготовительной группе.)

Таким образом основное в преемственности детского сада и начальной

школы – это подготовка психологической готовности ребенка к школе .

Огромное значение здесь имеет создание комфортных условий пребывания

ребенка в школе. Поэтому наличие таких учреждений как прогимназия, где

под

одной

крышей

находятся

детский

сад

и

школа

способствует

формированию положительных мотиваций для поступления в школу. В

нашей прогимназии для первоклассников все знакомо:

музыкальный и

спортивный залы, кабинет коррекции и развития, где проходит с ними

индивидуальная и кружковая работа, уголок краеведения и русской избы,

столовая, куда они вновь ходят завтракать и обедать.

Знакомы им и

преподаватели - инструктор по физо, он же учитель по физкультуре

Безбородова Е.А.

Это она встречает их утром в спортивном зале на

утреннюю гимнастику, а затем проводит уроки физкультуры в знакомом

спортивном зале или на спортивной площадке. Музыкальный руководитель,

в дальнейшем проводит уроки музыки в начальной школе. С изомастером

Шурыгиной О.В.

дети встречаются

на уроках рисования. Единство

требований дисциплинирует детей, способствует развитию умения управлять

своим поведением.

Преподавание физкультуры и

музыки,

рисования

базируется на умениях и навыках, которые дети получили здесь же в детском

саду. А знание специалистами программы начальной школы заставляет их

повысить требовательность к качеству знаний даваемых в детском саду. Для

успешного осуществления преемственности педагогам прогимназии просто

необходимо знать программы, как начальной школы ,так и детского сада.

Поэтому в нашей прогимназии систематически проводятся открытые

просмотры

образовательной деятельности, как в детском саду,так и в

начальной

школе.

После просмотров

проходят

обсуждения

наиболее

удачных методов и приемов ,используемых в работе с детьми ,отбираются те,

которые могут взаимоиспользоваться. Так педагоги начальной школы

поделились опытом использования интерактивной доски на уроках. Это дало

толчок к

приобретению

и

использованию

интерактивной доски в

образовательной работе детского сада.

Взаимопроникновение в работу

школы и сада проходит и на педсоветах, где педагоги делятся интересными

педагогическими находками, рекомендуют друг другу новые методические

пособия,

разработки.

Это

показал

апрельский

педсовет

Воспитатели

ознакомили с проектами ,проводимыми в детском саду,

а учители

представили проекты .которые готовили уже сами дети в начальной школе.

Совместно решается подготовка к Дням здоровья , Дню открытых дверей .

Дети старшей группы приглашаются на праздники , проводимые в начальной

школе .Это в первую очередь – День знаний , Праздник букваря , Последний

звонок. Некоторые праздники проходят совместно «Масленица», «День

Земли» , «Мама ,папа и я –спортивная семья», «День защиты детей».

Дети детского сада всегда имеют возможность сходить на организованную

экскурсию в начальную школу. Им становится знаком ритм жизни

школьника. Опрос показал ,что 90% детей подготовительной группы уже в

начале года с нетерпением ждут поступления в школу. У 75 % сформирована

мотивационная готовность . Процесс обучения связан у них с получением

новых интересных знаний . Любознательность, интерес к всему новому.

желание проявить свою самостоятельность свойственны нашим

выпускникам.

Работа ведущаяся по физическому, социально-личностному ,

познавательно-речевому, художественно- эстетическому направлению,

согласно требованиям ФГОС затрагивает и начальную школу .

Образовательная область здоровье ставит похожие задачи и в начальной

школе .Усложняются задачи образовательной области физическая культура.

То же происходит и с другими образовательными областями : труд,

коммуникация , художественной творчество, познание, чтение

художественной литературы, музыка. Отдельно следует сказать об

образовательной области ОБЖ . В нашей прогимназии проходят месячник

по правилам дорожного движения участвует , в котором как детский сад и

так и начальная школа. Дети изготавливают поделки по правилам дорожного

движения ,рисуют плакаты ,проходят викторины . Инструктором по физо

готовится спортивный праздник .посвященный правилам дорожного

движения.

Уже с детского сада дети и родители привыкают к участию в конкурсах

поделок, рисунков: «Моя малая Родина», «Дары осени», «Сказочная Русь»

и т.д. На общие родительские собрания приглашаются родители детского

сада и школы. Приводя ребенка в 1 младшую группу, они уже видят

перспективы развития малыша, перспективы развития прогимназии.

В работе по преемственности еще много проблем и они прибавляются,

учитывая требования ФГОС. Как построить образовательный процесс в

детском саду, чтобы не перезагрузить ребенка учебной деятельностью,

сохранить у него интерес к обучению в школе и в тоже время привить

некоторые учебные навыки, необходимые в школе : умение работать по

правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции .

Чтобы такие навыки были сформированы у выпускника детского сада,

организованная образовательная деятельность должна начинаться уже в 1

младшей группе. Вот почему, наиболее близкой для воспитателей детского

сада становится программа под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой ,

М.А.Васильевой «О рождения до школы». Перед педагогами прогимназии

встает задача , каким образом, через какие формы работы более подробно

изучить воспитателям детского сада программу школы , а учителям

программу детского сада.

Необходимо скорректировать работу с родителями, чтобы у них не

складывалось впечатление важности работы учителя для образования

ребенка , а функцию детского сада считать присмотром.

Они должны понять ,что на первых этапах воспитания и образования

приоритет получает формирование социально –личностных качеств ребенка

(любознательности , активности овладения средствами общения,

эмоциональной отзывчивости ,умение управлять своим поведением,

планировать свои действия, решать интеллектуальные задачи ), а не

накопление определенного объема знаний.

Когда возникают какие то изменения в устоявшейся системе работы, на

первых порах может возникнуть негативное отношение к ним. Но во всем

новом можно найти долю истины , иначе почему –то появляется

необходимость в переменах .Значит есть потребность улучшить старую

систему работы . В таком свете и нужно воспринимать требования ФГОС

относительно формирования преемственности в работе школы и детского

сада.



В раздел образования