Автор: Булгакова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Сынковская СОШ структурное отделение прогимназия
Населённый пункт: Г.о. Подольск пос.Радиоцентра Романцево
Наименование материала: статья
Тема: " Работа по преемственности детского сада и начальной школы"
Раздел: дошкольное образование
МОУ Сынковская СОШ отделение прогимназия.
« Работа по преемственности
детского сада и начальной школы»
(из опыта работы)
Для реализации непрерывного образования необходимо обеспечить
преемственность между его ступенями. Первой ступенью системы
непрерывного образования (согласно государственным общеобразова-
тельным стандартам и закону об образовании является детский сад.).
Преемственность предполагает:
-определение общих и специфических целей образования на данных
ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей
эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на
следующую ступень образования;
-связь и согласованность каждого компонента методической системы
образования (целей, задач, содержания, методов, приемов, средств, форм
организации - поэтому в требованиях ФГОС к общеобразовательной
программе дошкольного образования предполагается система занятий для
подготовительной группы.)
Основной же упор требования ФГОС делают не на преемственность
форм организации, а на преемственность методов и приемов. Предлагается
широкое использование проектно-исследовательской деятельности,
комплексно–тематический подход, интеграция образовательных областей.
Требования ФГОС выделяют итоговые результаты, описывающие
интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в
результате усвоения программы. Сходные интегративные качества
выделены и у выпускника 1 класса в ФГОС начальной школы:
(физически - развитый, любознательный, активный, способный управлять
своим
поведением
и
планировать
свои
действия,
соблюдающий
элементарные нормы поведения).
Выпускник детского сада, согласно требованиям ФГОС должен овладеть
предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по
образцу,
слушать
взрослого
и
выполнять
его
инструкции,
овладеть
необходимыми умениями и навыками. ( Здесь возникает вопрос - каким
образом выпускник овладеет предпосылками учебной деятельности, если
занятия предполагается сохранить только в подготовительной группе.)
Таким образом основное в преемственности детского сада и начальной
школы – это подготовка психологической готовности ребенка к школе .
Огромное значение здесь имеет создание комфортных условий пребывания
ребенка в школе. Поэтому наличие таких учреждений как прогимназия, где
под
одной
крышей
находятся
детский
сад
и
школа
способствует
формированию положительных мотиваций для поступления в школу. В
нашей прогимназии для первоклассников все знакомо:
музыкальный и
спортивный залы, кабинет коррекции и развития, где проходит с ними
индивидуальная и кружковая работа, уголок краеведения и русской избы,
столовая, куда они вновь ходят завтракать и обедать.
Знакомы им и
преподаватели - инструктор по физо, он же учитель по физкультуре
Безбородова Е.А.
Это она встречает их утром в спортивном зале на
утреннюю гимнастику, а затем проводит уроки физкультуры в знакомом
спортивном зале или на спортивной площадке. Музыкальный руководитель,
в дальнейшем проводит уроки музыки в начальной школе. С изомастером
Шурыгиной О.В.
дети встречаются
на уроках рисования. Единство
требований дисциплинирует детей, способствует развитию умения управлять
своим поведением.
Преподавание физкультуры и
музыки,
рисования
базируется на умениях и навыках, которые дети получили здесь же в детском
саду. А знание специалистами программы начальной школы заставляет их
повысить требовательность к качеству знаний даваемых в детском саду. Для
успешного осуществления преемственности педагогам прогимназии просто
необходимо знать программы, как начальной школы ,так и детского сада.
Поэтому в нашей прогимназии систематически проводятся открытые
просмотры
образовательной деятельности, как в детском саду,так и в
начальной
школе.
После просмотров
проходят
обсуждения
наиболее
удачных методов и приемов ,используемых в работе с детьми ,отбираются те,
которые могут взаимоиспользоваться. Так педагоги начальной школы
поделились опытом использования интерактивной доски на уроках. Это дало
толчок к
приобретению
и
использованию
интерактивной доски в
образовательной работе детского сада.
Взаимопроникновение в работу
школы и сада проходит и на педсоветах, где педагоги делятся интересными
педагогическими находками, рекомендуют друг другу новые методические
пособия,
разработки.
Это
показал
апрельский
педсовет
Воспитатели
ознакомили с проектами ,проводимыми в детском саду,
а учители
представили проекты .которые готовили уже сами дети в начальной школе.
Совместно решается подготовка к Дням здоровья , Дню открытых дверей .
Дети старшей группы приглашаются на праздники , проводимые в начальной
школе .Это в первую очередь – День знаний , Праздник букваря , Последний
звонок. Некоторые праздники проходят совместно «Масленица», «День
Земли» , «Мама ,папа и я –спортивная семья», «День защиты детей».
Дети детского сада всегда имеют возможность сходить на организованную
экскурсию в начальную школу. Им становится знаком ритм жизни
школьника. Опрос показал ,что 90% детей подготовительной группы уже в
начале года с нетерпением ждут поступления в школу. У 75 % сформирована
мотивационная готовность . Процесс обучения связан у них с получением
новых интересных знаний . Любознательность, интерес к всему новому.
желание проявить свою самостоятельность свойственны нашим
выпускникам.
Работа ведущаяся по физическому, социально-личностному ,
познавательно-речевому, художественно- эстетическому направлению,
согласно требованиям ФГОС затрагивает и начальную школу .
Образовательная область здоровье ставит похожие задачи и в начальной
школе .Усложняются задачи образовательной области физическая культура.
То же происходит и с другими образовательными областями : труд,
коммуникация , художественной творчество, познание, чтение
художественной литературы, музыка. Отдельно следует сказать об
образовательной области ОБЖ . В нашей прогимназии проходят месячник
по правилам дорожного движения участвует , в котором как детский сад и
так и начальная школа. Дети изготавливают поделки по правилам дорожного
движения ,рисуют плакаты ,проходят викторины . Инструктором по физо
готовится спортивный праздник .посвященный правилам дорожного
движения.
Уже с детского сада дети и родители привыкают к участию в конкурсах
поделок, рисунков: «Моя малая Родина», «Дары осени», «Сказочная Русь»
и т.д. На общие родительские собрания приглашаются родители детского
сада и школы. Приводя ребенка в 1 младшую группу, они уже видят
перспективы развития малыша, перспективы развития прогимназии.
В работе по преемственности еще много проблем и они прибавляются,
учитывая требования ФГОС. Как построить образовательный процесс в
детском саду, чтобы не перезагрузить ребенка учебной деятельностью,
сохранить у него интерес к обучению в школе и в тоже время привить
некоторые учебные навыки, необходимые в школе : умение работать по
правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции .
Чтобы такие навыки были сформированы у выпускника детского сада,
организованная образовательная деятельность должна начинаться уже в 1
младшей группе. Вот почему, наиболее близкой для воспитателей детского
сада становится программа под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой ,
М.А.Васильевой «О рождения до школы». Перед педагогами прогимназии
встает задача , каким образом, через какие формы работы более подробно
изучить воспитателям детского сада программу школы , а учителям
программу детского сада.
Необходимо скорректировать работу с родителями, чтобы у них не
складывалось впечатление важности работы учителя для образования
ребенка , а функцию детского сада считать присмотром.
Они должны понять ,что на первых этапах воспитания и образования
приоритет получает формирование социально –личностных качеств ребенка
(любознательности , активности овладения средствами общения,
эмоциональной отзывчивости ,умение управлять своим поведением,
планировать свои действия, решать интеллектуальные задачи ), а не
накопление определенного объема знаний.
Когда возникают какие то изменения в устоявшейся системе работы, на
первых порах может возникнуть негативное отношение к ним. Но во всем
новом можно найти долю истины , иначе почему –то появляется
необходимость в переменах .Значит есть потребность улучшить старую
систему работы . В таком свете и нужно воспринимать требования ФГОС
относительно формирования преемственности в работе школы и детского
сада.