Автор: Безбородова Елена Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Сынковская СОШ структурное отделение прогимназия
Населённый пункт: Г.о. Подольск пос.Радиоцентра Романцево
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Обучение дошкольников бесконфликтному общению при проведении спортивных и подвижных игр"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Обучение дошкольников бесконфликтному
общению при проведении спортивных и
подвижных игр»
Составила и провела
воспитатель
Безбородова Е.А.
Апрель 2021г
В
соответствии
с
ФГОС
одним
из
направлений
содержания
дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие
дошкольников,
затрагивающее
аспект
межличностного
взаимодействия
детей.
Актуальность работы обусловлена тем, что дошкольный возраст –
особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом
первоначального становления личности ребенка.
В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно
сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие
его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе
детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может
оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной
работы с дошкольниками.
Для
формирования
у
детей
умения
понимать
собственное
эмоциональное состояние и состояние других людей (эмоциональный
компонент)
и
освоения
способов
предупреждения
конфликта
и
конструктивного
поведения
в
конфликте
(поведенческий
компонент)
целесообразно включение детей в игровую деятельность со сверстниками.
Игра
–
это
основное
средство
в
воспитании
нравственных
взаимоотношений со сверстниками. В работе с детьми можно использовать
коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-
сказки, спортивные и подвижные игры. Игру можно применять как в части
комплексного занятия, так и как самостоятельное занятие. Комплекс игр,
которые целесообразно включать в режимные моменты, представлен в виде
картотеки.
Цель: формирование готовности детей дошкольного возраста к
бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.
Для достижения цели в процессе занятий решаются следующие задачи:
1. Обучение детей конструктивным способам управления собственным
поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности).
2. Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия (разрешение
конфликтных
ситуаций),
развитие
и
обогащение
форм
общение
со
сверстниками.
3. Ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний,
присущих человеку, обучение распознанию их по внешним сигналам
(мимике, жестам и т.п.).
4. Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние
другого человека и умение выразить своё.
5.
Развитие
системы
самооценки,
формирование
адекватного
отношения к себе и другим.
6. Помощь в преодолении негативных переживаний, воспитание
уверенности в себе.
7. Корректирование поведения с помощью спортивных и подвижных
игр игр, формирование моральных представлений.
Вся система работы по формированию нравственных отношений
между воспитанниками должна быть организована с учетом возрастных и
психологических особенностей детей дошкольного возраста и опираться на
основные принципы детской психологии и педагогики.
Необходимо также вести работу по подбору основных методов,
приемов и форм работы по формированию нравственных взаимоотношений
дошкольников.
Работая по данному направлению целесообразно придерживаться
следующей классификации методов нравственного воспитания, которую
предложила в своих исследованиях доктор педагогических наук В.И.
Логинова, и которая объединяет все методы в три группы:
1)
методы
формирования
нравственного
поведения:
приучение,
упражнение, руководство деятельностью;
2) методы формирования нравственного сознания: убеждение в форме
разъяснения, внушение, беседа;
3) методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения,
наказания.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в
группе.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких
качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику,
посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети
проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных
межличностных
отношений
между
дошкольниками
и
установление
позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят
большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным
кругом общения.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок»,
проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь
найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить
поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с
ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как
можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать
эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».
Можно организовать в группе «Шкатулку добрых дел» и в конце
недели подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети
кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким
образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют,
почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и
заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим
«вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать,
что нельзя».
1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе
самое лучшее.
2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его.
3. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
4. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не
прав, скажи ему об этом.
5. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
6. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
7. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
8. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
9. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других
ребят.
10. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с
товарищем; умей договориться.
11. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся
выиграть честно.
12. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними
проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные
досуги.
Вывод
Одним из направлений содержания дошкольного образования является
социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект
межличностного взаимодействия детей.
Формирование у детей представлений о бесконфликтном общении и
обучение анализу конфликтных ситуаций целесообразно осуществлять на
материале художественных произведений.
Наряду
с
чтением
художественной
литературы
необходимо
использовать и другие средства формирования гуманных чувств: музыка,
природа, живопись, иллюстрации и фильмы.
Основным средством в воспитании нравственных взаимоотношений со
сверстниками является игра.
Список используемой литературы
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
2.
Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у
дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.:
Айрис-пресс, 2005. – 112 с.
3.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития
ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 191 с.
4.
Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический
анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы
психологии. – 1990. – №2. – С. 37–42.
5.
Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.:
«Просвещение», 1983. – 213 с.
6.
Мухина
В.
С.
Детская
психология:
Учебник
для
студентов
педагогического
института
/
Под
ред.
Л.
А.
Венгера.
–
М.:
Просвещение, 2000. – 272 с.
7.
Першина
Т.В.,
Мазурова
Т.Н.
Содержание
готовности
детей
дошкольного
возраста
к
бесконфликтному
взаимодействию
со
сверстниками // Инновационная наука и современное общество:
сборник статей Международной научно-практической конференции (25
октября 2014 г., г. Уфа) в 2 ч. Ч. 1. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 103 – 105.
8.
Першина
Т.В.,
Паутова
А.М.,
Чиркова
М.В.
Методические
рекомендации
по
формированию
готовности
детей
старшего
дошкольного
возраста
к
бесконфликтному
взаимодействию
со
сверстниками.// Наука и образование: новое время № 5, 2015. – С. 633 –
640.
[1]
Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.: Российское педагогическое
агентство, 1997, с. 72.
[2]
Першина Т.В., Паутова А.М., Чиркова М.В. Методические рекомендации по формированию готовности
детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.// Наука и
образование: новое время № 5, 2015, с. 637.
[3]
Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / В.И.
Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983, с. 123.
[4]
Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для
практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005, с. 65.