Напоминание

"Обучение дошкольников бесконфликтному общению при проведении спортивных и подвижных игр"


Автор: Безбородова Елена Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Сынковская СОШ структурное отделение прогимназия
Населённый пункт: Г.о. Подольск пос.Радиоцентра Романцево
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Обучение дошкольников бесконфликтному общению при проведении спортивных и подвижных игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Обучение дошкольников бесконфликтному

общению при проведении спортивных и

подвижных игр»

Составила и провела

воспитатель

Безбородова Е.А.

Апрель 2021г

В

соответствии

с

ФГОС

одним

из

направлений

содержания

дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие

дошкольников,

затрагивающее

аспект

межличностного

взаимодействия

детей.

Актуальность работы обусловлена тем, что дошкольный возраст –

особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом

первоначального становления личности ребенка.

В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно

сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие

его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе

детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может

оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной

работы с дошкольниками.

Для

формирования

у

детей

умения

понимать

собственное

эмоциональное состояние и состояние других людей (эмоциональный

компонент)

и

освоения

способов

предупреждения

конфликта

и

конструктивного

поведения

в

конфликте

(поведенческий

компонент)

целесообразно включение детей в игровую деятельность со сверстниками.

Игра

это

основное

средство

в

воспитании

нравственных

взаимоотношений со сверстниками. В работе с детьми можно использовать

коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-

сказки, спортивные и подвижные игры. Игру можно применять как в части

комплексного занятия, так и как самостоятельное занятие. Комплекс игр,

которые целесообразно включать в режимные моменты, представлен в виде

картотеки.

Цель: формирование готовности детей дошкольного возраста к

бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.

Для достижения цели в процессе занятий решаются следующие задачи:

1. Обучение детей конструктивным способам управления собственным

поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности).

2. Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия (разрешение

конфликтных

ситуаций),

развитие

и

обогащение

форм

общение

со

сверстниками.

3. Ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний,

присущих человеку, обучение распознанию их по внешним сигналам

(мимике, жестам и т.п.).

4. Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние

другого человека и умение выразить своё.

5.

Развитие

системы

самооценки,

формирование

адекватного

отношения к себе и другим.

6. Помощь в преодолении негативных переживаний, воспитание

уверенности в себе.

7. Корректирование поведения с помощью спортивных и подвижных

игр игр, формирование моральных представлений.

Вся система работы по формированию нравственных отношений

между воспитанниками должна быть организована с учетом возрастных и

психологических особенностей детей дошкольного возраста и опираться на

основные принципы детской психологии и педагогики.

Необходимо также вести работу по подбору основных методов,

приемов и форм работы по формированию нравственных взаимоотношений

дошкольников.

Работая по данному направлению целесообразно придерживаться

следующей классификации методов нравственного воспитания, которую

предложила в своих исследованиях доктор педагогических наук В.И.

Логинова, и которая объединяет все методы в три группы:

1)

методы

формирования

нравственного

поведения:

приучение,

упражнение, руководство деятельностью;

2) методы формирования нравственного сознания: убеждение в форме

разъяснения, внушение, беседа;

3) методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения,

наказания.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в

группе.

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких

качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику,

посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети

проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных

межличностных

отношений

между

дошкольниками

и

установление

позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят

большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным

кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок»,

проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь

найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить

поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с

ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как

можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать

эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».

Можно организовать в группе «Шкатулку добрых дел» и в конце

недели подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети

кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким

образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют,

почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и

заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим

«вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать,

что нельзя».

1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе

самое лучшее.

2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его.

3. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

4. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не

прав, скажи ему об этом.

5. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

6. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

7. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

8. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

9. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других

ребят.

10. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с

товарищем; умей договориться.

11. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся

выиграть честно.

12. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними

проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные

досуги.

Вывод

Одним из направлений содержания дошкольного образования является

социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект

межличностного взаимодействия детей.

Формирование у детей представлений о бесконфликтном общении и

обучение анализу конфликтных ситуаций целесообразно осуществлять на

материале художественных произведений.

Наряду

с

чтением

художественной

литературы

необходимо

использовать и другие средства формирования гуманных чувств: музыка,

природа, живопись, иллюстрации и фильмы.

Основным средством в воспитании нравственных взаимоотношений со

сверстниками является игра.

Список используемой литературы

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и

науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

2.

Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у

дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.:

Айрис-пресс, 2005. – 112 с.

3.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития

ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 191 с.

4.

Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический

анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы

психологии. – 1990. – №2. – С. 37–42.

5.

Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов

педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.:

«Просвещение», 1983. – 213 с.

6.

Мухина

В.

С.

Детская

психология:

Учебник

для

студентов

педагогического

института

/

Под

ред.

Л.

А.

Венгера.

М.:

Просвещение, 2000. – 272 с.

7.

Першина

Т.В.,

Мазурова

Т.Н.

Содержание

готовности

детей

дошкольного

возраста

к

бесконфликтному

взаимодействию

со

сверстниками // Инновационная наука и современное общество:

сборник статей Международной научно-практической конференции (25

октября 2014 г., г. Уфа) в 2 ч. Ч. 1. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 103 – 105.

8.

Першина

Т.В.,

Паутова

А.М.,

Чиркова

М.В.

Методические

рекомендации

по

формированию

готовности

детей

старшего

дошкольного

возраста

к

бесконфликтному

взаимодействию

со

сверстниками.// Наука и образование: новое время № 5, 2015. – С. 633 –

640.

[1]

Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.: Российское педагогическое

агентство, 1997, с. 72.

[2]

Першина Т.В., Паутова А.М., Чиркова М.В. Методические рекомендации по формированию готовности

детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.// Наука и

образование: новое время № 5, 2015, с. 637.

[3]

Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / В.И.

Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983, с. 123.

[4]

Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для

практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005, с. 65.



В раздел образования