Напоминание

Легенда о народе "Хоро"


Автор: Цельникова Елена Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДОД "Творчество"
Населённый пункт: РС Якутия, Мирнинский район, п.Чернышевский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Легенда о народе "Хоро"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Легенда

о

народе

«

Хоро

»

у

якутов

крайнего

севера
Педагог дополнительного образования Цельникова Елена Юрьевна МБОУ ДО « ЦДОД «Творчество»» П. Чернышевский Мирнинский район РС Якутия



Легенда

о

народе

«

Хоро

»

Проблема
: Изучение истории своего народа, народа малой Родины. Воспитание терпимости к национальной принадлежности.
Цель проекта:
Познакомить с историей Якутии, с культурами малых народностей. Воспитывать через знакомство с культурным наследием Якутии, толерантное отношение к народам, проживающим на территории Якутии. Формирование культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи:
 осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной национальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;  формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их национальными традициями;  формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия фольклорных сказаний и приданий, их коллективного обсуждения.
Познавательные универсальные действия на занятии
:  анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;  адекватное восприятие фольклорных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;  выполнение творческих задач, в расширении и углублении знаний в области фольклорного искусства.
Умение обучающихся:
 слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же
проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной речи;  понимать особенности устной (разговорной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня тема нашего урока «Легенда о народа «Хоро» у якутов крайнего севера» посвящена устного народного творчеству народов Якутии. Фольклор, как вы знаете, отражает душу народу. В качестве эпиграфа я выбрала слова М.Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия». Надеюсь, что в ходе урока вы сами убедитесь в справедливости его слов.
II. Работа с темой.
1. Вспомните, что входит в понятие устное народное творчество? Вспомните жанры фольклора. * Чабыргах – скороговорки * Алгыс – специфика жанра, поэзия * сказки * Легенды * придания * Пословицы и поговорки * Загадки * Хороводные песни * мифология - Знаете ли вы, что проживают не только якуты, но и другие малые северные народности? - Кто может их назвать? (Эвены, эвенки, юкагиры) -Кто знает, какой самый древний народ появился первым на территории Якутии? Наиболее ранним тюркоязычным этническим пластом являются родоплеменные образования кыргыз, хоро и тумат. Во всех исторических преданиях эти племена упоминаются как первоприбывшие на р. Лену. Считается, что наиболее известны современные бурят-монгольские этнонимы – общему наименованию древнемонгольских племен хор. В
Якутии до настоящего времени сохранились населенные пункты под названием Хоро и Хоринцы в Олекминском и Сунтарском улусах сельсоветы в Усть-Алданском, Сунтарском, Олекминском и Верхневилюйском улусах. По мнению большинства, якутские хоролоры имеют монгольское происхождение. - И сегодня мы с вами послушаем легенду о народе «Хоро» у якутов крайнего севера. Из легенды о народе «хоро» у якутов Крайнего Севера: «Иногда говорят — "хоринский язык". В старину, по рассказам, был особый народ. Жил он при устье нашей реки (рассказчик разумеет р. Яну), говорил на особом языке. Было их великое множество: когда белая чайка перелетала через из становища, то она становилась будто бы желтой от их дыма. Пришла бабушка-оспа и всех их уничтожила. У нас есть местность под названием "Пепелище хоринцев"». «В древности в районе реки Индигирки проживал народ хоро. Говорят, их было такое множество, что невозможно было и сосчитать их. Язык у хоро был особенн ы й , никто из посторонних не мог понимать их. Этот многочисленный народ какими-то судьбами целиком вымер. Они будто бы проживали много раньше чукчей». «Рассказывают, что в далекую старину жило племя хоро. Их было бесчисленное множество. Другие племена язык хоринцев не могли понимать».
«Давно в незапамятной древности жил народ хоро. По рассказам, хоринцы бежали откуда-то и прибыли в наш край вместе с чукчами. Этот народ проживал в районе устья реки Яны. Местность Мыраас считается, по преданиям, их местожительством. Они все были люди рослые, видные собой и отличались хорошими нравами. Если над их местожительством пролетала белая чайка, то грудь ее от густого дыма принимала желтую окраску. Их язык был похож на гусиное гоготание. Они имели своего хосуна, который отличался крепким телосложением, упрямым нравом и глубоким умом». «В древности в Устьянском крае, как рассказывают, проживали люди, которые были известны под именем хоринцев. Они были многочисленны. Говорят также, что они отличались хвастливостью».
«В стране Хоро, где зимуют птицы, есть, говорят, старуха, которая с железной острогой охотится на птиц. Она будто бы захватывает своей острогой гуся, которого облюбует. "Дэгиэ"— железный стержень с крючком — служил для захватывания рыбы. Эта старуха, рассказывают, имеет каменную шапку. Она живет там, где небо и земля сошлись вместе». Из легенд Нюрбинского улуса: «В нашем наслеге шесть родов, а именно: Хандайр, Быгына, Оматтоон, Кокуора, Асхар и Сортогор. Предками якутов Хоринского наслега, по рассказам, являются два знаменитых шамана, отец и сын, которые переселились сюда из Якутского края. Отца-шамана звали Тлистээх-Кытаанах, а сына Етегер-Тулаасын.
Отца-шамана звали Тлистээх-Кытаанах сын Етегер-Тулаасын.
Была еще дочь, тоже шаманка, Екюр-Удаган». Сквозь пелену якутских легенд смутно очерчивается судьба хоринцев, попавших в чужие края и ведших смертельную борьбу за выживание. И эта судьба, как и у туматов, оказалась незавидной. Хоринцы в северных краях были, видимо, частично ассимилированы более сильными якутскими родами, а то и просто истреблены. О том, что хоринцы некогда населяли территорию современной Якутии и вошли в состав якутского народа, свидетельствуют многочисленные топонимы с топоформантом хоро. Перечень монгольских родов, населявших некогда край,— хоро, туматы, боотулуу, нохой, чириктэй, баргыдай, сортул (сартыал), хатыгин и др. О местах их расселения рассказывают топонимы, и среди них очень много, буквально сотни, топонимов с основой хоро. При-
ведем некоторые топонимы: Хоро, Хоро Уолун Сирэ — сенокосное угодье хоринца, Хоро Балагана — юрта Хоро, Хоро Колуйэтэ — озерко Хоро, Хоро урэгэ — речка Хоро, Хоро Кбрдугэнэ — озерцо Хоро, Илин Хоро — восточный Хоро, Хоро Уолун Отого — заброшенное жилье хоринца, Хоролор Сэйылыктара — летники хоринцев и т.д . Эти топонимы рассеяны по всей территории Якутии.
Якутские предания рассказывают также о том, что род хоро имел предводителя Улуу Хоро — Великого Хоро. Они сообщают, что Улуу Хоро был очень богат, что он прибыл с большим количеством людей и скота с вос- тока и что он имел знаменитого быстроногого быка . Хоринцы были довольно широко расселены в крае. Они дошли до реки Яны, где стали известны как род айбин — от имени Айба, которое носил глава янских хоринцев (коринцев). Русские в XVII в. выделили здесь целую Хоринскую (Коринскую) волость. В начале XX в., как сообщает Багдарыын Сюлбэ, наслеги хоро были отмечены в Борогонском, Верхне-Вилюйском, Западно-Кангаласском, Сунтарском улусах, деревня Хо-ро — в Олекминской инородческой управе,
роды хоро — в Борогонском, Верхне-Вилюйском, Западно-Кангаласском, Мегинском, Намеком, Средне-Вилюйском улусах.
3. Итог урока.
* Понравился ли вам урок? Что нового вы сегодня узнали? * Как вы понимаете слова М.Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия» (эпиграф урока)? * Хотите ли вы ещё знать о других народов Севера? Заключительное слово учителя. Итак, мы познакомились с малым народом «Хоро» который населяет некоторые районы Якутии, республики, где мы живём. Да, устное творчество для народов, не имеющих письменности, было тем живительным родником, тем источником, который помог им не только сохранить мужество и свежий разум, но и послужил в дальнейшем развитию родной литературы. Ведь каждая легенда, былина, сказание – это какая-то новая сторона большой души народа.
Домашнее задание:
проиллюстрировать, каким вы представляете быт народа Хоро.


В раздел образования