Напоминание

"Формирование и становление личности школьника в системе гражданско – патриотического воспитания".


Автор: Захарова Юлия Сергеевна
Должность: преподаватель - организатор обж
Учебное заведение: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Боровичи
Населённый пункт: Новгородской области
Наименование материала: Опыт результативной практической деятельности
Тема: "Формирование и становление личности школьника в системе гражданско – патриотического воспитания".
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Боровичи

Опыт результативной практической деятельности

по теме:

«Формирование и становление личности школьника в системе

гражданско – патриотического воспитания».

Выполнил:

Захарова Юлия Сергеевна,

преподаватель – организатор ОБЖ,

высшая категория

Актуальность

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-

экономических условиях происходит стремительное возрождение системы

гражданского и патриотического воспитания. Это обусловлено тем, что в

обществе происходит

насаждение культа развлечений, неправильного

представления о жизненных ценностях, нормах морали. В молодежной среде

в приоритете становятся деньги, популярность, успех любым путем. Дефицит

нравственности, духовного начала способствует постепенному изменению

сознания

и

психики

ребенка,

неправильному

становлению

личности,

формированию таких качеств как равнодушие, цинизм, немотивированная

агрессивность, отсюда повышение социально опасных явлений в обществе,

неуважительное отношение к государству, национализм, экстремизм.

В настоящее время ситуация, сложившаяся в государстве и за ее пределами

в социально-экономической, политической, культурной и других сферах

общественной

жизни,

способствовала

повышению

роли

гражданско-

патриотического

воспитания

молодежи,

которое

является

одним

из

приоритетных направлений системы образования РФ. Современная школа

благодаря своему воспитательному потенциалу обеспечивает формирование

конкретной личности, отвечает за социализацию школьника и является

важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и

патриота. На это нацеливает Стратегия развития воспитания в Российской

Федерации на период до 2025 года, разработанная в 2015 году, Концепция

духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина

России".

Задача педагога заключается в том, чтобы, организуя опыт патриотического

поведения молодежи, формировать соответствующие убеждения и чувства,

через основные виды деятельности: учение, труд, общественная работа,

спорт, туризм, игру. В каждом из этих видов деятельности можно совершать

патриотические

поступки

и

дела,

формируя

устойчивые

мотивы

патриотического воспитания, нравственного и культурного становления

личности.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю:

- формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,

значимых качеств, умений и готовности обучающихся к их активному

проявлению в различных сферах жизнедеятельности с дальнейшей успешной

социализацией в обществе.

Образовательные

программы учебных

предметов

Учебно – исследовательская

работа учащихся

Сотрудничество

с семьей

Система гражданско –

патриотического воспитания

МАОУ СОШ № 1

Сотрудничество с

городским военкоматом,

воинской частью

Общешкольные и классные

мероприятия

Дополнительное

образование: «Зеленая

волна», «Зарничник»

Сотрудничество с Центром

гражданско-

патриотического

воспитания молодежи

Физическое воспитание

учащихся, формирование

ЗОЖ

Новизна опыта:

Система гражданско – патриотическое воспитания в школе – сложный

педагогический процесс, охватывающий все структуры, интегрируя учебные

занятия

и

внеурочную

жизнь

обучающихся,

разнообразные

виды

деятельности.

Патриотическое воспитание школьников должно осуществляться по

принципу преемственности, на всех ступенях образовательного процесса,

чтобы стать той объединяющей силой по формированию и становлению

необходимых качеств личности, твердой жизненной позиции и осознанием

своей значимости в деле становления сильного государства, поколения

настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Таким образом, новизна опыта заключается в создании непрерывной

системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся на всех

этапах образовательного процесса и созданию необходимых организационно

- педагогических условий в процессе обучения, воспитания и дальнейшей

успешной социализацией.

Сущность опыта:

Систему гражданско-патриотического воспитания в школе осуществляю

через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной

деятельности,

интегрируя

воспитательное

воздействие

в

целостный

воспитательный процесс.

Основной формой учебной работы остается урок, который

в

соответствии с требованиями ФГОС осуществляется на различных уровнях,

образуя с другими формами непрерывную систему становления личности

ребенка.

Значительное место в процессе формирования в подростках качеств

гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизне -

деятельности». Обозначу основные подходы, которыми я руководствуюсь в

преподавании этого курса.

Так, большое место уделяю мотивации ребенка. Для меня важно осознание

подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ

поможет сформировать культуру БЖД, подготовиться к взрослой жизни,

более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку

и жизненные ситуации, оценить свои возможности и сделать правильный

выбор.

В своей работе использую такие образовательные технологии, как:

- проектно-исследовательской деятельности (Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик);

- коллективно-творческих дел (И.П. Иванова) ;

- сотрудничества (С.Л. Соловейчик, В.М. Матвеев, И.П. Иванов, В.Ф.

Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили);

- информационно - коммуникационные (М.Ю.Бухаркина, Б.С.Гершунский,

М.В.Моисеева)

- игровые (Г.К. Селевко, Б.П. Никитин, П.И. Пидкасистый).

Эти педагогические технологии реализуются через системно - деятельный

подход в воспитании, обозначенный в ФГОС второго поколения, который

предполагает использовать в образовательном процессе активные формы

Система гражданско – патриотического воспитания в школе

I

ступень

(начальное звено)

II

ступень

(среднее звено)

III

ступень

(старшее звено)

Задача: развитие

творческого

потенциала младших

школьников

Задача: формирование

системы ценностей и

установок поведения

Задача: совершенствование

готовности и умения

защищать свои права, умение

строить инд. и коллективную

деятельность, опыт освоения

соц. ролей, ЗОЖ,

профориентация.

ОСОЗНАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ

Выпускник школы – гражданин России, с высоким уровнем гражданкого

долга и патриотического сознания.

деятельности учащихся. Такие формы могут способствовать решению задач,

направленных на патриотическое воспитание.

Важное место в преподавании ОБЖ занимает интеграция с другими

предметами (технология интегрированного обучения). Богатый фактический

материал для осуществления межпредметных связей дают такие учебные

предметы, как химия, физика, биология, география и другие. Позволяет

выйти за рамки изучаемых тем, расширить сознание ребенка, сформировать

целостное представление о явлениях и процессах.

Важной составляющей всесторонней подготовки обучающихся по

предмету ОБЖ, а также юношей допризывного возраста к действительной

военной службе, считаю воспитание у них творческого, системного

характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания

при изучении школьных дисциплин.

Одним из принципов обучения является принцип: систематичности –

последовательности - комплексности.

Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных

ситуациях

мирного

и

военного

времени,

при

выполнении

сложных

жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на

занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены,

представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления

межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной

дисциплины. Межпредметные связи помогают учащимся не просто заучивать

то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают

повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень учащихся.

Педагогический потенциал внеурочной деятельности заключается в том,

что при включении в нее учитываются интересы и способности личности,

удовлетворяются потребности подростков. Во внеурочной деятельности,

результат которой находится в прямой зависимости от уровня субъективной

активности

школьника,

реализуются

эмоционально-мотивационные

установки

учащегося.

Участие

в

социально-значимой

внеурочной

деятельности способствует развитию у подростка уважительного отношения

к истории, культуре страны, обычаям народов, ее населяющих. Чувство

удовлетворенности

от

выполненной

работы способствует укреплению

мотивационной основы патриотизма подростка. (Приложение 1.)

Система организации практической работы с учащимися в школе

осуществляется

с

последующим

выходом

на

городской,

областной,

всероссийские уровни, соревнований, конкурсов, олимпиад. Повышается

личная степень значимости, своей ответственности и своего вклада в

достижение общего результата.

Готовность к трансляции:

1. Внеклассное мероприятие: «Бросок в бессмертие…» в память советских

воинов Ивана Герасименко, Александра Красилова и Леонтия Черемнова;

2. Урок ОБЖ (технология сотрудничества) по теме: «Вредные привычки, и

их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек». 10 класс

3. Внеклассное мероприятие: «Один день армейской жизни»;

4. Внеклассное мероприятие: «Пожарная безопасность» и другие значимые

мероприятия.

Результативность:

Результатом

педагогической

деятельности

является

положительная

динамика качества знаний и

СОУ по предмету «Основы Безопасности

Жизнедеятельности», отсутствие неуспевающих:

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

Период обучения

2018 – 2019

учебный год

2019-2020

учебный год

2020-2021

учебный год

8-11 класс

8-11 класс

8-11 класс

Качество знаний %

(доля обучающихся, успевающих на

"4"

и

"5"

по

результатам

промежуточной аттестации)

90 %

91 %

94 %

СОУ (по Симонову В.П.)

0.85

0.86

0.88

Анализ результативности участия обучающихся МАОУ СОШ № 1

в конкурсных мероприятиях разного уровня

с 2018 по 2022 учебный год.

п/п

Уровень

проведения

Название мероприятия

1.

областной

Областной поход участников патриотических клубов,

центров и объединений по местам боевых сражений

Старорусского и Шимского муниципального районов

«Маршрутами народного ополчения»

2.

муниципальный

Оборонно-спортивная

игра

«Школа

безопасности.

Зарница»

3.

муниципальный

Межрайонная

тактическая

игра

на

местности

«Разведчики века. Нам жить и помнить»

4.

Всероссийский

Всероссийская Интернет-олимпиада по безопасности

жизнедеятельности, приуроченная к празднованию 75-

летия Победы в ВОВ и 30-летие МЧС России

5.

Всероссийский

Всероссийского интернет-конкурс по ПДД "Умный

пешеход"

6.

муниципальный

Спартакиада допризывной молодежи «Защитник

Отечества», посвященной памяти старшины 1 ст.

Федорова Евгения Григорьевича.

.7.

Областной

Конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей»

8.

муниципальный

Конкурс детского рисунка «Терроризму –нет»

9.

муниципальный

Всероссийская детско-юношеская военно-спортивная

игра «Орленок»

10.

Всероссийский

Всероссийская добровольная интернет – акция

«Противопожарная безопасность»

11.

муниципальный

Муниципальный конкурс «Флоту России – быть!»

12.

Всероссийский

Всероссийский урок по первой помощи

13.

Всероссийский

Всероссийский исторический квест «Битва за Москву»

14.

муниципальный

Муниципальные соревнования «Добрая дорога» для

образовательных организаций на знание ПДД

15.

областной

Областной

молодежный

конвент

«Герои

земли

Новгородской»

16.

муниципальный

Квест –игра «Антитеррор»

17.

муниципальный

Всероссийский исторический квест-«Блокадный

Ленинград»

18.

Всероссийский

Всероссийская дистанционная онлайн - олимпиада по

пожарной безопасности

19.

Всероссийский

Квест «Марафон безопасности» (для учащихся 9-11

классов средних образовательных учреждений)

20.

областной

Региональный этап всероссийской олимпиады

школьников по ОБЖ

Данные таблицы подтверждают широкий охват организации моей работы с

обучающимися, по разным направления.

Обучающиеся показывают высокие результаты, занимая как в личном, так

и общекомандном первенстве призовые места:

Личные (общекомандные) достижения обучающихся МАОУ СОШ № 1

в конкурсных мероприятиях различного уровня

п/п

Фамилия Имя

обучающегося

К

л

а

с

с

Конкурсное

мероприятие

(уровень)

Место

1.

Федоров Дмитрий

Олегович

8

Муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников по ОБЖ

(2018 – 19 уч. год)

2 место

2.

Малышев

Алексей

Эдуардович

9

Муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников по ОБЖ

(2018 – 19 уч. год)

1место

3 место

3.

Клецко Михаил

Михайлович

9

Муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников по ОБЖ

(2018 – 19 уч. год)

4.

Федоров

Дмитрий

Олегович

9

Муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников по ОБЖ

(2019 – 20 уч. год)

1 место

5.

Транова

Софья

Сергеевна

8

Муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников по ОБЖ

(2019 – 20 уч. год)

1место

2 место

6.

Андрианова Дарья

Сергеевна

8

Муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников по ОБЖ

(2019 – 20 уч. год)

7.

Громова Полина

Антоновна

8

Муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников по ОБЖ

(2021 – 22 уч. год)

1 место

8.

Михайлина Наталья

Сергеевна

10

Всероссийская

дистанционная

онлайн-

олимпиада по

пожарной

безопасности

(ВДПО 130 лет) –

2021-22 учебный год.

2 место

9.

Ражева

Полина

Михайловна

8

Всероссийская

добровольная

интернет-акция

«Противопожарная

безопасность»

(2018-2019 уч. год)

Лауреат – победитель

10.

Данильянц Давид

10

Лучший командир

юнармейского отряда

в конкурсе «Строевая

подготовка»

муниципального этапа

Всероссийской

детско-юношеской

военно-спортивной

игры «Орленок -2019»

1 место

11.

Дегтярев Оскар

8

Лучший результат в

дисциплине

«Подтягивание на

перекладине»

муниципального этапа

спартакиады

допризывной

молодежи «Защитник

Отечества»

(2020-2021 уч. год)

1 место

12.

Заработкин Матвей

4

Муниципальные

соревнования

«Добрая дорога» для

образовательных

организаций на знание

ПДД в номинации:

3 место

«Главная дорога

вопросов и ответов»

(2021-2022 уч.год)

13.

Краснова Василиса

4

Муниципальные

соревнования

«Добрая дорога» для

образовательных

организаций на знание

ПДД в номинации:

«В добрый путь!»

3 место

14.

Андрианова Дарья

9

Областной конкурс

детского рисунка

«Мир науки глазами

детей»

1 место

15.

Команда

МАОУ

СОШ № 1

Межрайонная

тактическая игра на

местности

«Разведчики века.

Время героев» - 2019 г

1 место

16.

Команда

МАОУ

СОШ № 1

Муниципальный этап

Всероссийской

детско-юношеской

военно-спортивной

игры «Орленок -2019»

3 место

17.

Команда

МАОУ

СОШ № 1

Межрайонная

тактическая игра на

местности

«Разведчики века.

Время героев» - 2020 г

1 место

Ежегодно выпускники МАОУСОШ №1 поступают в военные учебные

заведения МО РФ, МЧС, медицинские вузы.

Успех ребенка – это сложный и длительный путь по преодолению себя и

каким он станет в будущем, во многом зависит от той системы работы,

которая организована в школе.

Делая вывод о результатах своей профессиональной деятельности в

системе гражданско-патриотического воспитания, важно отметить, что

данная работа требует от педагога высокого уровня подготовки, личной

заинтересованности,

стремлении

к

постоянному

совершенствованию,

умению сплотить коллектив, настроить его на совместную, плодотворную

работу и способности преодолеть все трудности с которыми он сталкивается

в своей работе.

План гражданско-патриотического воспитания МАОУСОШ №1

№ п/п

Мероприятие

Уровни

Направленность

Методы

Ответствен-

ные

Сроки

1.

Неделя безопасности

школьный

спортивно

-

патриотическая

Стимулирования

деятельности

и

поведения

(соревнование)

педагог-орг.

ОБЖ

сентябрь

2.

Акция ЮИД «Внимание,

дети!»

школьный

спортивно

патриотическая

(формирование

культуры БЖД)

Формирования

гражданского

поведения

(создание

воспитывающих

ситуаций)

педагог-орг.

ОБЖ,

соц

педагог

сентябрь

3.

День

солидарности

в

борьбе

с

терроризмом

(работа

лекторских

групп)

школьный

гражданско-

правовое

Формирования

сознания

личности

(Лекции, беседы)

Педагог –орг.

(ОБЖ)

сентябрь

4.

Акция «Милосердие»

муниципальны

й

духовно

нравственное

соц-патритическое

Организации

деятельности и форм.

гражданского

поведения

(КТД)

Педагог

–орг

(ОБЖ),

соц.педагог,

кл.рук

сентябрь

5.

Соревнования

по

стрельбе к памятной дате

«День

Бородинского

сражения русской армии

под командованием М.

И.

Кутузова

с

школьный

военно-

патриотическая

Стимулирования

деятельности

и

поведения

(соревнование)

педагог-

организатор

ОБЖ

сентябрь

французской армией»

6.

День

гражданской

обороны

школьный

спортивно-

патриотическое

Формирования

сознания личности

(лекции)

Стимулирования

деятельности

и

поведения

(соревнование)

Учителя

физ-

ры, педагог –

орг.ОБЖ

октябрь

7.

Участие

в

митинге,

посвященном

Дню

памяти

жертв

политических репрессий

муниципальны

й

гражданско-

правовое

Формирования

сознания личности

Педагог-

орг.ОБЖ,

учителя

истории

Октябрь

8.

Акция

отряда

ЮИД

«Вместе за безопасность

ДД» (агитбригада)

школьный

муниципальны

й

культурно

-

патриотическое

Организации

деятельности

и

формирования

опыта

гражданского

поведения (КТД)

Педагог

орг.ОБЖ

октябрь

9.

День призывника

школьный

муниципальны

й

спортивно-

патриотическое

военно-

патриотическое

Стимулирование

деятельности

в

поведении

(соревнования)

Формирования

сознания

личности

(метод примера)

Педагог –орг.

ОБЖ

ноябрь

10.

Мероприятия в рамках

акции

«Спорт

как

альтернатива

пагубным

школьный

муниципальны

й

спортивно

-

патриотическое

Стимулирования

деятельности

в

поведении

Учителя

физ-

ры

педагог

ОБЖ

ноябрь

привычкам»

(соревнования)

Формирования

сознания

личности

(лекции)

11.

День памяти жертв ДТП

школьный

муниципальны

й

духовно-

нравственное

Формирования

сознания

личности

(акции, беседы)

Кл.рук

Препод-

орг.ОБЖ

ноябрь

12.

Урок

мужества,

посвященный

началу

разгрома

фашистских

войск под Сталинградом

школьный

Военно-

патриотическое

Формирование

сознания личности

(лекция)

Учителя

истории, ОБЖ

ноябрь

13.

День героев Отечества

школьный

муниципальны

й

Военно-

патриотическое

Формирование

сознания личности

(беседы, лекции)

Учителя

истории, ОбЖ

Декабрь

14.

День

неизвестного

солдата

Школьный

Духовно-

нравственное,

гражданское

Формирование

сознания

личности

(лекции)

Кл. рук

Препод-орг

ОБЖ

Учителя

истории

декабрь

15.

Всемирный день борьбы

со Спидом

школьный

Духовно

нравственное

Формирование

сознания

личности

(лекция,

беседа-

Культура БЖД)

Препод-орг

ОБЖ, кл. рук

декабрь

16.

Спартакиада

допризывной молодежи

муниципальны

й, областной

спортивно-

патриотическое

Стимулирования

деятельности

и

поведения

Учителя

физ-

ры, ОБЖ

сентябрь

январь

(соревнования)

17.

«Разведчики века»

муниципальны

й

спортивно

-

патриотическое

Стимулирования

деятельности

и

поведения

(соревнования)

Преподаватель

– орг ОБЖ

Сентябрь

Январь

апрель

18.

Мероприятия

к

Дню

Защитника Отечества:

Смотр строя и песни

Стрельба

из

пневматической

винтовки

Гражданская защита

школьный

Военно-

патриотическое

Стимулирования

деятельности

и

поведения

(соревнования)

Преподаватель

-орг. ОБЖ

февраль

19.

«Безопасное

колесо»

ЮИД

Школьный

Муниципальны

й

Областной

Всероссийский

Спортивно

патриотическое

Стимулирования

деятельности

и

поведения

(соревнования)

Организации

деятельности

и

формирования

опыта

гражданского

поведения

(КТД)

Преподаватель

–орг. ОБЖ

Март

Апрель

Июнь

20.

Оборонно-спортивная

игра

«Зарница.

Школа

безопасности»

Муниципальны

й

областной

Спортивно

патриотическое

Стимулирования

деятельности

и

поведения

(соревнования)

Организации

деятельности

и

Преподаватель

–орг. ОБЖ

Март-

апрель-май

формирования

опыта

гражданского

поведения

(КТД)

21.

Учебно-полевые сборы

Духовно-

нравственное

Военно-

патриотическое

Спортивно-

патриотическое

Организации

деятельности

и

формирования

опыта

гражданского

поведения

(КТД)

Стимулирования

деятельности

и

поведения

(соревнования)

Преподаватель

–орг. ОБЖ

май

Преподаватель – организатор ОБЖ Ю.С. Захарова



В раздел образования