Автор: Смесова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Сынковская СОШ структурное отделение прогимназия
Населённый пункт: Г.о. Подольск пос.Радиоцентра Романцево
Наименование материала: Сообщение на методическое обьединение
Тема: "Воспитание звуковой культуры речи".
Раздел: дошкольное образование
Сообщение «Воспитание звуковой культуры речи».
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе по обучению
родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть
решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка
раннего возраста
правильно произносить все звуки, правильно пользоваться
голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь.
В первой младшей группе ставятся следующие задачи:
1. Обучать детей правильному звукопроизношению.
2. Учить детей четко произносить гласные и наиболее простые согласные
изолированно и в словах.
3. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат.
4. Развивать умение вслушиваться в звучащее слово, соотносить его с
предметом.
5. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, интонационные
средства выразительности.
Для того чтобы выполнить эти задачи я осуществляю формирование
звукопроизношения в три этапа:
-подготовка артикуляционного аппарата;
-уточнение произношения звука;
-закрепление звука в словах, фразовой речи (из 2-4 слов).
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной
стороны речи: в два года ребенок легко усваивает многие звуки и закрепляет их в
собственном произношении, учится
пользоваться своим голосовым аппаратом;
совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Поэтому и воспитание
звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие слухового
восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые
формируются в процессе общего и речевого развития.
Наша группа сформировалась в ноябре. Все дети говорящие, но нет четкой речи.
Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать
слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, прежде всего мы стараемся
научить их слышать и слушать речь окружающих, т.е.
развивать слуховое
восприятие. Голосовой аппарат наших воспитанников еще недостаточно хорошо
окреп. Дети раннего возраста не всегда умеют правильно им пользоваться, часто
говорят тихо или наоборот крикливо, не умеют говорить шепотом, поэтому
следующая задача, которая стоит перед нами научить детей пользоваться голосом
с различной силой ( говорить громко, умеренно, тихо), т.е развивать у них
голосовой аппарат. Например: д/и «Кто как кричит», «Высоко - низко».
В своей работе я использую следующую методическую литературу. Учебно
– методическое пособие к иллюстративному материалу «От звукоподражанию к
словам»
Ювента.
Колесникова
Е.В.
«От
звукоподражанию
к
словам»
Иллюстрационный материал для развития речи у детей 2-3лет. Ювента.
Ушакова О.С. Струпина
Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. Владос. Литвинова О.Э. «Речевое развитие детей раннего возраста»
часть1. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная
речь. Конспекты занятий. Изд. «Детство пресс», а также мультимедийные
ресурсы.
Для своей работы мы составили план. В первой младшей группе один-два раза в
месяц мы проводим специальные игровые занятия по воспитанию звуковой
культуры речи.
Кроме того, два-три раза в месяц планируем упражнения на формирование
звукопроизношения, слухового внимания и восприятия, развития дыхания.
Длительность их 3-6 минут. Ежедневно проводим пальчиковую гимнастику.
Играя с пальчиками, дети упражняются в четком произношении звуков в
фразовой речи. Эти упражнения мы включаем при ознакомлении детей с
окружающим, чтением художественной литературы подобрали картотеку игр.
Нами подобраны иллюстрации по лексическим темам: посуда, машины, птицы,
животные; иллюстрации к потешкам и сказкам.
Так же подобраны игрушки для развития мелкой моторики: шнуровка, пирамидки,
пазлы, мозаика. Используем различные игрушки (музыкальные инструменты:
барабан, колокольчик, погремушки, домашних животных, кукол,
картинки
(домашние животные и их детеныши, птицы). Для работы с детьми по звуковой
культуре речи в группе изготовлены дидактические игры: «Найди маму», «Узнай и
назови», «Найди такой же предмет»; «Бабочка, лети!» «Пускание корабликов» «Кто
в домике живет?» и т.д.
Для развития артикуляционного аппарата широко
используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Используем шутки-чистоговорки (Бы-бы-бы – идет дым из трубы»), потешки,
поговорки, фразы, содержащие определённую группу звуков(«У Сани едут сани
сами»),упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по
звучанию (мышка-мишка).игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Например,такие речевые задания: четкое произношение фраз со звуками «Ш»
(«Ша-ша-ша – мы купаем малыша; шу-шу-шу –дам грибочек малышу; ши-ши-
ши-ши –где гуляют малыши?»)
Эти упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них
чувство ритма.
Проводим следующие игры на развитие фонематического слуха, речевого
внимания, речевого дыхания, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Упражнение «Подуем на пушинку»
Дети встают в круг, я раздаю им пушинки. Предлагаю подуть на
них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети
поднимают упавшие пушинки.
Использую материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из
папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см).
Игра «Покормим птенчиков»
Я — мама-птица, детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», —
и
машут
крылышками
(дети
повторяют
движения
за
воспитателем
и
произносят звукосочетание).
— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики
весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи».)
— Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают
головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных
крошек я имитирую, что кормлю птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире
раскрывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Часы»
Предлагаю
послушайте,
как
тикают часы: «Тик-так,
тик-так»,
как
бьют часы: «Бом-бом.». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак.».
Давайте заведем большие часы; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют.
Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо
бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра «Забей гвоздик молоточком»
Когда
стучит
большой
молоток,
то слышно: «Тук-тук-тук» (дети
повторяют звукосочетание
5—6раз).
Когда
стучит
маленький
молоточек,
то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5—6 раз). Давайте
забьем гвоздь большим молотком. Теперь забьем маленький гвоздик маленьким
молоточком. Предлогаю закрять глаза и послушать, какой молоток стучит .
Упражнение «Забей мяч в ворота»
На каждый стол ставлю по два кубика на противоположный от детей край.
Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
Развитие
слухового
восприятия
является
важной
предпосылкой
для
формирования звуковой стороны речи . Развивая слуховое восприятия, обращаем
внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно
произносить громко и тихо, быстро и медленно. Для этого мы используем упражнения
на звукопроизношение: д/у «Тик-так», «Тук-тук», «Покатаемся на лошадке».
Также упражнение для лица, для губ, для языка.
Этими упражнениями пользуемся на занятиях в индивидуальной работе с детьми.
Например :«Заборчик», «Трубочка», «Часики».
Тренируя слуховое восприятие, мы даем детям упражнения на звукоподражания с
определенным объектом. Используя для этого игрушки: колокольчик, дудочку,
погремушку, барабан, а так же д/у «Чей голос», д/и «Отгадай, кто к нам пришел».
Например: кто-то подошел к Даше, остановился за ее стульчиком и говорит: «Поиграй
со мной Даша, Ква-ква-ква.» «Кто пришел поиграть с тобой, Дашенька?» или
показываем петуха, спрашиваем: «Кто это «А как он кричит?» ( «Кукареку».)
В течение дня мы обращаем внимание на речь детей, добиваясь того, что бы отвечая
на вопрос или задавая их, малыши говорили достаточно громко.
Развивая у детей голосовой аппарат, мы используем индивидуальный
подход, отмечаем похвалой даже самые незначительные успехи ребенка.
Правильность и четкость произнесения звуков не всегда возможно
проследить
при
групповых
ответах,
большой
упор
делаем
на
индивидуальную работу .
При
индивидуальных
ответах
мы
контролируем
правильность
выполнения задания, в нужных случаях помогаем, поправляем ребенка.
Для развития речевого дыхания проводим следующие упражнения сдувать со стола
мелко нарезанные цветные бумажки,
ватку дуть на шарики разного веса:
пластмассовые, деревянные,
резиновые (небольшого объема), дуть на игрушки,
плавающие в тазике с водой, надувать и пускать мыльные пузыри. Поставленное
речевое дыхание обеспечит правильное произношение звуков, слитное плавное
произношение слов и фраз.
Создаем
специальные
игровые
ситуации.
Вы
хотите
с
паровозиком
путешествовать? Дети: Да, хотим!
И я хочу! Садитесь в вагончики!
Звучит гудок паровоза. -
Поехали. Ту – туууу! Чух- чух- чух. Ребята, давайте поможем паровозу гудеть!
Дети имитируют звуки. Дальше мы приезжаем на станцию, где живет бабушка и
ее домашние животные. Знакомимся с ними и подражаем им и т.д.
Дети играют с игрушками. Зовут цыплят «цып-цып-цып», утята как зовут маму
утку «кря-кря-кря», корова «му-му» молока кому, позови котят «кис-кис-кис».
Песенка комара з-з-з) . Игры стимулируют детей к подражанию, к самостоятельному
высказыванию.
Развитие звуковой культуры речи это важная и сложная задача для лучшего
результата мы привлекаем наших родителей, проводим для них консультации на
темы «Развитие речи в раннем возрасте», «Как правильно читать сказку с ребенком».
Беседы на тему «Учите детей правильно говорить», «Влияние мелкой моторики на
развитие речи у детей». Папка - передвижка. «Наблюдаем - слушаем - произносим».
Для родительского собрания сделали презентацию «игры по воспитанию звуковой
культуры речи» Провели мастер-класс «Формирование звуковой культуры речи
детей раннего возраста». На конец года планируем достичь следующих результатов.
На данный момент четко произносят звуки 3 малыша; начали пользоваться
голосовым аппаратом почти все дети группы.
В конце года проведем повторную проверку - состояния звукопроизношения,
умения пользоваться голосовым аппаратом, уровень развития слухового восприятия.
В дальнейшем, для улучшения работы по звуковой культуре речи планируем:
изготовить для группы материал для развития речевого дыхания (Листочки, бабочки,
птички на ниточках), сделать подборку физминуток в сочетание речи и движения.