Автор: Середина Ольга Ивановна
Должность: директор школы, учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Полоцкая школа"
Населённый пункт: Кизильского района Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Математика в стихах
Раздел: полное образование
Математика в стихах(материалы для
проведения «Весёлых минуток» во время
занятий).
Совсем не мука,
А самая прекрасная наука-
Математика…
Родное слово
И я всю жизнь готова
Быть проводником
Между ней и учеником.
Математика…
Это Галактика,
Это звёздное небо,
Это Млечный путь…
Ну и пусть,
Кому-то кажется неважным
Мир строгих формул и определений.
А я же призываю вас отважно,
Без нравоучений,
Войти со мною в мир прекрасный.
Я помогу. И станет ясным
Великий смысл волшебных формул…
Косинус, синус, тангенс
В треугольнике сидят,
Нам о многом говорят:
И о том, что угол острый,
И о том, что катет меньше
Гипотенузы. И такие узы
Дружбы, отношений
Скажем мы без преувеличений,
Стоят огорчений.
В Древней Греции когда-то и Евклид,
И Архимед не ходили на обед,
А решали, но назвали
Синус синусом арабы,
Косинус моложе дабы…
Ну и тангенс, милый друг,
Возник не вдруг:
Те же умные арабы,
В вычислениях не слабы,
Думали весь день,
Чтоб измерить тень.
Наконец, нашли ответ-
Тангенсу, котангенсу привет!
И не делайте такие лица,
Это не небылица.
Это вам страшна тригонометрия,
Вроде какого-то поветрия.
Она же возникла из необходимости:
Жить, вершить и строить,
Чтобы нас проблемами не беспокоить!
Всё в мире относительно, зависимо…
И чтобы это доказать,
Наглядно показать,
В математике опять
Есть средство.
Оно с великим по соседству.
Имя – функция ему,
И график - к тому.
Дословный перевод с латыни
У этой математической твердыни-
Свершенье, исполненье, выраженье.
Скажу без преувеличенья,
В 17-ом веке научное сраженье
Великий Лейбниц произвёл.
А Лобачевский, наш, итог подвёл.
Есть функции разные,
Многообразные: чётные, нечётные,
Периодические, тригонометрические.
Возрастают, убывают,
Где экстремумы не знают.
Построить график сложно,
Порою невозможно.
Но это утвержденье ложно.
Для тех, кто знает производную,
На всё пригодную.
И экстремум вам найдёт,
И мимо проблем не пройдёт:
Как функция изменяется,
Не прерывается?
И график получается!
Я гимн производной пою
Как инструменту
Для решения задач практики
В нашей Галактике.
А может, и в других тоже,
На неё это похоже…
Но есть и интеграл.
Он в математике как генерал:
Красив, умён и важен,
На многое отважен:
То площадь нам найдёт,
Где формула и не пройдёт,
То объём тела,
Где опять же формулы без дела.
Интеграл старается,
Для нахождения работы применяется,
Ещё и центра масс,
Вот это класс!
В Древней Греции и Риме
Мыслители, строители
Искали квадратуру
Плоской фигуры.
Очень мучились бедняги…
Их напряги разрешил сам Архимед.
Многих избежали бед,
Научившись измерять.
Нам теперь и не понять
Их проблем. А затем
Идут века,
Словно горная река,
Интегральное исчисление
Как математическое приложенье
Расширяется.
Имена Эйлера, Коши, Римана…
На его флаге развиваются.
(Автор – Середина О.И.)