Автор: Тункина Ирина Владимировна Должность: преподаватель фармакологии Учебное заведение: Краснотурьинский филиал ГБПОУ "Свердловский областной медицинский колледж" " Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Современный взгляд на фитотерапию" Раздел: среднее профессиональное
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Свердловский областной медицинский колледж»
Методическая разработка рассмотрена и
одобрена на заседании ЦМК
Протокол № 3, от «17» декабря 2015 г.
Председатель ЦМК _____/Тункина И.В./
Методическая разработка
тематической конференции
«Современный взгляд на фитотерапию»
Специальность:
31.02.01 Лечебное дело, 2 курс
Разработчики:
Анфилофьева Ю.А., преподаватель I
квалификационной категории
Тункина
И.В.,
преподаватель
I
квалификационной категории
Краснотурьинск
2015
Аннотация
Методическая разработка предназначена для преподавателей организующих и
проводящих подобные мероприятия, а также для начинающих преподавателей.
В методической разработке раскрывается методика проведения внеаудиторного
мероприятия для обучающихся 2 курса, специальности 31.02.01 Лечебное дело.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
4
Организация и проведение конференции
6
Список использованных источников
7
Сценарий конференции
8
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
методической
разработке
представлены
материалы
проведения
студенческой конференции для обучающихся медицинского колледжа на
тему «Современный взгляд на фитотерапию».
При организации учебного процесса проведение конференции обеспечивает включение
обучающихся
в
активное
взаимодействие
и
общение
в
процессе
их
познавательной
деятельности.
А
метод
учебного
сотрудничества
является
наиболее
эффективным
для
развития и формирования компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения
возложенных
на
него
профессиональных
задач,
а
также
для
своего
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Формирование у студентов умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться
в стремительном потоке информации - одно из направлений совершенствования качества
подготовки специалистов.
Проведение
конференции является наиболее эффективной формой внеаудиторной
работы студентов, интенсивно стимулирующей их интерес к будущей профессиональной
деятельности.
Конференция
обеспечивает
педагогическое
взаимодействие
преподавателя
и
обучающихся при максимальной самостоятельности, активности, инициативе последних.
Она
создает
условия
для
самовыражения
обучающихся,
самореализации.
В
общении
и
коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, проясняются
ее позиции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.
Мотивация:
для
оказания
качественной
медицинской
помощи,
средний
медицинский
работник должен ориентироваться в современном потоке лекарственных средств, в том числе
и фитопрепаратов, которые предлагают аптечные сети.
Цель конференции: привлечь внимание обучающихся к вопросам фитотерапии.
Методическая цель: показ одной из форм проведения внеаудиторного мероприятия.
Воспитательная цель: воспитание самостоятельности, воли, формирование сотрудничества,
коллективизма, формирование устойчивых интересов к профессии, творческая активность,
дисциплинированность, развитие коммуникативных умений обучающихся.
Развивающая
цель:
способствовать
развитию
логического
мышления
и
стремления
к
анализу
полученной
информации;
активизировать
мыслительную
деятельность
обучающихся.
4
Задачи:
Активизировать творческое мышление обучающихся;
Расширить кругозор и углубить знания по данной теме;
Совершенствовать навыки исследовательской деятельности, публичного выступления
и ведения дискуссии;
Научить организовывать и проводить подобные мероприятия.
Продолжительность конкурса : 90 минут
Место проведения : актовый зал колледжа
Оснащение мероприятия:
сценарий мероприятия;
мультимедийное оборудование;
ноутбук;
презентация;
плакаты лекарственных растений;
поделки лекарственных растений;
гербарий;
выставка фитопрепаратов;
проспекты
выставка
исследовательских
проектов
«Возможности
фитотерапии
в
лечении
различных патологий»
Межпредметные связи
ОГСЭ.02.История;
ОП.04 Фармакология;
ОП.07 Основы латинского языка с медицинской терминологией;
ОП.09. Основы микробиологии и иммунологии;
ПМ.02 МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля;
ПМ.02 МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста
ПМ.04 Профилактическая деятельность
5
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Подготовка к конференции начинается за 2 месяца до проведения и состоит из следующих
этапов:
I.
Определение темы конференции и сроков проведения
II.
Разработка сценария конференции
III.
Подготовка
обучающимися
исследовательских
проектов
по
общей
теме
«Возможности фитотерапии в лечении различных патологий»
IV.
Подготовка докладов для конференции
V.
Подготовка выставок прикладного творчества и фитопрепаратов
VI.
Подготовка наглядного материала для оформления конференции
VII.
Проведение конференции
Хронокарта конференции
№
Элементы конференции
Время
1.
Организационный момент
10 мин.
2.
Конференция
Доклады:
История траволечения на Руси
Биологические активные вещества лекарственных
растений
Заготовка лекарственного растительного сырья
Практическое применение фитотерапии в здравоохранении
Ассортимент лекарственного растительного сырья в
современной аптечной организации
60 мин.
12 мин.
12 мин.
12 мин.
12 мин.
12 мин.
3.
Обсуждение. Ответы на вопросы
10 мин.
4.
Подведение итогов
10 мин.
Итого:
90 мин.
6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.
Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года.
2.
Федеральный
Закон
от
12
апреля
2010
года
№
61-ФЗ
«Об
обращении
лекарственных средств»
3.
Избранные лекции по фармакогнозии, под редакцией Олешко Г.И. – учебно-
методическое пособие для студентов, ПГФА- Пермь 2013 – 296 с.
4.
История
медицины:
учебник
для
студ.
высш.
Мед.
учеб.
заведений,
Т.С.
Сорокина. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия»,
2007. – 560 с.
5.
Регистр лекарственных средств России РЛС. Энциклопедия лекарств /под ред.
Г. Л. Вышковского.- М.: РЛС+, 2015.- 1440 с.
6.
Семенченко В.Ф. История фармации [Текст]: учебное пособие. - Москва: ИКЦ
«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 640 с.
7.
Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России [Текст]: справочник. – М.:
АстраФармСервис, 2015-1694 с.
8.
Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного
происхождения[Текст]: учебное пособие/ Под ред. Г. П. Яковлева ,2-е изд., испр. и доп.-
СПб., СпецЛит, СПХФА, 2002.-407 с.
7
СЦЕНАРИЙ
Слайд 1
Ведущий 1.
Добрый день уважаемые преподаватели и студенты!
«Есть в травах и цветах целительная сила, для
всех, умеющих их тайну разгадать…»
Сегодня
мы
проводим
научно
–
практическую
студенческую конференцию «Современный взгляд
на
фитотерапию»
.
В
нашей
конференции
принимают
участие
студенты
специальности
«Лечебное
дело»,
участковый
врач
городской
поликлиники и провизор аптечной организации.
Выступающие подготовили интересные доклады,
и мы сегодня их заслушаем.
Уважаемая аудитория,
вы можете задавать вопросы нашим докладчикам.
И так начнем, «Есть в травах и цветах целительная
сила, для всех, умеющих их тайну разгадать…»
Ведущий
2. Существует предание: в древней Индии врача Чараки его учитель послал в лес
принести несколько совершенно бесполезных растений. Вернувшись из лесу, врач сказал:
«Учитель, я три дня ходил по лесу и не нашел ни одного бесполезного растения»
Сегодня на нашей тематической конференции – « Современный взгляд на фитотерапию» –
мы попытаемся проследить историю отношения человека и растений, изменение взгляда
традиционной медицины к фитотерапии, а самое главное постараемся ответить на вопрос –
«Можем ли мы, люди 21 века, обойтись без фитотерапии»
Ведущий
1.
Использование человеком целебных свойств растений обнаружены в самых
древних письменных памятниках человеческой
кул ьту р ы .
Н е с ом н е н н о ,
ч то
р а с т е н и я
использовали
в
лечебных
целях
и
д о
возникновения
письменности,
когда
сведения
свойств растений, накопленные в течении жизни
человека, передавались устно.
Слайды 2
С
историей
траволечения
на
Руси
нас
познакомит
-
Щипанова
Лилия,
студентка
группы 101 Ф.
8
Слайды 3
Русский человек всегда был тесно связан с
природой,
внимательно
наблюдал
за
ее
проявлениями,
процессами.
Наблюдая
за
тем,
как
животные
лечатся
растениями,
разыскивая
именно
то,
которое
нужно.
Примечал,
какая
травка
от
какой
хвори
помогает.
Люди
исполь зова ли
э т и
наблюдения,
готовили
травяные
сборы,
варили снадобья. Сколько о травах сложено
легенд, песен и рассказов! Добрые травы
ласково
называли
травушка-муравушка,
трава
шелковая,
а
злые
прозвали
лихими,
лютыми кореньями, бесовскими отравами.
Слайд 4
На Руси народная медицина всегда находилась
на высоком уровне. Знахари, лекари, целители
добивались такой эффективности в лечении, что врачи-иностранцы спешили перенять их
опыт, посвящая исцелению травами целые трактаты.
Слайд 5
С давних пор на Руси существовали обряды очищения тела и укрепления здоровья. В заботе
о здоровом и крепком потомстве, акт зачатия проводился только в строго определенные
периоды времени, рассчитанные жрецами в соответствии с солнечными и лунными циклами.
Древние
славяне
в
совершенстве
знали
лечебные
свойства
деревьев
и
трав,
использовали
оздоравливающую
силу
земли,
воды
и
воздуха,
еженедельно
парились в бане для глубокого прогрева
организма, а зимой купались в проруби.
Слайд 6
Древняя магическая медицина основана на
внушении,
очищении,
траволечении,
водолечении
и
др.
Колдуны
и
маги
не
только лечили болезни, но и занимались их
профилактикой.
Например,
если
болят
глаза,
нужно
двенадцать
раз
подряд
умыться росой. Если у больного лихорадка, то
следует
положить
в
его
изголовье
лошадиный
череп.
При
выполнении
этих
и
подобных
действий
полагалось
произносить
разные
заговоры.
В о з н и к н о в е н и е
б о л е з н е й
о б ъ я с н я л о с ь
воздействием злых духов, поэтому жрецы строго
следили за соблюдением всех культовых правил и
обрядов,
направленных
на
предотвращение
заболеваний и сохранение здоровья.
Слайд 7 Если же жизненная сила Человека ослабевала настолько, что не могла противостоять
дурному воздействию, знахари проводили обряд изгнания злых сил, то есть очищение. В
9
Древней
Руси
для
этого
и с п о л ь з о в а л и
положительную силу стихий — огонь, горячую
воду
и
пар.
Воздействие
огня
усиливалось
целительной силой растений. Так для очищения
человека и помещения использовали окуривание
травами.
Самого
же
больного
массировали
и
растирали,
используя
различные
природные
а р о м а т и ч е с к и е
в е щ е с т в а .
Самым эффективным средством считалась баня.
В
результате
глубокого
прогрева
и
обильного
потоотделения из организма выводились вредные
вещества,
от
жара
и
бактерицидных
паров
р а з м о ч е н н ы х
в е н и к о в
п о г и б а л и
в о з б у д и т е л и
м н о г и х
и н ф е к ц и й .
Также широко применялся огонь: прыжки через костер и хождение по углям, а в жилье
л е ж а ч е г о
б о л ь н о г о
в н о с и л а с ь
г о р я щ а я
г о л о в н я
и л и
ф а к е л .
Практиковалось и кровопускание, сжигание в курильницах растений с сильными запахом, а
для
прочистки
желудочно-кишечного
тракта
использовали
специально
приготовленные
настои. Вслед за очистительными процедурами с помощью фитотерапии восстанавливался
жизненный тонус и укреплялись нужные для борьбы с недугом силы человека.
Слайд 8
На
Руси лечением
травами
занимались
ведуны, волхвы и знахари. Знания обычно
передавались
в
устной
традиции,
но
существовал
и
письменный
вариант
-
"Зельники"
и
"Травники".
Растения
были
разделены на группы в зависимости от типа
воздействия
их
на
человека.
Эти
знания
передавались
из
поколения
в
поколение,
многие в неизменном виде дошли до наших
дней.
Эти
сборники
народной
мудрости
долгое
время
запрещались
Православной
церковью.
Слайд 9
До
нас
все
же
дошли
русский
лечебник
"Мази",
составленный
внучкой
Владимира
Мономаха
Добродеей
-
Зоей,
"Изборник"
великого
князя
Святослава Ярославовича, в котором приводилось
описание лекарственных трав.
Издревле
на
Русь
как
лекарство
использовали
полынь,
крапиву,
зверобой,
мяту,
подорожник,
рябину,
кору
дуба
и
др.
(существовало
12
магических растений).
Слайд 10
Наши предки знали, что у каждого зелья есть свое магическое время, когда оно имеет
наибольшую лечебную силу. Собирать травы начинали на праздник Зельник (в среду на
Русальной неделе). Купальский сбор трав начинали в день летнего солнцестояния (20-22
июня).
Считалось,
что
зелью,
собранному
в
это
время,
предоставляются
магические
свойства: оно лечит от всех болезней. Следующий сбор трав начинался на Маковый Спас
(Маковея). Издавна этот праздник освящал собирание, потребление и дарение спелых плодов
Земли и Солнца. В этот день собирают преимущественно огородные растения, которые
10
растут возле дома: мак, подсолнечник, морковь,
укроп, любисток, мяту, руту.
Слайд 11
На
развитие
фитотерапии
в
Р о с с и и
большое
влияние
оказало
открытие
при
Иване
Грозном
Аптекарской
избы,
в
задачу
которой
входила
организация
с б о р а
лекарственных растений на территории всей Руси.
В 1673 г. в Москве стали открываться свободные аптеки
с
в о л ь н о й
п р од а ж е й
л е к а р с т в
н а с е л е н и ю .
Одновременно стали создаваться аптекарские сады по
выращиванию лечебных трав.
Слайд 12
1706 г. об организации в Петербурге «аптекарского огорода». На базе него в настоящее время
функционирует
Ботанический
сад
Академии
наук. В
19
в.
использование
растений
в
медицине сократилось в связи с успехами химии и к
концу столетия перешло в руки иностранных фирм.
В Россию из-за границы стали ввозить лист мать-и-
мачехи, березовые почки и т.д.
К
лекарственным
растениям
обратились
у
нас
в
стране во время Великой Отечественной войны и
после
войны
они
начали
изучаться.
Русскими
у ч е н ы м и
б ы л о
у с т а н о в л е н о ,
ч т о растения
вырабатывают
огромное
количество
сложных
химических
соединений,
эти
соединение
принято
д е л и т ь
н а
б и о л о г и ч е с к и
а к т и в н ы е
и
сопутствующие.
Слайд 13
Для современного человека лечение травами по советам старых лекарей, врачей, знахарей
стало крайне актуальным. Наша задача сегодня – не потерять, не забыть тот бесценный опыт,
накопленный
в
области
народного
целительства
на
Руси
с
древних
времён.
Эти
рецепты
способны
победить многие болезни современного общества.
Слайд 14
Ведущий
1. Давайте
с
вами
разберемся
–
что
же
сегодня
понимают
под
терминами
«лекарственное
растение» и «лекарственное сырье». Лекарственные
растения
(лат. Plantae
medicinalis) —
обширная
группа растений, органы или части которых являются
сырьём
для
получения
средств,
используемых
в
народной, медицинской или ветеринарной практике с
лечебными или профилактическими целями
Выделяют следующие категории лекарственных растений:
11
Официнальные
лекарственные
растения —
растения,
сырьё
которых
разрешено
для
производства
лекарственных
средств
в
стране.
Эти
виды
лекарственного
растительного
сырья указаны в Государственном реестре лекарственных средств Российской Федерации.
Лекарственные
растения
народной
медицины —
наиболее
широкая
категория,
большинство растений в ней относительно плохо описано, и сведения о эффективности их
применения
не
прошли
необходимой
проверки
средствами
современной фармакологии.
В фитотерапии существует такое понятие как – лекарственное
растительное
сырье .
ФЗ
№61
от
12.04.2010
«Об
обращении
лекарственных
средств»
дает
следующее
ему
определение
-
лекарственное растительное сырье - свежие или высушенные
растения
либо
их
части,
используемые
для
производства
лекарственных
средств
организациями
-
производителями
лекарственных
средств
или
изготовления
лекарственных
препаратов
аптечными
организациями,
ветеринарными
аптечными
организациями,
индивидуальными
предпринимателями,
имеющими
лицензию
на
фармацевтическую
деятельность;
Давайте вспомним латинские названия частей растений (на 15 слайде названия частей
растений)
Ведущий
2. Целебное действие лекарственных растений на живой организм объясняется
присутствием в них различных биологически активных веществ. Что это за вещества и какое
они действие оказывают на организм нам расскажет -
Жукова Алена, студентка группы 402
Ф. с докладом «Биологически активные вещества лекарственных растений».
Слайд 16
Биологически
активные
вещества
(БАВ)
—
это
соединения
различной
химической
структуры, определяющие основное терапевтическое действие лекарственного растения.
Алкалоиды
-
в
переводе
термин
"алкалоид"
означает
щелочноподобный;
это
азотсодержащие
органические
соединения,
обладающие
сильным
специфическим
действием.
Наиболее богаты алкалоидами растения семейств маковых,
пасленовых, лилейных, мареновых, сельдерейных.
Алкалоиды
обладают
очень
высокой
физиологической
активностью и поэтому в больших дозах - это яды, а в
малых
-
сильнодействующие
лекарства
различного
действия:
атропин,
например,
расширяет
зрачок
и
повышает
внутриглазное
давление,
а
пилокарпин,
наоборот,
его
суживает
и
снижает
внутриглазное давление; кофеин и стрихнин возбуждают центральную нервную систему, а
морфин угнетает ее; папаверин расширяет кровеносные сосуды и снижает артериальное
давление, а эфедрин суживает сосуды и повышает артериальное давление и т.д.
Слайд 17
Гликозиды – соединения, состоящие из углевода (сахара)
и
несахаристой
части
–
агликона.
Типичными
представителями
этой
группы
являются
сердечные
гликозиды.
Сердечные
гликозиды
–
очень
ядовиты,
поэтому назначаются в очень малых дозах и под строгим
медицинским контролем.
Сердечные
гликозиды
содержатся
в
р астениях ,
принадлежащих к семействам норичниковых (различные
виды
наперстянок),
лилейных
(ландыш),
разных
видов
12
капустных (желтушники), кутровых (олеандр, кендырь, строфант), лютиковых (адонисы,
морозники)
Слайд 18
Сапонины -
гликозиды, образующие при взбалтывании с
водой стойкую пену. «Сапо» по-латыни - мыло.
Впервые
были выделены в чистом виде из растений рода Saponaria sp.
(мыльнянка).
Сапонины обладают широким спектром фармакологического
действия:
Тонизирующим,
адаптогенным
-
женьшень,
аралия
маньчжурская.
Солодка обладает отхаркивающим, легким слабительным и
кортикотропным действием.
Диуретическим действием обладает Ортосифон тычиночный.
Слайд 19
Горечи – горькие вещества, стимулирующие железы ЖКТ и
возбуждающие аппетит. Горечи чаще всего применяют в виде
настоев, отваров, настоек и экстрактов таких растений, как
полынь, одуванчик, тысячелистник.
Слайд 20
Эфирные
масла
представляют
собой
смеси
органических
веществ
с
ароматным
запахом.
Эфирные
масла
имеют
различное
физиологическое
воздействие
их
на
организм
человека.
Ментол при приеме внутрь, раздражая рецепторы слизистой желудка и кишечника, вызывает
усиление перистальтики.
Эфирное масло можжевельника раздражает почки, оказывает мочегонное действие.
Эфирное масло аниса и фенхеля выделяется через бронхи, ускоряет эвакуацию мокроты и
кроме того рефлекторно возбуждает дыхание.
Слайд 21
Дубильные вещества (танниды) – вещества, обладающие
вяжущим
вкусом.
В
прежние
времена
в
России
для
обработки кожи пользовались корой дуба, а сам процесс
называли дублением. Отсюда и произошло название этих
веществ - дубильные.
Дубильные
вещества
оказывают
на
микроорганизмы
бактерицидное
или
бактериостатическое
действие.
Они
проявляют вяжущие свойства, поэтому используется для
полосканий при стоматитах и ангинах, при ожогах в виде
п р и с ы п к и ,
в н у т р ь
п р и
ж е л уд о ч н о - к и ш е ч н ы х
расстройствах,
а
также
отравлениях
тяжелыми
металлами
и
растительными
ядами.
Содержатся в коре дуба, шалфее, зверобое, ромашке и кровохлебке.
Слайд 22
Флавоноиды
–
органические
вещества,
имеющие
обычно
желтый
цвет.
Отсюда
и
их
название, ведь «флавум» по-латински - желтый.
13
Диапазон
терапевтического
применения
флавоноидов
очень широк. Существуют растения, которые уменьшают
хрупкость
кровеносных
капилляров
(черноплодная
рябина),
оказывают
седативное
действие
(боярышник,
п у с т ы р н и к ) .
Н е к о т о р ы е
о б л а д а ю т
кровоостанавливающими
свойствами
(водяной
перец,
горец
почечуйный);
служат
хорошими
желчегонными
средствами (бессмертник, пижма).
Слайд 23
Пектины ( г р е ч .
p e c t o s
-
свернувшийся,
студнеобразный)
-
полисахариды
растительного
происхождения.
С
органическими
кислотами
и
сахарами
пектины
образуют
студневидную
массу
(желируют).
Пектины
выводят
из
организма тяжелые металлы, а также снижают содержание сахара в
крови.
Пектинами
богаты
плоды
клюквы,
черной
смородины,
яблони,
боярышника,
аронии
черноплодной,
рябины
обыкновенной,
барбариса, сливы, крыжовника.
Слайд 24
Слизи – вещества, которые при настаивании образуют коллоидный раствор. Используют
слизи в качестве обволакивающих и смягчающих средств
(микстуры
от
кашля,
в
составе
клизм
и
т.д.). Для
приготовления
слизей
используют
такие
растения,
как
семя льна, семя подорожника, семя айвы, корень алтея и
другие.
Слайд 25
Фитонциды
-
летучие
органические
вещества,
обладающие выраженным антимикробным действием и
используемые
для
лечения
и
профилактики
многих
заболеваний:
гриппа,
ОРЗ,
ангины,
некоторых
заболеваний пищеварительной системы и др. В медицине используются фитонциды чеснока,
лука, эвкалипта, редьки, хрена, шалфея, черемухи и других растений. ногие биологически
активные
вещества
неустойчивы
во
внешней
среде.
Дубильные
вещества
подвергаются
быстрому
окислению
при соприкосновении с кислородом воздуха. Флавоноиды
разрушаются под действием прямых солнечных лучей. При
повышении температуры, под действием кислорода и влаги
отдельные
компоненты
эфирных
масел
окисляются.
Поэтому для максимального сохранения целебных свойств
лекарственных
растений
необходимо
с о бл юд ат ь
рекомендации
по
заготовке
и
хранению
лекарственного
сырья.
Ведущий 1.
Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя.
Их в пучки душистые собрав,
Из лесов несу цветы с собою.
Всё целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая прекрасная земля,
Словно лекарь, нам врачует раны!
14
Ведущий 2. Доброкачественность лекарственного сырья, его эффективность в значительной
степени зависит от соблюдения правил заготовки частей растений, которые нам расскажет –
Саранчина Екатерина, студентка группы 101 Ф.
Слайд 26
Процесс сбора регламентируют "Инструкции по сбору и сушки ЛРС". Они разработаны на
все виды официального лекарственного растительного сырья (ЛРС) и носят силу закона и
обязательны для выполнения.
Все этапы направлены на охрану и восстановление природных зарослей ЛР и сохранности
в сырье комплекса БАВ. Основной задачей заготовительного процесса, является получения
сырья соответствующего требованиям нормативной документации (НД).
Сбор сырья проводят в рациональные сроки – это такой срок, когда в сырье содержится
максимальное количество биологически активных веществ и когда заготовка не вызывает
уничтожение зарослей.
Выделяют календарные сроки:
1. Весенний период (март – май) – это период вегетации растений, период сокодвижения.
Собирают: почки, коры, зимующие листья, некоторые виды подземных органов.
2. Летний период (июнь – июль) – время вегетации и цветения. Собирают цветки, травы.
3. Осенний период (август – сентябрь) – время размножения растений. Собирают плоды,
семена, подземные органы.
Слайд 27
1. Собирают хорошо развитые растения, не пораженные болезнями, не загрязненные пылью
и грязью.
2. Сбор ведут в сухую солнечную погоду, после того, как обсохла роса, примерно с 11 до 17
часов.
Если
заготавливать
влажное
сырье,
то
происходит
его
разогревание,
активация
ферментов и разложение действующих веществ.
Исключения:
Сырье,
содержащее
эфирное
масло
(лепестки
роз),
собирают
утром,
т.к.
при
повышенной температуре эфирное масло улетучивается;
Сочные
плоды
(малина)
собирают
утром,
т.к.
нагревание
плодов
на
солнце
приводит к резкому ускорению в них биохимических процессов, в т. ч. брожение.
Легко осыпающиеся плоды (плоды тмина, укропа, фенхеля) собирают по росе.
Слайд 28
3. Ядовитые и сильнодействующие растения собирают только подготовленные работники и
ни в коем случае не обучающиеся, беременные. Руки защищают руковицами и к лицу не
притрагиваются (чемерица, чистотел).
4. Тара должна быть просторной, с вентилируемыми стенками (корзины, ящики), но не
полиэтиленовые мешки.
5. Срок между сбором и сушкой не должен быть более 2 – х часов.
Слайд 29
Важно ! Если вы решили заняться заготовкой лекарственного сырья, нужно соблюдать
дополнительные очень важные условия:
- Не собирайте те растения, что растут вдоль обочин дорог, где наблюдается интенсивное
автомобильное движение.
-
Нельзя
заниматься
сбором
возле
промышленных
предприятий,
ф а б р и к ,
сельскохозяйственных комбинатов.
15
- Не собирайте сырье в границах крупных городов, вдоль загрязненных водоемов, озер, канав
и др.
- Соблюдайте особые меры предосторожности.
- При сборе лекарственных трав, необходимо заботиться об их сохранении.
Слайд 30
Ведущий 1.
Как относится к фитотерапии практическое здравоохранение, в каких клинических ситуациях
ее применяют, расскажет нам участковый врач городской поликлиники – Евдокимова Т.Ю.
Фитопрепараты
используются
в
комплексном
лечении
заболеваний
различных
систем
организма.
Препараты
подбираются
индивидуально
с
учетом
переносимости,
индивидуальной чувствительности, и конечно возраста. Лекарственные растения очень часто
помогают
решить
проблемы
со
здоровьем
у
беременных
женщин,
когда
исключается
назначение лекарственных препаратов. Но в тоже время мы стараемся объяснить пациентам,
что фитопрепараты нельзя рассматривать как панацею от всех болезней, и если одному
больному это растение помогает, то в другом случае – оно может нанести вред.
90% населения сегодня различные фитопрепараты приобретает через аптечную сеть. К
нашему
разговору
приглашаем
присоединиться
провизора
аптечной сети «Живика» Лыкову Е.Б.
Лекарственные
растения
сегодня
поступают
в
продажу
в
различных
лекарственных
формах,
удобных
д л я
практического
применения
–
сборы,
сиропы,
таблетки,
бальзамы, спиртовые вытяжки… Каждое растительное сырье
проходит
серьезный
контроль
на
примеси,
радиацию,
содержание вредных компонентов. Интерес покупателей к
фитопрепаратам
сегодня
очень
возрос.
Это
объясняется
и
рекламой
СМИ,
положительным
отношением
традиционной
медицины,
и
конечно,
определенным
страхом
пациентов
перед
нежелательными
эффектами
лекарств.
При
необходимости фармацевты дают консультацию посетителю аптеки и помогают с выбором
фитопрепараты.
(После конференции предложено познакомиться с выставкой фитопрепаратов)
Ведущий 1
За 2 месяца, в рамках подготовки к нашей тематической конференции, обучающимся 2-3
курсов специальности 31.02.01 Лечебное дело были предложены исследовательские проекты
на общую тему «Возможности фитотерапии в лечении различных патологий». Сегодня мы
хотим сообщить результаты экспертизы данных проектов. С самими проектами вы можете
ознакомиться на выставке.
Слайд 31
Ведущий 2.
Подводя итоги нашей конференции можно сделать следующие выводы:
1.
На протяжении всей истории человечества растения играли и играют важную роль в
здоровье человека
2.
Растения помогают врачевать телесные и душевные раны. Они нужны больным и
здоровым
3.
При
лечении
необходимо
использовать
только
разрешенные
официнально
лекарственные растения
16
4.
Фармакотерапия должна проводиться по рекомендации и под контролем врача и
обязательно должна предшествовать обследованию
5.
Необходимо соблюдать правила приготовления и приема растительных форм
6.
Лечение
растениями
требует
психологической
подготовки
больного,
так
как
это
процесс трудоемкий, длительный, дающий не сразу лечебный эффект
Слайд 32
Ведущий 1.
Завершить нашу конференцию мы хотим немного шуточным стихотворением, которое еще
раз нам напомнит, как много вокруг нас природных лекарей (читают по 2 строчки все
участники конференции):
1.
Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
2.
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
3.
Дыню кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
4.
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
1.
Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
2.
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
3.
Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
4.
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
1.
Астму лечим мы иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
2.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
3.
Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
4.
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
1.
Зверобой не забывай
Чай с ним чаще потребляй,
2.
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
17