Напоминание

Формирование ЗОЖ школьника, используя современные образовательные технологии.


Автор: Крылова Елена Алексеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им. И.П. Чайковского
Населённый пункт: город Воткинск
Наименование материала: методическая система
Тема: Формирование ЗОЖ школьника, используя современные образовательные технологии.
Раздел: полное образование





Назад




Методическая система: «Формирование ЗОЖ школьника, используя современные

образовательные технологии».

1.1 Понятие и задачи формирования здорового образа жизни у школьников.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность школьников,

направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. К основным

составляющим здорового образа жизни, Елена Алексеевна относит: режим труда и

отдыха; организацию сна; режим питания; организацию двигательной активности;

выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных

привычек; культуру межличностного общения; психофизическую регуляцию организма.

Показатели состояния здоровья школьников являются актуальной проблемой

современного общества. На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов:

биологических, экологических, экономических, социальных и т.п. Но самым значимым по

силе воздействия и по продолжительности влияния на здоровье детей является

«школьный фактор». 70% времени учащиеся проводят в стенах школы, поэтому крайне

важным становится создание условий внутри школьной среды. Не благоприятные

санитарно-гигиенические условия обучения, неполноценное питание и интенсификация

учебного процесса приводят к снижению адаптации детей к высоким учебным нагрузкам,

а следовательно, пагубно влияют на состояние.

2.1. Классификация современных технологий обучения и воспитания.

По сущностным и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы

педагогических технологий.

1. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические

(предметные) и локальные (модульные) технологии.

2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и

метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и

антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские,

свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

3. По методологическому подходу определяются ведущие принципы организации

педагогического процесса и деятельность его участников. Для различных аспектов

технологии это могут быть разные принципы (комплексный подход).

4. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные,

психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть

результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но

конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать

его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один

какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда

комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения

технология становится характерной и получает от этого свое название.

5. По научной концепции процессов обучения, воспитания и социализации (освоения

опыта и отражения окружающего мира) выделяются: ассоциативно-рефлекторные,

деятельностные, развивающие, интериоризаторские, бихевиористские,

гештальттехнологии, технологии нейролингвистического программирования,

суггестивные, психоаналитические, генетические, социоэнергетические и др.

6. По целевой ориентации на сферы и структуры индивида: информационные

технологии - формирование знаний, умений, навыков по основам наук; операционные -

формирование способов умственных действий; эмоционально-художественные и

эмоционально-нравственные - формирование сферы эстетических и нравственных

отношений; технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов

личности; эвристические - развитие сферы творческих способностей, практические -

формирование действенно-практической сферы и сферы психофизиологического

развития, а также различные ключевые компетентности личности.

7. По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и

воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-

ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частно

предметные, а также моно технологии, комплексные (поли технологии) и проникающие

технологии.

В моно технологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной

приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -

комбинируется из элементов различных моно технологий. Технологии, элементы которых

наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов,

активизаторов, называют проникающими.

8. По основному виду социально-педагогической деятельности в настоящее время

различают:

- дидактические, воспитательные и развивающие технологии;

- технологии педагогической поддержки заключающиеся в совместной с ребенком

деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; технологии

реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций;

технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности учителя;

- технологии, направленные на создание условий эффективной социализации -

самостоятельного освоения ребенком общественных норм и ценностей; возможны

акценты в этих технологиях на социальное приспособление к условиям среды, на

социальное сохранение и развитие самостоятельности и индивидуальности, на социальное

закаливание;

- управленческие, охватывающие не только целостный педагогический процесс, но и

его отдельные части; к ним примыкают технологии диагностики, мониторинговые, а

также компенсирующие;

- наконец, педагогическая деятельность в некоторых технологиях неотделима от

психологической, социальной, медицинской, культурологической, экономической: отсюда

возникают соответствующие названия технологий

9. По типу организации и управления познавательной деятельностью классификация

педагогических технологий: взаимодействие учителя с учеником (управление) может

быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся),

цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным

(фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным)

или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков

определяет следующие виды:

- классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное,

автоматизированное);

- система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

- обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) -

самостоятельная работа;

- система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -- групповые,

дифференцированные способы обучения;

- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

- система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

- «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого

имеется заранее составленная программа.

10. Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих

существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-

иллюстративные, принуждения, свободного выбора, программированного образования,

проблемные, поисковые, исследовательские, развивающие, саморазвития, групповые,

коллективные, информационные, диалогические, коммуникативные, интерактивные,

игровые, трудовые, творческие, арт-технологии и др.

11. По организационным формам учебно-воспитательного процесса наиболее яркими

типами технологий являются: классно-урочные и альтернативные им, академические и

клубные, индивидуальные и групповые, открытые и закрытые, коллективные способы

обучения и воспитания, дифференцированное обучение.

12. Современные средства обучения и воспитания кладутся в основу классификации

технологий по их типам: вербальные (аудио), наглядные (в т.ч. видеообучение),

аудиовизуальные (в т.ч. СМИ), программированные, электронно-обучающие,

компьютерные, телекоммуникационные, дистанционные, спутниковые и разнообразные

действенно-практические. Все эти 56 средства являются внешними по отношению к

обучаемому. Но в некоторых технологиях основными являются внутренние духовные

силы ребенка - авторизованные средства.

13. По подходу к ребенку и характеру воспитательных взаимодействий выделяется

несколько типов технологий:

- авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом

учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они

отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и

самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы

выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к

результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

- высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-

центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения

педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами

формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические

технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в

отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю

педагогических отношений.

- социоцентрические технологии нацелены на улучшение и преобразование социально-

педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка.

- антропоцентрические и педоцентрические технологии, напротив, отличаются

высокой степенью внимания к ребенку, исходят из приоритета интересов и потребностей

детей.

-личностно-ориентированные

технологии

ставят в центр всей школьной

образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и

безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность

ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является

целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной

цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие

технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются

антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и

имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

- деятельностно-ориентированные технологии направлены на совершенствование

деятельности субъектов и объектов образовательного процесса.

- средо-ориентированные технологии направлены на преобразование среды, создания

благоприятных условий развития ребенка через окружающую среду.

- характер применяемых воспитательных воздействий на ребенка определяет также

такие технологии, как коллективного и индивидуального воспитания, сотрудничества,

субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, самовоспитания

(самообразования).

14. По категории педагогических объектов (обучающихся и воспитующихся) наиболе

е важными являются:

- массовые школьные технологии, рассчитанные на усредненного ученика; внутри них

иногда различают технологии, специфичные для различных возрастных категорий

(дошкольного, начального, основного, среднего образования) и различных типов

образовательных учреждений;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического,

лицейского, специального образования и др.);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки,

выравнивания и т.п.);

- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-,

олигофренопедагогика);

- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми.

При идентификации технологии конкретного педагогического процесса надо иметь в

виду, что классификационные типы далеко не всегда существуют в чистом виде, а чаще

сочетаются, комплексируются, проникают друг в друга.



В раздел образования