Автор: Крылова Елена Алексеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им. И.П. Чайковского
Населённый пункт: город Воткинск
Наименование материала: методическая система
Тема: Формирование ЗОЖ школьника, используя современные образовательные технологии.
Раздел: полное образование
Методическая система: «Формирование ЗОЖ школьника, используя современные
образовательные технологии».
1.1 Понятие и задачи формирования здорового образа жизни у школьников.
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность школьников,
направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. К основным
составляющим здорового образа жизни, Елена Алексеевна относит: режим труда и
отдыха; организацию сна; режим питания; организацию двигательной активности;
выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных
привычек; культуру межличностного общения; психофизическую регуляцию организма.
Показатели состояния здоровья школьников являются актуальной проблемой
современного общества. На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов:
биологических, экологических, экономических, социальных и т.п. Но самым значимым по
силе воздействия и по продолжительности влияния на здоровье детей является
«школьный фактор». 70% времени учащиеся проводят в стенах школы, поэтому крайне
важным становится создание условий внутри школьной среды. Не благоприятные
санитарно-гигиенические условия обучения, неполноценное питание и интенсификация
учебного процесса приводят к снижению адаптации детей к высоким учебным нагрузкам,
а следовательно, пагубно влияют на состояние.
2.1. Классификация современных технологий обучения и воспитания.
По сущностным и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы
педагогических технологий.
1. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические
(предметные) и локальные (модульные) технологии.
2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и
метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и
антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские,
свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
3. По методологическому подходу определяются ведущие принципы организации
педагогического процесса и деятельность его участников. Для различных аспектов
технологии это могут быть разные принципы (комплексный подход).
4. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные,
психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть
результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но
конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать
его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один
какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда
комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения
технология становится характерной и получает от этого свое название.
5. По научной концепции процессов обучения, воспитания и социализации (освоения
опыта и отражения окружающего мира) выделяются: ассоциативно-рефлекторные,
деятельностные, развивающие, интериоризаторские, бихевиористские,
гештальттехнологии, технологии нейролингвистического программирования,
суггестивные, психоаналитические, генетические, социоэнергетические и др.
6. По целевой ориентации на сферы и структуры индивида: информационные
технологии - формирование знаний, умений, навыков по основам наук; операционные -
формирование способов умственных действий; эмоционально-художественные и
эмоционально-нравственные - формирование сферы эстетических и нравственных
отношений; технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов
личности; эвристические - развитие сферы творческих способностей, практические -
формирование действенно-практической сферы и сферы психофизиологического
развития, а также различные ключевые компетентности личности.
7. По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и
воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-
ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частно
предметные, а также моно технологии, комплексные (поли технологии) и проникающие
технологии.
В моно технологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной
приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -
комбинируется из элементов различных моно технологий. Технологии, элементы которых
наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов,
активизаторов, называют проникающими.
8. По основному виду социально-педагогической деятельности в настоящее время
различают:
- дидактические, воспитательные и развивающие технологии;
- технологии педагогической поддержки заключающиеся в совместной с ребенком
деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; технологии
реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций;
технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности учителя;
- технологии, направленные на создание условий эффективной социализации -
самостоятельного освоения ребенком общественных норм и ценностей; возможны
акценты в этих технологиях на социальное приспособление к условиям среды, на
социальное сохранение и развитие самостоятельности и индивидуальности, на социальное
закаливание;
- управленческие, охватывающие не только целостный педагогический процесс, но и
его отдельные части; к ним примыкают технологии диагностики, мониторинговые, а
также компенсирующие;
- наконец, педагогическая деятельность в некоторых технологиях неотделима от
психологической, социальной, медицинской, культурологической, экономической: отсюда
возникают соответствующие названия технологий
9. По типу организации и управления познавательной деятельностью классификация
педагогических технологий: взаимодействие учителя с учеником (управление) может
быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся),
цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным
(фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным)
или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков
определяет следующие виды:
- классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное,
автоматизированное);
- система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
- обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) -
самостоятельная работа;
- система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -- групповые,
дифференцированные способы обучения;
- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
- система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
- «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого
имеется заранее составленная программа.
10. Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих
существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-
иллюстративные, принуждения, свободного выбора, программированного образования,
проблемные, поисковые, исследовательские, развивающие, саморазвития, групповые,
коллективные, информационные, диалогические, коммуникативные, интерактивные,
игровые, трудовые, творческие, арт-технологии и др.
11. По организационным формам учебно-воспитательного процесса наиболее яркими
типами технологий являются: классно-урочные и альтернативные им, академические и
клубные, индивидуальные и групповые, открытые и закрытые, коллективные способы
обучения и воспитания, дифференцированное обучение.
12. Современные средства обучения и воспитания кладутся в основу классификации
технологий по их типам: вербальные (аудио), наглядные (в т.ч. видеообучение),
аудиовизуальные (в т.ч. СМИ), программированные, электронно-обучающие,
компьютерные, телекоммуникационные, дистанционные, спутниковые и разнообразные
действенно-практические. Все эти 56 средства являются внешними по отношению к
обучаемому. Но в некоторых технологиях основными являются внутренние духовные
силы ребенка - авторизованные средства.
13. По подходу к ребенку и характеру воспитательных взаимодействий выделяется
несколько типов технологий:
- авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом
учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они
отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и
самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы
выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к
результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
- высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-
центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения
педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами
формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические
технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в
отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю
педагогических отношений.
- социоцентрические технологии нацелены на улучшение и преобразование социально-
педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка.
- антропоцентрические и педоцентрические технологии, напротив, отличаются
высокой степенью внимания к ребенку, исходят из приоритета интересов и потребностей
детей.
-личностно-ориентированные
технологии
ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и
безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность
ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является
целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной
цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие
технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются
антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и
имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
- деятельностно-ориентированные технологии направлены на совершенствование
деятельности субъектов и объектов образовательного процесса.
- средо-ориентированные технологии направлены на преобразование среды, создания
благоприятных условий развития ребенка через окружающую среду.
- характер применяемых воспитательных воздействий на ребенка определяет также
такие технологии, как коллективного и индивидуального воспитания, сотрудничества,
субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, самовоспитания
(самообразования).
14. По категории педагогических объектов (обучающихся и воспитующихся) наиболе
е важными являются:
- массовые школьные технологии, рассчитанные на усредненного ученика; внутри них
иногда различают технологии, специфичные для различных возрастных категорий
(дошкольного, начального, основного, среднего образования) и различных типов
образовательных учреждений;
- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического,
лицейского, специального образования и др.);
- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки,
выравнивания и т.п.);
- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-,
олигофренопедагогика);
- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми.
При идентификации технологии конкретного педагогического процесса надо иметь в
виду, что классификационные типы далеко не всегда существуют в чистом виде, а чаще
сочетаются, комплексируются, проникают друг в друга.