Автор: Елена Сергеевна Безрукова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №110"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические особенности детей с расстройством аутистического спектра
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические особенности
детей
с расстройством
аутистического
спектра.
Безрукова Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№110» (МБДОУ «Детский сад №110») город Нижний Новгород
Проблема обучения, социализации детей с РАС сейчас стоит достаточно остро. С каждым
годом в мире рождается все больше детей с аутизмом — никто не знает почему. По
данным статистика 2020 аутизм встречается у каждого 54 ребенка. У мальчиков аутизм
диагностируется в 4- 5 раз чаще, чем у девочек.
Аутизм вызывается дисфункцией работы центральной нервной системы и является
тяжелым
нарушением
развития,
которое
характеризуется
расстройствами
коммуникации, социального
и эмоционального
функционирования
и часто
сопровождается серьезными проблемами с поведением.
До сих пор неясно, что является точной причиной аутизма. Но все же об аутизме говорят
как
о
генетическом
нарушении.
Нельзя
сказать,
что
есть
какой-то
один
ген
обуславливающий аутизм. Есть синдромы, связанные с мутацией в гене, которые могут
привести к аутизму, например, синдром ломкой Х-хромосомы и синдром Ретта. Нет
какой-то одной генетической мутации, которая есть у каждого человека с аутизмом.
Кроме того, похоже, что нет такого гена, мутации в котором будут каждый раз приводить
к аутизму.
Список генов, которые связаны с аутизмом, постоянно растет. На данный момент
исследователи определили 65 генов, которые в наибольшей степени связаны с аутизмом, и
еще 200 генов, которые демонстрируют не такую сильную связь. Исследование генома
при аутизме показало, что генетические факторы при аутизме даже сложнее, чем думали
ранее. И даже в одной и той же семье, аутизм у двух детей может быть связан с разными
генами.
Тем не менее, развитие аутизма нельзя объяснить только генетикой.
Выделяют ряд неспецифических факторов риска, которые могут способствовать риску
расстройств аутистического спектра:
Первый фактор это возраст родителей (аутизм бывает чаще в семьях где возраст
родителей ,старше 40 лет,особенно у пап)
Недоношенность,низкий вес ребенка при рождении
внутриутробное воздействие вальпроатов
Эти факторы могут взаимодействовать с генетическими факторами, что приводит к
развитию аутизма или может усилить его проявления. Очевидно, что это состояние также
связано с различными факторами окружающей среды, хотя среди ученых существуют
разногласия о том, в какой степени аутизм определяется генами, а в какой – окружающей
средой. Расстройство аутистического спектра – это нарушение
развития, которое
существует с самого рождения ребенка, но при этом его признаки могу проявляться не
сразу.
Как правило, родители отмечают, что ребенок до 1.5 лет развивался нормотипично и
вдруг перестал отзываться на имя, перестал реагировать на обращенную речь. Пропали
имеющиеся слова, фразы, он перестал говорить. Практически все родители обращаются к
сурдологу, так как создается ощущение, что у ребенка возникли проблемы со слухом.
Пропадают часто также имеющиеся навыки самообслужевания, в частности перестал
просится в туалет, держать ложку.
Некоторые тревожные звоночки можно отследить в младенчестве дети слабо реагируют
на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных
предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на
собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.
Диагноз
РАС ставится на основе анализа так называемой диады характерных
признаков,проявляющихся в поведении.
Раньше
выделяли
три
ключевых
области
нарушенные
при
аутизме
это
соц
взаимодействие, коммуникация и негибкость мышления. Но сейчас эти две области
обьеденины и .дефицит социальной ком и соц взаимодействия и ограниченные
повторяющиеся
паттерны
поведения,интересов,активностей.
На
сегодняшний
день
принято считать,что нет единого состояния «аутизм»-это скорее спектр,в который
попадают люди с разной степенью выраженности симптоматики.
Нарушения проявляются у разных людей по –разному. Степень выраженности аутизма
может быть тяжелой,может быть легкой. Кто-то испытывает трудности в обучении,у
кого -то способность к обучению может быть средней и даже выше среднего.
Каждый элемент диады описывает целый спектр определеных типов поведения,которые
могут меняться
по мере взросления и развития ребенка. Люди с аутизмом могут
перемещатся в пределах этого спектра на протяжении жизни,однако отличия в их
способах восприятия и мышления сохраняются навсегда.
У многих людей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с
восприятием повседневной сенсорной информации, например проблемы со слухом,
зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или
сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все
аспекты жизни человека.
Наша центральная нервная система (мозг) воспринимает все сенсорные данные, которые
мы
получаем,
и
помогает
нам
организовать,
расставить
приоритеты
и
понять
информацию.
Мы
отвечаем
с помощью мыслей,
чувств,
двигательной
реакции
(поведения) или комбинации всего перечисленного.
Наши рецепторы, воспринимающие сенсорную информацию, располагаются по всему
телу, их называют «раздражители». На наших руках и ногах расположено самое большое
количество
рецепторов.
Большую
часть
времени
мы
воспринимаем
сенсорную
информацию автоматически, без необходимости её анализировать.
Люди с нарушением сенсорной интеграции – включая большое количество людей с
аутизмом – испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации.
Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение
и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей.
У человека семь чувств:
– Зрение
– Слух
– Осязание
– Вкус
– Обоняние
– Равновесие (вестибулярный аппарат)
– Восприятие собственного тела (проприорецепция)
Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из
этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная
чувствительность» или «недостаточная чувствительность».
Сенсорная чувствительность, зрение.
Располагаясь на сетчатке наших глаз и реагируя на свет, наше зрение помогает нам
различать объекты, людей, цвета, контрасты и пространственные границы. Люди с РАС
могут переживать следующие трудности:
Гипо (недостаточная чувствительность)
– Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.
– Центральное зрение может быть размыто, тогда как периферическое достаточно резко.
– Центральное зрение достаточно хорошо, но периферия размыта.
– Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить
предметы; неуклюжесть.
Гипер (чрезмерная чувствительность)
– Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.
– Изображения могут искажаться.
– Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.
Слух - это
самая распространенная форма сенсерной дезинтеграции при аутизме.
Проблемы со слухом могут повлиять на способность общаться и, возможно, на
равновесие. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:
Гипочувствительность проявляется в:
– Способность слышать звуки только одним ухом, второе ухо лишено возможности
слышать полностью или частично.
– Невозможность распознать некоторые конкретные звуки.
– Возможно получение положительных эмоций от нахождения в толпе или шумном месте,
а также от громких ударов по дверям или предметам.
Гиперчувствительность:
– Шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены или неразборчивы.
– Особенная чувствительность к звукам, например, способность слышать разговор на
расстоянии.
– Одинаково сильное восприятие всех звуков, в том числе фонового шума, что часто ведет
к проблемам со вниманием.
Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать
окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим
образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Люди с аутизмом могут
сталкиваться со следующими проблемами:
Гипочувствительность:
– Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на
кожу.
– Высокий болевой порог.
– Возможно нанесение себе повреждений.
– Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла),
находящихся над ними.
Гиперчувствительность:
– Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений
других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими.
– Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.
– Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень
чувствительна.
– Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.
Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое,
кислое, острое и т.д. Люди с РАС могут испытывать проблемы следующего рода:
Гипочувствительность:
– Склонность к очень острой еде.
– Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется
называется пика.
Гиперчувствительность:
– Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за
слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона.
– Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или
другие мягкие продукты.
Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в
данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Люди с аутизмом могут
сталкиваться со следующими проблемами:
Гипочувствительность:
– Некоторые люди вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы
(даже запах собственного тела).
– Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.
Гиперчувствительность:
– Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными. Это может привести к
проблемам с использованием туалета.
– Такие люди могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат
духов, шампуня и т.д.
Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать
равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается
наше тело. Люди с аутизмом могут испытывать следующие проблемы:
Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то.
– Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими
движениями.
– Трудно остановиться во время каких-либо действий.
– Человека легко “укачивает” в транспорте.
– Сложности с выполнением заданий, в которых голова не находится в вертикальном
положении или ноги оторваны от земли.
Наше восприятие тела располагается в мышцах и конечностях и сообщает нам о
положении нашего тела в пространстве и о том, как движутся те или иные части нашего
тела. Люди с аутизмом могут испытывать следующее:
Гипочувствительность:
– Такие люди могут стоять слишком близко к другим, потому что не могут оценить
расстояние между людьми и определить границы личного пространства.
– Также им тяжело ориентироваться в комнате и избегать препятствий.
– Могут врезаться в людей.
Гиперчувствительность:
– Сложности с мелкой моторикой: низкая способность манипулировать маленькими
предметами, например, кнопками или шнурками.
– Когда человек поворачивается к чему-то, то движет всем телом.
Иногда люди с аутизмом могут вести себя так, что на первый взгляд это не похоже на
проявления сенсорной чувствительности – но именно она может быть скрытой причиной.
Проблема: привередливость в еде
Возможные причины: гиперчувствительность к вкусу или текстуре, неспособность
почувствовать еду во рту.
Проблема: человек жует всё, даже одежду и предметы
Возможные причины: находит это расслабляющим или ему нравится ощущение от
жевания конкретного предмета.
Проблема: отказ носить конкретный вид одежды
Возможные причины: может не нравиться текстура или давление ткани на их кожу.
Проблема: трудности с засыпанием
Возможные причины: трудности с отключением чувств, в особенности зрения и слуха.
Проблема: сложно сконцентрироваться в классе
Возможные причины: слишком много отвлекающих моментов, например шум (разговоры,
звонки, скрежет стульев по полу) или визуальные раздражители (люди, картины на
стенах). Также могут быть проблемы с удержанием карандаша или ручки в руке (предмет
может казаться горячим или холодным). Все эти особенности не обходимо учитывать при
работе с такими детьми.
Трудности с развитием коммуникации относятся к ключевым дефицитам РАС.
У детей с РАС способность к коммуникации развивается ИНАЧЕ, чем у других детей.
Это объясняется тем, что развитие этой способности опирается в свою очередь на
способность к социальному взаимодействию, которое является одним из основных
трудностей при аутизме. Развитие способности к коммуникации у детей с РАС
начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или
отставанием тех или иных аспектов
Поэтому возникают трудности в общении и поиск замещающих паттернов поведения.
Иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на
часть высказывания, воспринимает все буквально. схватывая лишь поверхностный смысл
услышанного, но не понимая того, что на самом деле имеется в виду. Контекст
высказывания остается для них недоступным
У некоторых детей с РАС слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог,
а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний
других людей, фраз из рекламы, мультфильмов, знакомых стихов или рассказов). Это
называется эхолалия, и она часто не является коммуникацией.
Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации (например,
ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их
вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). Некоторые дети с
аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или
слишком громко. Ребенку с аутизмом может быть крайне трудно начать диалог,
продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоция.
Маркеры нарушений речевой функции у детей с РАС:
• отсутствие гуления и лепета к 6 месяцам жизни ребенка
• отсутствие реакции на свое имя к 7-8 месяцам
• отсутствие активного лепета или указательного жеста к 12 месяцам
• отсутствие спонтанных слов к 16 месяцам
• отсутствие элементарной фразовой речи к 24 месяцам
• отсутствие простых грамматических конструкций к 36 месяцам
. Особенности речевого развития отмечаются в 70 процентах случаев аутизма. Отсутствие
речи является первым симптомом, по поводу которого родители обращаются к логопедам.
Первые слова в среднем появляются к 12 – 18 месяцам, а первые фразы (но не
предложения) к 20 – 22 месяцам.
Появление первых слов может запаздывать и до 3 – 4
лет. Даже если словарный запас ребенка к 2 – 3 годам и соответствует норме, на себя
обращает внимание тот факт, что дети не задают вопросов (что характерно для маленьких
детей), не говорят о себе. Обычно дети бормочут что-то невнятное. Очень часто ребенок
прекращает говорить уже после того, как речь сформировалась. Несмотря на то, что
словарный запас ребенка с возрастом может обогащаться, речь редко используется для
общения. Дети могут вести диалоги, монологи, декларировать стихи, но не используют
слова для коммуникации.
Нарушение
социальных
взаимодействий
является
наиболее
ярким
признаком,
отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не
могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние
окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных
контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо
реагируют
на
взрослых,
не
смотрят
в
глаза,
охотнее
фиксируют
взгляд
на
неодушевленных предметах, а не на окружающих людях.
Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу
взрослому при попытке взять их на руки. Подрастая, дети не имитируют поведение
окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных
на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются
к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не
бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться
событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к
одиночеству,
а
с
их
затруднениями
из-за
невозможности
строить
нормальные
взаимоотношения с окружающими.
Стимминг или стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование
предметов
или
речь
являются
диагностическим
критерием
для
расстройства
аутистического спектра. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве
случаев, но симптомом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают
выполнению повседневных задач и обучению,
общению и негативно влиять на
социальные ситуации.
Обнюхивает или облизывает предметы
Выстраивает игрушки или предметы в определенном порядке
повторяет одни и те же действия с игрушками или предметами
Многократно просматривает одни и те же фильмы
Производит повторяющиеся действия с предметами (похлопывание, верчение,
раскручивание)
Безостановочно включает и выключает различные приборы
Завороженность звуками/тенями от предметов/источниками света
Демонстрирует чрезмерную привязанность к определенным предметам
С трудом переносит изменения (пища, одежда, распорядок дня)
У всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить
его в принципе невозможно. Даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на
смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо
более проблемной.
Выделяют несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:
Чрезмерная
стимуляция: Стереотипии
помогают
блокировать
лишнюю
сенсорную
информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.
Недостаточная
стимуляция: Стереотипии
могут
предоставлять
дополнительную
сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.
Уменьшение боли: Повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее
чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины,
которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.
Управление эмоциями: Как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать
«всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки
или тряска кистями рук.
Саморегуляция: Некоторые
стереотипии
являются
способом
утешить
себя
или
успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.
Диагностические критерии расстройства аутистического спектра автоматически не
предполагают наличие проблемного и социального неприемлемого поведения у ребенка
или взрослого с РАС. И тем не менее, часто отмечаются у детей с РАС наличие
проблемного поведения.
Физическая агрессия ─ это применение силы, причиняющее
дискомфорт и потенциально вредящее здоровью жертвы. Сюда входят следующие виды
поведения, направленные в адрес другого: бить кулаком или предметом, кусаться,
Самоповреждением считается любое действие (или попытка такового), причиняющее вред
собственному телу. Чаще всего дети с РАС бьются головой о предметы, ударяют по
голове рукой, хлопаются телом обо что-то, бьют, щипают или кусают себя, а также давят
пальцами на глаза, ковыряют раны и выдергивают волосы.
Нарушение порядка означает следующее: ребёнок своими действиями мешает остальным,
прерывает привычное течение жизни. Например, срывает уроки, затрудняет рабочий
процесс, не дает родителю сходить в туалет, одеться или приготовить завтрак.
Обсессии, компульсии и ритуалы ─ выраженные навязчивые побуждения, затрудняющие
жизнь ребенка и его окружения. Необходимость перестраиваться, приспосабливаться к
пусть и небольшим переменам вызывает огромный стресс.
Обсессия означает, что мысли и чувства человека периодически полностью подчиняются
какой-либо идее, образу или желанию. Например, Коля посмотрел познавательную
передачу и теперь уже как три месяца рассказывает всем подряд про лифты.
Компульсия описывает непреодолимую потребность произвести определенное действие
или выполнить что-то определенным способом: разложить ровно столовые приборы,
повесить одежду по цветам и т.п.
Ритуал ─ систематически выполняемая строгая последовательность ряда действий с
целью сохранить спокойствие или снизить уровень тревожности. Например, подросток не
засыпает, не разбросав по кругу подушки.
Проблемное поведение – это лишь то, что находится на поверхности, то что мы можем
наблюдать. За любым поведением может стоять множество различных причин имеющих
отношение как к особенностям ребенка с РАС, так и к особенностям окружения или в
ситуации, в которой находится ребенок.
Особенности развития игровой деятельности у детей с РАС. Аутичные дети любят
манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в
раннем возрасте все дети. В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго
«застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их
манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства:
Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты
объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать,
вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с
предметами в назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку соответствии
с функциональным социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его
отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать
гвоздики» категорически не желает... С шелестом перелистывает страницы книги, не
пытаясь читать... То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от
пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от
строительства и сборки.
У многих детей с аутизмом, наряду с манипуляциями, встречаются и так называемые
процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой
процесс: одевает и раздевает куклу, строит и разрушает постройку из кубиков,
раскидывает и ставит на место предметы.
Сюжетно-ролевая игра — высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких
игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные
ситуации из социальной жизни. Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены,
ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие
сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в
соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной
работы.
Используемая литература:
О.Мелешкевич,Ю.Эрц «Особые дети».-Издательский дом «Бахрах-М»,2015
С.Довбня, Т.Морозова, А.Залогина, И.Монова «Дети с расстройствами аутистического
спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью».-СПб.: Сеанс,
2018