Автор: Бабина Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №1
Населённый пункт: г. Сычевка Смоленская обл.
Наименование материала: Неуспеваемость младших школьников, ее причины и пути преодоления
Тема: Неуспеваемость младших школьников
Раздел: начальное образование
Неуспеваемость младших школьников, ее причины и пути преодоления
Социальные преобразования, вызванные научно-техническим прогрессом, оказали большое
влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования, которое
постоянно меняется: разрабатываются новые учебно-методические комплексы, программы,
технологии, что увеличивает психологическую нагрузку на детей младшего школьного возрасте. В
результате, педагоги и ученые столкнулось с проблемой неуспеваемости в процессе учебной
деятельности. В условиях модернизации образования проблема неуспеваемости учащихся
начальной школы остается острой, что связано с тем, что неуспеваемость – это сложное,
многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних и неоднозначных
подходов при ее решении. Коренные социальные перемены в нашей стране, несоответствие
содержания образования современным требованиям, низкий авторитет знания и учительской
профессии, кризис современной семьи – способствовали снижению качества обучения
школьников и увеличению количества неуспевающих. На протяжении разных исторических эпох
собирались многочисленные факты, выдвигались теории и предположения о причинах низкого
качества обучения, различных типах неуспевающих учащихся. Этому были посвящены работы Я.А.
Коменского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского и других известных классиков отечественной и
зарубежной педагогики. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой
общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А.
Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А.
Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский и др.). Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в
литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из
этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М.А. Данилов
связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения – его противоречиями.
Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и
того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В.
Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками,
учителями и внешними условиями. Подход к изучению неуспеваемости путем анализа
порождающих ее условий представлен в многочисленных публикациях, посвященных причинам
неуспеваемости. Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать
достаточными, ибо они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его
внутреннее строение. На сегодняшний день под школьной неуспеваемостью понимается
несоответствие подготовки учащихся к требованиям содержания образования, фиксируемое по
истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – раздела курса, учебной
четверти, полугодия, года [5]. Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия
«неуспеваемость» больше отвечает другой метод ее изучения – определение видов
неуспеваемости. А.М. Гельмонт выделяет следующие виды неуспеваемости в зависимости от
количества учебных предметов и устойчивости отставания:
общее и глубокое отставание,
характеризующееся отставанием в изучении многих или всех учебных предметов;
частичная, но
достаточно стойкая неуспеваемость – учащийся отстает по одному или трем учебным предметам;
эпизодическая неуспеваемость, для которой характерно непостоянное отставание то по одному,
то по другому предмету [1]. Как правило, в основе школьной неуспеваемости лежит ряд причин и,
по мнению А.М. Гельмонта, все причины возникновения неуспеваемости детей младшего
школьного возраста в процессе учебной деятельности можно сгруппировать в соответствии с
выделенными им видами неуспеваемости. Как путь проникновения в сущность неуспеваемости
можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников. При разработке типологии
ученые ищут, естественно, те критерии, которые могут быть положены в ее основу. Однако,
исследуя частные критерии для разных групп неуспевающих, они не задумываются над общими
показателями неуспеваемости, как таковой, хотя неосознанно ими пользуются. Имеется целый
ряд попыток научного обоснования типологии неуспевающих школьников; отдельные
характеристики и группировки по характерным особенностям встречаются и в описаниях
практического опыта. В статье рассмотрим ряд типологий, которые можно квалифицировать как
психолого-педагогические. В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут
изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы
неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих
составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – школьники
со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками
учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский
и некоторые другие авторы. При общей или глубокой неуспеваемости наблюдаются следующие
причины, способствующие ее возникновению и дальнейшему развитию:
низкий уровень
подготовленности учащегося;
физиологическое состояние младшего школьника;
неблагоприятная обстановка;
отдаленность местожительства от школы;
проблемы в семейном
воспитании. Для частичной школьной неуспеваемости характерны:
отсутствие мотивации в
изучении предлагаемого предмета;
слаборазвитые волевые качества; Возникновению
эпизодической неуспеваемости способствуют следующие причины:
недочеты в преподавании
изучаемого предмета;
нарушения в работе психических процессов, что вызывает
невнимательность, непрочность закрепления знаний и т.д.;
нерегулярное выполнение
домашнего задания;
отсутствие учащегося на уроках. К.Ю. Бабанский выделял внешние и
внутренние причины. К внешним причинам, по его мнению, относятся: проблемы со здоровьем,
недостаточный объем знаний, умений и навыков, а также слаборазвитые основные психические
процессы. К причинам внутренним он относит: недостатки педагогического и воспитательного
воздействия на личность, организация педагогического процесса, недостатки учебного плана,
программы. На сегодняшний день причины, способствующие возникновению школьной
неуспеваемости, подразделяются на четыре следующие группы: 1. Педагогические причины, к
которым относятся недостатки преподавания отдельных предметов, а также проблемы в знаниях,
усвоенных ранее учащимся начальных классов и т.п. 2. Социально-бытовые причины, среди
которых основное место занимают неблагоприятные условия жизни. 3. Физиологические
причины, под которыми понимается состояние здоровья учащегося. 4. Психологические причины,
подразумевающие наличие проблем в развитии основных психических процессов [2].
Неуспеваемость, возникающая на фоне перечисленных причин, отрицательно сказывается на
познавательном развитии учащихся начальных классах. Они не могут самостоятельно строить
план решения поставленной перед ним учебной задачи, находить ее решение. В процессе
изучения материала учащийся начальных классов не проявляет активности, отвлекается. В
результате, он не способен подвести итог изученного, выделить что-то новое. Школьная
успеваемость не только влияет на успешность обучения в школе, но и развитие личности в целом,
поскольку учащийся оказывается в неблагоприятной ситуации для личностного роста. Он не
может достичь тех же результатов, которых смог достигнуть его одноклассник. В результате,
младший школьник приобретает низкий социальный статус, что формирует неадекватную
самооценку, низкий уровень мотивации. Частично интерес к изучаемому предмету возникает
только на основе знакомства на уроках с новым материалом. В школьной практике применяются
различные приемы и пути преодоления неуспеваемости у младших школьников.
Индивидуализация обучения на уроке. Индивидуализация касается содержания работы учащихся,
дозировки материала и характера их учебного труда. Для слабых учащихся рекомендуются
карточки с индивидуальными заданиями, особая методика анализа ошибок в письменных
работах. Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на
уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых,
средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого
уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или
иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют
задания разной степени трудности. В практике школы широко используют разного рода
дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо
критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает
количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех
учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать
домашние задания. В педагогике существует множество методов, средств и приемов повышения
уровня успеваемости. Одним из таких методов является организация групп развития. Целью
подобных групп является обеспечение школьной зрелости, поскольку подобный метод позволяет
таким образом предупредить появление возможных трудностей в обучении [4]. Следующим
методом коррекции неуспеваемости является формирование мотивации достижения успехов.
Поскольку мотив – внутреннее побуждение личности к определенному виду активности,
способствующей удовлетворению потребности, то его наличие необходимо в учебной
деятельности. Нет интереса к знаниям – нет самих знаний. Еще одним эффективным методом
преодоления трудностей в обучении является вовлечение младшего школьника в деятельность, в
ходе выполнения которой ученик может проявить инициативу и заслужить признание среди
одноклассников. Следующим методом, используемым в целях коррекции отставания в обучении,
служит обоснование учителем оценки, чтобы учащийся начальных классов сам понял критерии,
по которым происходит оценивание [5]. Обзор мер преодоления неуспеваемости, относящихся к
учебновоспитательному процессу и его организации, свидетельствует о том, что в дидактике
проводится довольно последовательная работа, которая могла бы оказать помощь школе. Ее
слабое использование в массовой практике объясняется многими причинами. Хотелось бы
отметить, прежде всего, то, что эти меры не приведены в систему и соотносятся в педагогической
литературе только со сложной и разветвленной сетью причин неуспеваемости, выявление
которых выходит за рамки возможностей рядового учителя. Система мер по преодолению
неуспеваемости приобрела бы большую действенность, если бы она была соотнесена и с
элементами неуспеваемости. Целый ряд перечисленных мероприятий имеет значение и для
предупреждения неуспеваемости, например индивидуализация работы, дифференциация
материала и методов работы на уроке. Существенны для предупреждения неуспеваемости и
всякого рода оздоровительные мероприятия – улучшение питания детей в школе, рациональный
режим дня и т. п. Следует отметить и такие предлагаемые в литературе меры предупреждения
неуспеваемости, как повышение квалификации учителей, их периодическая аттестация. Мы
считаем важным повышение не только методической, но и общепедагогической и
психологической информированности учителей, создание условий для их творческой
самообразовательной работы. Таким образом, неуспеваемость – сложное и многогранное
явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Она
трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в
усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и
воспитанности познавательных отношений. Важно отметить, что предупреждение
неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.