Напоминание

Неуспеваемость младших школьников


Автор: Бабина Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №1
Населённый пункт: г. Сычевка Смоленская обл.
Наименование материала: Неуспеваемость младших школьников, ее причины и пути преодоления
Тема: Неуспеваемость младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Неуспеваемость младших школьников, ее причины и пути преодоления

Социальные преобразования, вызванные научно-техническим прогрессом, оказали большое

влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования, которое

постоянно меняется: разрабатываются новые учебно-методические комплексы, программы,

технологии, что увеличивает психологическую нагрузку на детей младшего школьного возрасте. В

результате, педагоги и ученые столкнулось с проблемой неуспеваемости в процессе учебной

деятельности. В условиях модернизации образования проблема неуспеваемости учащихся

начальной школы остается острой, что связано с тем, что неуспеваемость – это сложное,

многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних и неоднозначных

подходов при ее решении. Коренные социальные перемены в нашей стране, несоответствие

содержания образования современным требованиям, низкий авторитет знания и учительской

профессии, кризис современной семьи – способствовали снижению качества обучения

школьников и увеличению количества неуспевающих. На протяжении разных исторических эпох

собирались многочисленные факты, выдвигались теории и предположения о причинах низкого

качества обучения, различных типах неуспевающих учащихся. Этому были посвящены работы Я.А.

Коменского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского и других известных классиков отечественной и

зарубежной педагогики. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой

общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А.

Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А.

Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский и др.). Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в

литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из

этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М.А. Данилов

связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения – его противоречиями.

Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и

того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В.

Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками,

учителями и внешними условиями. Подход к изучению неуспеваемости путем анализа

порождающих ее условий представлен в многочисленных публикациях, посвященных причинам

неуспеваемости. Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать

достаточными, ибо они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его

внутреннее строение. На сегодняшний день под школьной неуспеваемостью понимается

несоответствие подготовки учащихся к требованиям содержания образования, фиксируемое по

истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – раздела курса, учебной

четверти, полугодия, года [5]. Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия

«неуспеваемость» больше отвечает другой метод ее изучения – определение видов

неуспеваемости. А.М. Гельмонт выделяет следующие виды неуспеваемости в зависимости от

количества учебных предметов и устойчивости отставания:

общее и глубокое отставание,

характеризующееся отставанием в изучении многих или всех учебных предметов;

частичная, но

достаточно стойкая неуспеваемость – учащийся отстает по одному или трем учебным предметам;

эпизодическая неуспеваемость, для которой характерно непостоянное отставание то по одному,

то по другому предмету [1]. Как правило, в основе школьной неуспеваемости лежит ряд причин и,

по мнению А.М. Гельмонта, все причины возникновения неуспеваемости детей младшего

школьного возраста в процессе учебной деятельности можно сгруппировать в соответствии с

выделенными им видами неуспеваемости. Как путь проникновения в сущность неуспеваемости

можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников. При разработке типологии

ученые ищут, естественно, те критерии, которые могут быть положены в ее основу. Однако,

исследуя частные критерии для разных групп неуспевающих, они не задумываются над общими

показателями неуспеваемости, как таковой, хотя неосознанно ими пользуются. Имеется целый

ряд попыток научного обоснования типологии неуспевающих школьников; отдельные

характеристики и группировки по характерным особенностям встречаются и в описаниях

практического опыта. В статье рассмотрим ряд типологий, которые можно квалифицировать как

психолого-педагогические. В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут

изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы

неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих

составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – школьники

со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками

учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский

и некоторые другие авторы. При общей или глубокой неуспеваемости наблюдаются следующие

причины, способствующие ее возникновению и дальнейшему развитию:

низкий уровень

подготовленности учащегося;

физиологическое состояние младшего школьника;

неблагоприятная обстановка;

отдаленность местожительства от школы;

проблемы в семейном

воспитании. Для частичной школьной неуспеваемости характерны:

отсутствие мотивации в

изучении предлагаемого предмета;

слаборазвитые волевые качества; Возникновению

эпизодической неуспеваемости способствуют следующие причины:

недочеты в преподавании

изучаемого предмета;

нарушения в работе психических процессов, что вызывает

невнимательность, непрочность закрепления знаний и т.д.;

нерегулярное выполнение

домашнего задания;

отсутствие учащегося на уроках. К.Ю. Бабанский выделял внешние и

внутренние причины. К внешним причинам, по его мнению, относятся: проблемы со здоровьем,

недостаточный объем знаний, умений и навыков, а также слаборазвитые основные психические

процессы. К причинам внутренним он относит: недостатки педагогического и воспитательного

воздействия на личность, организация педагогического процесса, недостатки учебного плана,

программы. На сегодняшний день причины, способствующие возникновению школьной

неуспеваемости, подразделяются на четыре следующие группы: 1. Педагогические причины, к

которым относятся недостатки преподавания отдельных предметов, а также проблемы в знаниях,

усвоенных ранее учащимся начальных классов и т.п. 2. Социально-бытовые причины, среди

которых основное место занимают неблагоприятные условия жизни. 3. Физиологические

причины, под которыми понимается состояние здоровья учащегося. 4. Психологические причины,

подразумевающие наличие проблем в развитии основных психических процессов [2].

Неуспеваемость, возникающая на фоне перечисленных причин, отрицательно сказывается на

познавательном развитии учащихся начальных классах. Они не могут самостоятельно строить

план решения поставленной перед ним учебной задачи, находить ее решение. В процессе

изучения материала учащийся начальных классов не проявляет активности, отвлекается. В

результате, он не способен подвести итог изученного, выделить что-то новое. Школьная

успеваемость не только влияет на успешность обучения в школе, но и развитие личности в целом,

поскольку учащийся оказывается в неблагоприятной ситуации для личностного роста. Он не

может достичь тех же результатов, которых смог достигнуть его одноклассник. В результате,

младший школьник приобретает низкий социальный статус, что формирует неадекватную

самооценку, низкий уровень мотивации. Частично интерес к изучаемому предмету возникает

только на основе знакомства на уроках с новым материалом. В школьной практике применяются

различные приемы и пути преодоления неуспеваемости у младших школьников.

Индивидуализация обучения на уроке. Индивидуализация касается содержания работы учащихся,

дозировки материала и характера их учебного труда. Для слабых учащихся рекомендуются

карточки с индивидуальными заданиями, особая методика анализа ошибок в письменных

работах. Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на

уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых,

средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого

уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или

иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют

задания разной степени трудности. В практике школы широко используют разного рода

дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо

критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает

количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех

учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать

домашние задания. В педагогике существует множество методов, средств и приемов повышения

уровня успеваемости. Одним из таких методов является организация групп развития. Целью

подобных групп является обеспечение школьной зрелости, поскольку подобный метод позволяет

таким образом предупредить появление возможных трудностей в обучении [4]. Следующим

методом коррекции неуспеваемости является формирование мотивации достижения успехов.

Поскольку мотив – внутреннее побуждение личности к определенному виду активности,

способствующей удовлетворению потребности, то его наличие необходимо в учебной

деятельности. Нет интереса к знаниям – нет самих знаний. Еще одним эффективным методом

преодоления трудностей в обучении является вовлечение младшего школьника в деятельность, в

ходе выполнения которой ученик может проявить инициативу и заслужить признание среди

одноклассников. Следующим методом, используемым в целях коррекции отставания в обучении,

служит обоснование учителем оценки, чтобы учащийся начальных классов сам понял критерии,

по которым происходит оценивание [5]. Обзор мер преодоления неуспеваемости, относящихся к

учебновоспитательному процессу и его организации, свидетельствует о том, что в дидактике

проводится довольно последовательная работа, которая могла бы оказать помощь школе. Ее

слабое использование в массовой практике объясняется многими причинами. Хотелось бы

отметить, прежде всего, то, что эти меры не приведены в систему и соотносятся в педагогической

литературе только со сложной и разветвленной сетью причин неуспеваемости, выявление

которых выходит за рамки возможностей рядового учителя. Система мер по преодолению

неуспеваемости приобрела бы большую действенность, если бы она была соотнесена и с

элементами неуспеваемости. Целый ряд перечисленных мероприятий имеет значение и для

предупреждения неуспеваемости, например индивидуализация работы, дифференциация

материала и методов работы на уроке. Существенны для предупреждения неуспеваемости и

всякого рода оздоровительные мероприятия – улучшение питания детей в школе, рациональный

режим дня и т. п. Следует отметить и такие предлагаемые в литературе меры предупреждения

неуспеваемости, как повышение квалификации учителей, их периодическая аттестация. Мы

считаем важным повышение не только методической, но и общепедагогической и

психологической информированности учителей, создание условий для их творческой

самообразовательной работы. Таким образом, неуспеваемость – сложное и многогранное

явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Она

трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в

усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и

воспитанности познавательных отношений. Важно отметить, что предупреждение

неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.



В раздел образования