Автор: Дворниченко Анастасия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Академия детства"
Населённый пункт: город Псков
Наименование материала: Проект
Тема: "ИКТ - компетентность педагога ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«ИКТ-компетентность педагога ДОУ»
Разработала: Дворниченко А.В,
педагог-психолог
1 этап
Подготовительный
1.1
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели и задачи проекта
4
1.3.
Ожидаемый результат
4
2 этап
Основной
2.1.
Методологическая основа
6
2.2.
Формы работы с педагогами
7
2.3.
Учебный план
8
2.4.
Содержание тем
9
2.5.
Предложения
по
распространению
и
внедрению
результатов
проекта
в
массовую практику и обеспечению устойчивости
проекта после окончания его реализации
11
3 этап
Заключительный
3.1.
Комплекс условий для реализации проекта
12
3.1.1.
Нормативно-правовые условия
12
3.1.2.
Кадровые условия
12
3.1.3.
Материально-технические условия
13
3.2.
Предполагаемые риски и меры по их преодолению
13
3.3.
Критерии деятельности и результативности
13
Заключение
15
Используемые источники
16
Содержание
1 этап. Подготовительный
1.1. Пояснительная записка
За
последние
годы
произошло
коренное
изменение
роли
и
места
персональных
компьютеров
и
информационных
технологий
в
жизни
общества.
Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и
информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе
подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Имеющийся
в
настоящее
время
отечественный
и
зарубежный опыт
информатизации среды образования свидетельствует о том, что
она
позволяет
повысить
эффективность
образовательного
процесса.
Однако
действующая
система
дошкольного
образования
существенно
отстает
от
процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным
значительным
товаром
становится
информация,
способы
ее
хранения
и
использования. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для
обработки информации должны стать мощным техническим средством
обучения,
коммуникации,
необходимыми
для
совместной
деятельности
педагогов, родителей и дошкольников. Данный проект позволяет педагогу
самостоятельно выбирать свой образовательный маршрут с учетом своих
потребностей и возможностей.
Алгоритм
разработки
индивидуального
образовательного
маршрута педагога предусматривает:
диагностику
профессионального
мастерства,
самоопределение
педагога;
составление на основе полученных результатов индивидуального
образовательного маршрута;
реализацию маршрута;
рефлексивный
анализ
эффективности
индивидуального
образовательного маршрута.
Для реализации проекта на подготовительном этапе необходимо
выполнить следующие условия:
1. Провести анкетирование педагогов.
2. Проанализировать полученные данные.
3. Провести консультации с педагогами.
4. Разработать индивидуальный маршрут педагога.
Данный проект состоит из пяти модулей:
1. МОДУЛЬ.
Развитие
ИКТ-компетенций
педагогов
в
условиях
дошкольного образовательного учреждения.
2. МОДУЛЬ. Работа с «Microsoft Word».
3. МОДУЛЬ. Работа с «Microsoft Power Point»
4. МОДУЛЬ. Работа с интернет-ресурсами
5. МОДУЛЬ. Презентация полученных знаний, умений и навыков в
образовательном процессе.
Количество часов: 16
1.2. Цель проекта
Цель:
повышение
уровня
информационно-коммуникационной
компетентности педагогов.
Задачи проекта:
Повысить
информационную
культуру
и
ИКТ-компетентность
педагогов
ДОУ в ходе реализации индивидуального образовательного
маршрута педагога.
Использовать
ИКТ-технологии
во
всех
сферах
образовательной
деятельности.
1.3. Ожидаемый результат
Педагоги:
научатся
создавать
графические
и
текстовые
документы
(самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
будут
активно
использовать
ИКТ-технологии
в
образовательном
процессе;
овладеют программой Power Point для создания мультимедийных
презентаций;
научатся разрабатывать занятия с использованием информационных
технологий;
овладеют
способами
и
методами
применения
компьютерных
технологий в работе с детьми и родителями;
будет
создана
медиатека
наглядных,
демонстрационных
электронных
материалов
к
занятиям
с
использованием
информационных
технологий;
будет создан банк дидактических и методических материалов по
использованию информационных технологий в работе ДОУ.
Работа
по
повышению
уровня
профессиональной
компетентности педагогов
в
области
применения
информационно-
коммуникационных
технологий
рассчитана на учебный год 2021-
2022. Обучение осуществляется как в подгруппах, так и фронтально. В
случаях необходимости – индивидуально.
2 этап. Основной
2.1. Методологическая основа
деятельностный подход в педагогике и психологии
Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Л.Г.
Петерсон и др.
средовой подход в педагогике
В.Г. Воронцова, В.А. Козырев, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин и др.
компетентностный подход в теории профессионального образования
С.Г. Вершловский, В.В. Гузеев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М.
Митина, В.А. Сластѐнин и др.
теории непрерывного образования
А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, А.Г. Кузнецова, Н.Н. Лагусева, Е.П.
Тонконогая, И.Д. Чечель и др.
концепции профессионального развития педагога
В.В. Гузеев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.И.
Савостьянов и др.
интернет-технологии в образовании
Абалуев Р.Н., Алексеев Е.В., Горюнова М.А., Карпова А.С., Кучерявский
С.В., Тевс Д.П., Якушина Е.В.и др.
2.2. Этапы реализации проекта
Организационный
1.
Изучить
состояние
проблемы
в
научно-
методической литературе и передовой педагогический
опыт других ДОУ.
1.1.Обзор литературы по теме «Использование ИКТ-
технологий
для
повышения
качества
образования
в
ДОУ»
2. Изучить уровень ИКТ-компетентности педагогов.
2.1.Анкетирование (анализ результатов анкетирования)
педагогов с целью выявления уровня владения ИКТ,
мотивации
применения
ИКТ
в
образовательном
процессе.
Основной
1.
Формировать информационную культуру и ИКТ-
компетентность педагогов ДОУ:
1.1.
Умение
создавать
графические
и
текстовые
документы (программы: Microsoft Office Word);
1.2.
Владение программой Power Point для создания
мультимедийных презентаций;
1.3. Владение
навыками
поиска
информации
в
Интернете;
1.4. Работа с электронной почтой;
2.
Неделя педагогического мастерства «Использование
ИКТ технологии в работе с дошкольниками».
2.1.
Разработка
и
открытый
показ
ОД
с
использованием
ИКТ технологий в непосредственно
образовательной деятельности.
Заключительный
1.
Проанализировать
и
представить
результаты
реализации проекта.
1.1.
Участие
педагогов
в
профессиональных
конкурсах.
1.2.
Педсовет
2.3.
Учебный план
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
Всег
о
(час)
В том числе (час)
лекци
и
практи
ческие
лабора
торные
самост
оятель
ная
работа
форма
контро
ля
1 МОДУЛЬ. Развитие ИКТ-компетенций педагогов в условиях
дошкольного образовательного учреждения
1.
Вводное
занятие
«ИКТ-
компетентность
педагога»
1
1
2.
Входное
диагностическое
обследование
1
1
2 МОДУЛЬ. Работа с «Microsoft Word»
3.
Семинар-
практикум
«Microsoft Word»
1
1
4.
Семинар-
практикум
«Создание
таблиц»
1 занятие
1
1
5.
Семинар-
практикум
«Создание
таблиц»
2 занятие
1
1
3 МОДУЛЬ. Работа с «Microsoft Power Point»
6.
Мастер-класс
«Microsoft
Power
Point» - средство
создания
презентаций»
1 занятие
1
1
7.
Мастер-класс
«Microsoft
Power
Point» - средство
создания
презентаций»
2 занятие
2
1
1
4 МОДУЛЬ. Работа с интернет-ресурсами
8.
Мастер-класс
«Создание
электронного
портфолио»
2
1
1
9.
Семинар-
практикум
«Использование
электронной
почты»
1
10
.
Мастер-класс
«Создаем грамоты,
благодарности,
объявления»
2
1
1
5 МОДУЛЬ. Презентация полученных знаний, умений и навыков в
образовательном процессе
11
.
Итоговая
аттестация
1
12
.
Презентация ИКТ-
компетентностей
педагогов
на
уровне ДОУ
2
2
Всего:
16 часов
2.4. Содержание тем
Тема
1.
Вводное
занятие
«ИКТ-компетентность
педагога».
Знакомство с базовыми понятиями ИКТ.
Тема 2. Входное диагностическое обследование. Выявление уровня
ИКТ-компетентности
педагогов,
трудностей
в
использовании
ИКТ
в
образовательном процессе.
Тема
3.
Семинар-практикум
«Microsoft
Word».
Создание
и
редактирование текстового документа; набор и редактирование текстового
документа; абзацные отступления и интервалы; вставка рисунка; нумерация
станиц; сохранение и печать готового документа.
Зачетная работа –
создание текстового документа по заданным параметрам.
Тема
4.
Семинар-практикум
«Создание
таблиц».1
занятие.
Создание таблиц. Зачетная работа – создание таблицы.
Тема 5. Семинар-практикум «Создание таблиц»2 занятие. Создание
таблиц по образцу. Зачетная работа – создание таблицы по заданным
параметрам.
Тема 6. Мастер-класс «Microsoft Power Point» - средство создания
презентаций»
1 занятие. создание дизайна и стиля презентации; применение готовых
шаблонов
в
презентации;
сохранение
и
подготовка
презентации
к
демонстрации. Зачетная работа – создание презентации (3-4 слайда).
Тема 7. Мастер-класс «Microsoft Power Point» - средство создания
презентаций»
2 занятие.
Создание обучающих игр средствами «Microsoft
Power
Point».
Зачетная работа – создание банка игр для детей дошкольного
возраста.
Тема 8. Мастер-класс «Создание электронного портфолио». На базе
ЦНППМ ПОИПКРО (г. Псков).
Тема 9. Семинар-практикум «Использование электронной почты».
Знакомство с электронной почтой, её возможностями, инструментами и
ресурсами. Как написать и отправить письмо. Входящие и исходящие
письма. Подпись.
Зачетная работа – создание почты (при необходимости). Рассылка
писем.
Тема
10.
Мастер-класс
«Создаем
грамоты,
благодарности,
объявления».
Знакомство с программой CANVA.Зачётная работа -
создание информационных буклетов для родителей.
Тема
11.
Заключительное
диагностическое
обследование.
Выявление динамики уровня ИКТ- компетентности педагогов
Тема 12. Презентация ИКТ-компетентностей педагогов на уровне
ДОУ. Презентация практических работ педагогов, на уровне ДОУ.
2.5. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта
в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после
окончания его реализации
№
п/п
Планируемое мероприятие
Механизмы реализации
1.
Размещение
проекта
в
сети
Интернет
Адрес сайта ДОУ
2.
Проведение
открытых
мероприятий в рамках проекта
Показ
мероприятий
с
применением
интерактивных
средств
обучения.
Демонстрация
результатов
деятельности.
3.
Диссеминация
педагогического
опыта
Освещение результатов
и
достижений
в
средствах
массовой
информации
4.
Тиражирование итогов проекта
Создание материалов по применению и
размещение
материалов
в
сети
Интернет
5.
Сотрудничество
с
информационными партнерами:
Институтом
повышения
квалификации города Пскова
Консультирование ДОУ, мастер-классы
и другое.
3 этап. Заключительный
3.1. Комплекс условий для реализации проекта
3.1.1. Нормативно-правовые условия:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Приказ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и
служащих.
Раздел
«Квалификационные
характеристики
должностей
работников образования»;
Концепция
социального
экономического
развития
2020,
Приложение к письму от 8.05.08 №03-946: «Компьютерные технологии
призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в
обучении
и
воспитании,
а
неотъемлемой
частью
целостного
образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
3.1.2. Кадровые условия:
ДОУ
укомплектовано
педагогическими
кадрами
имеет
высокий
уровень
педагогической
культуры
(67%
педагогов
имеют
высшее
образование, 33% - среднее специальное; 38% имеет квалификационную
категорию); - созданы условия для повышения квалификации педагогов (89%
педагогов имеют курсовую подготовку).
3.1.3. Материально-технические условия:
Для реализации проекта на базе МБДОУ «Детский сад №5 «Академия
детства» созданы условия, соответствующие требованиям организации таких
помещений по нормам СанПиН 2.4.1.3049-13:
№
Оборудование
Кол-во
Место
расположения
Планируемый вид
использования
1
Проектор SONY,
ноутбук
1
1
Музыкальный зал
Демонстрационный
показ,
наглядное сопровождения
ОД,
досугов
2
Компьютер
1
Кабинет
педагога-
психолога
Демонстрационный
показ,
наглядное сопровождения ОД
3
Ноутбуки
12
На
каждой
группе
ДОУ
Использование
в
процессе
изучения
и
закрепления
материала
3.2. Предполагаемые риски и меры по их преодолению
Риски
Меры их преодоления
Возникновение у педагогов
затруднений
при
изучении
и
использовании
новых
образовательных ресурсов.
Проведение консультирования
педагогов,
оказание методической и психологической
поддержки
Недостаточное
количество
электронных
ресурсов,
способных
адекватно
решать
педагогические
задачи
педагога
при
изучении конкретной темы
Оснащение
ДОУ
техническими
и
программными
средствами
ИКТ,
разработка ЭОР.
Отсутствие
четких
методических
рекомендаций
по
использованию
имеющихся электронных средств обучения
Самообразование
педагогов,
работа
в
рабочих группах, изучение опыта педагогов
других образовательных учреждений
Низкий уровень владения
программными
средствами
для
создания
собственных
электронных
средств
обучения
(презентаций, тренажеров и т.д.).
Формирование
ИКТ-компетентности
педагогов
различными
формами
и
средствами
3.3. Критерии деятельности и результативности
Для
определения
уровня,
характеризующего
ИКТ-компетентность
педагога, выбраны индикаторы С.П. Капицы: понимание принципов работы
основных
компьютерных
приложений,
способы
хранения
и
обработки
информации; осведомленность в своей сфере деятельности, основанная на
использовании Интернета и электронных способов передачи информации,
понимание разницы между реальным и виртуальным миром; базовое
понимание надежности и достоверности получаемой информации и уважение
к этическим принципам при интерактивном использовании информационных
и
коммуникационных технологий; навыки и знания по информационной
культуре;
профессионально-прикладные
навыки;
творческо-рефлексивная
способность использования ИКТ.
Заключение
Реализация
проекта
«ИКТ-компетентность
педагога
как
показатель
профессиональной
успешности»,
целью
которого
является
повышение
уровня
информационно-коммуникационной
компетентности
педагогов,
освоение работы с ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для
того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные
компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и
проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом
уровне дала следующие результаты:
Педагоги:
умеют
создавать
графические
и
текстовые
документы
(самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
умеют применять электронные дидактические и педагогические
программные средства;
активно
используют
информационные
технологии
в
образовательном процессе;
владеют
навыками
поиска
информации
в
Интернете,
могут
осуществить заказ и подписку;
умеют оценивать основные педагогические свойства электронных
образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность
их использования в учебном процессе;
владеют
программой
PowerPoint
для
создания
мультимедийных
презентаций;
умеют разрабатывать занятия с использованием ИКТ-технологий;
владеют
способами
и
методами
применения
компьютерных
технологий в работе с детьми и родителями.
Создан
банк
дидактических
и
методических
материалов
по
использованию информационных
технологий в работе ДОУ
В результате, работа над проектом позволила педагогам повысить
уровень
профессионального
педагогического
мастерства,
повлияв
на
качество и эффективность педагогической деятельности в целом.
Использованные источники:
1.
Федеральный
закон
РФ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ;
2.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования)
(воспитатель,
учитель)»,
утвержденный
приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013
3.
Жилина
Н.В.
«Модель
«внутрифирменного»
повышения
квалификации
в
условиях введения
ФГОС»,
МБОУ
«СОШ №10»,
г.
Нефтеюганск;
4.
Зайцева
С.А.
«Система
формирования
информационной
и
коммуникационной
компетентности
будущих
учителей
начальных
классов
в
педагогическом
вузе»:
автореферат
дис.
...
доктора
педагогических наук:
13.00.08 / Зайцева Светлана Анатольевна; [Место защиты: Шуйс. гос.
пед. ун-т].- Шуя, 2011.- 41 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-4/662 ;
5.
Зайцева
С.А.
«Методические
основы
формирования
ИКТ-
компетентности будущего учителя начальных классов» [Текст] // Высшее
образование сегодня – 2011.–№4. – С42-44;
6.
Беспалов
П.
В.
«Компьютерная
компетентность
в
контексте
личностно- ориентированного обучения» //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-
50
7.
Хеннер
Е.К.
«Информационно-коммуникационная
компетентность учителя:
структура, требования и система измерения»:
[опыт Перм. гос. пед. ун-та] [Текст]
/
Е.К.
Хеннер,
А.П.
Шестаков //
Информатика и образование. - 2004.
- № 12. - C. 5-9; 16. Роберт И.В. «Теория и методика информатизации
образования
(психологопедагогические
и
технологические
аспекты)»
[Текст] / И. В. Роберт. – 2-е изд., доп. – М.: ИИО РАО, 2008.– 274 с.
8.
Андриеш В. А., Бубнова С. Ю., Зайцева И. А. Аспекты
взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г. –
112с.
9.
Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей
старшего
дошкольного
возраста:
инновации
и
традиции//Дошкольная
педагогика.- 2007.-№6.
10. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
11. Иванова
Е.В.
Повышение
ИКТ-компетентности
педагогов
//
Справочник
старшего воспитателя
дошкольного учреждения.
–
2009.
-
№12. – С. 6 – 15.
12. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные
технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
13. Кораблев
А.
А.
Информационно-телекоммуникационные
технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
14. Сологуб
В.А.
Методика
создания
и
использования
мультимедийных пособий и программ: Учебное пособие.-2-е изд., до. и
перераб.- М.:АПКиППРО, 2008.-92с.
15. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008