Напоминание

"ИКТ - компетентность педагога ДОУ"


Автор: Дворниченко Анастасия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Академия детства"
Населённый пункт: город Псков
Наименование материала: Проект
Тема: "ИКТ - компетентность педагога ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«ИКТ-компетентность педагога ДОУ»

Разработала: Дворниченко А.В,

педагог-психолог

1 этап

Подготовительный

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи проекта

4

1.3.

Ожидаемый результат

4

2 этап

Основной

2.1.

Методологическая основа

6

2.2.

Формы работы с педагогами

7

2.3.

Учебный план

8

2.4.

Содержание тем

9

2.5.

Предложения

по

распространению

и

внедрению

результатов

проекта

в

массовую практику и обеспечению устойчивости

проекта после окончания его реализации

11

3 этап

Заключительный

3.1.

Комплекс условий для реализации проекта

12

3.1.1.

Нормативно-правовые условия

12

3.1.2.

Кадровые условия

12

3.1.3.

Материально-технические условия

13

3.2.

Предполагаемые риски и меры по их преодолению

13

3.3.

Критерии деятельности и результативности

13

Заключение

15

Используемые источники

16

Содержание

1 этап. Подготовительный

1.1. Пояснительная записка

За

последние

годы

произошло

коренное

изменение

роли

и

места

персональных

компьютеров

и

информационных

технологий

в

жизни

общества.

Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и

информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе

подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Имеющийся

в

настоящее

время

отечественный

и

зарубежный опыт

информатизации среды образования свидетельствует о том, что

она

позволяет

повысить

эффективность

образовательного

процесса.

Однако

действующая

система

дошкольного

образования

существенно

отстает

от

процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным

значительным

товаром

становится

информация,

способы

ее

хранения

и

использования. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для

обработки информации должны стать мощным техническим средством

обучения,

коммуникации,

необходимыми

для

совместной

деятельности

педагогов, родителей и дошкольников. Данный проект позволяет педагогу

самостоятельно выбирать свой образовательный маршрут с учетом своих

потребностей и возможностей.

Алгоритм

разработки

индивидуального

образовательного

маршрута педагога предусматривает:

диагностику

профессионального

мастерства,

самоопределение

педагога;

составление на основе полученных результатов индивидуального

образовательного маршрута;

реализацию маршрута;

рефлексивный

анализ

эффективности

индивидуального

образовательного маршрута.

Для реализации проекта на подготовительном этапе необходимо

выполнить следующие условия:

1. Провести анкетирование педагогов.

2. Проанализировать полученные данные.

3. Провести консультации с педагогами.

4. Разработать индивидуальный маршрут педагога.

Данный проект состоит из пяти модулей:

1. МОДУЛЬ.

Развитие

ИКТ-компетенций

педагогов

в

условиях

дошкольного образовательного учреждения.

2. МОДУЛЬ. Работа с «Microsoft Word».

3. МОДУЛЬ. Работа с «Microsoft Power Point»

4. МОДУЛЬ. Работа с интернет-ресурсами

5. МОДУЛЬ. Презентация полученных знаний, умений и навыков в

образовательном процессе.

Количество часов: 16

1.2. Цель проекта

Цель:

повышение

уровня

информационно-коммуникационной

компетентности педагогов.

Задачи проекта:

Повысить

информационную

культуру

и

ИКТ-компетентность

педагогов

ДОУ в ходе реализации индивидуального образовательного

маршрута педагога.

Использовать

ИКТ-технологии

во

всех

сферах

образовательной

деятельности.

1.3. Ожидаемый результат

Педагоги:

научатся

создавать

графические

и

текстовые

документы

(самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);

будут

активно

использовать

ИКТ-технологии

в

образовательном

процессе;

овладеют программой Power Point для создания мультимедийных

презентаций;

научатся разрабатывать занятия с использованием информационных

технологий;

овладеют

способами

и

методами

применения

компьютерных

технологий в работе с детьми и родителями;

будет

создана

медиатека

наглядных,

демонстрационных

электронных

материалов

к

занятиям

с

использованием

информационных

технологий;

будет создан банк дидактических и методических материалов по

использованию информационных технологий в работе ДОУ.

Работа

по

повышению

уровня

профессиональной

компетентности педагогов

в

области

применения

информационно-

коммуникационных

технологий

рассчитана на учебный год 2021-

2022. Обучение осуществляется как в подгруппах, так и фронтально. В

случаях необходимости – индивидуально.

2 этап. Основной

2.1. Методологическая основа

деятельностный подход в педагогике и психологии

Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Л.Г.

Петерсон и др.

средовой подход в педагогике

В.Г. Воронцова, В.А. Козырев, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин и др.

компетентностный подход в теории профессионального образования

С.Г. Вершловский, В.В. Гузеев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М.

Митина, В.А. Сластѐнин и др.

теории непрерывного образования

А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, А.Г. Кузнецова, Н.Н. Лагусева, Е.П.

Тонконогая, И.Д. Чечель и др.

концепции профессионального развития педагога

В.В. Гузеев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.И.

Савостьянов и др.

интернет-технологии в образовании

Абалуев Р.Н., Алексеев Е.В., Горюнова М.А., Карпова А.С., Кучерявский

С.В., Тевс Д.П., Якушина Е.В.и др.

2.2. Этапы реализации проекта

Организационный

1.

Изучить

состояние

проблемы

в

научно-

методической литературе и передовой педагогический

опыт других ДОУ.

1.1.Обзор литературы по теме «Использование ИКТ-

технологий

для

повышения

качества

образования

в

ДОУ»

2. Изучить уровень ИКТ-компетентности педагогов.

2.1.Анкетирование (анализ результатов анкетирования)

педагогов с целью выявления уровня владения ИКТ,

мотивации

применения

ИКТ

в

образовательном

процессе.

Основной

1.

Формировать информационную культуру и ИКТ-

компетентность педагогов ДОУ:

1.1.

Умение

создавать

графические

и

текстовые

документы (программы: Microsoft Office Word);

1.2.

Владение программой Power Point для создания

мультимедийных презентаций;

1.3. Владение

навыками

поиска

информации

в

Интернете;

1.4. Работа с электронной почтой;

2.

Неделя педагогического мастерства «Использование

ИКТ технологии в работе с дошкольниками».

2.1.

Разработка

и

открытый

показ

ОД

с

использованием

ИКТ технологий в непосредственно

образовательной деятельности.

Заключительный

1.

Проанализировать

и

представить

результаты

реализации проекта.

1.1.

Участие

педагогов

в

профессиональных

конкурсах.

1.2.

Педсовет

2.3.

Учебный план

п/

п

Наименование

разделов и тем

Всег

о

(час)

В том числе (час)

лекци

и

практи

ческие

лабора

торные

самост

оятель

ная

работа

форма

контро

ля

1 МОДУЛЬ. Развитие ИКТ-компетенций педагогов в условиях

дошкольного образовательного учреждения

1.

Вводное

занятие

«ИКТ-

компетентность

педагога»

1

1

2.

Входное

диагностическое

обследование

1

1

2 МОДУЛЬ. Работа с «Microsoft Word»

3.

Семинар-

практикум

«Microsoft Word»

1

1

4.

Семинар-

практикум

«Создание

таблиц»

1 занятие

1

1

5.

Семинар-

практикум

«Создание

таблиц»

2 занятие

1

1

3 МОДУЛЬ. Работа с «Microsoft Power Point»

6.

Мастер-класс

«Microsoft

Power

Point» - средство

создания

презентаций»

1 занятие

1

1

7.

Мастер-класс

«Microsoft

Power

Point» - средство

создания

презентаций»

2 занятие

2

1

1

4 МОДУЛЬ. Работа с интернет-ресурсами

8.

Мастер-класс

«Создание

электронного

портфолио»

2

1

1

9.

Семинар-

практикум

«Использование

электронной

почты»

1

10

.

Мастер-класс

«Создаем грамоты,

благодарности,

объявления»

2

1

1

5 МОДУЛЬ. Презентация полученных знаний, умений и навыков в

образовательном процессе

11

.

Итоговая

аттестация

1

12

.

Презентация ИКТ-

компетентностей

педагогов

на

уровне ДОУ

2

2

Всего:

16 часов

2.4. Содержание тем

Тема

1.

Вводное

занятие

«ИКТ-компетентность

педагога».

Знакомство с базовыми понятиями ИКТ.

Тема 2. Входное диагностическое обследование. Выявление уровня

ИКТ-компетентности

педагогов,

трудностей

в

использовании

ИКТ

в

образовательном процессе.

Тема

3.

Семинар-практикум

«Microsoft

Word».

Создание

и

редактирование текстового документа; набор и редактирование текстового

документа; абзацные отступления и интервалы; вставка рисунка; нумерация

станиц; сохранение и печать готового документа.

Зачетная работа –

создание текстового документа по заданным параметрам.

Тема

4.

Семинар-практикум

«Создание

таблиц».1

занятие.

Создание таблиц. Зачетная работа – создание таблицы.

Тема 5. Семинар-практикум «Создание таблиц»2 занятие. Создание

таблиц по образцу. Зачетная работа – создание таблицы по заданным

параметрам.

Тема 6. Мастер-класс «Microsoft Power Point» - средство создания

презентаций»

1 занятие. создание дизайна и стиля презентации; применение готовых

шаблонов

в

презентации;

сохранение

и

подготовка

презентации

к

демонстрации. Зачетная работа – создание презентации (3-4 слайда).

Тема 7. Мастер-класс «Microsoft Power Point» - средство создания

презентаций»

2 занятие.

Создание обучающих игр средствами «Microsoft

Power

Point».

Зачетная работа – создание банка игр для детей дошкольного

возраста.

Тема 8. Мастер-класс «Создание электронного портфолио». На базе

ЦНППМ ПОИПКРО (г. Псков).

Тема 9. Семинар-практикум «Использование электронной почты».

Знакомство с электронной почтой, её возможностями, инструментами и

ресурсами. Как написать и отправить письмо. Входящие и исходящие

письма. Подпись.

Зачетная работа – создание почты (при необходимости). Рассылка

писем.

Тема

10.

Мастер-класс

«Создаем

грамоты,

благодарности,

объявления».

Знакомство с программой CANVA.Зачётная работа -

создание информационных буклетов для родителей.

Тема

11.

Заключительное

диагностическое

обследование.

Выявление динамики уровня ИКТ- компетентности педагогов

Тема 12. Презентация ИКТ-компетентностей педагогов на уровне

ДОУ. Презентация практических работ педагогов, на уровне ДОУ.

2.5. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта

в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после

окончания его реализации

п/п

Планируемое мероприятие

Механизмы реализации

1.

Размещение

проекта

в

сети

Интернет

Адрес сайта ДОУ

2.

Проведение

открытых

мероприятий в рамках проекта

Показ

мероприятий

с

применением

интерактивных

средств

обучения.

Демонстрация

результатов

деятельности.

3.

Диссеминация

педагогического

опыта

Освещение результатов

и

достижений

в

средствах

массовой

информации

4.

Тиражирование итогов проекта

Создание материалов по применению и

размещение

материалов

в

сети

Интернет

5.

Сотрудничество

с

информационными партнерами:

Институтом

повышения

квалификации города Пскова

Консультирование ДОУ, мастер-классы

и другое.

3 этап. Заключительный

3.1. Комплекс условий для реализации проекта

3.1.1. Нормативно-правовые условия:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

Приказ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении единого

квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов

и

служащих.

Раздел

«Квалификационные

характеристики

должностей

работников образования»;

Концепция

социального

экономического

развития

2020,

Приложение к письму от 8.05.08 №03-946: «Компьютерные технологии

призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в

обучении

и

воспитании,

а

неотъемлемой

частью

целостного

образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

3.1.2. Кадровые условия:

ДОУ

укомплектовано

педагогическими

кадрами

имеет

высокий

уровень

педагогической

культуры

(67%

педагогов

имеют

высшее

образование, 33% - среднее специальное; 38% имеет квалификационную

категорию); - созданы условия для повышения квалификации педагогов (89%

педагогов имеют курсовую подготовку).

3.1.3. Материально-технические условия:

Для реализации проекта на базе МБДОУ «Детский сад №5 «Академия

детства» созданы условия, соответствующие требованиям организации таких

помещений по нормам СанПиН 2.4.1.3049-13:

Оборудование

Кол-во

Место

расположения

Планируемый вид

использования

1

Проектор SONY,

ноутбук

1

1

Музыкальный зал

Демонстрационный

показ,

наглядное сопровождения

ОД,

досугов

2

Компьютер

1

Кабинет

педагога-

психолога

Демонстрационный

показ,

наглядное сопровождения ОД

3

Ноутбуки

12

На

каждой

группе

ДОУ

Использование

в

процессе

изучения

и

закрепления

материала

3.2. Предполагаемые риски и меры по их преодолению

Риски

Меры их преодоления

Возникновение у педагогов

затруднений

при

изучении

и

использовании

новых

образовательных ресурсов.

Проведение консультирования

педагогов,

оказание методической и психологической

поддержки

Недостаточное

количество

электронных

ресурсов,

способных

адекватно

решать

педагогические

задачи

педагога

при

изучении конкретной темы

Оснащение

ДОУ

техническими

и

программными

средствами

ИКТ,

разработка ЭОР.

Отсутствие

четких

методических

рекомендаций

по

использованию

имеющихся электронных средств обучения

Самообразование

педагогов,

работа

в

рабочих группах, изучение опыта педагогов

других образовательных учреждений

Низкий уровень владения

программными

средствами

для

создания

собственных

электронных

средств

обучения

(презентаций, тренажеров и т.д.).

Формирование

ИКТ-компетентности

педагогов

различными

формами

и

средствами

3.3. Критерии деятельности и результативности

Для

определения

уровня,

характеризующего

ИКТ-компетентность

педагога, выбраны индикаторы С.П. Капицы: понимание принципов работы

основных

компьютерных

приложений,

способы

хранения

и

обработки

информации; осведомленность в своей сфере деятельности, основанная на

использовании Интернета и электронных способов передачи информации,

понимание разницы между реальным и виртуальным миром; базовое

понимание надежности и достоверности получаемой информации и уважение

к этическим принципам при интерактивном использовании информационных

и

коммуникационных технологий; навыки и знания по информационной

культуре;

профессионально-прикладные

навыки;

творческо-рефлексивная

способность использования ИКТ.

Заключение

Реализация

проекта

«ИКТ-компетентность

педагога

как

показатель

профессиональной

успешности»,

целью

которого

является

повышение

уровня

информационно-коммуникационной

компетентности

педагогов,

освоение работы с ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для

того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные

компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и

проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом

уровне дала следующие результаты:

Педагоги:

умеют

создавать

графические

и

текстовые

документы

(самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);

умеют применять электронные дидактические и педагогические

программные средства;

активно

используют

информационные

технологии

в

образовательном процессе;

владеют

навыками

поиска

информации

в

Интернете,

могут

осуществить заказ и подписку;

умеют оценивать основные педагогические свойства электронных

образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность

их использования в учебном процессе;

владеют

программой

PowerPoint

для

создания

мультимедийных

презентаций;

умеют разрабатывать занятия с использованием ИКТ-технологий;

владеют

способами

и

методами

применения

компьютерных

технологий в работе с детьми и родителями.

Создан

банк

дидактических

и

методических

материалов

по

использованию информационных

технологий в работе ДОУ

В результате, работа над проектом позволила педагогам повысить

уровень

профессионального

педагогического

мастерства,

повлияв

на

качество и эффективность педагогической деятельности в целом.

Использованные источники:

1.

Федеральный

закон

РФ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ;

2.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего

общего

образования)

(воспитатель,

учитель)»,

утвержденный

приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013

3.

Жилина

Н.В.

«Модель

«внутрифирменного»

повышения

квалификации

в

условиях введения

ФГОС»,

МБОУ

«СОШ №10»,

г.

Нефтеюганск;

4.

Зайцева

С.А.

«Система

формирования

информационной

и

коммуникационной

компетентности

будущих

учителей

начальных

классов

в

педагогическом

вузе»:

автореферат

дис.

...

доктора

педагогических наук:

13.00.08 / Зайцева Светлана Анатольевна; [Место защиты: Шуйс. гос.

пед. ун-т].- Шуя, 2011.- 41 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-4/662 ;

5.

Зайцева

С.А.

«Методические

основы

формирования

ИКТ-

компетентности будущего учителя начальных классов» [Текст] // Высшее

образование сегодня – 2011.–№4. – С42-44;

6.

Беспалов

П.

В.

«Компьютерная

компетентность

в

контексте

личностно- ориентированного обучения» //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-

50

7.

Хеннер

Е.К.

«Информационно-коммуникационная

компетентность учителя:

структура, требования и система измерения»:

[опыт Перм. гос. пед. ун-та] [Текст]

/

Е.К.

Хеннер,

А.П.

Шестаков //

Информатика и образование. - 2004.

- № 12. - C. 5-9; 16. Роберт И.В. «Теория и методика информатизации

образования

(психологопедагогические

и

технологические

аспекты)»

[Текст] / И. В. Роберт. – 2-е изд., доп. – М.: ИИО РАО, 2008.– 274 с.

8.

Андриеш В. А., Бубнова С. Ю., Зайцева И. А. Аспекты

взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г. –

112с.

9.

Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей

старшего

дошкольного

возраста:

инновации

и

традиции//Дошкольная

педагогика.- 2007.-№6.

10. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

11. Иванова

Е.В.

Повышение

ИКТ-компетентности

педагогов

//

Справочник

старшего воспитателя

дошкольного учреждения.

2009.

-

№12. – С. 6 – 15.

12. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные

технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

13. Кораблев

А.

А.

Информационно-телекоммуникационные

технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

14. Сологуб

В.А.

Методика

создания

и

использования

мультимедийных пособий и программ: Учебное пособие.-2-е изд., до. и

перераб.- М.:АПКиППРО, 2008.-92с.

15. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008



В раздел образования