Напоминание

Развитие музыкальных способностей на начальном этапе обучения.


Автор: Перфильева Елена Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие музыкальных способностей на начальном этапе обучения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА

ИСКУССТВ ПГТ АТАМАНОВКА

Методическая разработка по теме:

Развитие музыкальных способностей на начальном

этапе обучения.

Разработала преподаватель ДШИ Перфильева Е.В.

пгт. Атамановка

2022

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Упражнения, способствующие развитию музыкальных способностей………5

Заключение……………………………………………………………………….12

Литература……………………………………………………………………….13

2

Введение.

Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной

культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка

в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с

трудом

восполнимо

впоследствии.

И

если

ребёнок

хочет

и

любит

музицировать, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог

бы

раскрыть

перед

ним

красоту

музыки,

дать

возможность

её

прочувствовать, развить у него музыкальные способности.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей

обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое

воздействие

на

общее

развитие:

формируется

эмоциональная

сфера,

пробуждается

воображение,

воля,

фантазия.

Обостряется

восприятие,

активизируются творческие силы даже у самых инертных детей. «Без

музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие

человека», - утверждал известный педагог Сухомлинский.

Главное для педагога в развитии музыкального мышления ребенка – это

то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию

музыкальных

способностей,

но

и

распознать

такие

качества,

как

одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к музыке,

желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях.

Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам,

позволяют достичь хороших результатов.

Главной задачей музыкального воспитания детей является – развитие

эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней.

Каковы методы и приемы, для того чтобы воплотить в жизнь эту задачу?

Методом

музыкального

обучения

можно

рассматривать

способы

организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим

задачам учебного процесса.

3

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется

спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной

деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в

различных сочетаниях.

В работе с детьми методические приемы многообразны и варьируются в

зависимости от следующего:

Наличие различных видов деятельности – музыкальные игры, хороводы,

упражнения;

Особенности содержания и построения игры, упражнений и комплекса

программных умений, необходимых для успешного усвоения материала.

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое

начало, они чрезвычайно изобретательны в передачи интонации,

подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, песен,

музыкальных пьес. Все это является ценным источником творческого

развития младших школьников.

Активным средством развития творческой деятельности обучающихся

являются творческие задания в форме игры. Постепенное усложнения

условий игр, их содержание способствует обогащению музыкального опыта

и творческих возможностей детей. На музыкальных занятиях важно создать

каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все

ребята должны испытать радость творчества, которые развивают

эмоциональную отзывчивость на музыку.

4

Задания на развитие координации рук, на распределение

внимания.

1.

Прослушать песенку Е. А. Поддубной «Солнышко». Во время

прослушивания закрытыми глазами определить характер песни, представлять

картину, которую рисует эта музыка. Выучить эту песенку и петь ее,

выполняя ладошками действия, приведенные ниже.

5

6

2.

Прослушать

пьесу

Н.

Тер-Саркисяна

«Танец

колоколов

и

колокольчиков». Правой и левой руке одновременно выполнять движения

различного рода: одной рукой звонить в большой колокол, а другой – в

маленький колокольчик. Сначала исполнить эти движения каждой рукой

отдельно, затем одновременно. Удобнее всего начать упражнение одной

рукой, а затем подключить другую руку с иным движением. Далее следует

поменять роли правой и левой руки. Предложенные в этом упражнении

движения рук могут ассоциироваться и с другими действиями. В качестве

дополнительного

или

запасного

варианта:

плавные,

покачивающиеся

движения могут ассоциироваться со всплесками волн, а отрывистые

движения изображать падение весенней капели.

7

8

9

3.

Показать, как пьют чай из чашки, поднося ее к губам и опуская на

стол одной рукой, другой играть в мячик, отбивая его о пол. Затем наоборот:

одной рукой «играть в мячик», а другой – «пить чай». При этом сами

предметы в руки не берутся. Сначала исполнить эти движения каждой рукой

отдельно, затем одновременно. Удобнее всего начать упражнение одной

рукой, а затем подключить другую руку с иным движением. Далее следует

поменять роли правой и левой рук.

4.

Простучать по столу одновременно слова: «мама» и «бабушка»,

предварительно простучав отдельно каждой рукой. Сначала исполнить это

задание каждой рукой отдельно, затем одновременно. Далее роли правой и

левой рук ребенка меняются.

Задания на развитие образного мышления, воображения,

дифференцированное слышание музыкальной ткани.

1.

Прослушать песенку Е. А. Поддубной «Дождик». Во время

прослушивания закрытыми глазами определить характер песни, представлять

картину, которую рисует эта музыка. Выучить эту песенку и петь ее,

выполняя ладошками действия, приведенные ниже.

10

11

2.

Прослушать пьесу «Папа и мама» из цикла «День ребенка» А.

Гречанинова. Определить, сколько персонажей изображено в пьесе, описать

их действия. Во время прослушивания закрыть глаза и представить себе

картину, которую «рисует» музыка.

12

13

3.

Прослушать пьесу С. Майкапара «Эхо в горах» — диалог двух

голосов-персонажей,

их

одновременное

сочетание.

Предварительно

определить, сколько персонажей изображено в пьесе, описать их действия.

Во время прослушивания закрытыми глазами представлять картину, которую

рисует эта музыка.

14

15

4.

Прослушать пьесу «Заклинание» из полифонической сюиты «Семь

сказочных снов». Определить, сколько персонажей изображено в пьесе,

описать их действия. Послушать, один или несколько человек поют, если не

один, то сколько именно, по очереди или все вместе.

Прослушав, ответить на вопросы: пьеса исполняется только певцами

или звучит в сопровождении какого-либо инструмента, какой же инструмент

аккомпанирует певцам, что этот аккомпанемент изображает?

16

17

18

5.

Послушать песенку «Дождик», обе партии одновременно и

охарактеризовать ее. После второго прослушивания определить, в какой

партии слышны капли дождя, затем ответить на вопрос: на протяжении всей

ли пьесы дождик шел с одинаковой силой или менял свою интенсивность?

Прослушав третий раз, прохлопать ладошками ритмический рисунок партии

дождика и напеть ее. Затем разобрать вместе с педагогом ноты пьесы, и

исполнить ее вместе.

19

20

Задания на распределение внимания в процессе общения на вербальном

уровне.

1.

Выучить наизусть стихотворение Т. Стоклицкой «Часы» и читать

их, изображая своими движениями маятник (например, перескакивать с ноги

на ногу или качать головой из стороны в сторону

«Тик-так, тик-так», о чем в часах судачат так?

Равномерно, точно в такт там колесики стучат.

Доли, доли отмечают, каждый новый час встречают.

Тихо маятник бренчит, наше время сторожит,

Точно в долю, точно в такт: «тик- так, тик-так».

2.

Дома выучить стихотворение. На уроке на фоне чтения этого

стихотворения учеником, педагог произносит слова, разделяемые довольно

большими паузами, ученик же, не прерывая чтения, пытается уловить и

запомнить слова, которые произносит учитель и произнести их по окончании

чтения стихотворения. Стихотворение «Слон».

Ученик: «Динь – дон, динь - дон, в зоопарке ходит слон.

Педагог: «Динь, дон, динь, дон,

Ученик: «Старый, серый, сонный слон, динь – дон, динь - дон».

Педагог: «Динь, дон, динь, дон».

Задания на подбор остинатного баса. Развитие умения слышать

два пласта музыки (мелодию и аккомпанемент).

21

1.

Сначала объяснить ученику, что такое остинатный бас, как его

нужно играть, рационально распределяя свое слуховое внимание между

музыкальным материалом двух тем. После показа педагога, ученику нужно

спеть и подобрать по слуху бас-остинато, затем внимательно прослушать

верхний голос. После того, как он сможет спеть каждый из голосов в

сопровождении педагога, приступить к ансамблевому музицированию.

Музыкальный пример: Р. н. п. «Во поле береза стояла» из «Книжки с

нотами». «Путь к музыке» Л. А. Баренбойма.

2.

Послушать словацкую народную песню «Белка пела и плясала» и

прохлопать ритм этой песни, затем подобрать по слуху бас-остинато. Далее

внимательно прослушав мелодию этой песни, пропеть ее в сопровождении

педагога и играть в ансамбле.

22

Задания на сочинение ритмических аккомпанементов.

1.

Слушать «Марш» Е. Тиличеевой, прохлопывая ритмический рисунок и

сочинить ритмический аккомпанемент.

23

2.

Прослушать русскую народную песню «Во саду ли в огороде». Затем во

время повторного исполнения сочинить ритмический аккомпанемент

24

Задания на пение с аккомпанементом на фортепиано.

(Аккомпанемент играет педагог).

25

1.

На уроке педагог с учеником выучивают песенку В. Фере «Дождик».

После того, как ученик хорошо ее запомнил, он поет ее с аккомпанементом

педагога. Ученик старается слушать, как собственное пение, так и

аккомпанемент.

26

2.

Выучить песню Д. Кабалевского на сл. И. Рахилло «Карусель» и петь

ее с аккомпанементом, стараясь слушать не только собственное пение, но и

аккомпанемент.

27

28

3.

Выучить вокальную партию русской народной песни «Сорока».

Дома выучить аккомпанемент к этой песне, предварительно разобрав его на

уроке. Слушать как собственное пение, так и аккомпанемент.

4.

Дома выучить вокальную партию Русской народной песни

«Петушок» и на уроке спеть ее под аккомпанемент педагога. Следующее

домашнее задание: выучить аккомпанемент, а на уроке самостоятельно спеть

и аккомпанировать себе на инструменте, слушая как собственное пение, так и

аккомпанемент.

29

Игра в ансамбле.

1.

Музыкальный пример: Ж. Металлиди «Сонный слон». Это игра в

ансамбле как с педагогом, так и в другим учеником или с другим

инструментом. Играя слушать мелодию и аккомпанемент, чутко следовать за

ведущей мелодической линией, за ее интонационными особенностями,

динамикой и агогикой.

30

31

2.

Ж. Металлиди «Дом с колокольчиком». Провести ту же работу, что

и в предыдущем примере.

32

3.

Послушать «Немецкий танец» Л. в. Бетховена. Далее дома выучить

аккомпанемент к этому танцу, затем на уроке исполнить его вместе с

педагогом, следуя за ведущей мелодической линией, сообразовываясь с ее

интонационными особенностями, динамикой и агогикой.

Список литературы.

33

1.

Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П.

Анисимов. // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:

ВЛАДОС, 2004. – с. 130

2.

Баренбойм, Л., Перунова, Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для

начинающих обучаться игре на фортепиано. — Л.: Советский

композитор, 1989. — 168 с.

3.

Гайдай, П. В. Диагностика музыкального развития школьников: учебно

– методическое пособие / П. В. Гайдай, С. Н. Гайдай. – Чита:

ЗабКИПКРО, 2011. – 108 с.

4.

Давидчик, А. Б. Формирование полифонического мышления

начинающего пианиста: автореферат диссертации на соискание ученой

степени кандидата педагогических наук: 13.00.02/ А. Б. Давидчик: С.–

Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – Санкт – Петербург; 2008. – 19

с.

5.

Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей.

Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXI

век, 2004.– 496 с.

6.

Поддубная Е. А. Музыкальные пальчиковые игры / Е. А. Поддубная. –

Изд. 5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 39 с. – (Школа развития).

7.

Стоклицкая, Т. Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких 1, 2

части. / Т. Л. Стоклицкая. – М.: Музыка,1999. – 162 с.

8. Суслова, Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и

методика его развития / Н.В. Суслова – М.: Гуманит.изд.центр Владос,

1999. – 224 с.

34



В раздел образования