Напоминание

Образовательная программа логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи


Автор: Курышева Елена Александровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Нариманов, Астраханская область
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Образовательная программа логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора МБОУ Наримановского района «СОШ №2» по дошкольному образованию __________ И.С. Савельева «___»___________2013г.
Образовательная программа логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста Учителя-логопеда: Курышевой Елены Александровна Составлена на основании самостоятельно переработанной примерной основной общеобразовательной программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова «Согласовано» Ст.воспитатель ________ И.Ю. Глушенко
содержание 1. Пояснительная записка.................................................................2 Образовательная область «Развитие речи».................................3 Распределение учебного материала по разделам.......................4 Перспективный план.....................................................................5 Ожидаемые результаты освоения Программы...........................11 2. Возрастные особенности детей...................................................12 Работа с родителями....................................................................13 Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям..........................................................13 Список использованной литературы...........................................20 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное методическое пособие, предназначено для коррекции нарушений речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи 1-2 уровня (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение , охватывающее как фонетико- фонематическую, так и лексико-грамматическую систему языка. В классической дефелоктической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР : от от сут ствия общеупотребительной речи до развернутой фразой речи с элементами лексико- грамматического и фонетического недоразвития (Р.Е. Левина). Данный подход представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (1,2,3), фонетико-фонематическом недоразвитии в разных возрастных группах детского сада (с 4 до 7 лет), (методические рекомендации коррекционно-логопедической работе Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной и др.). Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течении дня, координацию и преемственность в работе учителя- логопеда и воспитателя и других участников логопедического сопровождения образовательного процесса (психолог, музыкальный руководитель, физ.инструктор, родители). Оформленная программа требует представления и рассмотрения на методическом совете учреждения.
Образовательная область «Развитие речи» в старшей группе

Целью
раздела является – овладение нормами и правилами родного языка детьми старшего дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.
Задачи
обучения: 1.Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.
2.Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать переход из пассивного словаря в активный. 3.Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка: фонетический, лексический, грамматический. 4.Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное звукопроизношение. 5..Формировать умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением. 6.Формировать у дошкольников навыки владения языком в его коммуникативной функции. 7.Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. 8.Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество. 9.Развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно. 10.Расширять представления об окружающем мире, я в л е н и я х действительности с опорой на жизненный опыт ребенка. Курс содержит 36 занятий в год, по одному занятию в неделю , 4 занятий в месяц. Длительность занятия 25 минут, согласно нормам СанПиН. Решение речевых задач также осуществляется в повседневной деятельности детей с различным содержанием: экологическим, социально- нравственным, художественным, изобразительным и т.д. В процессе обучения обязательным является использование материалов регионального компонента
Распределение учебного материала по разделам
Раздел Программное содержание Развивающая речевая среда Развивать речь как среднего общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассмотрения изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, монеты, наборы
игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги, открытки фотографии с достопримечательностями родного края, Энгельса, репродукции картин, карту, глобус. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными сведениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека и т.д). Способствовать превращению выказывания ребенка в рассказ. Подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Формирование словаря Осуществлять словарную работу, продолжая расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимодействия людей, их отношения к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый -снег, сахар, мел, медицинский халат), слов со сходным значением (шалун-озорник-проказник , с противоположным значением (слабый, сильный, пасмурно-солнечно). Помогать, детям, употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Звуковая культура речи Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, с-ш, ж-з, л-р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи Грамматический строй речи Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправлять. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица- медвежонок-медвежья), в том числе глаголов с приставками(забежал-выбежал-перебежал). Помогать
правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; наклоняемые существительные. Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной ка р т и н ы , с о с т а в л я т ь р а с с ка з п о ка р т и н ка м с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творче ского характера на тему, п р ед л оже н н у ю воспитателем.
Перспективный план по разделу «Развитие речи»

(приложение2)

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу года дети могут

Развитие речи
-Объяснять правила игры, аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. - Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью. -Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам;
последовательно, без существительных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. - Определять место звука в слове. - П од б и р ат ь к су щ е с т в и т е л ь н ом у н е с ко л ь ко прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением. - Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

Образовательная область. Развитие всех компонентов устной речи
Формирование лексической стороны речи Называние, повторение, слушание Речевые дидактические игры. Наблюдения Работа в книжном уголке Чтение Беседа Сценарии активизирующего общения Дидактические игры Настольно-печатные игры Досуги Продуктивная деятельность Разучивание стихотворений Работа в книжном уголке Совместная продуктивная и игровая деятельность детей Словотворчество Объяснение, повторение, исправление Дидактические игры Чтение, разучивание стихов Беседа, пояснение Формирование грамматической стороны речи Пояснение, исправление, повторение Дидактические игры Речевые тренинги (упражнения) Беседа Разучивание стихов Обучение, объяснение, напоминание Сценарии активизирующего общения Дидактические игры Разучивание, пересказ Игра-драматизация Игра-драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность детей Дидактические игры Чтение, разучивание стихов Беседа Формирование произносительной стороны речи Объяснение, повторение, исправление. Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) Артикуляционная гимнастика Речевые дидактические игры Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). Разучивание скороговорок, чистоговорок. Индивидуальная работа Обучение, объяснение, повторение Речевые упражнения, задания Дидактические игры Имитационные упражнения Сценарии активизирующего общения Досуг Игра-драматизация Театрализованная деятельность Имитационные упражнения Дидактические игры Разучивание скороговорок, чистоговорок Тренинги (действия по речевому образцу взрослого).
Формирование связной речи (монологической формы) Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Чтение сказок, рассматривание иллюстраций Дидактические игры Обучение пересказу с опорой на вопросы воспитателя; -составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) -пересказу по серии сюжетных картинок (владение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки) -пересказу по картине -обучение пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание д/и «Поезд») Показ настольного театра или работа с фланелеграфом Рассматривание иллюстраций, Беседа о персонажах Чтение потешок, песенок на тему сказки Игра инсценировка Игры парами Театрализованная деятельность Открытый показ занятий по обучению рассказыванию Информационная поддержка родителей Экскурсии с детьми
III. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
Образцы коммуникативных кодов взрослого. Освоение формул речевого этикета (пассивное) Сюжетно-ролевые игры Чтение художественной литературы Досуги Совместная продуктивная и игровая деятельность детей Информационная поддержка родителей

Тематический план для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Период обучени я, месяц Звук, буква Фонематические процессы Лексическая тема Грамматика Связная речь 1период сентябрь 1.--------- 2.--------- 3.--------- 4.-------- Развитие общего внимания и понимания речи. Узнавание неречевых звуков. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков. Различие слов близких по звуковому составу. 1..--------- 2.---------- 3.игрушки 4. Музыкальные инструменты 1.--------- 2.--------- 3. Притяжательные местоимения «мой -моя» 4.Существительные ед. и мн.числа 1.---------------------------- 2.---------------------------- 3. Составление простого предложения по демонстрации действий, модель: под+ск+доп (Коля катает машинку) 4. Составление предложения по демонстрации действий, модель: под+ск+доп в В.п с окончанием (у) (Маша взяла дудочку) октябрь 1.А 2.У. 3.И 4.О Выделение заданного звука из потока звуков. Выделение звуков из начала слов. Понятие «гласный звук». Анализ звуковых сочетаний АУ ИА ОУ 1. Овощи и фрукты 2. Грибы и ягоды 3. Деревья 4. Хлеб 1. Глаголы ед. и мн.числа настоящего времени (собирает -собирают) 2. Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами 3. Существительные ед. и мн.числа 4. Глаголы ед. и мн.числа прошедшего времени (пекла -пекли) 1.Составление предложений по демонстрации действий, модель: под+ск+2 зависимых от гл.слова В.п. и Д.п (Даша дает огурец Оле) 2Составление короткого рассказа по следам демонстрации действий 3. Составление предложений по картинкам (Папа рубит дрова топором) 4. Составление предложений по картинкам (Мама режет хлеб ножом) ноябрь 1. М- МЬ 2. П-ПЬ 3. Н-НЬ 4. Т-ТЬ 5. К-КЬ Выделение заданного звука из потока звуков, слогов, слов. Выделения звука из начала слов. Понятие «согласный звук», «твердый мягкий», «глухой». Анализ и синтез обратных слогов 1. Осень 2. Домашни е животные 3. Дикие животные 4. Домашни е птицы 5. Комнатн ые растения 1. Преобразование гл. повелительного наклонения 2л. ед.ч. в глаголы изъявит.накл. 3л. ед.ч. наст.времени (лей -льет) 2. Глаголы ед. и мн.ч. прошедшего времени 3. Существительные В.п., Д.п, Т.п. 4. Приставочные глаголы 1. Составление предложений по вопросам 2. Составление предложений по картинкам с предлогом У 3. Составление предложений по картинкам с предлогом У 4. Составление предложений по картинкам с предлогом У 5. Составление короткого рассказа
Период обучения, месяц Звук, буква Фонематические процессы Лексическая тема Грамматика Связная речь 2 период декабрь 1. Ы 2. Б-БЬ 3. Д-ДЬ 4. Г-ГЬ Выделение заданных звуков из ряда других зв., слогов, слов. Вычленение согласного из начала и согласного из начала и гласного из конца слова. Понятие «звонкий звук». Анализ и синтез прямых слогов. 1. Зима 2. Зимние забавы 3. Зимующие птицы 4. Новый год 1. Согласование прилагательны х с существительн ыми 2. Предлог НА. 3. Предлог В 4. Предлог ПОД. 1. Составление предложений с однородными определениями 2. Составление предложений с предлогом 3. Составление предложений с предлогом 4. Составление предложении с предлогом январь 1.-------- 2.-------- 3.Э 4.Х-ХЬ 5.В-ВЬ Выделение гласных звуков в середине односложных слов. Выделение заданного звука из ряда др. зв., слогов, слов. Анализ и синтез прямых и обратных слогов. 1. ------- 2. ------- 3. Посуда, продукты питания 4. Мебель 5. Одежда, обувь, головные уборы 1. ------------ 2. ------------ 3. Относительные прилагательны е 4. Предлог ИЗ 5. Относительные прилагательны е 1. ---------------- 2. ---------------- 3. Составление предложений с однородными определениями 4. Составление предложений с предлогом 5. Составление предложений с однородными подлежащими. февраль 1. С-СЬ 2. З-ЗЬ 3. Ф- ФЬ 4. Ш 5. Ж Анализ односложных слов (кот, мак, дом) Анализ двусложных слов (зима, пила) 1. Транспорт, ПДД 2. Профессии, инструменты 3. Наша страна, город, улица, дом 4. Наша Армия 5. Человек, строение, эмоции 1. Приставочные глаголы 2. Употребление существительн ых в Т.п и Д.п 3. Существительн ые ед. и мн. числа 4. Предлоги В, НА, ПОД 1. Составление предложений по вопросам, модель: под+ск+обстоят ( Лодка плывет КАК? Быстро) 2. Сложное предложение с союзом потому что 3. Формирование ориентировки на совпадение окончания вопроса(какой, какая? какое?) и прилагат. 4. Составление предложений с однородными сказуемыми 5. Сложносочиненное предложение с союзом А.
Период обучения, месяц Звук, буква Фонематические процессы Лексическая тема Грамматика Связная речь март 1. Й 2. Ц 3. Л-ЛЬ 4. Ч Полный анализ и синтез односложных и двусложных слов 1. Семья. 8 марта 2. Животные севера 3. Животные жарких стран 4. Весна 1. Относительные прилагательные 2. Притяжательные прилагательные 3. Притяжательные прилагательные 4. Согласование прилагательных с существительными (весенний, весенняя, весеннее) 1. Пересказ короткого рассказа 2. Составление предложений с однородными членами 3. Составление предложений с однородными членами 4. Описательный рассказ апрель 1. Р-РЬ 2. Щ 3. ----- 4. ----- Звуковой анализ и синтез. 1. Перелетные птицы 2. Космос 3. Рыбы 4. Насекомые 1. Предлог К 2. Приставочные глаголы 3. предлог ОТ. 4. Предлоги с/со 1. Описательный рассказ 2. Пересказ 3. Составление предложений с предлогами 4. Составление предложений с предлогами май 1. ----- 2. ----- 3. ----- 4. ----- Звуковой анализ и синтез 1. Цветы 2. Лето 3. ----- 4. ----- 1. Приставочные глаголы 2. Согласование существительных с прилагательными 3. ---------------------- 4. ---------------------- 1. Сложное предложение с союзом потому что 2. Пересказ 3. ---------------- 4. ----------------

Возрастные особенности детей старшей группы

Основные направления в развитии детей шестого года жизни:
- физическое; - социальное; - познавательно - речевое; - художественно – эстетическое
Задачи воспитания и обучения детей шестого года жизни:
Углублять работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей деятельности, растительном и животном мире. Формировать начало экологической культуры. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существительные признаки предметов и явлений окружающего мира. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу. Углублять представления детей о множестве, отношении части и целого на основе выделения различных частей множеств, их сравнения и объединения в целом. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, сравнения чисел. Развивать предложения о длине, ширине, высоте предметов. Учить характеризовать особенности знакомых геометрических фигур. Совершенствовать пространственные и временные ориентировки. Продолжать обогащать содержание игр детей. Учить их самостоятельно организовывать игры. Способствовать укреплению детских игровых объединений; совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности. Воспитывать у детей положительные отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми ; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Развивать волевые качества: доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру. Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить практическим навыкам рисования,.. лепки, выразительного чтения, рассказывания. Развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах.
Планируемые результаты освоения Программы
Качество- это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие. Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость). Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта) Классификация качества на физические, личностные и интеллектуальные условия, так как для формирования любого качества требуются системное развитие ребенка: физическое и психическое (личностное и интеллектуальное) Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придается особое значение. Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являясь собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы формировать его отдельное составляющие – промежуточные результаты.
Интегративные

качества

Динамика формирования интегративных качеств

1.Физически

развитый,

овладевший,

основными

культурно-

гигиеническими

Физическая культура
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме Проявляет интерес к участию физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Работа с родителями
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития отечественных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника , повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи – знакомства, посещений семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток. Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в д е т с ко й исследовательской и проектной деятельности.
Содержание

направлений

работы

с

семьей

по

образовательным

областям

Образовательная область «Здоровье»
Объяснить родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.) наносящий непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, по священной сохранению и укреплению здоровья , про см от р соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.
Образовательная область «Физическая культура»
Разъяснить родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах,
рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т..); совместное чтение литературы, по священной спорту; про смотр с о от ве т с т ву ю щи х художественных и мультипликационных фильмов. Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и в детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. Создавать в деском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.).Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду(а также районе, городе).
Образовательная область «Безопасность»
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в в лесу, у водоема, и способами поведения в них. направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть , осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате , где открыты окна и
балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свою фамилию и имя; пр необходимости – фамилию, имя, отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам электронной помощи - «01», «02» и «03» и т.д.). Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдения правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Образовательная область «Социализация»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду. Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимая социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости о его индивидуальных особенностей и этниче ской принадлежности. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения. Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в деском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы – при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности). Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей.
Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Образовательная область «Труд»
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников. Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и в детском саду ; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым , наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия. Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном селе. Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественными мультипликационных фильмов. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.
Образовательная область «Познание»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и в детском саду. Ориентировать родителей на развитие речи у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных , документальных видеофильмов. Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим , памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Коммуникация»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, повод для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия, Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и умелость как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать, ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители – ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Образовательная

область

«Чтение

худ оже с т ве нно й

литературы»
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой. Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления художественной литературы при организации семейных театров, вовлечение его в игровую деятельность, рисование.
Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка. Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой. Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественное творчество»
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития к эстетической стороне окружающей деятельности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать вставки семейного художественного творчества, выделяя творческие до достижения взрослых и детей. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсия; показывать ценность общения по поводу увиденного и др. Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Образовательная область «Музыка»
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитии личности ребенка, детско-родительских отношений.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально - художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновенья, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально- литературные вечера.
Список использованной литературы
Закон «Об образовании» Российской Федерации. Конвенция ООН о правах ребенка,1989г. Программа воспитания и обучения в детском саду ./Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой -4-е изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2006 Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада./ Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: Мозаика-Синтез, 2006 Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. , Гербовой, Т.С. Комаровой -3-е изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2006 Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.,- М.:Мозаика-Синтез, 2006 Ознакомление дошкольника с окружающей и социальной действительностью» Н.В. Алешина «Юный эколог» С.Н. Николаева. «Воспитание нравственной чувствительности у дошкольников» А.М. Виниградова,
Развитие речи «Развитие речи. 4-6 лет» В.В. Гербова. Учебно-наглядное пособие.- М.Владос.2003 «Развитие речи в детском саду»В.В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2005 «Развитие правильной речи ребенка в семье». Максаков А.И.- М.: Мозаика- Синтез, 2005 Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М. 1999г. Н.Г. Комратова « Учимся говорить правильно». 2004г. Журналы «Логопед» 2005г. №6,2007., 2011г. №3,4,7 Л.Н. Смирнова «Лексико-грамматические игры и упражнения» Т.И. «Игры и занятия по развитию речи».
Логоритмика

Неделя

месяца.

Тема

Программное содержание

Сентябрь
1-2 неделя Диагностика 3-4неделя «Осеняя ярмарка» Развитие координации рук и ног. Ориентировка в пространстве. Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма. Развитие слухового внимания. 1. М.п. и. «Овощной хоровод». (музыкальное сопровождение) 2. П.и. «Яблочко» 3. П.г. «Компот» 4. М.п.и. «Как то вечером на грядке» (без музыкального сопровождения).
Октябрь
1-2 неделя «Прогулка в лес» Развитие слухового внимания и зрительной памяти. Совершенствование моторики. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью 1. Динамические упражнения(муз)
2. Дыхательное упражнение «Ветер и листья» 3. П.г. «Зайка и ушки» 4. М.п.и. «Лягушата и медвежата» (муз.) 2-3неделя «Сундучок осени» Выработка четких координированных движений под музыку и без. Совершенствование общей моторики. Развитие певческого диапазона. 1. Осенний хоровод 2. Массаж спины «Дождь» 3. Динамическое упражнение 4. «Танец рябинок» (муз., движение)
Ноябрь
1-2 неделя «Перелетные птицы» 1. Координация речи с движением 2. Динамическое упражнение «Прогулка» 3. Развитие мимики «Удивление» 4. Развитие мелкой моторики упражнение «Птички» 5. Релаксация «Соловей» 6. Комплекс ОРУ «Птичья зарядка 7. Упражнение на дыхание «Подуй на перышко» 8. Хороводная игра «Воробей»(под музыку) 3-4неделя «Кто как готовиться к зиме» Развитие общей и тонкой моторики, мимики. Воспитание выразительности и грации движения. 1. Динамическое упражнение «Кто как ходит», «Заинька» 2. Массаж пальцев, развитие мелкой моторики «Рукавицы» 3. Игра – танец «Зайцы» (под музыку) 4. Упражнение на релаксацию «Лошадка»
Декабрь
1-2 неделя «Поиграем в поезд» Учить координировать речь, движение. Развитие пространственного ориентирования. Развитие психомоторики на звуковом материале. 1. Развитие общей моторики»Дробный шаг» 2. Мимическое упражнение 3. П о д в и ж н ы е и г р ы п о д м у з ы к а л ь н о е сопровождение – развитие ловкости и быстроты реакции «Стулья», «Кто быстрее» 3-4 неделя «Зимнее путешествие» 1. Развитие общей моторики, координации движения рук и ног. 2. Динамическое упражнение «Игра в снежинки» 3. Воспитание выразительности движений элементов – индивидуальный танец 4. Релаксация 5. Фонетическая ритмика

Январь
1-2 неделя Диагностика 3-4 неделя «Веселые музыканты» Развитие слухового внимания и зрительной памяти. Совершенствование моторики. Выработка четких, координированных движений. Развитие силы голоса, певческого диапазона.
Февраль
1-2 неделя «Строим дом» Развитие психомоторики на речевом материале. Умение определять характер музыки, согласовать ее с движением. Развитие общей моторики. 1. Комплекс ОРУ «Самосвал» 1 неделя-обруч, неделя – мяч 2. Игра - импровизация «Ровным кругом» (под музыкальным сопровождением) 3. Релаксация 3-4 неделя «Мы физкультурники» Выработка четких координированных движений. Совершенствование общей моторики. Развитие силы голоса. 1. Комплекс ОРУ 2. М.п.и. «Ручеек» 3. П.и. 4. П.г. 5. Хоровод (на усмотрение музыкального руководителя) 6. Массаж лица 7. Релаксация
Март
1-2 неделя « Н а л е с т н о м перекрестке» Развивать координацию движения, фонематический слух, пространственную ориентацию. Умение определять характер музыки, согласовать ее с движениями. 3-4 неделя «Прогулка на птичий двор» Развивать слуховое внимание и зрительной памяти. Совершенствование общей моторики. Выработка четких движений. Развитие силы голоса, певческого диапазона
Апреля
1-2 неделя « П у т е ш е с т в и е в весенний лес» Развитие психомоторики на звуковом и речевом материале. Умение определять характер музыки и согласовать ее с движениями. Развивать общую моторику. 1. Упражнение «Улыбка» (под музыкальное сопровождение) 2. Упражнение на развитие дыхания «Мыльные
пузыри» 3. М.п.и. «Веснянка» 4. П.и. «Солнышко» 3-4 неделя «На лесной полянке» Развитие певческих навыков (муз.рук.) Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью. 1. Упражнение на дыхание «Мишка» 2. П.и. «Галки и грачи» 3. Хоровод «Веснянка» 4. М.п.и. «Ручеек»
Май
1-2 неделя «Дикие ж и в от н ы е весной» Развитие психомоторики на речевом и звуковом материале. Умение определять характер музыки, согласовать ее с движением. Развивать общую моторику. 1. Динамическое упражнение «Мишка» 2. Логопедическое упражнение « Гр иб о к » , «Вкусное варенье». 3. Дыхательное упражнение «Ветерок» 4. Массаж лица «Ежик» 5. Релаксация «Звуки леса» 6. М.п.и. «Лиса и зайцы» 3-4 неделя Диагностика Список использованной литературы М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в д/с М.2007г. Т.В. Буденна. «Логопедическая гимнастика». В.В. Новоторцева. «Логоритмические занятия без музыкального сопровождения» Ю.А. Кириллова «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР»


В раздел образования