Автор: Малышева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БМАОУ СОШ№8
Населённый пункт: Г. Березовский
Наименование материала: Статья
Тема: "Активные методы, внедряемые в школе ".
Раздел: начальное образование
Активные методы, внедряемые в школе
В современном мире существенно изменились приоритеты образования. На
первый план выдвигаются цели развития личности ученика, формирования и
развития у младших школьников мотивации к учебной деятельности.
Поэтому каждый современный учитель должен свободно и гибко владеть
информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и
научить способам их совершенствования.
Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к
обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся
самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету,
активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных
навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать
процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно
научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено
как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из
пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную,
критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное,
личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования
обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей,
оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной
практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка
является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности
для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, то есть,
применив игровую форму организации деятельности обучающихся для
достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен
современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны
включать активные методы обучения. Игра должна служить для повышения
мотивации обучающихся. Таким образом, мотивационный потенциал игры
будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной
программы.
Существует множество эффективных видов работы учеников,
применяемых учителем при работе с учениками в процессе обучения.
Самостоятельная работа является одним из видов деятельности на уроке в
школе, на которую нужно обращать особое внимание учеников. Это может
быть объяснено тем, что выполнение самостоятельной работы имеет
огромный потенциал, что вызвано большой эффективностью данного вида
работы. Если ученик научится самостоятельно получать новые знания,
используя при этом различного вида источники, обновлять их, применять на
практике при решении различных практических, лабораторных работ,
самостоятельно анализировать собственные знания и знания товарищей,
одноклассников, то дальнейший процесс обучения для него будет достаточно
упрощен.
Так как я преподаю в начальных классах, то очень часто на своих
уроках
использую
нетрадиционное
начало
традиционного
урока –
эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка),
игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические)
В процессе уроков мне регулярно приходится сообщать новый
материал обучающимся. В это мне помогают такие методы презентации
учебного
материала,
как «Кластер»,
«Инфо-угадайка»
- дается ряд
вопросов, работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1
столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из
карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из
карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните
слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на
доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без
Ь, с Ь, род. Формулируем тему урока.
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется
мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К
уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут
сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы.
Метод «Разминка»
-Какое сейчас время года? А день недели?
-Какой звук воспроизводит кукушка?
-Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?
-Как называется рот у птицы?
- Царь зверей?
-Наименьшее трёхзначное число?
-Наибольшее двузначное число?
-Сколько парных согласных в русском языке?
Молодцы. Вот вы и провели разминку и готовы сотрудничать.
Пример активного метода начала образовательного мероприятия.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами».
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между
учениками.
Здороваться нужно не словам, а молча - глазами. При этом нужно постарайтесь
глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Активный метод выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
Метод «Что у меня на сердце»
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня
легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек
имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое,
воздушное, а опасения – тяжёлое.
У вас на столах есть листы бумаги: вам необходимо написать ожидания, а ниже
–опасения, от данного мастер- класса по теме активные методы обучения. ( По
желанию можно заслушать несколько ответов).
В конце мы вернёмся к этим листам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения
или вам было уютно и комфортно.
Таким образом, использование активных методов обучения
позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса,
но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет,
это уже дело учителя и его творчества.
Малышева Елена Владимировна
ГУ «Белозерская основная школа»
Кластер «Функции организации обучения в разновозрастных
группах».
Функции
организации
обучения в
разновозраст
ных группах
Психологичес
кая защита
Стимулиру
ющая
Компенсирую
щая
Роль
социальной
поддержки