Автор: Ирина Александровна Маркова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ" СОШ 5"
Населённый пункт: г.Краснокаменск Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка 1 классе
Тема: Лексическое и грамматическое значение слова
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка в 1 классе.
Тема:
Лексическое и грамматическое значение слова.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями лексическое и грамматическое значение слова.
Планируемые результаты
Предметные:
- содействовать формированию представлений о понятиях лексическое и грамматическое значение слова;
- учить определять лексическое и грамматическое значение слова.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- формировать у учащихся ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, осуществлять анализ объектов
с выделением существенных признаков;
- производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.
Коммуникативные:
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;
- понимать, что у людей могут быть различные точки зрения, строить понятные для партнера высказывания;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, принимать участие в работе парами, в группе, следить за
действиями других участников учебной деятельности;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Регулятивные:
- формировать у учащихся умения принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или товарищами результат
своих действий;
- создать условия для развития у школьников умение формировать проблемы, предлагать пути их решения.
Личностные задачи урока:
- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу, установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: «Русский язык» (автор Н.В.Нечаева); карточки для работы в парах; карточки для групповой работы; стенд мотивации
«Полянка успеха»; карточки с названиями понятий.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный и наглядный.
Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока:
Этапы урока
Цель:
Деятельность учителя:
Деятельность обучающихся
I. Мотивирование к
учебной деятельности
Цель: Создать условия для
возникновения у ученика
внутренней потребности
включения в учебный
процесс
Утром солнышко взошло,
Новый день нам принесло.
Сильными и добрыми новый день встречаем мы.
Наступил новый день, здравствуй, здравствуй, новый день!
(хором).
Новый день – новые знания.
- Что мы пожелаем друг другу сегодня на урок?
- Давайте пожелаем удачи !(хором).
Ведь с малой удачи начинается большой успех!
II. Актуализация знаний
Цель: подготовить и
мотивировать учащихся к
самостоятельному
выполнению пробного
учебного действия,
актуализировать
мыслительные операции;
организовать фиксацию
затруднений в выполнении
задания.
1) Начнем с загадки.
33 родных сестрицы, писанных красавицы.
На одной живут странице и повсюду славятся (буквы)
(карточка на доске) Буквы
- Для чего они нужны?
Давайте вспомним, сколько всего букв в алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько согласных букв? (21)
Какие еще буквы не назвали? (ъ,ь) Почему их так называют?
2) (На доске буквы Л й Е а К)
- Ребята, посмотрите на буквы, выскажите предположение, о
том, какие задания можно выполнить с этими буквами?
- Назовите буквы.
- На какие группы их можно разделить?
- Составьте из всех букв слово.
Ответы детей.
Буквы.
Составлять
слова,
читать,
писать,
обозначать звуки речи.
33 буквы.
10 гласных букв.
21 согласная буква.
ъ и ь знаки. Они не имеют звука.
Назвать
их,
написать
в
тетрадь,
разделить
на
группы,
составить
новые слова.
Л й Е а К
-Гласные и согласные. Заглавные и
строчные
Лейка
Минутка чистописания.
- Давайте запишем каллиграфично и правильно это слово в
тетрадь. Помните о правилах красивого письма (Запись в
тетради слова «Лейка»).
Сколько в слове слогов? (2)
Как определили? Поставьте ударение. Можно это слово
перенести? Как? Докажите.
-А теперь, используя эти буквы, составьте новые слова и
запишите их в тетрадь.
Запись новых слов (лак, клей, лай, лайка). (1 ученик у доски,
остальные в тетради).
Какие из этих слов нельзя перенести? Почему?
- Вот так много слов вы составили всего из 5 букв. А в русском
языке великое множество самых разнообразных слов.
2. Сколько в слове гласных звуков,
столько и слогов.
Лей-ка. В этом слове 2 слога, поэтому
его можно перенести.
Лак, клей, лай, лайка.
Лак, клей, лай. Потому что они
состоят из 1 слога.
III. Проблемное объяснение
нового знания.
Цель: сформулировать и
согласовать цель урока,
организовать уточнение и
согласование темы урока,
организовать использование
предметных действий с
моделями, организовать
фиксацию нового способа
действия в знаках,
организовать фиксацию
преодоления затруднения.
1) Определение темы, цели.
- А вы можете объяснить значение любого из этих слов?
- Что означает слово Лейка?
- Что означает слово Лайка? Раскройте их смысл. Что
обозначает слова лейка? Лайка? На какие вопросы они
отвечают?
- Ребята, а вам знакомы слова лексика и грамматика?
(вешаю карточки на доску).
- Что они означают?
- Лексика раскрывает смысл слов – их лексическое значение.
А грамматика раскрывает грамматическое значение слов.
Эти слова и будут называть тему нашего урока.
-
Так
какая
тема
сегодняшнего
нашего
урока?
(Лексическое и грамматическое значение слова).
Какая цель нашего урока?
Что бы вы хотели узнать об этих понятиях?
Ответы детей.
Обозначают предметы.
Отвечают на вопросы кто? что?
Дети пробуют сами дать значение
словам лексика и грамматика.
Лексическое
и
грамматическое
значение слова
Узнать,
что
такое
лексика
и
Узнать, что такое лексика и грамматика.
2) Физминутка №1.
3) Работа над новым материалом.
а) Давайте поиграем парами.
-На каждой парте у вас лежат карточки со словами (Табуретка,
стул, кресло).
-Я даю описание предмета, а вы показываете карточку с
ответом.
1) Это мебель (мнения разделились).
2) Это мебель сидения со спинкой (мнения разделились).
3) Это мебель для сидения со спинкой для одного человека, с
ручками для опоры локтей.(кресло)
- Ответы совпали? Покажите друг другу.
- Ребята, какое описание было самым точным? (последнее).
-Почему? Где мы можем найти объяснение любого слова? (в
толковом словаре).
- А где еще можно получить необходимую информацию? (в
учебнике).
б) Откройте учебник на стр. 47 и найдите упр. № 111.
Прочитайте задание. Сейчас вы будете работать группами.
Буратино, наш гость хочет узнать лексическое значение этих
слов. Опишите то, что они называют.
1-2 группа: Лиса это...
3-4 группа: Ежик – это…
5-6 группа: Дерево – это…
- Проверка
- А теперь посмотрим толкование слов по словарю В.Даля
(запись толкования слов на доске и в тетрадях).
Вывод: Ребята, ваш рассказ раскрыл смысл этих слов – их
лексическое значение. Лексическое значение слов объясняется
в толковых словарях. Наука о словарях называется… (карточка
Лексика)
грамматика.
Дети показывают карточки.
Дети
поворачиваются
к
нужной
карточке.
В толковом словаре.
В учебнике.
Дети работают по группам.
Запись в тетради каждого своего
определения.
Лексика
- На странице 47 прочитайте объяснение значения слова
Лексика.
Коллективная работа и полученные знания добавили вам
уверенности. Предлагаю выполнить следующее задание.
- Внимание, группы! Вам нужно выполнить задание, которое
записано на карточке, и готовую таблицу прикрепить на доску.
-Для успешной работы повторим правила сотрудничества.
1. Подберите слово по его значению.
2. Приклейте карточку со словом рядом с его значением.
1
группа:
Хищное
млекопитающее
семейства
псовых
с
длинным пушистым хвостом. (Лиса, собака, волк).
2 группа: Многолетнее растение с твердым стволом и
отходящими от него ветвями, образующими крону. (Дерево,
трава, кустарник).
3 группа: Цвета меди, красно-желтая (рыжая, бардовая,
золотая)
4 группа: Движение украдкой, тихо, скрытно (крадется, бежит,
идет).
Проверка групповой работы.
-Запишите эти слова в тетрадь.
Ответы
детей:
распределить
обязанности, уметь договариваться,
не перебивать друг друга и т.д.
Дети работают в группе, определяют,
являются ли данные тексты задачами,
после чего дают обоснованный ответ.
V. Первичное закрепление.
Работа с информацией.
Цель: обеспечить в ходе
закрепления повышения
уровня осмысления
изученного материала,
глубины его понимания.
1) На доске слова: деревьями, крадется, за, лиса, рыжая.
Можно ли считать это предложением?
Составьте из данных слов предложение.
Сравните свой ответ с ответом, что дан в учебнике (стр.48).
-
Запишите
в
тетрадь
(1
ученик
с
комментированием
записывает на доске).
- Найдите слово, которое обозначает одушевленный предмет?
(Лиса)
- На какой вопрос отвечает это слово (кто?)
- Подчеркните слово лиса 1 чертой.
-Назовите
слово,
которое
обозначает
действие
предмета
(крадется).
-Подчеркните его двумя чертами.
Нет.
За деревьями крадется рыжая лиса.
Лиса
Кто?
Крадется
-На какой вопрос отвечает слово рыжая? (какая?)
- Подчеркните его волнистой линией.
- Какое слово осталось? (за)
- Как оно называется? (предлог)
-Зачем он нам нужен? (для связи слов в предложении).
-Какое слово пришлось изменить? (деревьями) Для чего?
(чтобы предложение получилось связное).
Вывод:
Ребята,
ваши
ответы
раскрыли
грамматическое
значение слов. Как называется наука, которая изучает строй
языка и его законы? (Грамматика)
- Сами по себе, ребята, слова бывают только в словарях. А
живут и работают они в предложении, чтобы выразить какую-
нибудь мысль, мы должны отобрать нужные по смыслу слова и
соединить их по законам грамматики.
Какая?
За
Предлог
Для связи слов в предложении
Деревьями.
Чтобы
предложение
получилось связное.
Грамматика
VI. Подведение итога.
Цель: дать качественную
оценку работы класса и
отдельных учащихся.
Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой
в начале урока?
Мы справились с поставленной целью?
В результате нашей работы получился кластер:
Буквы
I
Слова
/ \
Лексика Грамматика
\ /
Предложения
Вывод:
- Закончите предложения, выбрав нужную карточку.
Узнать,
что
такое
Лексика
и
Грамматика.
- Все слова языка – это … (лексика).
- Из слов можно составить … (предложение).
- В предложении слова связаны по смыслу и по законам …
(грамматики).
VIII. Рефлексия.
Цель: организовать
рефлексию и самооценку
учениками собственной
учебной деятельности.
«Полянка успеха» (стенд)
Оцените себя, как вы сегодня поработали. Возьмите из
стаканчика нужный весенний цветочек и положите в свой
кармашек
«зеленый» - уверен в своих знаниях,
«желтый» - нужно еще повторить,
«красный» - нуждаюсь в помощи.