Напоминание

"Я умею"


Автор: Веснина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 85
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Тема: "Я умею"
Раздел: дошкольное образование





Назад




2

3

Содержание программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………..... 3

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………… 9

1.3.

Содержание программы

1.3.1.

Календарный учебный график занятий с детьми 2-3 лет на 2021-2022 год ......... 10

1.3.2.

1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. 15

1.4.

Планируемые результаты ………………………………………… 22

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 23

2.2. Способы проверки результатов освоения программы

2.2.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

2.2.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

2.3. Оценочные материалы

2.4. Методическое обеспечение программы

2.5. Список литературы 26

4

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Я умею» ориентирована на

обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных

способностей, таких как подражание, воспроизведение, умение слушать, сравнивать,

различать. Она направлена на развитие восприятия и двигательной координации детей.

По словам Л. С. Выготского «… всякое восприятие имеет динамичное продолжение в

движении… Эти части являются нераздельными моментами динамически целого, единого

психофизиологического процесса»

Среди множества факторов оказывающих влияние на развитие и состояние

здоровья ребенка, двигательная активность

играет основную роль. От степени развития

естественной потребности ребенка в движении зависит развитие двигательных навыков, памяти,

восприятия, эмоций и мышления. В процессе двигательной деятельности и манипуляции с

предметами дошкольник узнает различные признаки и свойства, прежде всего, те, которые

являются ему знакомыми и наиболее важны с точки зрения практической деятельности.

Постепенное освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что у дошкольника

возникают представления о различных свойствах предметов и объектов окружающего мира. Так у

ребенка формируется система сенсомоторных предэталонов.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современная

ситуация в системе образования, связанная с ориентацией на ценностные основания

педагогического процесса, гуманизация и индивидуализация в подходах к решению

проблем

конкретного

ребёнка.

Обновление

содержания

в

системе

дошкольного

образования побуждает педагогов и специалистов к созданию инновационных моделей,

эффективных методов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей

раннего возраста. Одной из таких инновационных форм является конструирование в

сочетании с логоритмикой, включающей в себя знакомство с различными видами

восприятия. Именно использование этой модели не только развивает восприятие и

двигательную координацию, но и направлено на развитие пространственного мышления в

целом.

К

числу

наиболее

актуальных

проблем

в

сенсорном

развитии

младших

дошкольников относится:

- создание условий для сенсорного развития ребёнка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- укрепление физического и психического здоровья.

5

Также

актуальность

программы

определяется

требованиями

Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС

ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013

г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования"), а именно:

п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и

разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного

образования, возможности формирования Программ различной направленности с

учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";

п.2.6.

"Содержание

программы

должно

обеспечивать

развитие

личности,

мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";

п.2.7. «Содержание программы реализуется через коммуникативную (общение и

взаимодействие

с

взрослыми

и

сверстниками),

игровую

(дидактические,

пальчиковые

и

логоритмические

игры),

конструктивную

и

познавательно-

исследовательскую деятельность (исследование объектов окружающего мира).

Дополнительная общеразвивающая программа «Я умею» также направлена на

удовлетворение индивидуальных потребностей дошкольников в интеллектуальном,

художественно-эстетическом развитии посредством формирования сенсорных эталонов,

которые основаны на тесной связи слова и движения, исследования предметов

окружающей обстановки. Они включают в себя: пальчиковые, речевые, двигательные и

коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, стихи,

сопровождаемые

движениями,

конструирование,

двигательные

упражнения,

дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию

ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе

стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что

способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация совместной деятельности позволяет каждому

ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются

потенциальные возможности детей.

Программа «Я умею» разработана с учетом следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении

Концепции развития дополнительного образования детей»;

6

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.

№ 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования»;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных

требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29

августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №

26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее -

СанПиН 2.4.1.3049-13);

Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже

существующих программ в этой области заключается в том, что в основу положены идеи

сенсорного, конструктивного, речевого и двигательного развития ребёнка. Освоение

материала в основном происходит в процессе практической и творческой деятельности.

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что данная

программа может реализовываться как самостоятельный курс обучения и развития, так и в

рамках образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, что

способствует оптимизации образовательного и развивающего процесса ДОУ. Технология

программы «Я умею» поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека

играющего». Следовательно, дидактический компонент программы взаимодействует с

игровыми методами.

Образовательная программа разработана с учётом современных образовательных

технологий, которые отражаются:

-

в

принципах

обучения

(гуманизации,

природосообразности,

единство

эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие детей, доступность,

результативность);

- в формах и методах обучения (образовательная ситуация, метод художественной

импровизации, развлечения и др.);

- в методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика,

анализ результатов деятельности, наблюдение);

- в средствах обучения (дидактические пособия, дидактические игры и упражнения,

изобразительная деятельность, конструирование)

7

Адресат программы – дети в возрасте 2-3 лет.

Возрастные особенности детей раннего возраста 2-3 лет

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического

развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра,

общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три

года

жизни

закладываются

наиболее

важные

и

фундаментальные

человеческие

способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и

доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая

позиция и многое другое. Следовательно, все эти способности не возникают сами по себе,

как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого

и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка с взрослым

В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир

“взрослых” предметов, преобладают мотивы сотрудничества. Взрослый становится для

ребёнка образцом человеческих действий с предметами. Теперь необходимо соучастие

взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и

того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание

взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы

действия с предметами.

Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом

передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый

выполняет сразу несколько функций:

во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную

функцию;

во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические

приёмы осуществления действия;

в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения

действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов

действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству с взрослым,

ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Предметная деятельность и её роль в развитии ребенка

Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей

деятельности ребёнка – предметная деятельность.

8

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит

развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что

в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и

сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем

возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов.

Мышление ребёнка данного возраста носит преимущественно непосредственный

характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может

быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания

ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как

форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка. Цвет в начале

раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов.

Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими и требуют

учёта величины, формы, местоположения различных предметов.

Характерно, что

большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки,

простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия.

Когда ребёнок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы

или их части в соответствии с их формой или размером.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой ребенок активно действует,

является

важнейшей

предпосылкой

становления

внутреннего

плана

действия

и

умственного развития.

Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных

действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для

детей раннего возраста. Дети активно используют наглядно-действенное мышление для

обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их

предметного мира.

Овладение речью

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является

овладение речью.

Ситуация,

в

которой

возникает

речь,

должна

представлять

предметное

сотрудничество ребёнка с взрослым.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребёнком речевую

задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он

должен произнести совершенно определённое слово.

9

Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребёнок

осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой

отдельные слова, независимо от реального положения тех предметов, которые они

обозначают.

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка.

Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций

взрослого.

Появление потребности в общение со сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со

сверстниками. Другой ребенок становится не только “интересным” предметом, но и

партнером по общению. Первые субъектно-ориентированные контакты с ровесниками

появляются именно в этот период жизни ребенка.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим

взаимодействием.

Главными

характеристиками

такого

взаимодействия

являются:

непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная

насыщенность, нестандартность

коммуникативных средств, зеркальное отражение

действий и движений партнёра.

Таким образом, ранний возраст – период интенсивного психического развития

ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Наиболее важными из них являются:

Развитие предметной деятельности и общения с взрослым;

Развитие активной речи ребенка;

Развитие произвольного поведения;

Появление игровых замещений;

Формирование потребности в общении со сверстником;

Развитие самосознания и самостоятельности ребенка.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения

(сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 68 часов в

учебном году.

10

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных

способностей, средствами конструктивной, изобразительной деятельности, логоритмики

и пальчиковой гимнастики.

Задачи:

Формировать

у

детей

разнообразные

обследовательские

действия

(Рассматривать

окружающие предметы, выделять их цвет, величину, форму, давать название этим

качествам предметов и материалов, слушать и выделять звуки природы, звуки

человеческого голоса, окружающей обстановки).

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать сенсорные эталоны.

Включать в процесс зрительного восприятия, обследование предмета с помощью двух

рук, для расширения процесса познания окружающего мира и развития мышления.

Развивать координированные движения во взаимосвязи с речью.

Развивать общую и мелкую моторику.

11

Содержание программы.

1.3.1.

Календарный учебный график занятий с детьми 2-3 лет на 2021-2022 год

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

Форма

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

1

Сентябрь

10-11

8.45

15.45

СОД

2

«Встреча с

белочкой в

осеннем лесу»

Группа

2

Сентябрь

16-17

8.45

15.45

СОД

2

«Сидит белка на

тележке»

Группа

3

Сентябрь

23-24

8.45

15.45

СОД

2

«Листики летят»

Группа

4

Сентябрь

30-1

8.45

15.45

СОД

2

« В гости к

медвежонку»

Группа

5

Октябрь

7-8

8.45

15.45

СОД

2

«Яблонька»

Группа

6

Октябрь

14-15

8.45

15.45

СОД

2

«Зайкина

капуста»

Группа

7

Октябрь

21-22

8.45

15.45

СОД

2

«Наши маленькие

друзья »

Группа

8

Октябрь

28-29

8.45

15.45

СОД

2

«Про кота»

Группа

9

Ноябрь

2-3

8.45

СОД

2

«В гости к нам

Группа

12

15.45

пришла лиса»

10

Ноябрь

11-12

8.45

15.45

СОД

2

«У

медведя

во

бору есть и елка,

и березка…»

знакомство с

деревьями

Группа

11

Ноябрь

18-19

8.45

15.45

СОД

2

«Птички улетели»

Группа

12

Ноябрь

25-26

8.45

15.45

СОД

2

«Ехала

машина…»

Группа

13

Декабрь

2-3

8.45

15.45

СОД

2

«В гостях у

бабушки

Федоры»

Группа

14

Декабрь

9-10

8.45

15.45

СОД

2

«На диване мы

сидим и в

окошечко

глядим»

поговорим о

мебели.

Группа

15

Декабрь

16-17

8.45

15.45

СОД

2

«Зимушка

пришла»

Группа

16

Декабрь

23-24

8.45

15.45

СОД

2

«На горке»

Группа

13

17

Декабрь

28-29

8.45

15.45

СОД

2

«Новогодняя

елочка»

Группа

18

Январь

13-14

8.45

15.45

СОД

2

«Игрушки»,

(какие бывают

игрушки? из чего

их делают?)

Группа

19

Январь

20-21

8.45

15.45

СОД

2

«Маша и Ойка, в

городе игрушек»

Группа

20

Январь

27-28

8.45

15.45

СОД

2

«Вкусная каша»

Из чего делают

кашу?

Группа

21

Февраль

3-4

8.45

15.45

СОД

2

«Покормлю я

птичку и

белочку»

Группа

22

Февраль

10-11

8.45

15.45

СОД

2

«Матрешка»

Русская народная

игрушка.

Группа

23

Февраль

17-18

8.45

15.45

СОД

2

«Матросская

шапка, пилотка в

руке…»

Группа

24

Февраль

24-25

8.45

15.45

СОД

2

«Кап, кап, кап

звенит капель…»

Группа

14

25

Март

3-4

8.45

15.45

СОД

2

«Мамы и

малыши»

Группа

26

Март

10-11

8.45

15.45

СОД

2

«Цветик-

первоцветик»

Группа

27

Март

17-18

8.45

15.45

СОД

2

«Водичка,

водичка – умой

мое личико»

Группа

28

Март

24-25

8.45

15.45

СОД

2

«Телевизор мы

смотрели, пол мы

пылесосили,

саморезы

закрутили… где

они помощники?»

Группа

29

Апрель

31-1

8.45

15.45

СОД

2

«Майский жук»

Группа

30

Апрель

7-8

8.45

15.45

СОД

2

«Про зелёную

лягушку»

Группа

32

Апрель

14-18

8.45

15.45

СОД

2

«Дарики, дарики,

ай да комарики»

Группа

33

Апрель

21-22

8.45

15.45

СОД

2

«Бабочка

красавица»

Группа

34

Апрель

28-29

8.45

СОД

2

«Ласточка, с

весной в сени к

Группа

15

15.45

нам летит…»

34

Май

19-20

8.45

итогово

е

«Радуга – дуга»

в гости к

радужному

человечку.

Группа

1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. (возраст 2-3 года)

Тема занятия

Формы проверки

реализации

программы

Содержание

Количество часов

Практика

16

1.

«Встреча с белочкой в

осеннем лесу»

1.

Танец с листочками (Е. Картушина);

2.

Пал. и «Балалайка и дудочка» (Т.А. Ткаченко);

3.

Д. и. «Разложи листики по цвету» (желтый и зеленый)

4.

«Домик из кубиков для белочки» (конструирование)

5.

Пал. игра «Дождик» (Е. Картушиной)

2

2.

«Сидит

белка

на

тележке»

1.

Танец с листочками (Е. Картушина);

2.

«Разноцветные башенки из кубиков» (О. Литвинова)

(конструирование)

3.

Пал. и. «Дождик» (Е.Картушиной);

4.

Стихотворение с движением «Комары и мошки»

5.

П.и. «У медведя во бору»

2

3.

«Листики летят»

1.

Танец с листочками (Е. Картушина);

2.

«Башенка из кирпичиков» (О. Литвинова)

(конструирование)

3.

Пал. и. «Дождик» (Е. Картушиной);

4.

П.и. «У медведя во бору»

5.

Стихотворение с движением «Мишка косолапый»

2

4.

« В гости к

медвежонку»

1. Пал. игра «Ветер» (Н. Нищева)

2.

«Машина

из

кубиков»

(О.

Литвинова)

(конструирование)

3. Игра «Догонялки с Мишкой» (Е. Картушиной);

4. Стихотворение с движением «Мишка косолапый»;

5. П.и. «Весёлый бубен» (Е. Картушиной);

2

5.

«Яблонька»

1.

Пал. и. «Фрукты» (карточки)

2.

Поезд из кубиков (конструирование)

3.

П.и. «Весёлый бубен» (Е. Картушиной);

4.

Стихотворение с движением «У дороги яблонька

стояла»)

5.

Пал. и «Яблоки» (Е. Картушиной);

2

6.

«Зайкина капуста»

1.

Пал. и. «Засолка капусты» (Т.А. Ткаченко)

2.

«Большой поезд из кубиков» (конструирование)

(О.Литвинова)

2

17

3.

Французский народный хоровод

«Вы умеете сажать капусту?» (Е. Картушиной);

4.

Стихотворение с движением. «Кабачок»

5.

Игр. упр. «Угадай, что под салфеткой»

(тренировка обоняния)

7.

«Наши маленькие

друзья »

1.

П.и. «Весёлый бубен» (Е. Картушиной);

2.

«В

гости

к

Носику»

(образовательная

ситуация:

обоняние)

3.

«Большой и маленький» поезд из кубиков (О.

Литвинова) (конструирование)

4.

Пал. и. «Добрый пес» (Е.А. Савельева)

5.

Игра «Кот и мыши» (Е. Картушиной)

2

8.

«Про кота»

1.

Потешка «Как у нашего кота»

1.

Пал. и. «Наш котик» (Е.А. Савельева)

2.

«Дорожка для кошки» из кирпичиков

(конструирование)

3.

Игра «Кот и мыши»

4.

Песня «Кошка» (с движением) (Е. Картушина)

2

9.

«В

гости

к

нам

пришла лиса»

1.

П.и. «Лиса и зайцы»

2.

В гости к «Глазке» (образовательная ситуация: зрение)

3.

«Разноцветные ворота» (конструирование) (О.

Литвинова)

4.

Пал. и. «В лесу» (О. Литвинова);

5.

Игр. упр. «Определи какого цвета»

(тренировка зрительных ощущений)

2

10.

«У медведя во бору

есть

и

елка,

и

березка…»

1.

Пал. игра « Дарики, дарики, ай да комарики»

2.

Артикуляционная

гимнастика

«Зверек,

мишка,

пыхтелка».

3. «Дорожка широкая» из кирпичиков

(конструирование)

4. Стихотворение с массажем пальцев «Шел медведь»

(Е. Катрушина)

2

18

5. Игр. упр. «Определи размер» (зрительные ощущения)

11.

«Птички улетели»

1.

Потешка «Филин»

2.

«Дорожка широкая и узкая» из кирпичиков (О.

Литвинова)

(конструирование)

3.

П.и. «Совушка»

4.

Стихотворение с движением «Гуси»

5.

Пал. и. «Дятел» (картотека)

2

12.

«Ехала машина…»

1.

Стихотворение

с

движением

«В

машине»

(О.

Литвинова)

2.

Хороводная игра «Колокольчик» (Е. Картушина)

3.

«Машина» (конструирование)

4.

Пал. и. «Транспорт» (картотека)

5.

Стихотворная игра «Пароход» (Е. Савельева)

2

13.

«В гостях у бабушки

Федоры»

1.

Чистоговорка «Да-да-да грязная посуда»

2.

«Стол» (конструирование)

3.

В гости к «Ушастику» (образовательная ситуация:

слух)

4.

Пал. и. «Посуда» (картотека)

5.

Стихотворная игра «Приходите к нам на чай»

(Е. Савельева)

2

14.

«На диване мы сидим

и в окошечко глядим»

1.

Стихотворение

с

движениями

«Снежинки»

(Е.

Картушина)

2.

«Диван» (конструирование)

3.

Игр. упр. «Определи, что за звук»

(тренировка слуховых ощущений)

4.

Пал. и. «Стул, стол» (О. Литвинова)

5.

Пал. и. «Много мебели в квартире» (Н. Нищева)

2

15.

«Зимушка пришла»

1. Стихотворная игра «Зимние забавы» (Е. Картушина)

2. Артикуляционная гимнастика «Рычание, вой»

3. Ритмическая игра «Снегирь» (Е. Картушина)

4. Пальчиковая игра «Ладушки»

2

19

5.

Стихотворение

с

движениями

«Помощник»

(Е.

Картушина)

16.

«На горке»

1.

Стихотворная игра «Как на горке снег»

2.

«Горка» (конструирование)

3.

Игр. упр. «Слушаем тишину» (слуховые ощущения)

4.

Ритмическая игра «Снегирь»

5.

П.и. «Снежки»

2

17.

«Новогодняя елочка»

1.

Пал. и. «Не коли нас елочка»

2.

В гости к «Чувственному» (Образовательная ситуация:

осязание)

3.

«Широкие ворота» (О. Литвинова). (конструирование)

4.

Д. и. «Широкий и узкий»

5.

П. и. «Дед Мороз»

2

18.

«Игрушки, какие

они?»

1.

Стихотворение с движениями «Снеговик»

2.

Ритмическая игра «Белый снег пушистый»

3.

«Высокие ворота» (О. Литвинова). (конструирование)

4.

Д. и. «Высокий и низкий»

(знакомство с противоположными признаками)

5.

Танец «Что мы любим? Хлопать, кружиться и топать»

(Е. Железнова)

2

19.

«Маша и Ойка… в

городе игрушек»

Открытое занятие

1.

«Фиксипелка», песенка с движениями

2.

Пал. и. «Есть у нас игрушки»

3.

СОД «Путешествие с фиксиками, в город игрушек».

4.

Игра с движениями «Наша Таня громко плачет»

5. Танец «Что мы любим? Хлопать, кружиться и топать»

(Е. Железнова)

2

20.

«Вкусная каша»

1.

Пал. и. «Лепешки»

2.

Стихотворение с движениями «Вот как кашу мы

варили» (Е. Савельева)

3.

«Дом» (О. Литвинова). (конструирование)

4.

В гости к «Чувственному» (ОС: осязание)

5.

Песня «Ладушки» (Е. Картушина)

2

20

21.

«Покормлю я птичку

и белочку»

1.

Артикуляционное упражнение

«Орешек», «Белка грызет орешки»

2.

«Кормушка для птиц и белок» (конструирование)

3.

Д. и. «Пустой и полный»

(знакомство с противоположными признаками)

4.

Пал. и. «Воробей»

5.

Пал. и. «Кормушка»

2

22.

«Матрешка»

1.

Логр. у. «Бубен и погремушки» (Е. Картушина)

2.

«Дом

для

матрешки»

(конструирование)

(О.

Литвинова).

3.

Пал. и. «Ладушки-ладошки»

4.

Танец «Веселые матрешки» (О. Литвинова).

5.

Пал. и. «Замок»

2

23.

«Матросская шапка,

пилотка в руке…»

1.

Логр. у. «Корабль»

2.

«Кораблик» (конструирование)

3.

Стихотворение с движением «Матросская шапка»

4.

Дых. у. «Ветер»

5.

Д. и. «Новый и старый» (знакомство с

противоположными признаками)

2

24.

«Кап, кап, кап звенит

капель…»

1.

Логр. у. «Лужи»

2.

«Лесенка» (конструирование) (О. Литвинова).

3.

Стихотворение с движением «Встал гусак на лапки»

4.

Пал. и. «Птичка, птичка на тебе водички»

5.

Д.и. «Холодный и горячий»

(знакомство с противоположными признаками)

2

25.

«Мамы и малыши»

1.

Сл. и. «Пение птиц» (Е. Картушина)

2.

«Дом

для

животных»

(конструирование)

(О.

Литвинова).

3.

Стихотворение с движением «Шла коза на каблуках»

4.

Пал. и. «Коза-хлопота»

5.

Д. и. «Мягкий и твердый»

(знакомство с противоположными признаками)

2

21

26.

«Цветик-

первоцветик»

1.

Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»

(Е. Картушина)

2.

Пал. и. «Подснежник»

3.

Упражнение «На крыше»

4.

«Горка» (конструирование) (О. Литвинова).

5.

Д. и. «Черное и белое»

(знакомство с противоположными признаками)

2

27.

«Водичка, водичка –

умой мое личико»

1.

Сл. и. «Пение птиц» (Е. Картушина)

2.

Пал. и. «О чем поет синица» (Е. Савельева)

3.

Стихотворение с движением «Цапля ходит по воде»

4.

«В гости к Язычку и Чувственному» (образовательная

ситуация: вкус и осязание)

5.

Д.и. «Бирюльки» (Ищем маленькие предметы в

тарелочках с манкой)

2

28.

«Телевизор мы

смотрели, пол мы

пылесосили, саморезы

закрутили… где они

помощники?»

1.

Пал. и. «Пылесос»

2.

«Скамейка» (конструирование) (О. Литвинова).

3.

Стихотворение

с

движением

«Вот

окошко

распахнулось»

4.

Танец «Кто такие Фиксики?»

5.

Д. и. «Добрый и злой»

(знакомство с противоположными признаками)

2

29.

«Майский жук»

1.

Пал. и. «Майский жук»

2.

«Скамейка» (конструирование) (О. Литвинова).

3.

Стихотворение с движением «Жуки»

4.

Танец пчел

5.

Д. и. «Веселый и грустный»

(знакомство с противоположными признаками)

2

30.

«Про зелёную

лягушку»

1.

Пал. и. «Две подружки, две лягушки»

2.

Артикуляционное упражнение «Лягушка»

3.

Стихотворение с движением «Солнышко»

4.

Музыкально-ритмичное упражнение «Ква-ква»

5.

Д. и. «Трудолюбивая и ленивая»

2

22

(знакомство с противоположными признаками)

31

«Дарики, дарики, ай

да комарики»

1.

Пал. и. «Дарики»

2.

Стихотворение с движением «Ну – ка дядя

просыпайся» (отрывок из сказки про Комара

Комаровича)

3.

«Разноцветные башни» (О. Литвинова).

(конструирование)

4.

Логр. и. «В лесу»

5.

М.п.и. «Поймай комара»

2

32.

«Бабочка красавица»

1.

Стихотворение с движениями «Дождик»

2.

Русская народная песня «Дождик»

3.

«Разноцветные лесенки»

(конструирование) (О. Литвинова).

4.

Логр. и. «В лесу»

5.

Пал. и. «Бабочка»

2

33

«Ласточка весною,

в сени к нам летит»

1.

Пал. и. «Ласточка»

2.

Д. и. «Солнечно и пасмурно»

3.

Стихотворение с движением «Дом»

4.

Игра «Прятки с платочком»

5.

Пал. и. «Ласточка»

2

34

«Радуга – дуга»

Открытое занятие

1.

Стихотворение с движениями «Дождик»

2.

Логр. и. «Радуга-дуга»

3.

«Разноцветные ворота» (конструирование)

4.

« В гости к Восприятию» (знакомство с шестым

человечком Восприятием: у него длинный язычок,

длинные ушки, большие глазки, большой носик и

большие ручки)

5.

СОД «Путешествие в Радужную страну»

2

ИТОГО

68

23

24

1.4.

Планируемые результаты:

Дети называют некоторые цвета спектра: красный, зеленый, желтый, синий.

Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (круг-шар;

квадрат-куб, треугольник-пирамида)

Правильно называют предметы и определяют качество материала.

Умеют слушать и различать звуки природы, человеческого голоса,

окружающей обстановки.

Ориентируются в пространстве, двигаются в заданном направлении.

Используют сенсорные эталоны (могут в речи использовать сравнения

цыпленок желтый, как солнышко. Платье голубое, как небо…)

Различают качество материала (твердый, мягкий, пушистый…)

Различают противоположные признаки

(холодный - горячий, чистый - грязный...)

Начинают на ощупь различать качество предметов и называть их.

Выполняют дыхательные, двигательные и пальчиковые упражнения.

25

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Условия реализации программы

Обеспечение программы

Ресурсы

1.

Кадровое

Воспитатель, 1 категория

2.

Техническое

Аудиоаппаратура, флешкарта, компьютер.

3.

Дидактическое

Учебная литература, детская художественная

литература, учебно-игровые пособия, дидактические

игры.

4.

Материальное

Массажные

мячики,

обручи,

пирамидки,

блоки

Дьенеша, палочки Кьюзенера, геометрическая мозаика,

су джок, сотеры, бизиборды, крупы, кинетический

песок,

шумовые

инструменты,

пальчиковый

театр,

теневой театр, театр би – ба - бо, коврограф.

2.2. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Для обследования изначально проводится теппинг - тест (функциональная зрелость

нервных процессов) (диагностическая методика Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич)

1

2

3

4

5

6

Нужно как можно быстрее нанести карандашом точки в каждом квадрате («насыпать

зернышки птичкам») в соответствии с нумерацией. Переход от одного к другому

осуществляется по команде, продолжительность работы в одном квадрате 5 секунд.

Затем заполняются карты сенсомоторного развития для детей 2,5 -3 лет (диагностическая

методика Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич)

Ф.И. ребёнка

Равновесие

Координация

движений

Скоординирова

нность

действий

Ориентация в

пространстве

Моторика

пальцев

Дотянутся

до

предмета,

встать на

цыпочки

Коснуться

пальцем

руки

кончика

носа

Хлопать в

ладоши и

притопывать

одновременн

о

Пройти в

определенную

точку

Взять кубик

большим и

указательным

пальцами

26

2.2.1.

Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

результатов:

тематическое открытое занятие – 2 раз в год (декабрь, май).

2.3. Оценочные материалы проверки результатов освоения программы

Для оценки сенсорного развития детей были взяты методики:

Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

Уровни сенсорного развития каждого из детей:

- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа

взрослым;

- средний уровень – 2- 3 выполненных задания;

- низкий уровень – 1 выполненное задание.

Ф.И.

ребенка

Группировка

игрушек

(методика Л.

А. Венгера).

Разбери и

сложи

матрёшку

трёхсоставную

(методика

Стребелевой

Е. А

Сложи

разрезную

картинку (из

трёх

частей),

(методика

Стребелевой

Е. А

Собери

цветок

(4

цвета).

«Какой предмет

на ощупь», «Что

из чего

сделано?»

(адаптированный

вариант

методики

Земцовой М. И.)

Оценка

любого

задания

оценивается

по

трем

критериям:

хорошо

(синий),

удовлетворительно (зеленый), неудовлетворительно (красный)

Ф.И.

ребёнка

Слуховое

внимание

Восприятие

Ориентирование

в пространстве

Состояние

общей

моторики

Состояние

мелкой

моторики

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

2.4. Методическое обеспечение программы

Особенности организации образовательного процесса – занятие проводятся в

свободной форме, дети могут свободно перемещаться по группе, могут занимать

удобное положение на ковре, на стульчиках, в кресле, на диванчике. Занятия

строятся на использовании разнообразных дидактических и подвижных игр,

игровых и образовательных ситуаций, логоритмических упражнений, песен,

потешек.

Режим занятий - 2 раза в неделю, кратковременными промежутками, не более 5-7 минут,

в утреннее и вечернее время.

Периодичность - с сентября по май включительно.

Продолжительность – 15 мин, с перерывом.

27

Методы и приемы обучения:

Содержание программы включает в себя использование наглядных, словесных,

практических и игровых методов.

Различные игровые и образовательные ситуации, потешки, стихи, дидактические игры,

упражнения благодаря которым решаются речевые, конструктивные, познавательные и

творческие задачи.

Форма проведения игровых и образовательных ситуаций варьируется, они проводятся в

течение дня, чередуя разные виды деятельности:

Дыхательная гимнастика - это комплекс дыхательных упражнений, направленных на

укрепление физического здоровья ребенка. Методики дыхательной гимнастики:

Комплекс Стрельниковой самый известный вид упражнений, основанных на сильном

вдохе через нос и плавном выдохе.

Комплекс Бутейк призван ликвидировать глубокое дыхание, заменив его неглубоким

вдохом и долгим выдохом для расширения бронхов, легких.

Совмещение упражнений с пением и чтением стихотворений.

Артикуляционные упражнение - это комплекс упражнений, которые помогают улучшить

подвижность органов артикуляции и увеличить объём и силу движений, а также,

вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного

звука.

Кинезиологические

упражнения

направлены на развитие головного мозга через движение.

В результате: развиваются умственные способности; улучшается работа головного мозга;

память; внимание; речь; пространственные представления; мелкая и крупная моторика;

снимается утомляемость.

Речевые и ритмические игры – здоровьесберегающая технология. В программе

используются малые формы фольклора - прибаутки, считалки, потешки. Простота текста

позволяет уделять большее внимание развитию ритма, дикции. При обыгрывании стихов

можно задействовать руки, ноги, туловище.

Пальчиковая

гимнастика

— это комплекс упражнений и игр для развития и

совершенствования моторики пальцев рук.

Конструирование - создание разных конструкций и моделей из строительного материала и

деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного

(мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные

катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).

Подвижные игры.

28

2.5. Список литературы

1.

Асеева И. И. Стихи – болтушки, которые помогут малышу заговорить. СПб. 2021-

с. 32.

2.

Венгер Л. А. (ред.) Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение,

1978. — 95 с

3.

Давидчук

А.

Н.

Конструктивное

творчество

дошкольника.

Пособие

для

воспитателей. – М.: Просвещение 1973. 79 с.

4.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет- М.: ТЦ

Сфера, 2010 - 160 с.

5.

Карпов А. В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них

сказки. – СПб.: Речь, 2008.- 112с.

6.

Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста.

Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет: учеб.-метод. Пособие. –

СПб.: Детство-Пресс, 2021 – 160с.

7.

Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая

культура речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 – СПб.: Детство-Пресс, 2020

– 128с.

8.

Л.В. Маврина Стихи с движениями. – М.: Стрекоза – 2016 – с.47

9.

Пляцковский М.С. Солнышко на память. – М.: Советская Россия, 1975

10. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных

требованиях к программам дополнительного образования детей»;

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №

26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее -

СанПиН 2.4.1.3049-13);

12. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29

августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

13. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.

№ 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования»;

29

14. Савельева Е.А. Веселые лошадки. Стихотворные игры для детей 2-3 лет: учеб.-

метод. Пособие.- М.: ТЦ Сфера2021. – 32 с.

15.

Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: 2010. - 48 с.

16. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской

Федерации».

30



В раздел образования