Автор: Петрова Виктория Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Яйский детский сад "Чайка"
Населённый пункт: пгт.Яя
Наименование материала: Конспект родительского собрания на тему: "УЧЕТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЁНКА В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Тема: Конспект родительского собрания
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания на тему:
«УЧЕТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЁНКА В УЧЕБНО -
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
в МБДОУ «ЦРР ДС №21»
Выполнила:
Петрова Виктория
2020г.
Цель:
способствовать
повышению
психолого-педагогической
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребёнком с учетом
проявления и его индивидуальных особенностей - типа темперамента.
Задачи:
1.
Дать знания об отличительных особенностях типов темперамента.
2.
Показать необходимость учета темперамента ребенка при организации
воспитания и обучения.
3.
Воспитывать доброжелательные отношения родителей к детям.
Предварительная работа:
1.
Подбор материала по родительскому собранию
2.
Подборка игр на разный тип темперамента
3.
Составление конспекта
Ход родительского собрания.
- Уважаемые взрослые, наша встреча посвящена детскому темпераменту. Мы
вместе
разберёмся
с
этим
понятием,
определим
плюсы
и
минусы
темпераментов. И самое главное, обсудим, как воспитывать ребёнка,
учитывая его темперамент, чтобы не нанести психологический вред.
- Итак, темперамент - это врожденные индивидуальные особенности
человека, которые характеризуют динамическую эмоциональную сторону его
поведения.
Метафора «Замок»
-
Обратите,
пожалуйста,
внимание
на
предложенный
рисунок
(демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено?
- Замок (родители).
- Правильно, замок. Какой это замок?
- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).
- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
- Ключ (родители).
- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым
ли ключом можно открыть предложенный замок?
- Нет (родители).
- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка
существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный
замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и
ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.
- Замок – это ребенок и замки бывают разными, как и типы темперамента у
детей, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы
и приемы взаимодействия с ним (родители).
- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать
тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и
пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно, ли замок
открыть другим способом, не применяя ключи?
- Да, возможно (родители).
- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора,
хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их
применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит
и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся
неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.
Поэтому
давайте,
узнаем
подробнее
о
каждом
«замочке»
т.е.
типе
темперамента детей для того, чтобы знать, какие ключи использовать для его
успешного открытия.
- Итак, существует четыре основных типа темперамента. Вы сможете их
назвать? (Да, правильно это меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик)
Как вы думаете, с каким типом темперамента легче всего взаимодействовать?
(Ответы родителей.)
Сейчас вы не можете ответить на этот вопрос, так как мы не совсем
разобрались с этим вопросом, но на протяжении всего нашего родительского
собрания мы постараемся в нём разобраться. И к этому вопросы мы вернёмся
в конце собрания.
- Итак, идеального типа темперамента не существует, у каждого есть
свои плюсы и минусы. Мы предлагаем вам самостоятельно выделить плюсы
и минусы каждого типа темперамента, но, так же вам нужно будет
определить тип темперамента. Для начала давайте разделимся на пары, перед
вами карточки с изображением ключей и замков разных цветов, каждый
берёт себе по одной карточки и находит свою пару.
Перед вами карточки с плюсами и минусами типов темперамента, но они
перепутаны. Мы не знаем, к какому типу темперамента они относятся. Ваша
задача разделить их и по ним определить тип темперамента.
Обсуждение:
Так же перед вами шарики представим, что это тип темперамента, как
вы думаете нужно оставить положительные или отрицательные стороны
темперамента?(ответы)
Отрицательные стороны, как и положительные
имеют большое значение в воспитании детей и являются неотъемлемой
частью каждого типа темперамента. Сейчас предлагаем вам сформировать
тип темперамента, положительные и отрицательные стороны мы поместим в
шар и надуем его, и дадим ему своё название.
-Иными словами, внимательные родители способны научиться управлять
темпераментом своего ребенка. Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно
думать то, что самый «лучший», например, темперамент -сангвинический, а
«худший» - меланхолический. «Плохих» или «хороших» темпераментов не
существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны,
то есть у каждого из них есть свои отрицательные и положительные черты.
Как вы можете описать каждый тип темперамента? (Холерик, он какой?
Каждый тип темперамента)
На доске представлены типы темперамента и их характеристики,
давайте попробуем из предложенных характеристик, разделить их по типам
темперамента. Вы видите четыре колонки, на столе лежат характеристики, по
очереди вы будете выходить и попавшуюся характеристику, относить к типу
темперамента. После мы с вами обсудим.
Обсуждение
-Давайте,
посмотрим
характеристики
которые
относятся
к
холерику.
(называют характеристики) из великих людей к холерикам традиционно
относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из «Трех мушкетеров».
- Теперь посмотрим характеристики сангвиников (называют) к сангвиникам
относят Наполеона, Д'Артаньяна из «Трех мушкетеров» А. Дюма.
-
Давайте
же,
узнаем
характеристики
флегматиков
(называют)
к
флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из
«Трех мушкетеров».
- И последний тип меланхолик , посмотрим его характеристики (называют)
к меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского,
Арамиса из «Трех мушкетеров».
Обсуждение
Разделить по подгруппы(2 человека) «Замки перепутаны»
Теперь мы можем с вами
продолжать дальнейшую работу, она будет
заключаться в том, что мы потренируемся определить тип темперамента по
эмоциональным проявлениям и реакции на ситуацию. Каждая группа
получает карикатуру Х. Бидструпа «Темперамент». Необходимо определить
тип темперамента и объяснить свой выбор.
Обсуждение.
Примечание. В дальнейшем каждая группа работает с особенностями того
типа темперамента, который был выявлен у каждого из мужчин.
Упражнение «Клякса»
Каждая группа получает рисунок кляксы (на листе А4). Родителям
необходимо придумать девиз своего типа темперамента и раскрасить кляксу
таким цветом, который выражает настроение, эмоции, чувства этого типа.
Презентация работ.
Самый оптимальный способ взаимодействия с детьми это игра, так как это
ведущий вид деятельности. Через игру можно улучшать стороны детей и
влиять на них, не причиняя при этом психологическую травму. Для каждого
типа темперамента мы подобрали игры, с ними вы можете ознакомиться
самостоятельно, после собрания. А теперь на собственном примере, мы с
вами проиграем эти игры по каждому типу темперамента.
1)
Сангвиник
Игра «Лягушки»
Содержание: все дети сидят на маленьких подушечках. Затем они начинают
передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:
- две лягушечки с утра съесть хотели комара!
Далее взрослы говорит:
- комары все улетели
И лягушки их не съели!
Дети встают с подушечек, и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:
- тара-ра, тара-ра,
Веселиться всем вместе пора!
Игра способствует развитию умения подчиняться словесной инструкции,
формирование чувств ритма, развитие координации движений, снятие
излишней двигательной активности, сплочение группы.
2)
Флегматик
ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»
Содержание:
взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда:
сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают
несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых
разделена на две части. Например, шляпка грибка и ножка грибка, две части
одной матрёшки и др.
Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже
на три-четыре части. Полученные детали раздают детям- каждому ребёнку по
одной – и просят помочь Тане починить её игрушки. Задача малышей- найти
отдельные части игрушек и соединить их.
Способствует воспитанию навыков партнёрского общения, усиление
мотивации к общению, снятие тревожности у детей
3)
Холерик
Игра «КОРШУН»
Содержание: Взрослый говорит, что все дети «цыплята», живут вместе с
мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить всякими блоками
или стульчиками.
Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как только
взрослый говорит: «коршун» все дети бегут обратно в домик.
После этого взрослый выбирает другую «курочка» их числа играющих детей.
Игра повторяется
Развитие внимания, быстроты реакции, умения сидеть инструкции взрослого,
обучения навыкам взаимодействия с детьми.
Меланхолик
ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»
Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к
другу. Взрослый бросает какому-либо из них плюшевого попугая (или
другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к
себе, назвать ласковым именем (или перебросить) ее другому ребенку.
Сначала игра проходит в очень медленном темпе, т.к детей с трудном
находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому либо
из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как
правило, ускоряется.
Развитие апатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение
словарного запаса и поведенческого репертуара детей.
-Кроме игр, которые были вам предоставлены, вы можете использовать и
другие игры, которые во множестве есть в интернете-источнике.
Проходит к концу наше родительское собрание. Давайте вместе подведем
итоги. Что вам дало это родительское собрание? Была ли эта информация
полезна для вас? Что вам запомнилось? Что вам было интересно? А сейчас
давайте попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале нашего
родительского
собрания.
С
каким
типом
темперамента
легче
всего
взаимодействовать? Да, вы правы с любым типом темперамента легко
взаимодействовать, если учитывать его особенности.
-Завершая разговор о типах темперамента, хочется добавить, что
многие
конфликты и не понимания поступков ребенка обусловлены
несовпадением типов темперамента малыша и взрослого, который его
воспитывает, это как не тот подобранный ключ к замку. Разрешить
противоречие может только чуткое отношение к ребенку и уважение его
врожденных индивидуальных особенностей. Обратите внимание на доску,
что вы видите? Правильно это замок и он закрыт. Я предлагаю вам подобрать
правильные ключи к этому замку, возьмите, пожалуйста, понравившийся вам
ключ и напишите то, с помощью чего мы могли бы открыть наш замок, не
ломая его, а делая только лучше и прикрепите их на наш замок, говоря это
«волшебное» слово. Теперь наш замок открылся. И на память, о нашем
собрании мы хотели бы вам дать буклеты о типах темперамента и мерах
взаимодействия с детьми.
Игры по типам темпераментов:
2)
Сангвиник
Игра «Лягушки»
Цель: развитие умение подчиняться словесной
инструкции,
формирование
чувств
ритма,
развитие
координации
движений,
снятие
излишней двигательной активности, сплочение
группы.
Содержание: все дети сидят на маленьких подушечках.
Затем они начинают передвигаться на этих подушках по
ковру и приговаривают все вместе:
- две лягушечки с утра съесть хотели комара!
Далее взрослы говорит:
- комары все улетели
И лягушки их не съели!
Дети встают с подушечек, и все вместе пляшут, взявшись
за руки и припевая:
- тара-ра, тара-ра,
Веселиться всем вместе пора!
Игры для детей с разными
типами темпераментов.
3)
Флегматик
ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»
Цель: воспитание навыков партнёрского общения,
усиление
мотивации
к
общению,
снятие
тревожности у детей.
Содержание:
взрослый говорит, что у девочки Тани
случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не
во что играть. Детям показывают несколько заранее
подобранных
старых
игрушек,
каждая
из
которых
разделена на две части. Например, шляпка грибка и
ножка грибка, две части одной матрёшки и др.
Для более старших детей каждую игрушку можно
разделить не на две, а уже на три-четыре части.
Полученные детали раздают детям- каждому ребёнку по
одной – и просят помочь Тане починить её игрушки.
Задача малышей- найти отдельные части игрушек и
соединить их.
4)
Холерик
Игра «КОРШУН»
Цель:
Развитие
внимания,
быстроты
реакции,
умения сидеть инструкции взрослого, обучения
навыкам взаимодействия с детьми.
Содержание:
Взрослый
говорит,
что
все
дети
«цыплята», живут вместе с мамой-курочкой в курятнике.
Курятник можно обозначить всякими блоками или
стульчиками.
Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по
комнате). Как только взрослый говорит: «коршун» все
дети бегут обратно в домик.
После этого взрослый выбирает другую «курочка» их
числа играющих детей.
Игра повторяется
5)
Меланхолик
ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»
Цель:
Развитие апатии детей, быстроты реакции,
снятие агрессии, расширение словарного запаса и
поведенческого репертуара детей.
Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь
плечиками друг к другу. Взрослый бросает какому-либо
из
них
плюшевого
попугая
(или
другую
мягкую
игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее
к себе, назвать ласковым именем (или перебросить) ее
другому ребенку. Сначала игра проходит в очень
медленном темпе, т.к детей с трудном находят ласковое
имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому
либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих
операций, темп игры, как правило, ускоряется.
Сангвиника
можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро
отзывающегося
на
окружающие
события,
сравнительно
легко
переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к
новым условиям, быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и
сменяются новыми. Ему свойственны богатая мимика, выразительность,
иногда поверхностность, непо-стоянство.
Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного
отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к
бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему
свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда
раздражительность, склонность к аффектам
Для
флегматика
характерны
медлительность,
невозмутимость,
с
устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со
слабым
внешним
выражением
душевных
состояний.
Новые
формы
поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются. Он
редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность,
спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.
Меланхолик — человек легкоранимый, склонный глубоко переживать даже
незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Ему
трудно долго сосредоточиваться на чем-то одном, сильные воздействия
приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость,
тревожность.