Напоминание

Метапредметные результаты обучения –важнейший компонент реализации требований ФГОС. Формирование коммуникативных универсальных действий.


Автор: Шмидт Ольга Павловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, с.Выльгорт
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метапредметные результаты обучения –важнейший компонент реализации требований ФГОС. Формирование коммуникативных универсальных действий.
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Выльгортская СОШ №1»

Метапредметные результаты обучения –важнейший компонент

реализации требований ФГОС.

Формирование коммуникативных универсальных действий.

Шмидт О.П.

заместитель директора по УВР

Несмотря на понимание необходимости формирования УУД многими

педагогами, пристальное внимание, по-прежнему, уделяется предметным

знаниям и умениям школьников, а общеучебные умения формируются

стихийно.

Программа формирования универсальных учебных действий предназначена

для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у

обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями,

которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят

получать радость от процесса обучения. Среди универсальных учебных

действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе

понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме

того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность

ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с

окружающими.

Коммуникативные УУД содержат следующие действия:



Работа с информацией



Поиск информации из различных источников



Адекватное понимание информации



Речевая деятельность



Навыки сотрудничества

В основе их формирования лежит деятельностный подход с учетом

психических и возрастных особенностей личности обучающегося.

Если мы посмотрим на перечень познавательных УУД (логические – умение

структурировать знания, применять универсальные законы правильного

мышления; Читательская грамотность- способность понимать и использовать

письменные тексты; Умение строить речевое высказывание в устной и

письменной форме; Умение вести поиск информации, анализировать ее,

обрабатывать, представлять в разных видах и формах и др.), то заметим, что

формирование коммуникативных УУД строится на базе познавательных.

Работа с текстом, как с источником информации.

На уроке педагог часто отправляет ученика к тексту учебника, статьи,

задачи, слайда и т.д. и ожидает от ребенка адекватное понимание текста. К

сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что наши учащиеся не

воспринимают информацию, которую несет текст, испытывают затруднения

при выполнении заданий по тексту.

При диагностике сформированности коммуникативных УУД

выявлены общие трудности работы с текстом:



в понимании текста



в выделении смысловых единиц



в установлении причинно – следственной связи между

смысловыми единицами



в формулировании основной мысли текста



в формулировании вопросов к тексту (проанализировав раздел

«Метапредметные результаты освоения ООП (Коммуникативные УУД)» в

ООП всех уровней, формирование данного умения обозначено только в

ООП НОО)



в поиске ответов на вопросы к тексту.

Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей

учитель должен понимать психологические составляющие смыслового

чтения. Они следующие:



Зрительное восприятие



Произвольное внимание



Смысловая память



Логическое мышление



Мотивация

Работа с текстом позволяет проверить учебные умения:



Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебного задания



Выделять существенную информацию



Устанавливать причинно-следственные связи (последовательность

действий)



Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков



Строить речевое высказывание в устной и письменной форме



Строить рассуждения о свойствах и связях объекта



Адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач



Осуществлять сравнение и классификацию объектов по заданным

критериям



Формулировать собственное мнение и позицию

Активное слушание – это способ ведения беседы, когда слушающий

активно демонстрирует, что он слышит и понимает говорящего. Т.е.

«активно слушать собеседника» означает - дать понять собеседнику о том,

что вы услышали то, что он вам рассказал.

Почему люди не слушают?

• Ошибочно думают, что «знают», что сейчас услышат

• Не находят в информации подтверждения своим мыслям

• Поглощены собственными переживаниями

• Судят, оценивают говорящего (как сказано), не стараясь понять

содержание (что сказано)

• То, что говорится противоречит тому, что должно быть сказано.

Не умеют слушать

В основе навыка активного слушания лежат психологические

предпосылки или составляющие:



Слуховое восприятие



Произвольное внимание



Память



Логическое мышление



Мотивация



Конструктивное взаимодействие «Учитель – ученик»

При нарушении работы любой из этих составляющих слушание будет

неполным, неэффективным. Чтобы организовать на уроке активное

слушание, учитель должен подключить к работе все вышеуказанные

составляющие.

Действия учителя по формированию навыка активного слушания»

Построение собственных речевых высказываний с учетом следующих

критериев: доступность, краткость, эмоциональность;

Организация обратной связи с детьми посредством техник:

уточнения,

перефразирования, резюмирования, подключения к разговору;

Организация процесса запоминания за счет выделения главных мыслей,

ключевых слов, примеров.

При устном сообщении учителю необходимо дробить выступление на

смысловые куски и после каждого организовывать получение обратной связи

об адекватности услышанного учениками.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных

процедур. Например, в итоговые работы по предметам или в комплексные

работы

на

межпредметной

основе

целесообразно

выносить

оценку

сформированности большинства учебных действий и навыков работы с

информацией.

Литература: Сборник методических материалов «Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий в рамках педагогического сопровождения», Ресурсный

центр Рыбинского муниципального района, 2011г.



В раздел образования