Автор: Шмидт Ольга Павловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, с.Выльгорт
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метапредметные результаты обучения –важнейший компонент реализации требований ФГОС. Формирование коммуникативных универсальных действий.
Раздел: среднее образование
МБОУ «Выльгортская СОШ №1»
Метапредметные результаты обучения –важнейший компонент
реализации требований ФГОС.
Формирование коммуникативных универсальных действий.
Шмидт О.П.
заместитель директора по УВР
Несмотря на понимание необходимости формирования УУД многими
педагогами, пристальное внимание, по-прежнему, уделяется предметным
знаниям и умениям школьников, а общеучебные умения формируются
стихийно.
Программа формирования универсальных учебных действий предназначена
для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у
обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями,
которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят
получать радость от процесса обучения. Среди универсальных учебных
действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе
понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме
того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность
ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с
окружающими.
Коммуникативные УУД содержат следующие действия:
Работа с информацией
Поиск информации из различных источников
Адекватное понимание информации
Речевая деятельность
Навыки сотрудничества
В основе их формирования лежит деятельностный подход с учетом
психических и возрастных особенностей личности обучающегося.
Если мы посмотрим на перечень познавательных УУД (логические – умение
структурировать знания, применять универсальные законы правильного
мышления; Читательская грамотность- способность понимать и использовать
письменные тексты; Умение строить речевое высказывание в устной и
письменной форме; Умение вести поиск информации, анализировать ее,
обрабатывать, представлять в разных видах и формах и др.), то заметим, что
формирование коммуникативных УУД строится на базе познавательных.
Работа с текстом, как с источником информации.
На уроке педагог часто отправляет ученика к тексту учебника, статьи,
задачи, слайда и т.д. и ожидает от ребенка адекватное понимание текста. К
сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что наши учащиеся не
воспринимают информацию, которую несет текст, испытывают затруднения
при выполнении заданий по тексту.
При диагностике сформированности коммуникативных УУД
выявлены общие трудности работы с текстом:
в понимании текста
в выделении смысловых единиц
в установлении причинно – следственной связи между
смысловыми единицами
в формулировании основной мысли текста
в формулировании вопросов к тексту (проанализировав раздел
«Метапредметные результаты освоения ООП (Коммуникативные УУД)» в
ООП всех уровней, формирование данного умения обозначено только в
ООП НОО)
в поиске ответов на вопросы к тексту.
Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей
учитель должен понимать психологические составляющие смыслового
чтения. Они следующие:
Зрительное восприятие
Произвольное внимание
Смысловая память
Логическое мышление
Мотивация
Работа с текстом позволяет проверить учебные умения:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебного задания
Выделять существенную информацию
Устанавливать причинно-следственные связи (последовательность
действий)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Строить рассуждения о свойствах и связях объекта
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач
Осуществлять сравнение и классификацию объектов по заданным
критериям
Формулировать собственное мнение и позицию
Активное слушание – это способ ведения беседы, когда слушающий
активно демонстрирует, что он слышит и понимает говорящего. Т.е.
«активно слушать собеседника» означает - дать понять собеседнику о том,
что вы услышали то, что он вам рассказал.
Почему люди не слушают?
• Ошибочно думают, что «знают», что сейчас услышат
• Не находят в информации подтверждения своим мыслям
• Поглощены собственными переживаниями
• Судят, оценивают говорящего (как сказано), не стараясь понять
содержание (что сказано)
• То, что говорится противоречит тому, что должно быть сказано.
• Не умеют слушать
В основе навыка активного слушания лежат психологические
предпосылки или составляющие:
Слуховое восприятие
Произвольное внимание
Память
Логическое мышление
Мотивация
Конструктивное взаимодействие «Учитель – ученик»
При нарушении работы любой из этих составляющих слушание будет
неполным, неэффективным. Чтобы организовать на уроке активное
слушание, учитель должен подключить к работе все вышеуказанные
составляющие.
Действия учителя по формированию навыка активного слушания»
Построение собственных речевых высказываний с учетом следующих
критериев: доступность, краткость, эмоциональность;
Организация обратной связи с детьми посредством техник:
уточнения,
перефразирования, резюмирования, подключения к разговору;
Организация процесса запоминания за счет выделения главных мыслей,
ключевых слов, примеров.
При устном сообщении учителю необходимо дробить выступление на
смысловые куски и после каждого организовывать получение обратной связи
об адекватности услышанного учениками.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных
процедур. Например, в итоговые работы по предметам или в комплексные
работы
на
межпредметной
основе
целесообразно
выносить
оценку
сформированности большинства учебных действий и навыков работы с
информацией.
Литература: Сборник методических материалов «Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий в рамках педагогического сопровождения», Ресурсный
центр Рыбинского муниципального района, 2011г.