Напоминание

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе"Зимушка- зима"


Автор: Мацкевич Олеся Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска
Населённый пункт: Ростовская область, г.Волгодонск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе"Зимушка- зима"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект открытого логопедического занятия

в подготовительной группе

по теме: «Зимушка-зима»

Форма работы с детьми: игра- путешествие.

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о зимних явлениях в природе.

Программные задачи:

Образовательные:

-обобщать представления о зиме и зимних признаках;

-расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «зима»;

-упражнять в подборе прилагательных, отвечающих на вопрос Какая? Какой?;

-учить образовывать притяжательные прилагательные;

-учить образовывать прилагательные от существительных (словообразование);

-учить согласовывать существительные с предлогом «без».

Коррекционно-развивающие:

-развивать речевое дыхание;

-развитие артикуляционной моторики;

-развивать связную и диалогическую речь;

-развивать мышление, все виды восприятия, тонкую моторику, выразительность движений;

-стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка;

-развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую

память;

-осуществлять контроль за произношением;

-осуществлять контроль за полным и развернутым ответом.

Воспитательные:

-воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;

-воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, самостоятельность;

-воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Оборудование: проектор, ноутбук, заготовка письма, снеговики по количеству детей, изображения

жилища для животных, изображения животных, мяч, елки, следы животных и птиц, музыкальное

сопровождение.

Предварительная работа: разучивание физ.минутки, беседа с детьми о признаках зимы, рисование

картин с зимним пейзажем.

Словарная работа: слякоть, электронное письмо, пейзаж, туман, переменчивая погода.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, игровая технология, ИКТ

технология.

Этап занятия

Содержание занятия

1.Орг. момент

2 минуты

Здравствуйте ребята!

Игра- приветствие.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Развитие речевого дыхания

«Вьюга»

И.п.: 1- вдох носом; 2- на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга

начинается);

3- вдох носом; 4- на выдохе произнести громко «У-у-у-у!»;

5- вдох носом; 6- на выдохе произнести тихо «У-у-у-у!» (вьюга заканчивается)

«Снег скрипит»

И.п.: 1- ходьба на месте, вдох носом; 2- на выдохе произнести «Скрип-скрип-

скрип!»

2.Мотивационно-

ориентировочны

й

3 минуты

(звук сообщения и на экране появляется конверт)

Логопед: Ребята посмотрите, нам пришло письмо.

- Давайте прочитаем письмо.

(на экране появляется текст письма и изображение мальчика)

Это письмо из Африки от мальчика по имени Николя (на русском языке это имя

Коля)

-«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Николя. Я живу в далекой и жаркой Африке.

Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу

понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста,

расскажите мне об этом. Ваш друг Николя»

Логопед: Ну, что ребята? Расскажем Николя про нашу волшебную зиму?

(Ответы детей)

3. Практический

20 минут

Артикуляционная гимнастика (дети садятся на стулья)

Логопед: ребята для того, чтобы мы могли красиво и правильно рассказать

нашему другу про зимушку, нам необходимо потренировать наш язычок,

выполним артикуляционную гимнастику.

(Заборчик, Улыбочка, Часики, Качели, Лошадка)

Логопед: Ребята я вам предлагаю рассказать об особенностях времени года. Без

чего не обходится наша зима? Что бывает зимой и не бывает в другое время

года? Предлагаю поиграть в игру.

Согласование существительных с предлогом «без»

Д\и: «Без чего не бывает зимы?» с мячом

Правила игры: Я бросаю каждому по очереди мяч и задаю вопрос «Без чего не

бывает зимы?» Вы возвращаете мне мяч и отвечаете полным предложением

используя предлог без.

Варианты ответов: Без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков,

без лыж, без катка, без снежков, без сугробов, без снежинок, без снеговиков,

без ледяных горок.

Логопед: Ну что же мы вспомнили, без чего не бывает зимы. Теперь предлагаю

рассказать о диких животных. Как ведут себя зимой животные?

Чтобы более подробно описать жизнь животных в лесу, я вам предлагаю

отправиться в зимний лес.

Развитие слухового восприятия.

(звучит фонограмма метели, дети кружась перемещаются в зимний лес)

Логопед: Закройте глаза и повернитесь вокруг себя с такими словами.

1,2,3, вокруг себя ты повернись,

И в зимнем лесу очутись.

-Вот мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите что это на снегу?

(перед детьми на полу следы птиц, белки, медведя, зайца, лисы, волка)

Ответ детей: следы.

-Правильно внимательно их рассмотрите и скажите, кому принадлежат эти

следы.

Образование притяжательных прилагательных.

Д\и: «Чьи следы?»

Следы птиц –чьи?

Следы медведя- чьи?

Следы зайца- чьи?

Следы лисы- чьи?

Следы волка- чьи?

(дав правильный ответ, дети переходят от одних следов к другим, приближаясь

к коврографу)

Д

\и: «Кто где зимует?»

Логопед: ребята следы есть, а животных нет. Как вы думаете, где же могут

прятаться животные от холода?

Ответы детей.

(на коврографе расположены изображения домов животных, детям

предлагается расселить животных по домам)

Логопед: Какие животные зимой меняют окрас?

Какие животные впадают в спячку?

Как можно назвать берлогу медведя? Логово волка? Нору лисы?

Логопед: ребята вы, верно ответили на мои вопросы, и я предлагаю немножко

отдохнуть.

Упражнение на координацию «Наконец пришла зима»

Наконец пришла зима.

дети разводят руки в стороны.

Стали белыми дома

, складывают руки над головой в виде крыши.

Снег на улице идет,

поднимают руки и медленно опускают их.

Дворник улицу метет,

покачивают опущенными прямыми руками влево- вправо

Мы катаемся на санках,

приседают, руки вытягивают перед собой.

Пишем на катке круги,

убирают руки за спину, поворачиваются кругом

Ловко бегаем, на лыжах

выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах

И играем все в снежки.

выполняют движения, как при метании

Логопед: назовите пожалуйста зимние забавы прозвучавшие в физ.минутке.

Какие еще зимние игры вы знаете? Нашему другу Николя будет очень интересно

послушать в какие игры зимой играют дети в России.

Логопед: давайте поговорим о погоде зимой. Как известно погода зимой может

быть переменчива.

Я хочу вам рассказать маленькую историю. Когда-то в детстве мы с друзьями

слепили во дворе большого и красивого снеговика. А на утро, когда мы вышли

гулять, увидели, что наш снеговик растаял, и от него осталась только лужа. Это

произошло потому, что зимняя ночь была теплая».

Значит, зимой погода может быть разной.

Образование прилагательных от существительных.

Д\и: «Зимний день?»

А теперь, вы передавая снежинку, расскажите, как мы назовем день, когда……

Идет снег, день называется снежный,

Если мороз- морозный день,

Если ветер- ветреный день,

Если холод- холодный день,

Если солнце- солнечный день,

Если идет дождь- дождливый день,

Если на улице слякоть- слякотный день,

Если нет ветра- безветренный день.

Если туман- туманный день

Логопед: ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать

ответное письмо нашему другу Николя.

Логопед: - давайте присядем (дети садятся на стулья)

Но письмо наше будет необычным - давайте отправим фотографию с зимним

пейзажем.

Д\и: «Доскажи словечко»

- садитесь поудобнее перед экраном проектора. Я загадаю вам загадки, а отгадки

будут появляться на экране. С помощью которых мы сможем создать

фотографию с зимним пейзажем.

Посмотрели мы в окно

все вокруг белым бело

дуб кивает головой

рад поздравить вас с ……. (зимой)

Возле дуба как всегда суетится ……. (детвора)

Мы из снега, без совка,

Вылепим…… (снеговика)

В ветках дерева избушка

Это же для птиц ……. (кормушка)

Отправка ответного письма.

Логопед: посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж.

Но это еще не все, на занятии по рисованию, вы изображали зимние узоры. Из

ваших работ я создала открытку, и предлагаю отправить ее тоже.

Давайте отправим его нашему другу Николя в Африку.

(на экране появляется изображение улетающего почтового конверта со

звуковым сопровождением).

-Ну вот, наше письмо отправлено.

Развитие зрительного восприятия.

Логопед: ребята скажите, а вы запомнили какие объекты были изображены на

нашем пейзаже? (дети перечисляют: дерево, кормушка, снеговик, дети, птицы)

4. Рефлексивно-

оценочный

5 минут

Логопед: Как вы думаете, Николя понравится наше письмо?

Ответы детей.

-Удалось ли нам описать зиму для человека, который никогда ее не видел?

Ответы детей.

-Давайте подведем итог.

-О чем мы рассказали нашему другу? (об особенностях зимы, вспомнили, где

зимуют животные, какие зимние забавы нам нравятся и что погода зимой бывает

разной).

- Были ли для вас сложные задания или вопросы?

Логопед: ребята мне очень понравилось с вами гулять по нашему лесу, но надо

возвращаться в детский сад.

-На память о нашем интересном путешествии я возьму вот такого улыбающегося

снеговика.

-Если вам как и мне, понравилось - возьмите себе такого же.

-Если вам было сложно или что-то не получилось - возьмите грустного.

Логопед: А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и

перенесет нас назад в детский сад.

1,2,3, вокруг себя ты повернись

И в детском саду очутись.

Спасибо вам за хорошую работу.



В раздел образования