Автор: Лобанова Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Малыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект непрерывной опытно-экспериментальной деятельности "Юные лаборанты"
Раздел: дошкольное образование
Российская федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование город Ноябрьск
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Малыш»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по
познавательно – исследовательской деятельности
«В лаборатории»
область «Познавательное развитие»
для детей старшей группы.
Воспитатель:
Лобанова М.Е.
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие
интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Обучающие:
* Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах
воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни
человека.
Развивающие:
* Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные
связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Воспитательные:
* Воспитывать устойчивый интерес к исследовательской деятельности.
Методические приёмы:
Игровая мотивация, рассказ воспитателя, вопросы к детям, показ,
объяснение, использование художественного слова.
Словарная работа:
Лаборатория, лаборант, опыты.
Предварительная работа: Экскурсия в лабораторию.
Материал:
Демонстрационный:
ИКТ, тазик с водой, баночка, кораблик, салфеточка, пластилин, весы, шары,
тетрадь.
Раздаточный:
Тазики с водой, баночки, кораблики, салфеточки, пластилин, лист тетради.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, куда это вы пришли? Вы уже обратили внимание на
вывеску? Что на ней написано? Кто уже смог прочитать? Проходите, ребята.
Добрый день. Вы пришли в
научную лабораторию. Ребята, скажите,
пожалуйста, для чего нужна лаборатория? А кто в ней работает? Ответы
детей.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Да, действительно в лаборатории проводится исследования,
эксперименты, опыты. Я старший лаборант. Я здесь работаю, провожу
исследования, эксперименты, опыты.
Сегодня я вас приглашаю в свою лабораторию. Проходите, присаживайтесь на
стульчики. Ребята, я для вас приготовила загадку, отгадав ее, узнаете отгадку?
Тогда слушайте внимательно.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, ребята, это воздух. Ребята, а как вы думаете, кому нужен воздух?
Ответы детей.
Ребята, а как вы думаете, сколько времени человек может прожить без
воздуха? Ребята, оказывается без воздуха человек не может прожить и 5
минут. Давайте, проверим.
Эксперимент «Задержка воздуха».
Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и не
будем дышать, а с помощью песочных часов засечем время. Все готовы.
Ребята, смогли мы с вами долго находиться без воздуха?
Ответы детей.
Конечно, нет. Мы теперь с вами знаем, что человек долго находиться без
воздуха не может. Ребята, а как вы думаете, где есть воздух? А мы его можем
увидеть? Конечно, нет. Хоть воздух повсюду нас окружает, но мы его не
видим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда
бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни
поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту, - повсюду есть
воздух.
А как это можно доказать?
Оказывается можно доказать, что он около нас.
Эксперимент «Почувствуй воздух»
Воспитатель: Возьмите под стульчиками листочек и помашите им. Что вы
чувствуете? ( Ветерок).
Это и есть воздух, который движется, перемещается с места на место.
Когда ты бежишь, то чувствуешь, как воздух ударяется тебе в лицо.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.
Ответы детей
Давайте, проверим.
Эксперимент «Поймай воздух»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать
воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Ответы детей
Воспитатель: Верно, они надулись. Значит, что в них находится? Ответы
детей.
Конечно воздух.
А какого он цвета? Ответы детей. Верно. Он
бесцветный.
А теперь все дружно встали. Сейчас мы с вами выполним производственную
гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Упр.1 « Упрямая свеча».
Наберем в грудь «побольше» воздуха и задуем воображаемую свечу на счет
1,2,3,4,5.
Не погасла, попробуем еще раз.
Упр.2 « Проколотый мяч».
Надулись как мячик, выпустили воздух с-с-с.
Упр.3 « Лесной ландыш».
Свободная поза, сорвали ландыш, глубоко понюхали.
Ах?- выдох . (3-4 раза).
Воспитатель: Продолжим изучать свойства воздуха. А чтобы узнать о других
его свойствах, нужно проделать опыты. А вы хотите проводить исследования,
опыты?
Тогда, надевайте халаты. У кого длинные рукава закатайте их, чтобы они вам
не мешали работать.
В лаборатории работают только в специальной одежде. Вы готовы
приступить к работе? Тогда занимайте свои рабочие места. В лаборатории
нужно быть очень внимательным, соблюдать тишину и аккуратность.
Воспитатель:
А сейчас ребята, подойдите, пожалуйста, к рабочему столу старшего лаборанта.
Ребята, посмотрите, в руках у меня баночка. А как вы думаете, что есть в этой
баночке?
Ответы детей.
Опыт №1.
Воспитатель: Будьте очень внимательны. Сейчас я на дно баночки приклею
салфеточку. Затем я беру баночку за дно и ровно, медленно опускаю ее на дно
таза с водой и аккуратно достаю обратно. Ребята, посмотрите, что стало с
салфеткой? Она намокла? А почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Конечно, она не намокла потому, что есть воздух, и воздух
не пропустил воду в банку.
А сейчас вы присаживайтесь на свои рабочие места и самостоятельно
проведите это исследование. Будьте очень аккуратны.
Ребята, скажите, пожалуйста, салфетка намокла? А почему? (Хоровые и
индивидуальные ответы детей).
Дети: Потому что воздух не пропустил воду в стакан.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Опыт №2.
А сейчас товарищи исследователи, я прошу вас снова подойти ко мне. Я
беру кораблик и опускаю его в таз с водой. Что происходит? Кораблик тонет?
Почему?
Дети: Потому что он легкий и его держит вода.
Воспитатель: А теперь будьте очень внимательны. Я беру баночку, накрываю
сверху парусник и опускаю его в воду на дно таза. Затем его аккуратно
вынимаю обратно. Ребята, посмотрите, что стало с парусником? Он намок?
Почему парусник не намок, а остался сухим? ( Хоровые и индивидуальные
ответы детей).
Воспитатель: Товарищи, исследователи, я прошу вас занять свои места и
выполнить этот опыт самостоятельно. Ребята, что произошло с парусником? Он
намок? Почему? Ответы детей.
Опыт №3.
Воспитатель: А теперь товарищи исследователи посмотрите внимательно на
меня. Что у меня в руках?
Дети: Воздушные шары.
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, есть ли в этих шарах воздух? Ответы
детей.
Воспитатель: Обратите внимание, что стоит у меня на столе? Что можно
сделать при помощи весов? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Совершенно верно. При помощи весов можно
сравнить, какой шар легче, а какой тяжелее. И сейчас мы сможем определить,
есть ли в шариках воздух. Будьте внимательны. Я кладу на чаши весов два
одинаковых шара. Ребята, скажите, пожалуйста, какой шар тяжелее? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Конечно они одинаковые, потому, что весы остаются
уравновешенными. А сейчас, ребята я возьму один шар с чаши весов и надую.
Как вы думаете, какой сейчас шар тяжелее?
Ответы детей.
Воспитатель: А, давайте мы сейчас с вами проверим. Я помещаю надутый шар
на чашу весов. Товарищи исследователи, посмотрите, что произошло с весами?
Дети: Чаши весов отклонились.
Воспитатель: Почему? Какой шар тяжелее? Почему надутый?
Верно, ребята, в
надутом шарике есть воздух. Значит, ребята мы с вами сегодня определили, что
воздух можно взвесить, и он имеет вес. А теперь посмотрите, что я делаю? Я
раскрываю шарик. Что из него выходит? Почему вы так решили?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята из него выходит воздух. И выходит он с шумом.
Значит, в шарике был воздух? Молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими
лаборантами.
А, вам, понравилось проводить опыты в лаборатории? Вы
придете еще? Замечательно. А сейчас снимите халаты и шапочки. Спасибо за
работу.