Автор: Шкапо Ольга Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №113" Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Приобщение дошкольников к народным традициям" Раздел: дошкольное образование
К.Д. Ушинский
Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в
повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни,
уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственность,
служение человечеству, чувство благодарности, потребность делиться,
чистота и культура речи, здоровый образ жизни, искренность, умение
прощать, сострадание, уважительное отношение к старшим, забота о
других, бережное отношение к природе, уважение всех религий и
национальностей. Это то, что составляет природу каждого человека.
Общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной
жизни,
посредством
которого
новые
поколения
связываются
общей
духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от
народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества,
оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая
связывает его с обществом?
Слово
«традиция»
—
означает
исторически
сложившиеся
и
передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила
поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные
установки,
нормы
поведения,
ценности,
идеи,
обычаи,
обряды,
праздники и т.д. Русские народные традиции — одна из составленных
частей культурного наследия русского народа.
Очень важная особенность — приобщить детей к народным традициям.
Русские
народные
традиции
открывают
огромные
возможности
для
детей, давая им знания и опыт организации и само регуляции своей
деятельности.
Они
помогают
выработать
способность
управлять
собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в
соответствии с интересами других людей, требованиями общественного
долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи,
игры.
В
качестве
основных
средств
воспитания
народная
педагогика
использует
все
компоненты
народной
культуры:
фольклор,
песни,
сказки,
пословицы,
загадки,
поговорки,
праздники.
Именно
они
раскрывают
содержание
воспитания
и
обучения
детей.
Основные
нравственные правила и идеалы понимания добра и зла, нормы общения
и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через
мифологию, религию, предания и поверья. Благодаря им раскрываются
эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь,
труд и отдых.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них
ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои; представление
о
чести,
смелости,
мужестве,
желание
быть
сильными,
ловкими,
выносливыми,
быстрыми,
красиво
двигаться,
отличаться
смекалкой,
выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением
к победе.
Дети
любят
веселые
считалки,
жеребьевки,
сопровождающие
игры.
Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий
— это объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора.
Игра издавна занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей
дети
приучаются
самостоятельно
находить
выход
из
критического
положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять
инициативу. Народные игры формируют развитие личности.
Слово обладает особой силой воздействия на человека и природу. Слово
соединяется
с
музыкой
и
движением,
игра
на
музыкальных
инструментах,
пляски,
притопывание
—
играют
огромную
роль
в
народных
традициях.
В
пословицах
и
поговорках
широко
отражена
народная жизнь в жанре фольклора. Их можно назвать энциклопедией
народной жизни.
В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей,
решающая задачи умственного, эстетического, физического, трудового,
семейного воспитания.
Ценность народных традиций огромна, их нужно сохранить, и приобщить
детей к народным традициям, русской народной культуре.