Автор: Егорова Марианна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "2-Нерюктяйинская СОШ им. Н.М. Корнилова" Олекминского района РСЯ
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Олекминский район с. 2-Нерюктяйинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи учащихся на уроках руского языка через словарную работу в начальной школе
Раздел: начальное образование
Тема: Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную
работу в начальной школе
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, систематическая, хорошо
организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми
разделами курса русского языка.
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать
грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в
школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы.
Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает
углубляться в среднем звене.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение
придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с
непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса.
Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных
возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и
проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации
словаря младших школьников.
Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и
грамотно излагать свои мысли на письме является необходимым элементом обучения
словарной работе на уроках в начальной школе. Работа по правописанию словарных слов
- трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников
после применения учителем особых приемов.
Методика П. С. Тоцкого, описанная в учебнике «Орфография без правил», где
предлагается
многократное
повторение
для
отработки
речевого
аппарата,
орфографической зоркости. Предлагаю несколько способов и методов по запоминанию
написания словарных слов. Важное условие для этой работы – это ежедневные занятия по
15-20 минут. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10
слов) и изучать один блок в течение недели.
Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.
1.
Самостоятельное чтение слова ребенком.
2.
Прочтение слова учителем «орфографически».
3.
Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему
воспользоваться словарем).
4.
Орфографическая работа над словом:
o
постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,
o
звукобуквенный анализ слова,
o
деление слова на слоги и на слоги для переноса.
5.
Заучивание правописания данного слова:
o
подбор однокоренных слов,
o
составление словосочетания, предложения с этим словом,
o
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
6.
Запись слова в орфографический словарик.
7.
Составление рассказа из блока словарных слов
8.
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
9.
Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
10. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
o
по родам;
o
по числам;
o
по склонениям;
o
с непроверяемой и проверяемой гласной;
o
одушевленные или неодушевленные предметы;
o
по тематике;
o
по частям речи.
11. Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…,
огородное растение, растущее кочаном – это…).
12. Придумывание словосочетаний со словарными словами
13. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием
непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
14. Подбор однокоренных слов.
15. Разбор слов по составу.
16. Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке)
17. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
18. Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-
морковка).
19. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Ро…ия,
ба...ейн, Мо…ква).
20. Письмо по памяти.
21. Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически».
22. Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
23. Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад).
Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё
нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому
важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна
продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо
включать как можно чаще в процесс обучения.
Например:
1.
Прочитайте словарные слова «по цепочке».
2.
Прочитайте словарь хором.
3.
Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй) слог.
4.
Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5.
Назовите соседей слова….
6.
Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
Используемые приемы способствуют развитию речи и орфографической зоркости. у
младших школьников. Результатом применения данной методики является грамотное
письмо.
Материалом для развития речи при проведении таких упражнений могут стать пословицы,
поговорки, ребусы, загадки, кроссворды и многое другое.