Авторы: Долгина Наталья Юрьевна, Дубовина Надежда Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора, учитель русского языка, заместитель директора
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 71 имени Константина Симонова
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: Программа внеурочной деятельности " К тайнам слова" 5-6 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа №71
имени Константина Симонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по русскому языку
«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5- 6 класс
Количество часов: 68
Учитель: Долгина Н.Ю., Дубовина Н. В.
Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС основного общего
образования и «Программы внеурочной деятельности по русскому языку 5-6
кл. Составитель: Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2019»
I
Планируемые
результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
«К
тайнам
слова:
занимательная
лексика
и
фразеология»
Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» - создание
деятельностной
ситуации
для
стартовой
мотивации
обучающихся
к
изучению
дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и
фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова,
фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения
проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков
анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Место учебного курса
Рабочая программа составлена в соответствии с планом образовательного учреждения, с
учетом школьного компонента образования по 1 часу в неделю в 5-6 классах. Так в 5
классе программа рассчитана на 1 час в неделю, итого 34 часа. Один час, что составляет
6%, выделен как резервный. Его можно потратить на углубленное изучение той или иной
темы или на участие в индивидуальном или групповом исследовательском проекте, на его
защиту.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Программа
внеурочной
деятельности
реализуется
в
парадигме
системно-
деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и
организуется в проектно-исследовательском направлении.
Задачи программы
Обучающие:
•
развитие интереса к русскому языку;
•
углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
•
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и
проектной деятельности в познании родного языка;
•
формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
•
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
•
совершенствование общего языкового развития учащихся;
•
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
•
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
•
воспитание культуры обращения с книгой;
•
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления;
•
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
•
развивать смекалку и сообразительность;
•
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
•
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
•
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
•
непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как
механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного
процесса;
•
признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и
педагогами;
•
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
•
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой,
исследовательской) деятельности;
•
принцип учета возрастных особенностей учащихся;
•
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов школьников.
Личностные результаты:
•
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
•
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
•
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности
должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
•
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
•
способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
•
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
•
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
•
способность
определять
цели
предстоящей
исследовательской,
творческой
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
•
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
•
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
•
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
•
владение разными видами монолога и диалога;
•
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
•
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
•
умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
•
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами.
Рефлексивные:
•
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
•
проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных
зон
выполняемой
предметной,
метапредметной,
личностно
ориентированной
деятельности;
•
применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных
маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
В
процессе
формирования
метапредметных
результатов
создается
особая
деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.
Учитель:
•
сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных
зон в выполнении учебного, метапредметного, личностно ориентированного
действия;
•
создает
условия
для
положительных
эмоций,
интереса,
мотива
учебной
деятельности,
•
помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно
для самоактуализации и самореализации учащегося;
•
создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных
результатов школьников.
Ученик:
•
становится
субъектом
самостоятельной
и
коллективной
проектной,
исследовательской, творческой деятельности;
•
реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной, мета-
предметной,
личностно
ориентированной
деятельности,
а
также
программ
творческого саморазвития в перспективе профессионального самоопределения.
Формированию
метапредметных
результатов
обучения (УУД) во
внеурочной
деятельности способствуют
педагогические технологии,
отвечающие современным
требованиям, которые предъявляются также к качеству обучения.
II
Содержание курса внеурочной деятельности «К тайнам слова:
занимательная лексика и фразеология»
В первой части курса «Ярмарка идей»
происходит формирование Творческой
лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с
потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися
разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное
планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование
индивидуальных
маршрутов
реализации
Программы
саморазвития)
с
учетом
необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о
лексическом,
фразеологическом
составе
русского
языка.
В
ходе
«Ярмарки
идей»происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи:
Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих
лабораторий работы с этимологическим словарем.
Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры,
Творческих лабораторий, Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами,
паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению
фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в
коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения
проектных, презентационных, творческих работ.
В третьей части «Что в имени тебе моем...» особое внимание уделяется этимологии
слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной
жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских,
предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных
проектов: сборников статей научно-популярного содержания, тематических словарей по
теме «Лексика.
Фразеология»,
выступлений на школьной научно- практической
конференции в секции «Филология: исследование и поиск».
Дидактические принципы реализации программы:
•
занимательность;
•
научность;
•
сознательность и активность;
•
наглядность;
•
доступность;
•
связь теории с практикой;
•
индивидуальный подход к учащимся.
I.
«ЯРМАРКА ИДЕЙ» (7 ч)
Тема 1. Что я умею, что могу? (2ч)
Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута
саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон
в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).
Тема 2. Через тернии к звездам (2ч)
Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное
проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с
учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений
о лексическом, фразеологическом составе русского языка.
Темы 3-5. Эврика! (3 ч)
В ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее
интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя
художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.
Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой
научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя.
II.
«СЛОВО О СЛОВАХ» (45 ч)
Тема 6. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка (2ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение
понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями
русского языка»
Тема 7. Имена вещей (2ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение
понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями
русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли
энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться
различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 8. В царстве смыслов много дорог (3 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство
с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины
образования нескольких значений слова». Проект:«Отличие многозначных слов и слов-
омонимов»
(на
основе
исследования
художественных,
научно-популярных
и
публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион».
Тема 9. Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова (2 ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Тема
«Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и
омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное
значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».
Тема 10. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование
художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.».
Коллективный
проект:составление
презентации
«Лингвистический
портрет
поэта
(писателя),
использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.
Тема 11. Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об
истории слов (2ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.
Тема «Строение
словарной
статьи
этимологического
словаря».
Понятие
«этимология».
Работа
с
различными
этимологическими
и
историческими
словарями.
Определение
первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь».
Тема 12. Живой как жизнь» (2ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Работа
с
различными этимологическими и историческими словарями.
Тема 13. Об одном и том же разными словами (3ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение
особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в
речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект:составление темати-
ческих словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем
дожде»,
«В
степи»).
Устное
иллюстрирование,
лингвистическое
рисоваг
ние
с
использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект:«Какого слова
не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).
Тема 14. Слова-антиподы (2ч )
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Беседа
по
содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы».
Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского
языка. Индивидуальный проект:составление тематических словариков антонимов («Как я
выполнял
домашнюю
работу
по...»,
«В
походе»,
«Однажды
утром»).
Устное
иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей
антонимов).
Коллективный
проект:«Легко
—
сложно»
(редактирование
текстов
школьных сочинений).
Тема 15. Контекстуальные синонимы и антонимы (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Исследовательская
работа с текстами русских писателей.
Тема 16. Ума палата, или О фразеологических оборотах (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности
фразеологических
сочетаний»,
«Фразеологический
оборот»,
«Лексические
нормы
употребления фразеологизмов в речи».
Индивидуальный проект:«Иллюстрирование
фразеологизмов
в
отрывке
из
повести
А.
Рыбакова
“Приключения
Кроша”».
Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги
Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”».
Игра «Инсценирование запомнившихся
фразеологизмов».
Тема 17. Фразеологический турнир (2 ч)
Риторическая игра, лингвистические задачи, ребусы.
Тема 18. Словари «чужих» слов (2 ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Темы:
«Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые
обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных
слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект:«Найди замену
заимствованному слову в словах исконно русских».
Тема 19. «Пересаженные корни». Иноязычные и русские корни (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Исследовательская
работа со словарем иностранных слов, составление ребусов
Тема 20. «Он весь свободы торжество» (2ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые
особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая
народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».
Тема 21. Мы говорим его стихами (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые
выражения», «афоризмы». Коллективный проект:«Афоризмы и крылатые выражения в
произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других
писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект:«Крылатые выражения и
фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений).
Тема 22. Слова уходящие (2 ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Понятия
«архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления
историзмов,
архаизмов
в
речи».
Игра
«Грамматический
аукцион».
Групповой
проект:«Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».
Тема 23. Путешествие по России. Диалектные слова (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с толковым
словарем, иллюстрирование диалектных слов.
Тема 24. Лексика ограниченного употребления. Профессионализмы (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Исследование
профессиональной лексики, составление списков профессиональных слов по одной из
профессий, игра «Отгадай мою профессию».
Тема 25. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (2 ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Понятие
«паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования».
Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра
«Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по
итогам изучения употребления паронимов.
Темы 26. Словарь-грамотей (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная
статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря.
Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из
орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны
капитана Немо»),
Индивидуальный проект :«Устное (письменное) лингвистическое
рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по
словарным словам.
Темы 27. «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает» (2 ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Ребусы,
моделирование и анализ речевых ситуаций.
Тема 28. Лингвистический турнир 1 и 2 этап (1ч )
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Конкурсы,
инсценирование.
III.«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...» (15 ч)
Тема 29. Научная этимология (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная
статья
этимологического
словаря».
Индивидуальные
проекты(с
использованием
этимологического
словаря):
«Значение
этимологического
словаря»,
«История
происхождения слов “вол”, “волк” и “волынка”», «Родственники ли слова “запонка” и
“запятая”?»
Тема 30. Какие бывают имена? (1 ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Понятие
«ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек
животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов
среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое
иллюстрирование.
Тема 31. Древнерусские имена (1 ч)
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Работа
с
этимологическим
словарем.
Темы:
«История
образования
древнерусских
имен»,
«Особенность
древнерусских
имен»,
«История
происхождения
русских
имен».
Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение
древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина).
Тема 32. Современные имена. Имена, на которые повлияла история (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный
проект: «История моего имени». Коллективный проект: «Необычные имена»
Тема 33. Отчество и фамилия (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История
появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика».
Коллективный
проект:«Объяснение
происхождения
фамилий»
(на
примере
стихотворения
С.
Михалкова).
Тема 34. Времена года (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.
Тема «Названия
месяцев».
Индивидуальный
проект:«Как
назывались
месяцы
в
Древней
Руси?»
Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического
материала.
Тема 35. О том, что мы носим (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный
проект:«Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование.
Игра «Лингвистический аукцион».
Тема 36. О том, что нас окружает. Предметы быта и их названия (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Игра: «Почему стол
назван столом, а стул – стулом?».
Тема 37. Растения — почему их так называют? (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный
проект:«Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры
«Что? Где? Когда?».
Тема 38. Птицы и звери — почему их так называют? (1ч )
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.
Коллективный
проект:«Названия
некоторых
животных».
Инсценирование,
устное
(письменное)
иллюстрирование на лингвистическом материале.
Тема 39. В подводном царстве слов. (1ч )
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.
Коллективный
проект: «Названия некоторых жителей рек и озер», иллюстрирование на лингвистическом
материале, составление загадок.
Тема 40. Лингвистический турнир 3 и 4 этап (1ч )
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Конкурсы,
лингвистическое иллюстрирование.
Тема 41. Финал лингвистического турнира (1ч )
Работа
Творческой
мастерской
(лаборатории)
исследователя.
Конкурсы,
лингвистические задачи, ребусы, инсценирование, лингвистическое иллюстрирование,
моделирование и анализ речевых ситуаций.
Тема 42. Итоговое занятие «Лингвистические победы» (1ч )
III Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «К
тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
№п/п
Название раздела
Количество
часов
5 класс
I
Ярмарка идей
7
1
Что я умею, что я могу
2
2
Через тернии к звездам
2
3
Эврика!
3
II
Слово о словах
45
4
Знакомство с лингвистическими словарями русского языка
2
5
Имена вещей
2
6
В царстве смыслов много дорог
3
7
Приготовим многослойный пирог, или о многозначности
слова
2
8
Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?
2
9
Откуда катится каракатица, или О словарях, которые
рассказывают об истории слов.
2
10
« Живой как жизнь»
2
11
Об одном и том же разными словами
3
12
Слова-антиподы
2
13
Контекстуальные синонимы и антонимы
2
14
Ума палата, или О фразеологических оборотах
2
15
Фразеологический турнир
2
16
Лингвистический турнир 1 и 2 этап
1
6 класс
17
Словари «чужих» слов
2
18
«Пересаженные корни». Иноязычные и русские корни
2
19
Он весь свободы торжество»
2
20
Мы говорим его стихами
2
21
Слова уходящие
2
22
Путешествие по России. Диалектные слова
2
23
Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова
2
24
Словарь-грамотей
2
25
«Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает»
2
III
Что в имени тебе моем
16
26
Научная этимология
1
27
Какие бывают имена?
1
28
Древнерусские имена
1
29
Современные имена. Имена, на которые повлияла история
1
30
Отчество и фамилия
2
31
Времена года
1
32
О том, что мы носим
1
33
О том, что нас окружает. Предметы быта и их названия
1
34
Растения — почему их так называют?
1
35
Птицы и звери — почему их так называют?
1
36
В подводном царстве слов.
1
37
Лингвистический турнир 3 и 4 этап
1
38
Финал лингвистического турнира
1
39
Итоговое занятие «Лингвистические победы»
1
40
Резервный час
1