Напоминание

Внеурочная деятельность


Автор: Наталья Юрьевна Долгина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 71 г. Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности " Практическая стилистика" 9 класс
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное автономное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 71

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности (ФГОС)

по элективному курсу «Практическая стилистика»

Класс 9

Количество часов 34

Учитель Долгина Н.Ю.

Программа разработана на основе авторской программы учителя русского

языка и литературы Долгиной. Н.Ю.,

в соответствии с ФГОС ООО,

рекомендациями

по

составлению

программ

внеурочной

деятельности

(Григорьев Д. В.

Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор : пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. :

Просвещение, 2018. (Стандарты второго поколения) и на основе основной

образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №

71.

I Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

« Практическая стилистика»

Цели

программы

«

Практическая

стилистика»

-

создание

деятельностной

ситуации

для

мотивации

обучающихся

к

изучению

дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе

«Стилистика»; формирование мотивации к исследованию функциональных

стилей русского языка, лексической стилистики, стилистических ресурсов

словообразования,

грамматики

и

синтаксиса,

изобразительно-

выразительных средств языка, нормах литературного языка; проектирование

индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении

раздела «Функциональные стили языка»; формирование навыков анализа

результатов исследовательской и творческой деятельности.

Место учебного курса

Рабочая программа составлена в соответствии с планом

образовательного учреждения, с учетом школьного компонента образования

по 1 часу в неделю в 9 классах. Так в 9 классе программа рассчитана на 1 час

в неделю, итого 34 часа. Один час выделен как резервный. Его можно

потратить на углубленное изучение той или иной темы или на участие в

индивидуальном или групповом исследовательском проекте, на его защиту.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-

деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного

процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.

Учебные задачи:

Научить стилистическому анализу текстов,

Помочь

в

определении

типичных

ошибок,

допущенных

из-за

неправильного словоупотребления

Решать поставленные задачи нужно с учётом программ по русскому

языку, чтобы не дублировать базовые курсы, а дополнять и углублять их.

Поскольку

курс

сочетает

практическую

направленность

с

высокой

познавательной

нагрузкой

и

при

этом

допускает

использование

внепрограммного материала, преподавателю стоит активно применять самые

разные методические приёмы, в том числе исследование и проектирование.

Обучающие:

развитие интереса к стилистике русского языка;

углубление знаний, умений, навыков по стилистике русского языка;

Реализация

потребности

учащихся

в

самостоятельной

исследовательской

и

проектной

деятельности

в

познании

функциональных стилей языка;

формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном

языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,

культуры мышления;

воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению

литературы.

Развивающие:

развивать творческие способности учащихся;

приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с

текстом, книгой.

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

непрерывность

образования

и

воспитания

личностных

качеств

школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образо-

вательного и воспитательного процесса;

признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с

родителями и педагогами;

принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

принцип коммуникативной активности учащихся в практической

(творческой, исследовательской) деятельности;

принцип учета возрастных особенностей учащихся;

принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм

работы.

Программа

ориентирована

на

формирование

личностных,

метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально-

культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного

языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и

моральных качеств личности;

осознание

эстетической

ценности

русского

языка;

уважительное

отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить

чистоту

русского

языка

как

явления

национальной

культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических,

фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в

процессе речевого общения; способность к самооценке на основе

наблюдения за собственной речью.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной

деятельности должно стать создание ситуации для творческой

самореализации учащегося.

Ожидаемые результаты

Требования, предъявляемые к занимающимся по освоению знаний,

умений, навыков по окончании года обучения

Метапредметные результаты

Регулятивные:

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с

разной степенью компрессии;

способности извлекать информацию из разных источников, включая

средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,

ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных

типов, справочной литературой;

овладение приемами отбора, коррекции и систематизации материала

на

определенную

тему;

умение

вести

самостоятельный

поиск

информации, ее анализ и отбор;

умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки

зрения

их

содержания,

стилистических

особенностей

и

использованных языковых средств;

способность

определять

цели

предстоящей

исследовательской,

творческой

деятельности

(индивидуальной

и

коллективной),

последовательность действий.

Коммуникативные:

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с

разной степенью компрессии;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей

речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения,

производить корректировку текста, выявлять стилистические ошибки;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и

письменной форме;

владение разными видами монолога и диалога;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы

речевого этикета, функциональных стилей;

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,

языкового оформления;

умения находить грамматические, лексические и речевые ошибки,

недочеты,

исправлять

их,

совершенствовать

и

редактировать

собственные тексты;

умение

выступать

перед

аудиторией,

реализовывать

исследовательский проект.

Рефлексивные:

оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в

устной и письменной форме;

проектировать,

корректировать

индивидуальный

маршрут

восполнения

проблемных

зон

выполняемой

предметной,

метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании

индивидуальных

маршрутов

восполнения

проблемных

зон

в

предметной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных результатов создается особая

деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Учитель:

сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения

проблемных зон в выполнении учебного, метапредметного, личностно

ориентированного действия;

создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива

учебной деятельности,

помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую

будет важно для самоактуализации и самореализации учащегося;

создает условия для возможности формирования предметных и

метапредметных результатов школьников.

Ученик:

становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной,

исследовательской, творческой деятельности;

реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в

учебной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности,

а

также

программ

творческого

саморазвития

в

перспективе

профессионального самоопределения.

Формированию

метапредметных

результатов

обучения

(УУД)

во

внеурочной

деятельности

способствуют

педагогические

технологии,

отвечающие современным требованиям, которые предъявляются также к

качеству обучения.

Основные методические принципы и приёмы, возможные при проведении

занятий.

1.

Упор на письменные формы работы позволяет:

1) получать регулярную обратную связь,

2) закрепить все необходимые навыки за счёт постоянной практики

2.

Подбор познавательных, увлекательных заданий даёт возможность

поддержать на занятиях благоприятный психологический климат.

3.

Активное использование творческих работ позволяет стимулировать

творческое мышление учеников.

4.

Лингвистический материал предъявляется ученикам в лекционной

форме в сопровождении большого количества иллюстративного

материала, что позволяет легко осваивать непростые понятия.

Учащийся в результате изучения программы должен

ЗНАТЬ:

Понятия: Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов.

Контаминация. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Историзмы. Архаизмы.

Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Канцеляризмы и речевые

штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова.

Диалектизмы.

Профессионализмы.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Паронимы.

Тропы:

сравнения,

метафора,

олицетворение,

аллегория,

метонимия,

антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.

УМЕТЬ:

Редактировать тексты разных стилей

Классифицировать лексические ошибки

Писать тексты разных стилей

Измерителем

достижений

обучаемых

должны

быть

показатели,

характеризующие изменение умений относительно начального уровня:

Повышение речевой грамотности

Значительное улучшение качества устной и письменной речи

Активизация творческих способностей.

Формы контроля: стилистический анализ текста, редактирование текстов

разных

стилей,

устное

сообщение

учащихся,

составление

таблиц,

изготовление наглядных пособий, участие в работе школьного пресс-центра,

научного общества учащихся.

II

Содержание

курса

внеурочной

деятельности

«Практическая

стилистика

В первой части курса «Введение» учащимся дается общее понятие о

практической стилистике русского языка как разделе языкознания, основных

видах практической стилистики: лексической, грамматической,

стилистическом синтаксисе.

Во второй части «Функциональные стили русского языка» дети

подробно знакомятся с функциональными стилями языка, их

классификацией и особенностями. Обучающиеся изучают возникновение и

развитие функциональных стилей, основные стилевые черты и характерные

особенности разговорного и книжных стилей. Выполняются творческие

работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической

деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных,

творческих работ.

В третьей части «Лексическая стилистика» изучают смысловую

точность речи Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость

слов. Рассматривают лексическую сочетаемость слов Смысловая

несовместимость. Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости.

Контаминация. Знакомятся с речевой недостаточностью и речевой

избыточностью в тексте. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Исследуют

стилистическую окраску слова Стилистическая закреплённость слова.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова. Изучают активный и пассивный

запас лексики Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика.

Фразеологизмы Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их

употреблением. Канцеляризмы Канцеляризмы и речевые штампы.

Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова.

Знакомятся с лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления

Диалектизмы. Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их

употреблением.Смысловые единицы речи Синонимы. Антонимы.

Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их

употреблением. Лексические образные средства речи Тропы: сравнения,

метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха,

эпитет, гипербола, литота, перифраза. Стилистические ошибки, связанные с

употреблением тропов.Особое внимание уделяется этимологии слова,

фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в

повседневной жизни и на уроках.

В четвертой части «Стилистические ресурсы словообразования»

изучают стилистические функция словообразовательных аффиксов,

анализируют словообразовательные схемы.

В пятой части «Грамматическая стилистика» изучают стилистическое

использование форм различных частей речи.

В шестой части «Стилистический синтаксис» изучают стилистические

функции порядка слов в предложении, согласование сказуемого и

подлежащего, определений и приложений, варианты форм, связанные с

управлением, стилистические особенности предложений с однородными

членами, стилистическое использование вводных и вставных конструкций,

обращений, сложных предложений, предложений с прямой речью.

В седьмой части «Изобразительно-выразительные средства языка»

изучают тропы и стилистические фигуры.

Дидактические принципы реализации программы:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

I Введение (1 час)

1. Общее понятие о практической стилистике русского языка (1 час)

II Функциональные стили русского языка (6 часов)

2. Понятие о функциональных стилях (1час)

3. Научный стиль (1час)

4. Официально-деловой стиль (1час)

5. Публицистический стиль (1час)

6. Художественный стиль (1час)

7. Разговорный стиль (1час)

III Лексическая стилистика (12 часов)

8. Смысловая точность речи (1час)

9. Стилистическое использование многозначности слова (1час)

10. Лексическая сочетаемость слов (1час)

11. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте (1час)

12. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте (1час)

13.

Стилистические функции омонимов, синонимов и антонимов.

Стилистическое разграничение паронимов (1час)

14. Стилистические функции архаизмов, историзмов и неологизмов

(1час)

15.

Стилистическое использование фразеологических средств языка

(1час)

16. Сфера использования канцеляризмов (1час)

17. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (1час)

18. Смысловые единицы речи (1час)

19. Лексические образные средства речи (1час)

IV Стилистические ресурсы словообразования (1час)

20. Стилистическая функция словообразовательных аффиксов (1час)

V Грамматическая стилистика (6часов)

21. Стилистическое использование форм частей речи (1час)

22. Употребление форм имени существительного (1час)

23. Употребление форм имени прилагательного (1час)

24. Употребление форм имени числительного (1час)

25. Употребление форм местоимений (1час)

26. Употребление форм глагола (1час)

VI Стилистический синтаксис (6часов)

27.

Стилистические

функции

порядка

слов

в

предложении

Согласование сказуемого и подлежащего, определений и приложений

(1час)

28. Варианты форм, связанные с управлением (1час)

29. Стилистические особенности предложений с однородными членами

(1час)

30. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций,

обращений (1час)

31. Стилистическое использование сложных предложений (1час)

32. Стилистические особенности прямой и косвенной речи (1час)

VII Изобразительно-выразительные средства языка (2часа)

33. Тропы и стилистические фигуры (1час)

34. Стилистические фигуры (1час)

III Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Практическая стилистика»

Тема курса

Кол-

во

часо

в

Форма контроля

Основные виды

деятельности

обучающихся (на

уровне УУД)

I

Введение

1

1

Общее понятие о

практической

стилистике русского

языка

1

Анализ текста

Формирование у

учащихся способностей к

рефлексии и реализации

коррекционной нормы

( фиксирования

затруднений в

деятельности).

Проектирования

индивидуального

маршрута саморазвития в

соответствии с

потребностями

учащихся, с

диагностикой

проблемных зон в

изучении учащимися

разделов предмета

«Практическая

стилистика»

II

Функциональные

стили русского

6

языка

2

Понятие о

функциональных

стилях

1

Анализ

предложенных

текстов

Формирование у

учащихся способностей

к стилистическому

анализу,

структурированию и

систематизации

изучаемого предметного

содержания: работа

исследователя. Обучение

умению пользоваться

различными словарями.

Обогащение словарного

запаса учащихся

3

Научный стиль

1

Стилистический

анализ текста

4

Официально-деловой

стиль

1

Стилистический

анализ текста

5

Публицистический

стиль

1

Стилистический

анализ текста

6

Художественный

стиль

1

Стилистический

анализ текста

7

Разговорный стиль

1

Стилистический

анализ текста.

Создание текстов

на одну тему

разных стилей

III

Лексическая

стилистика

12

8

Смысловая точность

речи

1

Рецензирование

текста

Формирование у

учащихся построения и

реализации новых знаний

(понятий, способов

действий), способностей

к рефлексии и

реализации

коррекционной нормы

( фиксирования

9

Стилистическое

использование

многозначности слова

1

Рецензирование

текста

10 Лексическая

сочетаемость слов

1

Рецензирование

текста

11 Речевая

недостаточность и

1

Рецензирование

речевая избыточность

в тексте

текста

затруднений в

деятельности),

деятельностных

способностей и

способностей к

структурированию и

систематизации

изучаемого предметного

содержания: работа

исследователя. Обучение

умению пользоваться

различными словарями,

осуществлять коррекцию

знаний. Обогащение

словарного запаса

учащихся

12 Речевая

недостаточность и

речевая избыточность

в тексте

1

Рецензирование

текста

13 Стилистические

функции омонимов,

синонимов и

антонимов.

Стилистическое

разграничение

паронимов

1

Рецензирование

текста

14 Стилистические

функции архаизмов,

историзмов и

неологизмов

1

Рецензирование

текста

15

Стилистическое

использование

фразеологических

средств языка

1

Рецензирование

текста

16 Сфера использования

канцеляризмов

1

Рецензирование

текста

17

Лексика, имеющая

ограниченную сферу

употребления

1

Рецензирование

текста

18

Смысловые единицы

речи

1

Рецензирование

текста

19 Лексические

образные средства

речи

1

Рецензирование

текста.

Творческая

работа (анализ

слов с точки

зрения

лексической

стилистики)

IV

Стилистические

ресурсы

словообразования

1

20 Стилистическая

функция

словообразовательны

х аффиксов

1

Анализ

словообразовател

ьных схем.

Творческая

работа (анализ

текста)

Формирование у

учащихся способностей

к структурированию и

систематизации

изучаемого предметного

содержания: работа

исследователя. Работа со

словообразовательными

словарями.

V

Грамматическая

стилистика

6

21 Стилистическое

использование форм

частей речи

1

Рецензирование

текста

Формирование у

учащихся способностей

к структурированию и

систематизации

изучаемого предметного

содержания: работа

исследователя по теме

22 Употребление форм

имени

существительного

1

Рецензирование

текста

23 Употребление форм

1

Рецензирование

имени

прилагательного

текста

Части речи. Работа со

словообразовательными

словарями.

24 Употребление форм

имени числительного

1

Рецензирование

текста

25 Употребление форм

местоимений

1

Рецензирование

текста

26 Употребление форм

глагола

1

Рецензирование

текста.

Творческая

работа (анализ

текста)

VI

Стилистический

синтаксис

6

27 Стилистические

функции порядка слов

в предложении

Согласование

сказуемого и

подлежащего,

определений и

приложений

1

Рецензирование

текста

Формирование у

учащихся

деятельностных

способностей и

способностей к

структурированию и

систематизации

изучаемого предметного

содержания: работа

исследователя. Работа с

синтаксическими

конструкциями.

28 Варианты форм,

связанные с

управлением

1

Рецензирование

текста

29 Стилистические

особенности

предложений с

1

Рецензирование

текста

однородными

членами.

30 Стилистическое

использование

вводных и вставных

конструкций,

обращений.

1

Рецензирование

текста

31 Стилистическое

использование

сложных

предложений

1

Рецензирование

текста

32 Стилистические

особенности прямой и

косвенной речи

1

Рецензирование

текста.

Творческая

работа (анализ

текста)

VI

I

Изобразительно-

выразительные

средства языка

2

33 Тропы и

стилистические

фигуры

1

Рецензирование

текста.

Творческая

работа (анализ

текста)

Формирование у

учащихся

деятельностных

способностей по анализу

текста и способностей к

структурированию и

систематизации

изучаемого предметного

содержания: работа

34 Стилистические

фигуры ( резервный

урок)

1

Рецензирование

текста,

исследовательски

й проект

исследователя. Работа с

толковыми словарями.

Итого

34



В раздел образования