Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественных способностей детей "Цветная палитра"


Автор: Бугайчук Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Колокольчик"
Населённый пункт: город Когалым
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественных способностей детей "Цветная палитра"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Колокольчик» города Когалыма

Дополнительная общеразвивающая программа

по развитию художественных способностей детей

«Цветная палитра»

Составитель:

Бугайчук Людмила Васильевна

Воспитатель

Уровень базовый

Возраст обучающихся 3-4 года.

Срок реализации программы 1 год.

г. Когалым, 2021 г.

1

Содержание:

I Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………………...

стр. 3

1.2.

Цель и задачи реализации программы…………………………………………..

стр.5

1.3.

Принципы и подходы к реализации программы………………………………..

стр.6

1.4.

Этапы реализации программы

стр.7

1.5.

Организационные и методические особенности программы………………….

стр. 8

1.6.

Возрастные особенности детей………………………………………………….

стр.10

1.7.

Планируемые результаты………………………………………………………… стр.11

II Содержательный раздел

2.1.

Содержание образовательной деятельности……………………………………

стр. 12

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

программы. Основные формы организации с детьми………………………….

стр. 16

2.3.

Организационно-педагогические условия реализации программы…………… стр. 20

2.4.

Тематический план.……………………………………………………………….

стр. 21

2.5.

Педагогическая диагностика освоения программы…………………………….

стр. 24

2.6.

Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………..

стр. 26

2.7.

Способы и направления поддержки детской инициативы…………………….

стр. 28

III. Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы…………………………...

стр. 30

3.2.

Методическое обеспечение программы………………………………………...

стр. 31

3.3.

Коррекционная направленность деятельности…………………………………..

стр. 32

3.4.

Организация развивающей предметно – пространственной среды…………...

стр. 35

Заключение………………………………………………………………………… стр. 36

Литература………………………………………………………………………….

стр. 37

2

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые основания разработки Программы

Дополнительная общеразвивающая программа разработаны на основе и в соответствии со

следующими нормативно-правовыми документами:

- федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

(далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);

- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации

и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным

программам;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 31014 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

деятельности

по

ООП

образовательным

программам

дошкольного образования»;

- Концепция развития дополнительного образования, утверждённая распоряжением

правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726- р;

- СанПиН 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242

«О направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

- Программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ

«Колокольчик».

Направленность программы

«Цветная палитра» по содержанию является художественно-

эстетической; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной. Программа

ориентирована на детей младшего дошкольного возраста.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе

программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных

способностей, нравственно - эстетического развития детей. Особенность программы заключается в

целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой

деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких

мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают

возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной,

учебной).

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с

требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к

преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого

восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания

подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры

чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,

воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность

3

творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство

приобщить детей к творчеству.

Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие

способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как

в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального

своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественное творчество выступает как ведущий способ эстетического воспитания и

развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной

является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию

нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

Новизна программы: Основной идей программы является использование новых форм и видов

занятий с использованием нетрадиционных техник рисования согласно возрасту детей,

современных образовательных технологий и методических материалов.

Отличительной особенностью программы «Цветная палитра» по нетрадиционным техникам

рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы

используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография,

набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных

материалов, тампонированием и др.

Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного

рисования. Нетрадиционное раскрывает возможность использования хорошо знакомых им

бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей

непредсказуемостью.

Рисование

необычными

материалами

и

оригинальными

техниками

позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Нетрадиционные техники изображения не утомляют детей, а наоборот вызывает стремление

заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия, основанные на использовании

нетрадиционных

техник,

способствуют

развитию

детской

художественной

одаренности,

творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику выразить в рисунке свои чувства и

эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и

способами изображения,

ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь,

обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию

познавательной

деятельности

и

творческой

активности.

Приобретая

опыт

рисования

в

нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что будет

доставлять ему только удовольствие. Опыт работы показывает: рисование необычными

материалами

и

оригинальными

техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного

творчества.

4

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством

нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего

мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами

изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи программы:

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с

ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них

интересно или эмоционально значимо.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с

использованием различных материалов.

Создать

условия

для

свободного

экспериментирования

с

нетрадиционными

художественными материалами и инструментами.

Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности –

рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать

почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в

изложении собственных замыслов.

Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают

дети на занятиях по изобразительной деятельности.

Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием

различных изо материалов.

Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по

освоению нетрадиционных техник рисования;

Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

5

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принципы:

системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;

последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом

информации;

принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для

воспитания и развития творческих способностей детей;

принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;

принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;

принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и

способов изображения, разнообразие материала.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения

предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы

чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать развивать умение сравнивать

предметы, устанавливать их сходство и различие. Продолжать знакомить с цветами спектра.

Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно

называть их. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов

трех

типов:

исследовательских,

творческих

и

нормативных.

Использовать

игры

по

художественному творчеству, игры – экспериментирование.

Чтение

художественной

литературы:

Продолжать

развивать

интерес

детей

к

художественной и познавательной литературе. Побуждать рассказывать о своем восприятии

конкретного поступка литературного персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы

поведения героев произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать

отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой

замысел.

Коммуникация:

развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы,

высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми

разнообразными впечатлениями.

Здоровье: физкультминутки, игры малой подвижности. Знакомить с основами техники

безопасности при работе с клеем, пластилином и правилами поведения в организованной

деятельности.

Музыка: Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на

нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической - народной и

современной музыкой.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное

отношение к материалам и инструментам. Развивать умение доводить начатое дело до конца.

Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить с

наиболее экономными приемами работы. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий:

художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства

6

1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Этапы

Содержание этапа

Сроки реализации

Информационно-

аналитический этап

анализ литературы;

сбор информации;

диагностика детей;

анкетирование

педагогов,

родителей;

анализ

художественно-

развивающей среды;

разработка

перспективно-

тематического планирования;

создание материальной базы.

2021-2022 учебный год

Организационно-

исполнительный этап

В

единой

системе

проводятся

практические

занятия

с

детьми,

педагогами и родителями.

На этапе разработки

программы

Контрольно -

диагностический этап

Проводится итог работы по программе,

мониторинг

развития

художественно-

творческих способностей детей.

2020-2021 учебный год

7

1.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Организационные особенности программы:

Программа ориентирована на младший возраст детей с учётом их психологического и

физиологического развития. Программа рассчитана на 1 год обучения. Непосредственно -

образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 62 занятия в год.

Длительность 15 минут, с группой детей в 10 человек.

Основными формами проведения занятий являются совместная деятельность педагога и

ребенка, самостоятельная деятельность ребенка, индивидуальная работа с детьми. При планировании

учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их подготовленность, учитываются

интересы, как отдельных детей, так и группы в целом.

От качества сотрудничества между специалистом и ребенком в процессе занятия

изобразительной деятельностью зависят его положительные результаты. Таким образом, педагог

должен соблюдать последовательность действий, состоящую из нескольких этапов.

Диагностический этап - педагог выясняет, что знает и умеет ребенок, а также уровень его

развития и психологические особенности.

Коммуникативный этап - педагог налаживает психологический контакт с ребенком.

Практический этап - педагог руководит процессом освоения ребенком изобразительной

деятельности. С первых занятий необходимо стимулировать стремление детей к самостоятельности,

творческой активности - поощрять за инициативность, экспериментирование с художественными

материалами,

нестандартное

воплощение

художественного

образа.

Возникшие

у

ребенка

затруднения надо решать индивидуально, исходя из его творческого замысла и способностей.

Завершающий этап - признания и внимания. Создание для ребенка атмосферы радости от

выполненной работы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие

успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-

вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности. Дети отмечают,

обсуждают понравившиеся образы, элементы, способы изображения, делятся впечатлениями,

рассказывают о своем рисунке. Анализ учит ребенка задуматься над тем, что у него получилось, как

рисунок выглядит среди работ других детей.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

вводная часть - организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового

материала, мотивация; основная часть - практическая - самостоятельная, творческая деятельность

детей под руководством специалиста, специалистом ведется индивидуальная работа по раскрытию

замысла каждого ребенка; заключительная часть - анализ детских рисунков (рассматривание

рисунков, положительные высказывания детей и специалиста о проделанной работе).

Схема и методика проведения занятий по образцу

Вводная часть

Вступительная

беседа

о

нетрадиционной

технике

рисования

или

нетрадиционным

материалом,

с

которым

предстоит

работать.

Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной

технике с комментариями специалиста. Мотивация.

Основная часть

Самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы

специалист напоминает детям последовательность выполнения техники

рисования, осуществляет контроль за её выполнением. Специалист помогает

детям в осуществлении их замысла.

Заключительная

часть

Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения

техники рисования. Уборка рабочего стола.

8

Схема и методика проведения занятий по замыслу

Вводная часть

Создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая

ситуация,

художественное

слово,

рассматривание

иллюстраций).

Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в

нетрадиционной технике.

Основная часть

Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления

замысла.

Самостоятельная

творческая

деятельность

детей.

Индивидуальная работа со стороны специалиста за выполнением

техники рисования, раскрытию замысла.

Заключительная

часть

Анализ

и

положительная

оценка

детских

работ

с

учетом

индивидуальных возможностей детей. Уборка рабочего стола.

9

1.6. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и

психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность;

более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение

этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В

разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном

поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу

неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними

предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным

содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-

заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются

игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом

возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом

возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в

изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже

могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо

копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по

контурам.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования

ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого

результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между

предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно

наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

10

1.7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

- Сформировано представление о нетрадиционных техниках рисования.

- Освоены некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу

программы), способы создания изображения.

- Создает простейшие изображения на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.

- В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы,

размеры, цвета.

Личностные результаты

- Владеет приемами работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным

материалами, согласно возрасту.

- Различает, выделяет некоторые предметы народных промыслов (игрушки, украшенные

предметы), их назначение, материалы, из которых изготовлены некоторые предметы.

- Различает и верно называет основные цвета, формы, проявления величины, пространственные

отношения.

- В процессе собственной деятельности выбирает при помощи взрослого и правильно использует

материалы и инструменты.

Метапредметные результаты

- Выражает способность слушать собеседника и вести диалог.

- Эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому предмету,

рисунку, изобразительным материалам; видит некоторые эстетические проявления, средства

выразительности.

- При сопровождении взрослого принимает участие в создании коллективных творческих работ

(совместных композиций), наблюдает за действиями других детей, испытывает совместные

эмоциональные переживания (общая радость).

- Освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (рисовании) и

применяет их в совместной со взрослым, коллективной и самостоятельной деятельности

- Сформировались любовь и уважение к изобразительному искусству.

11

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематика

предлагаемых

детям

занятий

разнообразна,

предусматривает

развитие

и

усложнение

образного

решения,

разнообразны

и

формы

выполнения

изображений

(индивидуальная работа и коллективные композиции). Есть многообразие и в предлагаемых детям

изобразительных материалах. Это обогащает художественные представления детей, способствует

их эстетическому развитию.

Методика работы построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяет

в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче

образов предметов, используя доступные изобразительные средства: цвет, линию, форму,

композицию и различные материалы – карандаши, краски, бумагу и т.д.

С целью углубления воображения детей, расширения их представлений о мире, обогащения

творчества во взаимосвязи с изобразительной деятельностью используются дидактические игры.

Занятия по изобразительной деятельности предполагается проводить два раза в неделю,

предварительная работа с детьми проводится воспитателем в соответствии с перспективным

планом по программе «Цветная палитра». Умения и навыки, полученные в процессе специально

организованного обучения, закрепляются в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми,

в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Все занятия построены с учетом возрастных особенностей детей. В первую очередь

осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни.

На

занятиях

включаются

элементы

музыкальной,

художественно

-

речевой,

театрализованной деятельности, которые объединены вокруг основного стержневого вида

деятельности – изобразительной, и которые помогают более широкому, глубокому осмыслению

образов и их созданию разными выразительными средствами. В этой интеграции изобразительное

творчество выступает главным аспектом, а в качестве дополнительного - художественная

литература, природа, игра.

Предлагаемые подходы и методы работы с детьми основаны на уважении личности ребенка,

внимательном отношении к его интересам и потребностям, заботе о его эмоциональном

благополучии. И построены на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете

уровня его возможностей.

Таким образом, при целенаправленном знакомстве с искусством, где дети видят результат

своего творчества и творчества художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов достигается

полноценное восприятие и понимание искусства, особенностях его языка - это средства

выразительности, материалов.

Те навыки и умения, которые дети приобретают на занятиях, изобразительного искусства

они применяют и в школе. Именно этот аспект представляется важным, так как такие занятия по

эстетическому воспитанию дают возможность продолжить умение детей мыслить образно,

разнообразно, эмоционально; положительно реагировать на окружающий мир; развивается

память, включается воображение и фантазия.

12

Техники нетрадиционного рисования

Возраст

Нетрадиционные техники

Младшая группа

рисование пальчиками

рисование ладошками

рисование тычками из поролона

ватными палочками

печатание листьями

рисование свечой

тычок жесткой полусухой кистью

печать поролоном

печать пробками

восковые мелки + акварель

свеча + акварель

отпечатки листьев

рисунки из ладошки

рисование ватными палочками

волшебные веревочки

Точечный рисунок

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материал: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных

палочек.

Способ получения изображения:

Ватная палочка окунается в густую краску. Далее палочку держим вертикально к листу, и

точечками рисуется контур изображения. Затем тем же способом заполняем пространство

рисунка. Каждая новая краска берется новой палочкой. Малышам дают листы бумаги с

уже нарисованным контуром.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы:

бумага, мисочки с разведенной краской гуаши, листья разных деревьев

(желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения:

ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, либо окунает лист в мисочку с

краской, держа его за черешок, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать

кистью.

Метод монотипии

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения:

Ребенку предлагается свернутый альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать

гуашевые пятна. Затем сложить листок по линии сгиба и прогладить рукой так, чтобы пятна

отпечатались на другой половине листа. Полученные симметричные пятна ребенку предлагается

рассмотреть и подумать, на что они похожи. Далее можно взять кисть, карандаш или фломастер и

дорисовать кляксу, чтобы получился предметный рисунок: животное, человек, сюжетная сценка

и пр.

Педагог складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине ребёнок рисует половину

изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части

13

предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.

Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких

украшений.

Рисование нитками

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага

Способ получения изображения:

опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться

сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым

листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно

прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают,

обводят и дорисовывают взрослые с детьми. После освоения этой техники с использованием

одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити. Чрезвычайно полезно

давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в

сочетании

с

изобразительной

будет

способствовать

интеллектуальному

развитию

детей

дошкольного возраста.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд.

Способ получения изображения:

ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной

щетке, держа её над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Поролоновый тычок

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона, закрученный на конце

карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.

Способ получения изображения:

ребенок обмакивает палочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно

обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.

Восковые мелки и акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения:

ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в

один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча и акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения:

Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать

целый сюжет). Затем дети младшего возраста закрашивают лист акварелью в один цвет.

Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы

появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисунок свечой остается белым.

Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а

затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его

весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или

полоски у тигра, клетки у жирафа.

Рисование на мокрой бумаге

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: бумага, краска, вода, кисть, губка, салфетки.

Способ получения изображения:

14

Лист бумаги смачивается чистой водой (тампоном, поролоном или флейцевой широкой

кистью), а потом кисточкой нанести изображение. Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут

на влажную салфетку. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней

неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Иногда

изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали,

необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка с разведенной краской гуаши, бумага

любого цвета и размера, смятая бумага (бумажные салфетки).

Способ получения изображения:

ребенок окунает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Использовать эту технику лучше при создании

образов природы «Зелень деревьев», «Тучки», «Лужицы кругом» и др.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: гуашь, бумага любого цвета и размера, пробки.

Способ получения изображения:

ребёнок опускает пробку в краску и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняется пробка.

15

2.2 ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Изобразительная деятельность имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка

об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью,

конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и

приемов работы с ним.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы

детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Основные формы совместной деятельности детей:

«совместно

индивидуальная»,

«совместно

последовательная»

и

«совместно

взаимодействующая».

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности

вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа

каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в

зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем

лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка,

а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной

формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в

коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта

совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда

результат

действий одного

участника находится

в тесной

взаимосвязи от результатов

предыдущего и последующего участников.

в)

«Совместно –

взаимодействующая» -

работа выполняется

всеми участниками

одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Овладение техникой должно быть, с одной стороны, целенаправленным, т.е. дети должны

иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой –

обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным

техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности,

творческой непредсказуемости.

Необходимо

стимулировать

интерес

детей,

предлагать

технику

сначала

экспериментально. Только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами

конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические

особенности для получения оригинального рисунка. И чем раньше это сделать, тем эффективнее

он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на

занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи

дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и

приглашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно

почувствовать себя значимыми;

16

музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать

приемы изображения.

Положительным моментом в этих занятиях является и то, что воспитатель может осуществить

индивидуальный подход к ребенку: подсаживаясь то к одному, то к другому, она может

поговорить с каждым, помочь ему быстрее овладеть необходимыми навыками, нарисовать что -

нибудь ребенку, который сам не умеет, и таким образом заинтересовать его рисованием.

Ввиду того что дети в этом возрасте быстро переутомляются, длительность занятий

зависит от поведения самих детей, их активности и заинтересованности.

Все вопросы и указания воспитатель должен делать очень умело, чтобы не подавлять, а

наоборот, поощрять самостоятельность детей.

С первых занятий нужно вырабатывать у ребенка внимательное отношение к своему

рисунку и к рисунку товарища. Также надо следить за тем, чтобы ребенок правильно использовал

бумагу, иначе в дальнейшем его трудно будет этому обучить.

Воспитательным

моментом

является

показ

рисунков

самими

детьми

взрослым,

приходящим в группу, и родителям. При этом ребятишки проявляют много интереса, радости,

возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы

использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них

знания, умения, навыки.

Основной формой обучения детей рисованию являются занятия, на которых

применяются различные методы работы:

Методом

наблюдения

представляет

собой

«промеривание»

возможных

действий,

осуществляемых в плане восприятия, к свойствам и отношениям объектов (форме, величине,

цвете), позволяет выполнить реальное действие без практического «нащупывая».

Обращая

внимание на красоту природы, малыш выражает удивление и восхищение и проявляет больший

интерес к изображаемым предметам и явлениям.

Далее используется метод обследования предметов, который позволяет более тщательно

изучить объекты природы и обратить внимание детей не только на общие формы, но и отдельные

детали (например, форму и цвет каждой веточки дерева). Способность к анализу и умение видеть

целое и части является своего рода толчком для перехода ребенка от ассоциаций и первых опытов

на изобразительный этап. Благодаря этим нехитрым действиям формируется важнейшее

интеллектуальное понятие о строении вещества, его одновременной цельности и дискретности.

Путем проб и ошибок ребенок делает важнейшие открытия.

Последующий метод сравнения образов используется с целью установления идентичности

или неидентичности каждого из предъявленных для выбора детям объектов. Начальные моменты

процесса познания: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются

понятия качества и количества (определения предметов или явлений)» - способствуют развитию

восприятия у ребёнка.

Выявить уровень знаний воспитанников поможет метод опроса. Это даёт возможность не

спеша поговорить с детьми, выяснить, что привлекает их внимание, нравится.

Метод пояснения и вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами.

Продумываются вопросы для беседы о предметах и явлениях природы во время их

рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности их в определённой

17

последовательности. Вопросы направляют внимание детей не только на внешние признаки, но и

на связи одних предметов с другими.

Метод постановки задач проблемного характера требует нахождения самостоятельного

решения. Необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую

деятельность ребенка. Например, можно показать пару различных по форме предметов. В

самостоятельных занятиях у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения,

настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. Необходимо следить за тем, чтобы

самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили

начатую работу до конца.

Метод объяснения последовательности и способов выполнения работы. Показ и анализ

образца, выполнение воспитателем всех действий получения композиции применяются, когда

дети не имеют достаточного опыта рисования или впервые выполняют художественную

композицию и способы действий им незнакомы.

Наглядность при объяснении задания расширяет кругозор ребенка, развивает его память,

сосредоточенное внимание, умение рассматривать, подмечать детали, вызывает воспоминания

(узнают в изображении то, что когда-то видели, повторяют, что им рассказывали).

При выполнении коллективной композиции метод сотворчества позволяет детям быстро

«расти» и незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит –

ребёнка учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности.

Метод анализа. При обсуждении детских работ используются стихи, игровые методы и

приёмы. Рассматривая с детьми их рисунки, воспитатель использует метод поощрения – отмечает

тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то новое, свое. Доброжелательная оценка,

поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей.

В некоторых случаях используется метод

«пассивных движений», т. е. выполняет

действия рукой ребёнка. При этом не следует торопиться, малыш должен усвоить отдельные

движения, входящие в состав данных действий. Ведь ребёнку необходимо дать почувствовать

радость

достижения,

которая

возникает

в

результате

удавшегося

действия,

правильно

выполненного задания. Но они не всегда могут самостоятельно выполнить действие, показанное

воспитателем.

Метод повторения - практическое овладение операцией. В процессе многократных

упражнений ребёнок практически осваивает операцию (овладевает навыком). Происходит

постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания лишних движений и фиксации

правильных, адекватных.

Чтобы детям было интересно выполнять задание, воспитатель использует игровые методы.

Так, например, игрушечный котик в сапожках любит «грибной» дождик – нужно порадовать его и

нарисовать дождик. Игровые моменты на занятиях (сюрпризные моменты, физ. минутки) имеют

большое значение для физического и умственного развития ребенка. При этом он много двигается,

разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре

развиваются его память, внимание, воображение, сообразительность.

В

играх-занятиях

педагог

целенаправленно

воздействует

на

детей,

придумывает

содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и

учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту

малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы

(восприятие, мышление, речь и т.д.) Особенность занятий в игровой форме заключается в том, что

усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и

18

не требует приложения больших усилий, т.к. задействованными оказываются непроизвольное

внимание и запоминание.

Таким образом, используя эти методы на каждом занятии, в различных сочетаниях, подбор

их определяет форму организации изобразительной деятельности на занятии: рисование по

образцу, по замыслу, по теме, условиям, использование того или иного метода рисования

обуславливается, во- первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их умениями.

Методические рекомендации в организации творческого процесса

При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приемами необходимо

соблюдать следующие правила:

Содержательная

составляющая

должна

быть

интересна

для

детей,

формировать

художественно-творческие способности;

Предоставление

разнообразных

форм

искусства

с

ознакомлением

изобразительной деятельности:

- картин и репродукций художников;

- произведений декоративно-прикладного искусства: дымковская роспись, вышивка,

кружево, деревянная и глиняная игрушка, посуда;

- иллюстраций к книгам и сказкам;

Применение комплексного воздействия разных видов искусства на сознание ребенка

(изобразительное, декоративное, музыкальное, литературное);

Организация занятий по принципу «заинтересованного общения»;

Включать в педагогический процесс разнообразные игровые приемы, ситуации;

Использовать нетрадиционные приемы и техники в изобразительной деятельности;

Включать в занятия прослушивание музыкальное и литературное в зависимости от темы

занятий, драматизацию, мини-спектакли;

Использовать элемент неожиданности, когда дети рисуют не только в изостудии на

привычном месте, но и выход в зимний сад; рисование с натуры: натюрморт, деревья, комнатные

растения; в летний сезон - выход на пленэр;

Использовать в предварительной работе с детьми экскурсии в выставочный зал,

художественную школу, мини-экскурсии по выставочной галерее;

Внимательное и тактичное отношение, уважение к творчеству ребенка;

Завершать занятия выставками детских работ:

- результаты одного занятия;

- выставки, посвященные определённым темам (природа в разное время года, сказок,

узоров и др.);

- персональные выставки детей «Юный художник»;

- постоянные и кратковременные выставки.

19

2.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения

детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности

детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются

элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Младшая группа - количество занятий

в

неделю 2, в

месяц 8.

В

год

проводится 62

занятия. Длительность занятия в младшей группе -15 мин.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой

работы

Процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на

основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе

бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и

приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к

миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по-особенному смотреть на все их

окружение, прививать любовь ко всему живому.

В работе используются такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия

по сказкам, наблюдения, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный,

словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они

учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе

работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному

рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более

сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые

необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник

изображения;

от

индивидуальной

работы

к

коллективному

изображению

предметов,

сюжетов

нетрадиционной техники рисования.

20

Тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Дары осеннего леса

(октябрь)

1.1

Вводное занятие «Ветка рябины»

1

0.25

0.75

1.2

«Грибы на лесной полянке»

1

0.15

0.85

1.3

«Компот и варенье в баночках»

1

0.15

0.85

1.4

«Листопад»

1

0.15

0.85

1.5

«Яблоко сладкое, красное»

1

0.15

0.85

1.6

«Ежик»

1

0.15

0.85

1.7

«Листопад» (коллективная работа)

1

0.15

0.85

1.8

«Ласковый котёнок»

1

0.15

0.85

Диагностика

Итого по разделу:

8

Раздел 2. Мои игрушки

(ноябрь)

2.1

«Моя любимая игрушка»

1

0.15

0.85

2.2

«Колобок»

1

0.15

0.85

2.3

«Медвежонок»

1

0.15

0.85

2.4

«Наряды для кукол»

1

0.15

0.85

2.5

«Кукла Неваляшка»

1

0.15

0.85

2.6

«Зайка»

1

0.15

0.85

2.7

«Волшебный цветочек»

1

0.15

0.85

2.8

«Матрёшка»

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 3. Зимние фантазии (декабрь)

3.1

«Красивые снежинки»

1

0.15

0.85

3.2

«Снеговик»

1

0.15

0.85

3.3

«Дерево зимой»

1

0.15

0.85

3.4

«Звёздочки на небе»

1

0.15

0.85

3.5

«Дед Мороз»

1

0.15

0.85

3.6

«Дед Мороз»

1

0.15

0.85

3.7

«Ёлочка красавица»

1

0.15

0.85

3.8

«Ёлочка красавица»

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 4. Новогодняя сказка (январь)

4.1

«Новогодние игрушки»

(коллективная работа)

1

0.15

0.85

4.2

«Зимний лес»

1

0.15

0.85

4.3

«Зайка зимой»

1

0.15

0.85

4.4

«Снегопад за окном»

1

0.15

0.85

4.5

«Вьюга»

1

0.15

0.85

21

4.6

«Домик для снегурочки»

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

6

Раздел 5. Мои друзья (февраль)

5.1

«Плюшевый медвежонок»

1

0.15

0.85

5.2

«Лесное путешествие»

1

0.15

0.85

5.3

«Весёлая птичка»

1

0.15

0.85

5.4

«Маленький тигрёнок»

1

0.15

0.85

5.5

«Мои любимые рыбки»

1

0.15

0.85

5.6

«Весёлый друг»

1

0.15

0.85

5.7

«Дымковская игрушка»

1

0.15

0.85

5.8

«Ваза для друзей»

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 6. В морском царстве (март)

6.1

«Морские звёздочки»

1

0.15

0.85

6.2

«Весёлые осьминожки»

(коллективная работа)

1

0.15

0.85

6.3

«Золотая рыбка»

1

0.15

0.85

6.4

«Морской конёк»

1

0.15

0.85

6.5

«Ночь и звёзды»

1

0.15

0.85

6.6

«Бусы для дельфинчика»

1

0.15

0.85

6.7

«Морская травка»

1

0.15

0.85

6.8

«Лошадка»

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 7. Встречаем весну

(апрель)

7.1

«Весенняя капель»

1

0.15

0.85

7.2

«Солнышко весёлое» (коллективная

работа)

1

0.15

0.85

7.3

«Жар птица»

1

0.15

0.85

7.4

«Улитка на прогулке»

1

0.15

0.85

7.5

«Синички-невелички»

1

0.15

0.85

22

7.6

«Кто в каком домике живёт»

1

0.15

0.85

7.7

«Украсим кукле платьице»

1

0.15

0.85

7.8

«Закат»

1

0.15

0.85

Итого по разделу:

8

Раздел 8. Пробуждение природы

(май)

8.1

«Плывет, плывет кораблик»

1

0.15

0.85

8.2

«Плывет, плывет кораблик»

1

0.15

0.85

8.3

«Ласточка-певунья

на

цветущей

ветке»

1

0.15

0.85

8.4

«Ласточка-певунья

на

цветущей

ветке»

1

0.15

0.85

8.5

«Носит

одуванчик

жёлтый

сарафанчик»

1

0.15

0.85

8.6

«Божьи коровки»

1

0.15

0.85

8.7

«Бабочки над лугом»

1

0.15

0.85

8.8

«Радуга-дуга»

1

0.15

0.85

Диагностика

Итого по разделу:

8

Всего:

62

Календарный учебный график

Раздел

Наименование

контрольных

процедур

Сроки

Количество

занятий

Дары осеннего леса

Октябрь

8

Диагностика

Наши игрушки

Ноябрь

8

Педагогическое

наблюдение,

результаты

продуктивной

деятельности

Зимние фантазии

Декабрь

8

Новогодняя сказка

Январь

6

Мои друзья

Февраль

8

В морском царстве

Март

8

Встречаем весну

Апрель

8

Пробуждение природы

Май

8

Диагностика

Итого:

62

23

2.5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса,

который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической

части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются

адаптированная

диагностическая

методика

Волегова

Н.Р.

(Методическая

разработка

нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного

возраста)

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы

Уровни развития

Средний

Высокий

Техника

работы с

материалами

Дети знакомы с необходимыми

навыками нетрадиционной

техники рисования и умеют

использовать нетрадиционные

материалы и инструменты, но

им нужна помощь.

Самостоятельно используют

нетрадиционные материалы и

инструменты. Владеют навыками

нетрадиционной техники рисования и

применяют их.

Предметное и

сюжетное

изображение

Передают общие, типичные,

характерные признаки объектов

и явлений. Пользуются

средствами выразительности.

При использовании навыков

нетрадиционной техники

рисования имеют результат.

Умеет передавать несложный сюжет,

располагая их на листе в соответствии

с содержанием сюжета. Развито

художественное восприятие и

воображение. При использовании

навыков нетрадиционной техники

рисования имеют результат.

Проявляют самостоятельность.

Декоративная

деятельность

Различают виды декоративного

искусства согласно возрасту.

Умеют украшать предметы

простейшими орнаментами и

узорами с использованием

нетрадиционной техники

рисования.

Применяют полученные знания о

декоративном искусстве. Украшают

силуэты игрушек элементами

дымковской и филимоновской

росписи с помощью нетрадиционных

материалов с применением

нетрадиционной техники рисования.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – октябрь) и в конце

учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-

матрицу.

24

Ф. И. Ребенка

Техника работы

с материалами

Предметное и

сюжетное

изображение

Декоративная

деятельность

10

5

10

5

10

5

В

В

В

В

С

В

В

В

С

В

С

С

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний -

С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются

сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата,

формы и способы устранения недостатков.

25

2.6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Главной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и

психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение

условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи

воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его

появления на свет и на всю жизнь. На современном этапе, когда дошкольное образование

переходит на новую модель образования детей, зачастую можно встретить негативную реакцию со

стороны родителей по отношению к современным условиям содержания детей в детском саду,

чтобы не допустить распространения и усиления негативных реакций, педагогам дошкольных

учреждений необходимо выстроить эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.

Привлечению родителей воспитанников к совместному взаимодействию способствуют следующие

формы взаимодействия с семьями воспитанников:

изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (анкетирование, опросы,

беседы), обобщение и анализ полученной информации;

презентация родителям достижений воспитанников ДОУ;

размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников

на различные мероприятия ДОУ; вручение индивидуальных пригласительных родителям

воспитанников на выставки рисунков, поделок и т.д.;

проведение родительских собраний с включением открытых просмотров;

информирование родителей воспитанников

о ходе

образовательного

процесса

и

привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах, фестивалях ДОУ, города;

проектной деятельности; к посещению библиотек;

проведение консультаций для родителей воспитанников;

размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных

стендах;

привлечение родителей воспитанников к участию в конкурсах;

участие родителей воспитанников в презентации проектов воспитанников ДОУ;

оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах

в холле ДОУ;

награждение

участников

совместных

мероприятий

грамотами,

дипломами,

благодарственными письмами, призами;

создание банка презентаций лучших работ.

Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках программы

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

выполнения

«Развитие мелкой моторики рук

детей дошкольного возраста»

Информация на сайте ДОУ

Сентябрь

«Роль нетрадиционного рисования

в

развитии

детей

младшего

дошкольного возраста»

Родительское собрание

Октябрь

«Как часто рисует ваш малыш?»

Анкетирование

Ноябрь

«Развитие

творческих

Консультация в приёмной

Декабрь

26

способностей детей в игре и в

быту»

«Рисуем вместе с детьми»

Буклеты для родителей

Январь

«Необычными вещами мы рисуем

без труда»

Мастер-класс

Февраль

«Увлекательное рисование»

Папка-передвижка

Март

«Несколько советов по развитию

творческих способностей детей»

Памятки для родителей

Апрель

«Наш семейный портрет»

Выставка рисунков, выполненных в

нетрадиционных техниках,

изготовленных дома совместно с

родителями.

Май

«Методы нетрадиционного

рисования»

Консультация для родителей в

приёмной

Сентябрь

«Необычное рисование, как один из

способов развития творческих

способностей дошкольника»

Информация на сайте ДОУ

Октябрь

«Алло, мы ищем таланты…»

Конкурс совместных творческих работ

с детьми

Ноябрь

«Город на реке»

Открытый просмотр НОД (День

открытых дверей)

Декабрь

«О важности развития образного

мышления и формирования

графических навыков перед

школой».

Родительское собрание с

использованием ИКТ

Январь

«Организация самостоятельной

изобразительной деятельности

детей»

Буклеты-памятки для родителей

Февраль

«Волшебство на кухне» (рисование

крупами)

Мастер-класс

Март

«День Космонавтики»

Проведение выставки совместного

творчества детей и родителей

Апрель

«Мы рисуем в детском саду»

Стенгазета (совместная работа

педагогов)

Май

2.7. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

27

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии

личностного развития ребенка дошкольного возраста:

самостоятельность, инициативность, творчество.

Основным

принципом

дошкольного

образования

согласно

ФГОС

является

построение

образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при

котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных

отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые

дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Возможность

играть,

рисовать,

конструировать,

сочинять

и

прочее,

в

соответствии

с

собственными

интересами.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая

является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной

ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых

ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей –

«проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу,

развивать

себя

как

личность

это:

игра;

познавательно-исследовательская

деятельность;

продуктивная

деятельность;

коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития

инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие

личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в

общении, экспериментировании. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима

самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в

себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.

Для развития детской инициативности нужно:

1.Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:

- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе

ребенка деятельности по интересам;

- выбор ребенком сотоварищей;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Образовательная

и

игровая

среда,

должна

стимулировать

развитие

поисково-

познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и

долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал,

вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой

деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

28

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо

научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не

преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать

условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и

здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные

моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка

создавать для него все необходимые условия;

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

29

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы используются средства, предусмотренных сметой

расходов учреждения.

Для проведения занятий требуется: помещение с хорошим освещением, технические

устройства (компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр), подборка релаксирующей

музыки.

Изобразительный материал:

Традиционный материал - гуашь; акварель; кисти широкие, узкие и жесткие; цветные

восковые карандаши; цветная бумага; бумага для рисования разных форматов и оттенков,

карандаши и т.д.

Нетрадиционный - осенние сухие листья; воск (свеча); бусины разного размера;

разнообразный сыпучий материал; разнообразные пустые коробочки, трубочки для печатанья;

ватные палочки; трубочки для коктейля; кусочки поролона; пластилин, губки для закрашивания

больших пространств.

Иллюстративный ряд: иллюстрации известных художников; образцы, выполненные в

нетрадиционной технике, нетрадиционным способом.

Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, иначе снизиться

ценность самой работы и ее результат. Перечень и количество материалов на учебный год

используемых в работе:

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

1.

Папка для черчения А4, 10 листов, плотность 180 г/м2, без

рамки, бумага ГОЗНАК ГОСТ 597-73

58 папок

2.

Кисти мягкие круглые «Колонок» № 3

10 штук

3.

Кисти мягкие круглые «Колонок» № 8

10 штук

4.

Кисть плоская щетинная № 10

10 штук

5.

Стаканы для промывания кистей (двойные)

10 штук

6.

Краски гуашевые «Гамма» (12 цветов)

10 коробок

7.

Краски акварельные «Медовые» (12 цветов)

10 коробок

8.

Карандаши цветные «Кедр» (12 цветов)

10 упаковок

9.

Мелки восковые (12 цветов)

10 упаковок

10.

Фломастеры (12 цветов)

10 упаковок

11.

Карандаши простые графитные мягкие.

10 штук

12.

Ластик

10 штук

13.

Салфетки влажные (по 120 шт в упаковке)

5 упаковок

14.

Точилка для карандашей механическая.

1 шт.

15.

Гуашь белила цинковые 500 мл (дополнительно)

1 банка

16.

Палитры

10 шт.

3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

30

Педагогические условия,

необходимые для эффективного художественного воспитания,

обучения и развития детей дошкольного возраста:

1)

формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной

творческой деятельности детей;

2)

создание развивающей среды для занятий по рисованию и самостоятельного детского

творчества;

3)

ознакомление

детей

с

основами

пейзажной

живописи

в

среде

дошкольного

образовательного учреждения и на участке.

Программа включает систематизированный комплекс учебно-методических материалов:

разработки занятий по изобразительной деятельности для возрастных групп 4-7 лет.

В качестве дидактического материала используются:

Репродукции картин художников, образцы детских работ;

Дидактические игры по разным направлениям изобразительного искусства;

Наглядные пособия, наброски, схемы последовательности рисования;

Методическая литература;

Папки с вариантами изображений объектов живой и неживой природы;

Подборка портретов художников;

Папки загадок, пословиц, поговорок, русских народных сказок, книг; русских писателей и

поэтов о природе;

Тематические плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки;

Альбомы для рассматривания, раскраски и тетради для развития мелкой моторики рук;

Папки физкультминуток и упражнений (для детей с нарушениями зрения), пальчиковая

гимнастика.

3.3. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

31

Для детей с нарушением зрения характерна обыденность рисунка из-за худшего зрительного

восприятия. Детям надо больше времени для рассмотрения предмета, т. е. У ребёнка плохо развит

зрительный образ (он не представляет детально тот предмет, который должен нарисовать).

Поэтому интерес к изобразительной деятельности часто отсутствует («У меня не получается», «Я

делать не хочу»).

Изобразительная деятельность используется как средство коррекции всей личности, в том

числе и недостатков зрительного образа, предметной деятельности и т. д., без специальной

целенаправленной коррекционной работы практически обучить детей изображению предметов

удаётся только в отдельных случаях. В этой связи особую значимость, особенно в младшем

возрасте, приобретает предварительная работа, то есть обучение процессу обследования предмета.

Ребёнок должен чётко понять строение объекта, уметь разложить его на составные части. Педагог

учит анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов – прежде всего формы

основных деталей, цвета каждой детали. Особое внимание уделяется величине.

1. Начинать эту работу надо с того, чтобы для каждого ребёнка с недостатками зрения

определить место на занятиях. При светобоязни ребёнка нужно посадить так, чтобы не было

прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают

первые места. При сходящемся косоглазии ребёнку следует найти место в центре. При разной

остроте зрения обоих глаз

(т. е. при разных зрительных возможностях) ребёнка сажают лучше видящим глазом ближе

к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к

детям.

2. Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определённых

размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную

индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребёнка (острота

зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.)

3. При

демонстрации

цветных

изображений

должны

соблюдаться

определённые

требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета

(помидор – красный, огурец – зелёный, репка – жёлтая, и т. д.). Особенно это важно на начальных

этапах работы с ребёнком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона

предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта».

4. При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой

зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание

и смысл сюжета.

5. Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать

не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще

использовать контур для того или иного объекта и указку.

6. В дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка

падает на зрительное восприятие ребёнка, поэтому необходимо ограничивать его непрерывную

зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.

7. Для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть

вертикальной или горизонтальной, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся

косоглазии – горизонтальная, а при сходящемся – вертикальная) и от нозологической формы

глазной патологии (при афакии, близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости –

32

горизонтальная). Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен

постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.

8. У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по

сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и

повторного рассматривания предъявляемого материала.

9. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является

проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить

специальную гимнастику для глаз. Можно использовать следующие упражнения: «Буратино

потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо,

влево повернулся. Вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы смотрят вправо, влево, вниз,

вверх) и на место тихо сел».

10. Иногда на фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения,

направленные на улучшение кровообращения всех структур и оболочек органа зрения. Например,

«Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают веками), закачалось деревцо (не поворачивая головы,

смотрят влево, вправо), ветер тише, тише, тише (медленно приседают, глаза опускают вниз),

деревца всё выше, выше. (Встают, глаза поднимают вверх.)

11.

Физкультминутки рекомендуется проводить в игровой форме и музыкальным

сопровождением, с учётом возрастных и зрительных особенностей. Например, для детей 3 - 4 лет

желательно использовать игру: «Мальчик-пальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил. – С

этим братцем воду пил. – С этим братцем щи варил. - С этим братцем кашу ел. - С этим братцем

песню пел» (дети рассматривают каждый палец под аккомпанемент весёлой детской песенки в

грамзаписи).

Дети с нарушениями зрения идут учиться в массовые школы: их зрительные возможности

позволяют это.

Коррекционная направленность занятий по изобразительной деятельности у дошкольников

с нарушением зрения.

Задачи изобразительной деятельности:

всесторонне развитие личности, эстетическое воспитание;

коррекция зрительной функции;

связь с лечебно-коррекционной работой, так как навыки, полученные в изобразительной

деятельности, необходимы в работе детей на аппаратах;

развитие мелкой моторики;

развитие глазодвигательной функции, сопряжённой с движением руки;

закрепление умения фиксировать взор;

обучение правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в

практической деятельности;

развитие умения правильно передавать форму предметов, цвет, величину;

развитие пространственного представления детей;

закрепление знаний цветов радуги;

закрепление умений самостоятельно получать цвет и его оттенки;

формирование представления о тёплых и холодных тонах;

учить воспроизводить изобразительные средства перспективы.

Рекомендуемые игры и упражнения по изо деятельности для коррекции зрения у детей.

1.

«Обведи по контуру через кальку»

2.

«Наложи на контур цветное изображение или чёрный силуэт»

33

3.

«Нарисуй по трафарету»

4.

«Обведи по контуру»

5.

«Закрась контур изображения»

6.

«Дорисуй половину»

7.

«Подбери все предметы одного цвета»

8.

«Составь узор из готовых форм»

9.

«Повтори узор»

10. «Что хотел нарисовать художник?»

11. «Разрезные картинки»

12. «Волшебные палочки»

13. «Дорисуй картинку»

14. «Узнай по силуэту»

15. «Светлее – темнее»

16. «Закончи узор на коврике»

3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

34

Одним из важных условий освоения содержания образовательной области «Художественно-

эстетическое развитие» детей дошкольного возраста является создание развивающей предметно-

пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Главным образом, развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации

должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для

совместной

деятельности

взрослого

и

ребенка,

и

самостоятельной

деятельности

детей,

отвечающей потребностям детского возраста. Пространство группы следует организовывать в

виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим

количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее

оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация

пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в

течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с

учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков должно меняться в соответствии

с тематическим планированием образовательного процесса.

Принципы оформления групповых помещений:

Чистота помещения;

Педагогическая целесообразность (работы должны быть размещены на том уровне, для

кого они предназначаются, для чего оформлены эти работы и какой педагогический эффект мы

хотим получить).

Содержание оформленных работ должно быть связано с развитием эстетического

восприятия ребёнка и развитием его личности.

Педагогические требования, предъявляемые к эстетике:

Соответствие программ, по которым осуществляется воспитание ребёнка;

Соответствие возрастным возможностям восприятия ребёнка;

Способность развитию ребёнка;

Эстетические требования:

Решение группы по цвету (насколько осуществлён целостный образ помещения,

насколько гармоничен - размещение мебели композиционно);

Единство материала (синтетика, дерево)

Единство стиля (классический, народный, смешанный – насколько оправдан);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35

Использование

нетрадиционной

техники

рисования

стимулирует

художественно-

творческое развитие малышей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков

детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает

воспитанников от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение,

обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание

индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей,

педагог дает

возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и

непринужденно

дошкольники

пользуются

всеми

нетрадиционными

техниками,

развивая

фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи

развития

психических

познавательных

процессов:

восприятия,

воображения,

мышления,

внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры

пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться

на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с

помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с

различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков,

который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике

необходимо использовать для полноценного развития детей.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и

передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям

возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного

несет радость, дает новый толчок к творчеству.

ЛИТЕРАТУРА

36

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез;

М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

3. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

4. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.

Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.

5. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009

6. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по

изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2008.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,

2008. - 192с.: цв.вкл.

9. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

11. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО

«Попурри», 2005. – 256с.

12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты

занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -

144с., 16 л. вкл.

13. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

14. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных

учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.

15. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. –

112 с.

16. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части).

Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

17. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

18. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

19. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

20. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 87.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

37



В раздел образования