Напоминание

Формирование умения работать с текстом и развитие вербальных способностей.


Автор: Семенская Елена Дмитриевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ЧОУ "ШКОЛА НАРОДНОГО ИСКУССТВА ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование умения работать с текстом и развитие вербальных способностей.
Раздел: полное образование





Назад




Формирование умения работать с текстом и развитие вербальных

способностей.

Семенская Е.Д., учитель биологии ЧОУ «Школа народного искусства императрицы

Александры Федоровны» г. Санкт-Петербург

Современное общество предъявляет все более высокие требования к ученику, как

личности, способной активно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях

социально-экономической среды, умеющей решать те или иные жизненные проблемы.

Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его

необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. Современные

педагогические технологии являются эффективным средством развития самостоятельной

познавательной активности школьников.

Их использование предполагает, что учащиеся подготовлены к самостоятельной работе

как репродуктивного, так и поискового характера, у них сформированы общеучебные

навыки и умения.

Биология – это одна из наук, где можно качественно формировать все виды

компетентностей. Она наиболее близка по своему содержанию к выполнению этой задачи.

Наука обучает законам окружающего природного мира, ставить перед человеком

глобальные экологические проблемы для разрешения, знакомит с возможностями

организма, имеет огромный практический потенциал, связана с большим количеством

других наук, помогает формировать мировоззрение, обладает многочисленными фактами,

развивающими интерес школьника. Экология, психология и физиология человека как

разделы биологии с учетом компетентно-ориентированного подхода, способны повлиять

на изменение мировоззрения учащихся в сторону его экологизации

(последовательное внедрение идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды

в чье-либо мировоззрение, в сферы законодательства, управления, разработки технологий,

экономики, образования и т. п.) и культуризации (повышение культурного уровня

отдельного человека, общества; система мер, направленных на достижение этой цели).

Содержание образования должно учитывать познавательные возрастные и

индивидуальные особенности школьников. В зависимости от характеристик их

психофизического развития отличаются и виды восприятия, способы усвоения

информации. Можно выделить людей с визуальным и кинетическим восприятием, с

развитием определенного типа интеллекта или же с одновременным развитием

нескольких типов, с различными возможностями усвоения информации, формирования

навыков и умений.

Признание другими школьниками творческого потенциала позволяет ученику

повысить свою самооценку и, как результат, может возникнуть стимул к дальнейшему

активному участию в обучении, а значит, появится мотивационный компонент умения

самостоятельно учиться, то есть будет формироваться самообразовательная

компетентность. Мотивы направляют, организуют познание, придают ему личностное

значение. И именно мотивация, обусловленная познавательными интересами и

интеллектуальной инициативой, является наиболее значимой для эффективной учебной

деятельности.

Виды интеллектуальной деятельности на уроке с учетом индивидуальных

особенностей учащихся.

Тип интеллекта

Виды

деятельности

учащихся

на

уроке

Вербально-лингвистический

Подготовка учащимися сообщений,

докладов, рефератов с их последующей

защитой,

лекции,

составление

планов,

работа

с

учебником

и

справочной

литературой,

постановка

устных

и

письменных вопросов с ответами на них,

написание

рассказа,

конспектирование,

устные и письменные фронтальные и

индивидуальные опросы

Логико - математический

Составление таблиц, схем, графиков,

подготовка и проведение экспериментов,

подготовка

тестов,

тестирование,

нахождение

межпредметных

связей,

составление

кроссвордов,

предметных

диктантов,

сравнение

и

анализ

с

формированием выводов

Визуально-пространственный

Экскурсии,

практические

и

лабораторные

занятия,

использование

таблиц

и

рисунков,

копирование

визуальной информации, использование

цвета, подготовка плакатов, рисунков по

учебному

материалу,

оформление,

предметных

стендов,

использование

дидактического материала,

графические

конспекты

Моторно-двигательный

Применение

пространственных

моделей

в

движении,

использование

кинофильмов, диафильмов, компьютерных

технологий,

использование

физкультурных

минут,

овладение

практическими умениями и навыками

Музыкально - ритмический

Использование оттенков интонации

при

объяснении

нового

материала,

проведении

лекций,

использование

магнитофонных

записей,

использование

музыкальных

и

литературных

произведений

Остановимся подробнее на вербально-лингвистическом интеллекте, который «несет

ответственность» за все многообразие устной и письменной речи, включая способности к

грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству, и даже юмору.

Не все учащиеся в равной степени обладают этими способностями. Но их развитие

крайне важно, так как умение работать с книгой, с учебником школьнику нужно не только

для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности, неизбежно связанной

с необходимостью повышать свою квалификацию путем самостоятельного приобретения

знаний. Работе с учебником, дополнительной литературой должно уделяться

исключительное внимание: она проводится на основе уровневой дифференциации.

Технология опыта

Обучение приемам работы с текстом учебника

Умение работать с книгой, с учебником школьнику нужно не только для успешного

обучения, но и для будущей трудовой деятельности, неизбежно связанной с

необходимостью повышать свою квалификацию путем самостоятельного приобретения

знаний. Работе с учебником должно уделяться исключительное значение: она проводится

на основе уровневой дифференциации.

Базовый уровень формирования умений учащихся в работе с текстом учебника

1. Прочитать обязательную часть статьи. Понять каждое слово, если встретится

непонятное слово, найти его объяснение в тексте или в сноске в конце параграфа.

2. Прочитать текст повторно по выделенным частям параграфа.

3. Пересказать текст по отдельным частям.

4. Еще раз бегло прочитать текст.

5. Прочитать дополнительную часть статьи.

6. Выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа.

Работа с учебником может быть весьма разнообразной и производиться на разных

этапах обучения: при изучении нового материала, при обработке и закреплении знаний и

умений.

Объяснительное чтение

Основная цель: сообщение новых знаний, достижение навыков глубокого и

сознательного понимания изучаемого материала учащимися. При выборочном чтении

производится отбор и выделение необходимого материала для ответов на вопросы,

выводов, определение понятий, классификация предметов и явлений. (Приложение № 1)

Обучение умению составления плана

План – точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в

тексте. Обучая учащихся составлению плана прочитанного, необходимо учить их отвечать

по плану. Иногда следует предлагать учащимся такой вид работы с текстом учебника:

написав на классной доске перечень вопросов, соответствующих пунктам плана данной

статьи, учитель предлагает ученикам найти ответы на эти вопросы. Очень важно научить

школьников анализу текста для выявления особенностей компонентов природы,

отдельных материков. Для этого необходимо прочитать текст и определить по нему

особенности. (Приложение № 2)

Обучение умению классифицировать

Умение классифицировать относится к общепринятым интеллектуальным умениям.

Первоначально необходимо научить детей группировать объекты. Для этого необходимо

найти основания для их объединения в группы, т.е. выделить общие между объектами.

(Приложение № 3)

Систематизация

Систематизация – мыслительная операция по сведению знаний в единую систему.

Система – совокупность множества элементов, которые вместе составляют единое целое.

Существуют систематизации знаний: структурные схемы, показывающие систему знаний

по предмету; план изучения темы; выделение ведущих понятий, законов, теорий,

установление связей между ними; выделение главного и обобщения; логические опорные

схемы; взаимосвязь нового материала с изученным ранее; задание на изложение

учащимися знаний с разной целью. Таблицы – это одно из простых и эффективных

средств для систематизации учебного материала. Они дают возможность кратко

передавать основное содержание текста и одновременно сравнивать несколько объектов

между собой, а это облегчает осознание и запоминание изучаемого материала. Умение

читать, анализировать, заполнять и составлять таблицы имеет и практическое значение,

поэтому приобрести такие умения учащиеся должны в школе. (Приложение № 4)

Обучение умению составлять схемы

При подготовке учащихся к самостоятельному получению знаний, необходимо

развивать умение и навыки работы со схемами учебника. Схемы, особенно их

составление, позволяют развивать логическое мышление учащихся, закреплять

полученные знания. Построение схем дает возможность последовательно знакомиться с

изучаемыми процессами и явлениями. (Приложение № 5)

Обучение умению находить причинно-следственные связи

На основе текста учащиеся учатся находить причинно-следственные связи. Объяснение

не всегда нуждается в доказательствах, поэтому использование объяснительного текста –

это работа с доказательствами. Эта работа ведет к развитию у школьников умения четко и

обоснованно высказывать свои мысли. (Приложение №6).

Любой учитель, ориентированный не только на информационное обогащение своих

учеников, ни на их интеллектуально-творческое развитие, стремиться разнообразить

учебные задания. При этом должна учитываться направленность учебных заданий на

развитие разных сторон интеллектуально-творческой сферы личности.

В данной статье делается акцент на развитие вербально-лингвистического интеллекта,

который «несет ответственность» за все многообразие устной и письменной речи,

включая способности к грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству, и

даже юмору.

Учащиеся имеют разные способности и уровень развития интеллекта. Но развивать это,

несомненно, необходимо.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Чтобы нас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Мы должны ясно осознавать, что

собираемся сказать. Нужно выбирать такие слова, чтобы наша мысль была верной и

понятной.

Речь является важнейшей способностью человеческой психики, отличающей ее от

психики животных. С помощью речи человек сообщает другому или принимает от

другого информацию. Содержанием высказываний может стать мысль, переживаемые

чувства, намерения, побуждение другого к действиям и т.д.

В речевом (вербальном) процессе выделяют два взаимосвязанных аспекта: понимание

речи другого (собеседника, лектора., написанного текста) и высказывания (реплики,

монологи), обращенные к другому.

Для развития вербальных способностей учителю необходимо работать в следующих

направлениях:

- понимание смысла отдельных биологических терминов;

- разгадки значений терминов, представленных на латинском языке;

- понимание смысла целостных фраз или текстов;

- поиск звуковых аналогий в обозначении растений и животных;

- поиск слов или фраз по заданному шифру – анаграммы, ребусы, головоломки;

- проговаривание и правописание терминов;

- морфологический и лексический анализ терминов;

- подбор терминов по темам;

- конструирование предложений, текстов с использованием специальных понятий;

- составление целостных высказываний: на уровне предложения и на уровне текста.

Приложения

Приложение № 1

Объяснительное чтение

Нахождение необходимых сведений.

При изучении темы «Жизнь на разных материках» предлагается прочитать пункт «Антарктида» на

странице 117 и ответить на вопросы:

1)

Каков климат на материке?

2)

Какие животные и растения там обитают?

3)

Подумайте, какие приспособления к жизни имеют животные в таких условиях.

Эта работа помогает лучше усвоить и запомнить материал.

Необходимо обращать внимание на такие важные приемы работы с текстом, как логический

анализ текста: нахождение главного, выделение логических частей, выделение текста на основной

и пояснительный, составление плана.

Для этого используются упражнения:

Выделение главной мысли. Прочитайте текст, выделите самое главное. Слабые учащиеся

выбирают и читают предложение из текста.

Выделение логических частей. Предлагается прочитать большой по объему текст и выделить

логические части, в которых выделяется самое главное (1-2 ключевых слова).

Деление текста на основной и пояснительный.

Прочитайте текст темы «Жизнь на разных

материках», пункт «Евразия» на странице 116. Выделите самое главное и пояснительное в этом

тексте.

По мере того, как школьники научатся выделять главные мысли и запоминать их

последовательность, нужно приучать их к сокращенной записи главных мыслей в тетради, т.е. к

составлению записи плана статьи.

Приложение № 2

Обучение умению составления плана

Актуализация знаний:

1.

Что такое план?

2.

Зачем нужен план?

Обобщаются знания учащихся: план помогает понять текст, запомнить материал, по плану можно

восстановить содержание давно прочитанного текста.

Алгоритм работы над планом:

1.

Прочитать текст и понять его.

2.

Мысленно разделить текст на части, каждая из которых содержит законченную мысль.

3.

Сформулировать мысль каждой части в форме назывного или вопросительного предложения.

Требования к плану:

1.

В формулировках пунктов плана выделяются главные мысли, чтобы было понятно, о ком и что

говориться в каждой части текста.

2.

Формулировки должны быть краткими.

3.

Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.

4.

Пунктов плана не должно быть много (4-5).

Сначала пятиклассники составляют план коллективно.

«Неповторимая планета».

1.

Жизнь

2.

Атмосфера (озоновый слой)

3.

Вода

4.

Почва

Позднее они могут справиться самостоятельно.

Семиклассники составляют план рассказа об отделах растений.

1.

Систематическое положение

2.

Представители

3.

Среда и условия обитания

4.

Особенности внешнего и внутреннего строения

5.

Питание, дыхание

6.

Размножение

7.

Особенности развития

8.

Роль в природе

9.

Значение в жизни человека

Приложение № 3

Обучение умению классифицировать

При изучении темы «Гидросфера».

1.

«Сгруппируйте объекты». Дайте название каждой группе.

2.

Выдели более мелкие группы.

Когда учащиеся освоят приемы группировки объектов, вводится понятие

«Классификация». Классификация – это строгое группирование, подчиняющееся определенным

правилам.

Рассуждение проводится по схеме:

1.

Найти главный общий признак для всех объектов (обобщающее слово).

2.

Найти основание для деления объектов на группы.

3.

Найти основание для деления группы на подгруппы.

4.

Проверить, до конца ли проведено деление, нет ли в нем скачков через ступени, наложения

групп или подгрупп друг на друга.

Используя текст на странице 60 (6 класс), составь схему групп животных, питающихся разными

видами кормов.

Группы животных

Растительноядные Хищники Трупоеды Симбионты Паразиты Всеядные

Приложение № 4

Систематизация

Памятка для учащихся

1.

Произведите классификацию объектов.

2.

Выделите классы, объедините в группы по сходству их характерных свойств.

3.

Установите связи между классами, произведя систематизацию.

При изучении темы «Как возникла Земля» составляется и заполняется таблица:

Ученые

Страна

Гипотеза

Жорж Бюффон

Франция

Земля возникла

в результате катастрофы

Корень

Зоны корня

Функции

Корневой чехлик

Покров, защита

Многообразие водорослей

Признаки для сравнения

Зеленые водоросли

Красные водоросли

1.

Количество видов

2.

Среда и условия

обитания

3.

Одно – или

многоклеточные

4.

Особенности

строения

5.

Наличие пигментов

6.

Роль в природе

7.

Использование

человеком

Приложение № 5

Обучение умению составлять схемы

Формировать у школьников умение составлять схемы следует систематически и последовательно,

в несколько этапов:

1.Раскрытие действий, которые входят в прием и порядок их применения.

2.Выполнение упражнений по овладению приемами.

3.Самостоятельное применение приема в новых условиях.

Ткани растительного организма

Заполните схему

Ткани растений

Запасающая Фотосинтезирующая

Приложение № 6

?

?

?

?

?

Обучение умению находить причинно-следственные связи

В работе используется такая последовательность:

Постановка цели находить причины и причинно-следственные связи в тексте учебника.

Разъяснение того, что мы называем причинно-следственной связью.

Показ схемы образца на доске.

Например, при изучении темы «Три среды обитания», на доске делается запись:

Почвенная

маленькие глаза

среда

или их отсутствие

Затем дается объяснение.

Свет в глубину почвы не проникает, поэтому населяющие животные имеют очень маленькие глаза

или лишены органов зрения.

Обучение нахождению причинных зависимостей в тексте.

Здесь необходимо чтение и анализ текста.

При изучении темы «Как человек изменил Землю» дается прочитать часть текста на

странице 156 и найти причины, в результате которых скотоводство и земледелие изменило

первоначальный облик планеты.

Выпишите причины в тетрадь.

На уроках учимся устанавливать причинно-следственные связи. Для этого используется

упражнение «Найди закономерность».

На доске записываются клише:

если ….., то …..

чем ….., тем …..

Слушая объяснение учителя, или читая текст учебника, учащиеся пытаются сами найти

закономерность и сформулировать ее.

Правильно поставленная работа с текстом учебника способствует развитию речи учащихся, логике

их рассуждения.

Для развития умений рассуждать, предлагается высказать свое мнение, пользуясь такой схемой:

1.

Тезис (основное положение)

2.

Аргументы (доказательства)

а) …..

б) …..

3. Вывод:

- Почему многие виды животных и растений исчезли с лица Земли?

Учащиеся по схеме отвечают:

1.

Многие виды животных и растений исчезли, потому что их истребил человек.

2.

Если бы человек не загрязнял места обитания животных и растений, то они бы не погибли.

Если бы человек не охотился на животных, не собирал растения, то многие виды сохранились

бы до сих пор.

3.

Вывод: чем меньше человек воздействует на природу, тем больше видов растений и

животных сохранится для следующих поколений.

Заполните логические цепочки:

Пищеварительная система ? ? ? ? ?

Приложение 7

Упражнения на развитие вербальных способностей

1.

Понимание смысла отдельных биологических терминов

«Непонятные слова».

Найдите непонятные лова и выражения. Выпишите их в тетрадь.

Выясните их значение по справочным изданиям.

А. «Некоторые исследователи считают, что кашалоты могут погружаться на

2,2 км. Американские ученые методом триангуляции определили

максимальную глубину погружения этих китов в 2,5 км! Кабели, эхолоты и

метод триангуляции засвидетельствовали, что кашалот ныряет в царство

вечной тьмы» (А. Томилин. «В мире китов и дельфинов»).

Б. «Защиту наземных насекомых от испарения воды в основном создает

восковый слой эпикутикулы. Эта идея получила убедительное

экспериментальное обоснование. Сцарапывание воскового покрытия

кутикулы или растворение восков жировыми растворителями ведет к

быстрой гибели насекомых от иссушения» (В. Тыщенко. «Физиология

насекомых»).

2.

Разгадка значений терминов, представленных на латинском языке

3. Понимание смысла целостных фраз или текстов

«Кому посвящается»

Перепишите текст, вставьте пропущенные слова.

…идет на свету круглый…, и он людям дает пищу и кислород. Очень

важный процесс- …, друзья без него на … Обойтись нам нельзя. Фрукты,

овощи. Хлеб, уголь, сено, дрова - … всему этому голова. …чист будет. Свеж.

Как легко им дышать! И озоновый слой будет нас… .

О каком процессе идет речь? Дайте полное определение этого процесса.

4.

Поиск звуковых аналогий в обозначении растений и животных

«Морские однофамильцы»

Ниже приводится список названий наземных животных (слева), а справа вы

впишите названия их морских «однофамильцев».

Лев –

Тигр –

Леопард –

Конь –

Корова -

Лисица –

Кот –

Заяц –

Ёж –

Оса –

Бабочка –

5.

Поиск слов или фраз по заданному шифру – анаграммы, ребусы,

головоломки

«Птичьи имена»

Составьте названия птиц из следующих слов:

1.Ока, сор или рок оса –

2. Вал, иго –

3. Сон, рог, е –

4. Ров. Она –

5. Ре. Пепел –

6. Гага, ар –

и т.д.

6.

Проговаривание и правописание терминов

1 вариант (5- 6 кл.)

Акклиматизация, ботаника, вакуоль, вольвокс, гаметы, гибрид, жилки,

зигота, клетка, классификация, кутикула, межклетники, микология, митоз,

митохондрии, оплодотворение, органоиды, организм, паразит, пигмент,

размножение, семейство, симбиоз, систематика, спермий, спорангий,

таксон, флора, фенология, хроматофоры, хлорофилл, хромосомы,

цитоплазма, эволюция, яйцеклетка.

7.

Морфологический и лексический анализ терминов

Подберите русские эквиваленты к следующим терминам:

1.

Вакуоль

2.

Гаметы

3.

Зигота

4.

Селекция

5.

Сапрофиты

6.

Циста

7.

Хитин

8.

Мезодерма

9.

Эндосперм

10.Полип

8.

Подбор терминов по темам

Составьте предложения со следующими биологическими терминами:

1 вариант: хлорофилл, спирогира, симбиоз, флора, ботаника, ярусность,

жилкование, сапрофит, спорынья, голосеменные.

2 вариант: стигма, циста, рефлекс, фауна, млекопитающие, хитин,

резонаторы, куколка.

9.

Конструирование предложений, текстов с использованием

специальных понятий

Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать о:

А) процесс фотосинтеза;

Б) процесс двойного оплодотворения у растений;

В) лишайниках;

Г) процессе дыхания у птиц;

Д) процессе размножения у рыб;

Е) простейших организмах (на примере амебы).

10.Составление целостных высказываний: на уровне предложения и

на уровне текста

Представьте, что вы выступаете на научной конференции по ботанике или

зоологии. Подготовьте небольшое выступление (на 1 мин.), включив в него

наибольшее количество терминов.



В раздел образования