Напоминание

Консультация "Всё о детской речи"


Автор: Дрокина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26"
Населённый пункт: х.Нижнерусский
Наименование материала: консультация
Тема: Консультация "Всё о детской речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Всё о детской речи»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной

язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой ре-

чью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои

мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И

наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и не-

редко накладывает отпечаток на его характер.

У пятилетнего ребенка речь чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения,

ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая актив-

ность, малыш не только задает вопросы но и сам отвечает на вопросы взрослого и

подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложе-

ний более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка

пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числитель-

ных с существительными.

Сделаны первые шаги по овладению грамотной речью, ребенок научился замечать в

словах с отдельные звуки а простые слова пробует анализировать полностью.

Одной из причин задерживающей нормальное развитие звукопроизношения, являет-

ся вредная манера взрослых говорить с детьми подстраиваясь к их неправильному

произношению.

Искажения детской речи вызываются также неправильной речью окружающих ре-

бенка взрослых ( невнятное, косноязычное торопливое произношение ) диалектными

особенностями , разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянув-

шегося развития детской фонетики является то что в семье не обращают должного

внимания на неправильную речь ребенка и не оказывают ему помощи путем показа

правильного произношения .

Очень часто дети которые плохо говорят для своего возраста еще и плохо едят. Для

них как правило целая проблема скушать яблоко или морковку не говоря уже о мясе.

Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь задерживает развитие

движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку жевать

сухари целые овощи и фрукты хлеб с корочками и кусочки мяса. Чтобы развивать

мышцы щек и языка покажите ребенку как правильно полоскать рот. Научите наду-

вать щеки и удерживать воздух « перекатывать» из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть как можно дольше должен ра-

ботать своими не послушными пальчиками Как бы ни казалось вам это утомитель-

ным, пусть ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.

Причем начинать тренировку ребенку лучше не на своей одежде а сперва « помогать»

одеться куклам или даже родителям. Еще в этом возрасте очень полезно лепить, да-

вать ножницы для вырезания каких либо фигурок, это отличная тренировка для рук. (

развивается мелкая моторика). По мере того как детские пальчики будут становиться

проворнее его язык будет понятнее не только маме.

Обратить внимание.!

Контроль за просмотром видеопродукции.

- соответствует ли предлагаемая видеопродукция возрасту ребенка, речевым нормам

( качественный ли дубляж, внятно и четко- ли слышно каждое слово, поминает - ли

ребенок сюжет, может – ли пересказать его.)

- нет –ли наслоения перевода иностранной видеопродукции на текст оригинала.

Немного о методах коррекционной работы.

Использование пальчиковых игр.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой

ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако

рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за со-

бой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы

стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у

него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с

ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся

речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки

мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуров-

ки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для

застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пла-

стилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выпол-

нять гравюры и примитивные вышивки.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной

стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развиваю-

щие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять

темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Так же

можно использовать речевые и пальчиковые игры.

В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие ваше-

го малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к спе-

циалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то ве-

лика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесни-

ков.

К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать де-

фекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивы-

ми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые

произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а за-

тем и в школу. У них возникает чувство неполноценности.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением

ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко

пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать

вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для

ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает

овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической

грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимуще-

ственно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов

отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной)

стороны речи.

В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения

в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приго-

товления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего

этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.

Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называе-

мое возрастное косноязычие (при нормальном развитии и наличии полноценного слу-

ха). Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношени-

ем всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого

возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корриги-

ровать.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсю-

кать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное

произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не выра-

батывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженное произношение. С

детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой

образец для подражания.

К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они «сюсюкают» и счита-

ют, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помо-

щи. Однако, часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не

все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не

всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не

замечают. Однако, именно они влияют на усвоение программы. Подобных осложне-

ний можно избежать, если с ребенком проводить коррекционные занятия.

К сожалению, родители не всегда относятся к этому серьёзно, ссылаясь на свою за-

нятость и нехватку времени. И как следствие, непосещение, либо нерегулярное посе-

щение занятий детьми, что не дает тех результатов, которых можно было ожидать.

Иногда когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для ис-

правления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо

больше времени и сил. Исправлять дефекты намного труднее и с каждым годом шан-

сы уменьшаются. Так как исправление дефектов во 2 классе идет лучше и быстрее,

чем в 4-ом, а в 1-м классе лучше и быстрее, чем во 2-м.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал

блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во

всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зави-

сит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и

вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамма-

тически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного вос-

питания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится

главной причиной различных дефектов речи.

Дорогие родители!

Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занято-

стью и недостатком времени, либо занятиями со спецалистом (старания которого мо-

гут "уйти в песок " из - за отсутствия поддержки с вашей стороны) У вас есть в запасе

еще есть время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим време-

нем с пользой.

Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддер-

живать разговор на любую тему, доступную его возрасту.

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью.

Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование

связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь

главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родите-

ли. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь

с ними.



В раздел образования