Автор: Дрокина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26"
Населённый пункт: х.Нижнерусский
Наименование материала: консультация
Тема: Консультация "Всё о детской речи"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Всё о детской речи»
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной
язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой ре-
чью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои
мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И
наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и не-
редко накладывает отпечаток на его характер.
У пятилетнего ребенка речь чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения,
ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая актив-
ность, малыш не только задает вопросы но и сам отвечает на вопросы взрослого и
подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложе-
ний более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка
пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числитель-
ных с существительными.
Сделаны первые шаги по овладению грамотной речью, ребенок научился замечать в
словах с отдельные звуки а простые слова пробует анализировать полностью.
Одной из причин задерживающей нормальное развитие звукопроизношения, являет-
ся вредная манера взрослых говорить с детьми подстраиваясь к их неправильному
произношению.
Искажения детской речи вызываются также неправильной речью окружающих ре-
бенка взрослых ( невнятное, косноязычное торопливое произношение ) диалектными
особенностями , разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянув-
шегося развития детской фонетики является то что в семье не обращают должного
внимания на неправильную речь ребенка и не оказывают ему помощи путем показа
правильного произношения .
Очень часто дети которые плохо говорят для своего возраста еще и плохо едят. Для
них как правило целая проблема скушать яблоко или морковку не говоря уже о мясе.
Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь задерживает развитие
движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку жевать
сухари целые овощи и фрукты хлеб с корочками и кусочки мяса. Чтобы развивать
мышцы щек и языка покажите ребенку как правильно полоскать рот. Научите наду-
вать щеки и удерживать воздух « перекатывать» из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть как можно дольше должен ра-
ботать своими не послушными пальчиками Как бы ни казалось вам это утомитель-
ным, пусть ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.
Причем начинать тренировку ребенку лучше не на своей одежде а сперва « помогать»
одеться куклам или даже родителям. Еще в этом возрасте очень полезно лепить, да-
вать ножницы для вырезания каких либо фигурок, это отличная тренировка для рук. (
развивается мелкая моторика). По мере того как детские пальчики будут становиться
проворнее его язык будет понятнее не только маме.
Обратить внимание.!
Контроль за просмотром видеопродукции.
- соответствует ли предлагаемая видеопродукция возрасту ребенка, речевым нормам
( качественный ли дубляж, внятно и четко- ли слышно каждое слово, поминает - ли
ребенок сюжет, может – ли пересказать его.)
- нет –ли наслоения перевода иностранной видеопродукции на текст оригинала.
Немного о методах коррекционной работы.
Использование пальчиковых игр.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой
ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако
рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за со-
бой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы
стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у
него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с
ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся
речевые и двигательные центры.
Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки
мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуров-
ки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для
застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пла-
стилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выпол-
нять гравюры и примитивные вышивки.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной
стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развиваю-
щие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять
темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Так же
можно использовать речевые и пальчиковые игры.
В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие ваше-
го малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к спе-
циалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то ве-
лика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесни-
ков.
К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать де-
фекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивы-
ми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые
произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а за-
тем и в школу. У них возникает чувство неполноценности.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением
ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко
пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать
вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для
ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает
овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической
грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимуще-
ственно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов
отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной)
стороны речи.
В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения
в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приго-
товления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего
этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.
Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называе-
мое возрастное косноязычие (при нормальном развитии и наличии полноценного слу-
ха). Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношени-
ем всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого
возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корриги-
ровать.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсю-
кать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное
произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не выра-
батывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженное произношение. С
детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой
образец для подражания.
К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они «сюсюкают» и счита-
ют, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помо-
щи. Однако, часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не
все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не
всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не
замечают. Однако, именно они влияют на усвоение программы. Подобных осложне-
ний можно избежать, если с ребенком проводить коррекционные занятия.
К сожалению, родители не всегда относятся к этому серьёзно, ссылаясь на свою за-
нятость и нехватку времени. И как следствие, непосещение, либо нерегулярное посе-
щение занятий детьми, что не дает тех результатов, которых можно было ожидать.
Иногда когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для ис-
правления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо
больше времени и сил. Исправлять дефекты намного труднее и с каждым годом шан-
сы уменьшаются. Так как исправление дефектов во 2 классе идет лучше и быстрее,
чем в 4-ом, а в 1-м классе лучше и быстрее, чем во 2-м.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал
блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во
всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зави-
сит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и
вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамма-
тически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного вос-
питания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится
главной причиной различных дефектов речи.
Дорогие родители!
Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занято-
стью и недостатком времени, либо занятиями со спецалистом (старания которого мо-
гут "уйти в песок " из - за отсутствия поддержки с вашей стороны) У вас есть в запасе
еще есть время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим време-
нем с пользой.
Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддер-
живать разговор на любую тему, доступную его возрасту.
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью.
Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование
связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь
главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родите-
ли. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь
с ними.