Напоминание

"Особенности создания иллюстрации к детскому поэтическому произведению"


Автор: Каменская Елена Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности создания иллюстрации к детскому поэтическому произведению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Иллюстрация – один из элементов книги. И от того, какое место в книге она занимает, зависит ее характер и требования, которые к ней предъявляются. Должен ли художник, собираясь иллюстрировать литературное произведение, ограничивать свою задачу только передачей сюжета? Его задача значительно шире и глубже. Он должен передать стиль книги, а это достигается только всей совокупностью элементов оформления: и шрифтом, и заставками, и иллюстрациями. Художник книги режиссер спектакля, имеет сценарий, текст который служит основой его работы. Изменять его он не может. Только в точном соответствии авторского текста и иллюстрации может родиться достойное произведение. И не должно смущать то, что работа художника книге вторична, ведь его задача сделать зримым образы автора, убедительно и интересно передать среду и события. Понять стиль писателя – это значит увидеть литературное произведение, к какому бы времени оно не относилось. И меньше всего заботиться о выражении своей индивидуальности – она обязательно будет выражена, если художник найдет основное, если, поняв писателя, согласно его теме, он передаст его. Актуальность данной темы заключается в том, что книжная иллюстрация особый вид изобразительного искусства и оказывает особое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству, как у детей, так и у взрослых. Иллюстрация как средство раскрытия содержания литературного произведения для детей. Теоретические основы создания книжной иллюстрации. При создании книги вложен труд многих людей самых различных специальностей. Среди них на первом месте, конечно, писатель, затем редактор, художник, технический редактор. Так же это требует творческого труда
инженера, рабочего - печатника, ретушера и многих других. Книга – это произведение искусства и техники, сложный идейный, художественный и технический комплекс, все элементы которого тесно связаны между собой. Один из этих элементов – иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, описание, наглядное изображение) – вид книжной графики, ее основа. Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова. Самые древние предки современной книги - египетские папирусы - уже включают в себя элементы иллюстрирования . В начале средних веков появились первые специалисты книжного дела. К этому времени относится и термин «иллюстратор» – люди исполнявшие рисунки в книге. Иллюстрация приобрела основное значение при изготовлении первых печатных книг. Изобретение в середине XV века наборных букв и печатного станка, автором которого считается Иоганн Гутенберг. Сразу открыло широкие возможности для развития книжного дела. Основное место в книге стал занимать текст, а иллюстрации делались отдельно. Изменилось и содержание книг. Оно стало разнообразнее, и, для того чтобы сделать иллюстрацию, недостаточно было одного умения повторить старый сюжет или скопировать картину. Иллюстрации стали рисоваться художниками, затем уже специальные мастера – резчики делали гравюру по рисунку художника, а печатали ее специалисты – печатники. Если художник режет гравюру сам, то такая гравюра называется «оригинальной». 2
В узком, строгом смысле иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или объединить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Образный строй иллюстрации должен соответствовать характеру литературного произведения. Художник должен не только глубоко изучать литературное произведение, но и хорошо знать эпоху, которую оно отражает, черпать материал для своих иллюстраций из знаний, которые ему дает литература и жизнь. Художник должен уметь выделить наиболее важное, основное в литературном произведении, то, чем оно дорого современному читателю. Этим он и руководствуется в выборе момента для иллюстрации, и в изобразительной трактовке центральных образов произведения, тех или иных моментов повествования. Требуется логическая оправданность композиции в иллюстрациях, точность и высокое художественное качество. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста. Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. 3
Как известно, одним и тем же словом «иллюстрация» называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения. Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно - познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.) и художественно - образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст. В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на п ол я х , повествовательные, иллюстрации-концовки Иллюстрации - заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него. Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы, говорить о главной теме части или главы, показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно - декоративными или символическими. Заставка подготавливает читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги. Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и 4
т.д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые – изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста. Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте. Можно выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом. Повествовательные – это точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации предметно- познавательные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику и т. п. Метафорические – обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Они призваны определенно настроить читателя. Это иллюстрации не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций: а) настроения или состояния – их воздействие эмоциональное, подобное музыке. Такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям; 5
б) аллегорические – к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно; в) синтетические – иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных и разнопространственных моментов одной композиции и др. Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность. Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, - линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем. 6


В раздел образования