Напоминание

Функциональная грамотность


Автор: Зотов Роман Вадимович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ 13
Населённый пункт: г. Донецк, Ростовской области
Наименование материала: Методические аспекты формирования функциональной грамотности на уроках обществознания
Тема: Функциональная грамотность
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

ВВЕДЕНИЕ

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с

внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В

отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению,

составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических

действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний,

умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при

взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества. Этот уровень

считается минимальным для здорового функционирования личности в определенной

культурной среде. Если грамотность является устойчивым свойством личности, то

функциональная грамотность выступает ее динамичной характеристикой в конкретной

статичной ситуации.

Как правило, функциональная грамотность (или безграмотность) относится к человеку,

прошедшему определенный этап образования (д/с, школа, ВУЗ и т.д.). При этом

образование рассматривается как сфера деятельности, в рамках которой образовательное

учреждение

должно

обеспечить

тот

уровень

грамотности,

который

прописан

в

государственных

образовательных

стандартах.

С

конца

1990-х

в

отечественных

исследованиях дидактики превалирует точка зрения о пяти составляющих процессах в

структуре образования. Согласно данной позиции, образование включает в себя

следующие процессы: 1) Овладение грамотностью. Освоение базовых языков и знаковых

систем, которые обеспечивают получение информации и возможность использования

знаний в той или иной сфере жизнедеятельности. 2) Обучение. Приобретение знаний,

умений и навыков в ходе изучения различных предметов в рамках учебных дисциплин. 3)

Подготовка. Применение уже приобретенных и получаемых знаний, умений, навыков для

выполнения определенной работы или занятия того или иного социального положения. 4)

Воспитание. Изучение и принятие этических норм и правил культуры, традиций и

этнической индивидуальности народа и/или социальной страты, к которой принадлежит

личность – субъект процесса образования. 5) Образование, в узком смысле этого слова.

Т.е. та часть процесса образования, перед которой стоит задача обеспечить базовый

уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами

цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный

мир.

Из всех вышеперечисленных процессов обязательным для массового образования

является лишь овладение грамотностью. Однако, наиболее сложным с точки зрения

педагогической науки является пятый процесс, являющийся по сути тем самым

формированием

функциональной

грамотности.

Данное

утверждение

объясняет

актуальность темы исследования.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш

педагогической деятельности в старших классах, его реализация проходит в рамках самых

разных

учебных

дисциплин:

биология,

русский

язык,

литература,

история,

обществознание и др. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины

гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание. Таким образом, данное

исследование преследует цель выделить характерные черты и особенности формирования

функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах

школы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

описать основные психофизиологические особенности учащихся старшего школьного

возраста;

выяснить, что отличает формирование функциональной грамотности на уроках истории и

обществознания от других предметов;

очертить круг использования средств истории и обществознания для формирования

функциональной грамотности учащихся.

Таким образом, при выполнении поставленных целей и задач настоящего исследования

представится возможным разобраться в проблеме формирования функциональной

грамотности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Так называемый старший школьный возраст или раннюю юность большинство

современных исследователей определяют рамками 15-18 лет. К этому периоду происходит

окончательное формирование главных биологических и психологических функций,

которые необходимы взрослому человеку для полноценного существования. Юность

является завершающим этапом первичной социализации. В то время как основной

социальной задачей юности является выбор будущей профессии. Действительно, именно в

этот период происходит либо выбор в пользу среднего – специального образования, либо

получение полного общего. Хотя зачастую в 10 – 11 классах учащиеся также выбирают

определенные специализированные классы, в которых идут по пути развития своих

будущих профессиональных знаний, умений и навыков. Кроме того, наряду с частичным

определением будущей профессии важным в период старшего школьного возраста

является подготовка к созданию семьи. Таким образом, можно говорить о некоей

промежуточности общественного положения и социального статуса ранней юности.

В чем же заключаются ключевые новообразования старшего школьного возраста? Главное

отличие точки зрения старшего школьника от представителей других периодов состоит в

том, что все его действия обращены в будущее, а все настоящее выступает в тесной связи

с

основной

направленностью

его

личности.

Под

воздействием

психологических

особенностей, проявляющихся в подростковом возрасте, и на фоне необходимости

самоопределиться молодые люди рассматривают в разных жизненно важных звеньях как

опыт окружающих, так и свой собственный, формируют личное мнение. Влияние

внешних факторов и непосредственных собственных внутренних призывов ослабевает, и

главенствующие роли достаются чётко поставленным целям и самостоятельно принятым

решениям. Из особи, обстоятельствами связанной, подросток, хоть и постепенно,

становится их «начальником», индивидуумом, в основном создающим и активно

преобразующим окружающую среду. В жизни старшеклассников общение имеет

огромное значение, является символом ценности самостоятельности. Расширяются

география, социальное пространство (в числе ближайших друзей появляются студенты,

ученики других школ, военнослужащие, работающее население). Время общения растет

— 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни.

Какова ведущая деятельность в старшем школьном возрасте? Ответ, как следствие из

вышесказанного, очевиден - познавательная.

Связь между познавательными и учебными вопросами упрочняется и становится

постоянной именно в старшем школьном возрасте. Возникает интерес к выяснению

моральной

и

мировоззренческой

ценности

познавательных

общих

проблем

и

одновременно выявляются приоритеты по отношению к учебным предметам.

Меняется и мнение об оценке. Отметка в качестве побуждающего к учебе мотива,

имеющего

ведущее

значение

до

подросткового

возраста,

теряет

теперь

свою

побудительную силу — старшеклассник не учится больше “ради оценки”, ему важны

знания сами по себе, в качестве обеспечения будущего.

Необходим анализ себя и окружающего, поиск смысла существования - собственного и

происходящего. По данной причине школьники этой возрастной категории либо слушают

учителя напряженно, эмоционально, либо, если не интересно, перестают слушать вообще.

Таким

образом,

мышление

учащихся

старших

классов

приобретает

личностную

эмоциональную окраску. В связи с чем к художественной и философской литературе

интерес повышается.

В этот период происходит формирование представления о своей личности, своей

индивидуальности, самом себе, переживание и понимание своего “Я”. Что и сказывается

на личностном характере мышления старшего школьника.

Свой собственный стиль учебной работы (не идеальный, но действующий в жизни)

определяется в 16 лет. В данной ситуации педагогу не стоит строго ограничивать учебный

процесс, наоборот — целесообразнее предоставление большей самостоятельности.

Формирование навыков и умений в учебе необходимо ориентировать на личность

школьника.

Таким образом, понимание и принятие психофизиологических особенностей старшего

школьного возраста необходимо для создания максимально адаптированных научно–

методических разработок по формированию функциональной грамотности в 9 – 11

классах.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ,

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Говоря о нынешнем состоянии предметов истории и обществознания, необходимо

отметить, что гуманитарные науки на протяжении долгих лет были ограничены

идеологическими

догмами:

марксистско-ленинскими,

демократическими

(которые

связаны с отрицанием всех достижений и плюсов советской науки). Духовно-

нравственное воспитание в рамках уроков истории и обществознания (обществоведения)

относительно недавно было наиболее популярной и понятной преподавателю задачей.

Одним из его способов было воспитание учеников на примерах биографий, отобранных

по партийно-классовому признаку и тщательно отредактированных образов исторических

личностей: героев классовых битв, предводителей народных восстаний, революционеров.

В период «перестройки» возник методологический вакуум, который заполнялся лишь

работами дилетантов и противников советской власти. Старые герои развенчивались,

«лакуны» истории открывали себя широкому кругу читателей. История из «наставницы

жизни», превратилась в бестолковое собрание интересных сюжетов, тайн и загадок. По

мнению большого числа авторов исторических трудов и педагогов, изучение истории и

обществознания, как ее вечной спутницы, является одним из наиболее эффективных

инструментов формирования функциональной грамотности учащихся.

В 1990-е гг. начался массовый процесс модернизации содержания образования. Были

сделаны позитивные шаги по его децентрализации. Происходило обогащение курса

истории и обществознания фактическим материалом, постепенно внедрялись различные

точки зрения на развитие и направление исторического процесса. Однако, во многих

учебниках по истории Отечества подбор фактов зачастую не отвечает объективной

картине исторического процесса и представляет собой все ту же трудноискоренимую

догму; более того, далеко не во всех из них присутствует грамотно составленный научно-

методический

аппарат,

а

язык

учебника

не

в

полной

мере

учитывает

психофизиологические особенности учащихся. И все же ряд педагогов, среди которых

В.Ф. Кривошеев и В. В. Скляднева (речь об идеях которых пойдет ниже) считают, что

рекомендуемый минимум не ограничивает творческую свободу учителя, но наоборот

оставляет место для вариативности. С точки зрения В.Ф. Кривошеева, сегодня основным

инструментом исторического образования является изучение ключевых понятий и

терминов, развитие конкретных исторических представлений, воспитывающих личность

гражданина, патриота своего Отечества. Для того чтобы эти понятия были поняты и

осмыслены

учащимися,

ознакомление

с

ними

проходит

через

обращение

к

жизнедеятельности выдающихся людей. Обращение к таким личностям, по мнению В. В.

Склядневой, «способствует как созданию должного эмоционального настроя на уроке, так

и знакомству с важнейшими духовно-нравственными понятиями. От девятого к

одиннадцатому классу у учащихся углубляется и расширяется объём таких понятий, как

долг, честь, совесть, доброта, ответственность, мужество, патриотизм, целомудрие,

бескорыстие, милосердие, терпение, любовь, сострадание, верность и др.».

В. В. Скляднева, занимаясь проблемой формирования функциональной грамотности

старшеклассников

на

уроках

истории

и

обществознания,

в

первую

очередь

проанализировала все разделы и темы программы с точки зрения их воспитательной

значимости. Для решения поставленных в ее исследовании задач был использован набор

предельно обобщённых гуманистических ценностей, которые были предложены В.А.

Караковским: человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания и культура,

отечество, земля, мир. В этом случае процесс обучения необходимо рассматривать

одновременно как процесс направленного духовного развития и воспитания. Главным

условием эффективности данного процесса является сам педагог: смыслы учителя,

связанные с изучаемым событием, явлением, пересекаются и взаимодействуют со

смыслами ученика, в результате чего образуется общее смысловое поле.

Воспитательный потенциал истории и обществознания заключается, по мнению В.В.

Склядневой, в предоставлении старшекласснику возможности «примерить на себя» те или

иные исторические сюжеты и образы. Таким образом, пишет она, «одновременное

обращение к фактам отечественной истории и судьбам выдающихся людей позволяет

«очеловечить»

учебные

предметы,

расширить

их

воспитательный

диапазон,

гуманитаризовать их, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для

усвоения

старшеклассниками

базовых

ценностей.

Использование

возможностей

исторического образования при продуманном отборе материала, целенаправленной его

организации, методически выверенной позиции педагога воспитывает нравственность,

духовность, свободу, ответственность, гражданственность и многие другие качества,

необходимые современному молодому человеку».

В.В. Скляднева выделяет следующие функции уроков истории и обществознания,

необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

- ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых

исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему

личностно - значимой деятельности;

- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во

внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и

литературных

героев),

познакомиться

с

правилами

и

формами

сотрудничества,

уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

- социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные

проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать

качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой,

отдельными людьми;

- рекреационная, восполняющая психофизические силы учащегося за счёт включения

эмоциональной сферы, способствующая восстановлению творческой и социальной

активности, помогающая организации содержательного досуга;

- культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые

разные пласты национальной и мировой культуры.

Так, например, предмет «История России» обладает широчайшими возможностями для

формирования

функциональной

грамотности

старшеклассников.

Его

средствами

выполняются следующие задачи:

формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

привитие учащимся понимания и принятия гуманистических ценностей;

4. формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и

политическим событиям.

Настоящее воспитание историей и обществознанием, по мнению Л. В. Пчёлкиной,

заключается в предоставлении ученику реальных возможностей примерять на себе те или

иные исторические и социальные роли. В связи с этим, она уделяет большое внимание

познавательным играм.

История и обществознание помогают учащимся преодолеть монологизм мышления, что

очень важно в будущей социальной адаптации. Ярким примером может послужить

описание русского князя Святослава «В повести временных лет», где он предстаёт

идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка,

он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от

однозначных и прямолинейных суждений и пристально присматриваться к текстам и

авторским позициям. «Хочется подчеркнуть, - отмечает Л. В. Пчёлкина, - что само

присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика

в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя

исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает».

В целом, более подробное изучение выбранной темы даёт старшеклассникам возможность

широко

осознанного

восприятия

исторических

событий,

наличие

и

умение

аргументировать свою точку зрения. А такой важный аспект, как изучение исторических и

правовых документов, их подробный анализ позволяет учащимся высказать своё

собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало

человечество за всю свою историю.

Тема «Великая Отечественная война» в 9-х и 11-х классах, по словам Л. В. Кутявиной,

близка сердцу каждого ученика. По итогам исследовательской работы старшеклассники

готовят сообщения в форме презентаций. Материал используют для участия в районном

конкурсе мультимедийных проектов. Учащиеся пишут рефераты, используя информацию,

полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной

литературы «Книга памяти», из Интернета. Работая над рефератами, они «узнают о жизни

замечательных людей, обогащают себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том,

какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не

забывали».

Помимо урочной работы, существенное влияние на формирование функциональной

грамотности старшеклассников оказывает грамотно построенная внеклассная работа по

предмету.

Участие

в

различных

конкурсах,

олимпиадах,

викторинах,

учебно-

исследовательских конференциях развивает навыки индивидуальной работы, умение

выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях.

Кроме того, школьное краеведение всегда являлось эффективной формой работы

учителей по формированию функциональной грамотности старшеклассников. Пожалуй,

наиболее эффективной формой краеведческой работы можно признать проектную

деятельность

учащихся.

Работа

над

собственным

учебным

проектом

занимает

продолжительное время и организуется не только на уроках, но и во внеурочное время. Во

всех

школах

активно

работают

и

развиваются

подразделения

дополнительного

образования: краеведческие кружки, факультативы, поисковые группы, научные общества

учащихся. Причем, особенное значение уделяется именно частям обществоведческого

курса, который слишком обширен для попыток вместить все его составляющие в урочный

план.

Таким образом, учебные предметы «История России» и «Обществознание» обладают

широчайшими

возможностями

для

использования

их

в

целях

формирования

функциональной грамотности старшеклассников. Необходимо максимально реализовать

их, регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или

иных

исторических

событий,

учить

школьников

анализировать

и

синтезировать

информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного

человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде –

сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся

профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе была рассмотрена та часть процесса образования, перед которой стоит задача

обеспечить

базовый

уровень

культуры,

познакомить

учащегося

с

ценностями,

богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его

духовно – нравственный мир. Но далеко не в самом широком смысле, а рамках школьных

предметов истории и обществознания, которые в свою очередь ограничены старшим

школьным возрастом или периодом ранней юности.

Специфика формирования функциональной грамотности обусловлена в первую очередь

психофизиологическими особенностями рассматриваемого периода развития учащегося.

Исходя из общих возрастных черт, свойственных различным периодам развития

личности, педагогу надлежит корректировать направления, методы и средства достижение

поставленных

целей.

В

связи

с

этим,

автор

посчитал

необходимым

выделить

психологические

аспекты

старшего

школьного

возраста,

его

центральные

новообразования и ведущие виды деятельности.

В

работе

были

выделены

характерные

черты

и

особенности

формирования

функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах

школы. Они обусловлены, как уже отмечалось ранее психофизиологическими аспектами

развития учащихся и, кроме того, особенностями самих предметов истории и

обществознания. Разумеется, одни из ведущих гуманитарных предметов играют большую

роль в формировании функциональной грамотности учащихся, чем, например предметы

естественного цикла.

Помимо прочего, в настоящем исследовании бы очерчен круг использования средств

предметов истории и обществознания для формирования функциональной грамотности

учащихся.

Другими

словами,

были

описаны

практические

способы

развития

функциональной грамотности учащихся в рамках уроков истории, внеклассной работы и

дисциплины краеведения. Обществознание рассматривалось, как «сестра истории», т.е.

все положения, касающиеся формирования функциональной грамотности с помощью

исторической

науки,

имеют

еще

более

распространенное

применение

в

курсе

обществознания.

В результате, можно признать, что настоящее исследование достигло поставленной цели и

решило сопутствующие задачи. Но, к сожалению, объем реферативной работы не

позволяет рассмотреть все аспекты и тонкости затронутой проблемы, что лишь добавляет

ей актуальности при попытке проведения дальнейших исследований.



В раздел образования