Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Раздел: начальное образование
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе
творческой деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству
возможно. Через творчество у ребенка развивается мышление. Но это учение особое, оно
не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Отправной точкой для развития
воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в
конкретные практические проблемы.
Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной
задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства.
Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное
разнообразие своих творческих мыслей.
Для более активной мыслительной деятельности учащихся применяется один из
различных методов обучения – беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения
предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся. Часто в процесс е
выполнения учащимися трудовых заданий применяется индивидуальное собеседование
для выяснения степени осмысливания школьником к отдельных приемов работы, так и
всего задания, или причины ошибок. Беседа может носить характер свободной дискуссии,
развивает самостоятельность суждения творческого замысла.
Для того, чтобы учащиеся сознательно усваивали знание и трудовые навыки,
творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались
творческие способности, чтобы развивалась творческая личность, в процессе беседы для
воплощения замысла в реальность следует при менять различные группы приемов:
мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.
К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ
практической значимости деятельности и результатов труда. Результаты труда можно
увидеть и проанализировать на проводимых творческих выставках работ учащихся. За
каждое выполненное изделие ученикам выставляется оценка, значит этой же оценкой
можно оценить замысел и творческие способности учащихся.
Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания.
Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда учащиеся по различным
причинам затрудняются выполнить ту или иную работу. С этой целью используются
приёмы оказания помощи. Все учащиеся имеют различный уровень сформированных
знаний, навыков, умений, способностей.
Некоторых из них парализует мысль о том, что «все равно ничего не получится». К
приёмам
оказания
помощи
относятся:
напоминание,
конкретизация,
постановка
наводящих вопросов.
Приём напоминания применяется, если необходимые знания или способы действия
не удерживаются в памяти учеников к моменту их использования, и допущенная в самом
начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.
Конкретизация обеспечивает правильное осознание учащимися задания. Она
позволяет использовать примеры, представление о которых уже сформировалось у
школьников.
Суть приема наводящих вопросов заключается в том, что в затруднительных для
учащихся случаях задаются вопросы, направленные на развитие способностей при
проблемной
ситуации.
Наводящий
вопрос
выполняет
роль
«посредника»
между
известным и неизвестным для учащихся. Использование этого приёма развивает
техническое мышление школьников, творческие способности, принятие правильного
решения .
С целью активизации в формировании способностей учащихся используются
приёмы, воздействующие на эмоционально-волевую сферу: убеждение, одобрение,
поощрение. Убеждение применяется тогда, когда учащийся не уверен в своих силах, слабо
концентрирует в своей деятельности волевые усилия. Наибольшее воздействие оказывает
приём одобрения на нерешительных учащихся, которые сомневаются в правильности
выполнения задания. При этом учащиеся заражаются эмоционально-волевыми усилиями.
Распространенным средством в формировании способностей учащихся является
поощрение. Оно может быть направлено на оценку различных сторон их работы,
настойчивости и выполнения задания и т.п. Поощрение может выражаться похвалой и
выставлением положительности оценки.
Похвала – выражение учителем удовлетворения не только процессом труда, но и
результатами работы ученика.
При
использовании
этих
приёмов
лучше
выявляются
творческие
задатки
школьников, тренируются, формируются и развиваются способности.