Напоминание

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности


Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе

творческой деятельности

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству

возможно. Через творчество у ребенка развивается мышление. Но это учение особое, оно

не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Отправной точкой для развития

воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в

конкретные практические проблемы.

Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной

задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства.

Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное

разнообразие своих творческих мыслей.

Для более активной мыслительной деятельности учащихся применяется один из

различных методов обучения – беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения

предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся. Часто в процесс е

выполнения учащимися трудовых заданий применяется индивидуальное собеседование

для выяснения степени осмысливания школьником к отдельных приемов работы, так и

всего задания, или причины ошибок. Беседа может носить характер свободной дискуссии,

развивает самостоятельность суждения творческого замысла.

Для того, чтобы учащиеся сознательно усваивали знание и трудовые навыки,

творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались

творческие способности, чтобы развивалась творческая личность, в процессе беседы для

воплощения замысла в реальность следует при менять различные группы приемов:

мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.

К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ

практической значимости деятельности и результатов труда. Результаты труда можно

увидеть и проанализировать на проводимых творческих выставках работ учащихся. За

каждое выполненное изделие ученикам выставляется оценка, значит этой же оценкой

можно оценить замысел и творческие способности учащихся.

Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания.

Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда учащиеся по различным

причинам затрудняются выполнить ту или иную работу. С этой целью используются

приёмы оказания помощи. Все учащиеся имеют различный уровень сформированных

знаний, навыков, умений, способностей.

Некоторых из них парализует мысль о том, что «все равно ничего не получится». К

приёмам

оказания

помощи

относятся:

напоминание,

конкретизация,

постановка

наводящих вопросов.

Приём напоминания применяется, если необходимые знания или способы действия

не удерживаются в памяти учеников к моменту их использования, и допущенная в самом

начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.

Конкретизация обеспечивает правильное осознание учащимися задания. Она

позволяет использовать примеры, представление о которых уже сформировалось у

школьников.

Суть приема наводящих вопросов заключается в том, что в затруднительных для

учащихся случаях задаются вопросы, направленные на развитие способностей при

проблемной

ситуации.

Наводящий

вопрос

выполняет

роль

«посредника»

между

известным и неизвестным для учащихся. Использование этого приёма развивает

техническое мышление школьников, творческие способности, принятие правильного

решения .

С целью активизации в формировании способностей учащихся используются

приёмы, воздействующие на эмоционально-волевую сферу: убеждение, одобрение,

поощрение. Убеждение применяется тогда, когда учащийся не уверен в своих силах, слабо

концентрирует в своей деятельности волевые усилия. Наибольшее воздействие оказывает

приём одобрения на нерешительных учащихся, которые сомневаются в правильности

выполнения задания. При этом учащиеся заражаются эмоционально-волевыми усилиями.

Распространенным средством в формировании способностей учащихся является

поощрение. Оно может быть направлено на оценку различных сторон их работы,

настойчивости и выполнения задания и т.п. Поощрение может выражаться похвалой и

выставлением положительности оценки.

Похвала – выражение учителем удовлетворения не только процессом труда, но и

результатами работы ученика.

При

использовании

этих

приёмов

лучше

выявляются

творческие

задатки

школьников, тренируются, формируются и развиваются способности.



В раздел образования