Автор: Тузкова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДЕТСКИЙ САД 3 СОЛНЫШКО
Населённый пункт: НСО КОЧЕНЕВСКИЙ РАЙОН РП КОЧЕНЕВО УЛ ПУШКИНА 44
Наименование материала: Методическая копилка
Тема: Экологический проект "Будь природе другом"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект.
«Будь природе другом»
Автор:
воспитатель
О.Н. Тузкова
Р.п. Коченево
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология
стала Не наукой, а частью души!
Паспорт проекта
Тема проекта: «Будь природе другом!»
Вид проекта: информационно-творческий.
Участники: дети, педагоги, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?
Цель проекта:
ознакомление с разнообразием живой природы и
формирование осознанно – правильного отношения к представителям
растительного и животного мира.
Задачи:
1) закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
2)
развивать
сплоченность
коллектива,
логическое
мышление,
смекалку, в процессе игровой деятельности;
3) воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Основное направление проекта:
В проекте представлены материалы, направленные на расширение
представлений детей об окружающей среде, взаимодействии и влияние
человека
на
окружающую
нас
природу.
На
формирование
навыков
правильного,
доброжелательного
поведения
в
природе.
Умение детей предвидеть, какой вред могут нанести люди природе своими
необдуманными поступками, учить принимать правильные решения. В
проекте затрагивается «мусорная проблема», разделение и переработка
мусора.
Проект также предназначен для воспитателей ДОУ и повышения
активности родителей в формировании представлений у детей знаний о
окружающей природе и правильного, заботливого отношения, ознакомление
с правилами поведения в природе на своём личном примере. Знакомить детей
со способами борьбы с мусором, на примере: пластик отдельно, бумага в
макулатуру, стекло, металл – переработка и вторая жизнь отходов.
Хозяйственная деятельность человека и отсутствие экологической культуры
сегодня стала фактором, перекрывающим по своей силе действие многих
естественных природных сил.
Актуальность
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и
восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в
природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного
возраста закладывается позитивное отношение к природе. Самая актуальная
проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.
Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от
участия педагогов. Дошкольное детство – начальный этап формирования
личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям
природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и
неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности
природы родного края 2. Ребята будут бережно относиться к природе,
будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в
природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими
знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется
стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы,
устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно
отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут
объяснить причины смены времен года. 6. Ребята узнают значение воды в
жизни всех живых объектов природы и ее свойства. 7. Ребята узнают
значение воздуха в жизни живых объектов природы. 8. Ребята исследуют
землю, разновидности почвы, их свойства и значение. 9. Ребята узнают
много интересного из жизни растений
( деревьев, кустарников, трав,
растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным
путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно
ухаживать
за
растениями
в
уголке
природы,
в
цветнике
детского
сада( рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о
животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей,
животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран,
зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано
представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения,
насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более,
руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 11. У детей
будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке
природы. 12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и
неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы
общего дома природы : * Все живые организмы имеют равное право на
жизнь. * В природе все взаимосвязано. * В природе ничто никуда не
исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети
научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов
природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Этапы проекта:
1.
Подготовительный
- Подбор литературы педагогической, художественной.
-Разработка НОД по группам.
- Создание предметно- окружающей среды по группам:
- Консультации, мастер-классы для педагогов и родителей.
2. Основной:
- Беседы, познавательная деятельность.
- Дидактические игры
- Чтение художественной литературы.
- Опытно-исследовательская деятельность.
- Художественно- творческая деятельность.
- Сюжетно ролевые игры.
- Экологические акции.
3. Заключительный
- Экологические праздники
- Выпуск газет, экологических книг самоделок.
- Листовки
- Подведение итогов.
Сетевая карта проекта
Проект « Мы и деревья»
Средняя группа
Проект
«Будь природе другом»
Проект
«Люби свой край –
береги природу»
Подготовительная
группа.
Проект
«лаборатория
неживой
природы»
Младшая группа.
Проект
«Наш дом природа»
старшая группа
Формы реализации проекта
Экспериментальная
деятельность
Творческая
деятельность
Познавательная
деятельность
Беседы
Сюжетно- ролевые
игры
экскурсии
Экологические
акции
Дидактические
Игры
Проект
«Будь природе
другом»
Тематическое перспективное
проведение проектной деятельности
по экологии по группам.
Проект «лаборатория неживой
природы»
(2 младшая группа).
Паспорт проекта
Вид проекта: Познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель.
Срок реализации проекта: 2020-2021г.
Проблема: как познакомить с неживой природой?
Цель проекта: Формировать представления у детей о необходимости
бережного отношения к объектам неживой природы.
Задачи проекта:
1.Формировать интерес к познавательноисследовательской деятельности;
2.Привлекать
детей
к
активной
самостоятельной
экспериментальной
деятельности;
3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую
деятельность;
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой
природы;
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;
6. Развивать эмоциональную отзывчивость;
7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и
родителями.
Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности по
проекту, Лаборатория неживой природы.
Перспективное планирование младшая группа по проекту.
Осень
Сентябрь
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1.
Рисование
«солнышко
лучистое»
-
познакомить детей с
нетрадиционной
формой
рисования
солнышка - смятой
бумагой,
лучи
-
пальчиком.
2.
Познание на тему:
«ветер
по
морю
гуляет»
-
познакомить
с
понятием
воздух,
природным явлением
– ветер.
3.Дидактическая игра
«Жизнь
воды»-
рассказать
о
значении
воды
в
жизни
человека,
растений, животных.
4.
Развлечение
«
У
солнышка в гостях»-
вспомнить
песни,
стихи,
заклички,
«Солнце
высушивает
предметы»
« Волшебные полоски»-
учить искать ветер с
помощью
бумажных
полосок(
колышутся,
значит есть ветер).
«Что
нужно
растению»-
подвести
детей к тому, Что для
растений
необходима
влага.
«Радуга
в
комнате»-
дать
понятие,
отчего
появляется
радуга
и
когда она бывает.
За солнцем- закрепить
представления о солнце
на
небе:
оно
светит,
греет.
Наблюдение за ветром-
с помощью предметов:
флажки,
ленточки,
вертушки-
определять,
есть ли ветер.
За
дождём-
ввести
понятие
моросящий
дождь: сравнить, какой
дождь холодный летний
или осенний.
«За
пасмурным
днём»- солнца не видно,
на небе облака, тепло
или холодно.
игры о солнце.
Октябрь
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1.«По
реке
плывёт
кораблик»-воспитывать
речевое дыхание, дует
ветер.
2.Занятие- экскурсия в
лес.«Хмурая, дождливая
наступила
осень» -
уточнить представления
о сезонных изменениях
в
неживой
природе:
часто идут дожди, дуют
ветры,
солнце
греет
слабо.
3.Познание
«Как
правильно
поливать
комнатные
растения»- предложить
рассмотреть комнатные
растения,
выявить
их
потребность
во
влаге,
уточнить,
что
необходимо
приготовить для полива,
какую
воду
использовать,
куда
и
сколько
лить
воды.
«Солнце
нагревает
предметы»
«
Прятки»- углубить
знания о свойствах и
качествах
воды-
прозрачность.
«Почему осенью бывает
грязно»- познакомить со
свойствами
песка-
пропускает воду.
«
Ворчливый
шарик»- опыт
с
« За облаками в ясный
день»-предложить
сравнить
облака
по
размеру, куда плывут.
« За
солнцем»- определить,
светит солнце и как
греет
( слабо).
« За песком в песочнице
во время дождя и в
сухую
погоду»- определить
какой
песок
лучше
подходит для игр.
Использовать модели.
«Праздник ветерка»
резиновыми игрушками-
объяснить и показать,
почему трудно утопить
в воде мяч.
«За
воздушными
шарами» - с помощью
шаров определить, есть
ли
ветер,
предложить
отпустить
шары,
посмотреть как летают.
Сравнить с птицами.
Ноябрь
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1. Чтение Аким « Где
живёт
вода» -
познакомить
с
новым
произведением о воде, о
свойствах воды.
2.«Парусные
кораблики»-рассказать
детям о том, как человек
использует ветер.
3.Театрализованное
занятие «Путешествие
в подземное царство .»
«
Песок
-
помощник»- познакомит
ь со свойствами песка:
сухой- сыпучий, можно
насыпать
в
кучку,
сыпать
из
бутылки.
Рассмотреть
предметы,
где используется сухой
песок- часы песочные.
«
Послушный
ветерок»- познакомить
с силой потока воздуха,
его разновидностями.
« Зависимость
растения от солнечного
освещения»-повернуть
растение от солнца,
посмотреть что станет
« Наблюдение за рыбкой
в
аквариуме»- определить,
где живёт рыбка, что
помогает
ей
плавать,
роль воды в жизни рыб.
«Наблюдение
за
первыми
снежинками»- рассмотр
еть форму, особенности,
из
чего
состоят,
как
летят, почему тают на
ладошке.
« За первым выпавшим
снегом»- определить
какой снег на ощупь.
4.
« Экскурсия
на
водоём-речку»-
закрепить
знания
о
приметах
осени,
прохладно,
замёрзла
вода. Покрыта тонким
льдом речка.
через несколько дней
( листья развернуться к
солнцу).
«
Лёд-
это
твёрдая
вода,
лёд
-
прозрачный»- познаком
ить со свойствами льда-
прозрачность.
Предложить
рассмотреть
предметы
через лёд.
«
Наблюдение
за
льдом»- хрупкий,
прочный, толстый, тает
в тепле.
Зима Декабрь
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1.Чтение сказки « Как
солнце,
вода
и
земля
между собой поспорили,
что
главнее»
Н.
Майорова.
2.«Знакомство
со
свойствами
глины»-
рассматривание
дымковских игрушек.
3.Беседа«Где живёт
зима »- уточнить
признаки зимы в
неживой природе(мороз,
снег, снежинки, лёд,
солнце светит, но не
греет).
4.Аппликация на тему: «
Падает снежок»- учить
изображать признаки
опыт
«Друзья»- познакомить
с
составом
воды-
кислородом.
«
Играем
с
красками»- познакомить
с
процессом
растворения
краски
в
воде.
« Превращение воды в
лёд-» познакомить
со
свойствами
воды
-
замерзание.
«Наблюдение за снегопадом» -
показать
свойства
снега:
мягкий,
снежинки
летят,
скрипят на морозе.
« Рассматривание узоров на
стекле»- рассмотреть
форму.
Цвет,
на
что
похожи,
кто
нарисовал.
«
Наблюдение
за
ветром»- показать,
как
дует
ветер,
как
несёт
снег,
снежинки, поднимая с земли,
образуя позёмку.
«
Наблюдение
за
небом,
облаками»- во время снегопада
рассмотреть
цвет
неба,
наличие облаков. Вспомнить
цвет неба во время дождя.
зимы ( снег) в
продуктивной
деятельности.
«Изготовление цветных
льдинок»
Январь
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1.Музыка на тему «Волшебные
превращения»-привлечь
внимание
детей
к
звукам
льющейся
воды
и
звону
льдинок, их изображению в
музыке. Создать образ льдинок
и воды в пластике движений.
2.Игра
«Чтоб
не
простудиться, со снегом надо
подружиться»- побеседовать о
зимних
развлечениях,
что
нравится, какие игры со снегом
знают.
Объяснить
правила
поведения зимой на улице.
3.Дидактическая
игра «Как
услышать
воздух»-
воздух
поёт и свистит-показать детям
в каких предметах есть воздух,
и везде поёт по разному.
4.Развлечение
«Загадки Деда Мороза»-
учить отгадывать загадки
о неживой природе и
находить на
картинках( снег, лёд,
солнце, снежинки, сосулька,
ветер)
«
Определить
зависимость
свойств
снега
от
температуры».
Знакомство со свойствами
снега
(белый, холодный,
пушистый), в тепле тает,
превращается в воду. Нельзя
снег брать в рот: он
грязный, холодный -можно
заболеть.
«Весёлые
пузыри»
- дать
понять,
что
при
попадании
воздуха
в
мыльную
воду
появляются
пузыри.
Учить
выдувать пузыри.
«Какая
вода
на
вкус»- определить вкус воды в
стакане
с
солью,
сахаром,
чистая.
« Наблюдение за снегом в
жизни
дерева»-отметить
красоту заснеженных деревьев,
изморозь, обратить внимание
на толщину снега под деревом.
Наблюдение за играми
детей старшей группы
( игры со
снегом)- предложить самим
поиграть в снежки, слепить
« куличи», покататься на
санках.
« Наблюдение за сезонными
изменениями»( много снега,
холодно, деревья в инее).
« Наблюдение за любимой
веточкой»- принести с
участка. Дать понять, что
растения не умирают зимой.
При создании условий
( тепло,вода) распускают
листочки.
Февраль
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1.« Посадка лука»- выяснить,
В каком стакане вырос
«Наблюдение за ростом лука»-
что нужно для посадки( земля,
вода, тепло, свет).
2.«
Кому
нужна
вода»- поговорить о животных,
растениях,
нуждающихся
в
воде,
о
пользе
воды,
о
бережном отношении.
3. Чтение с/х Квитко « На
песке»- познакомить детей
со свойствами песка
посредством худ.
произведения. Способы
использования ( лепка из
песка фигур).
4.Театрализованное
занятие
« Зимние забавы»-закрепить
признаки зимы посредством
песен, стихов, игр,
инсценировок.
лук»-определить
потребность растений в
свете ( одна банка с
луковицей в тёмном месте,
другая в светлом).
«Очистить
воду»-
учить
фильтровать воду.
«Как
образуется
песок
в
природе»- дать понять, что при
трении камней сыплется песок.
« Необычные
кораблики»
-
познакомить
со
свойствами
стеклянных
предметов( открытая бутылка
тонет,
закрытая-плавает
в
воде).
на
окне-
отметить
влияние
света и тепла на рост растения,
поливка.
«Наблюдение
за
метелью»-
послушать как завывает ветер.
Ветер злой, ледяной, колючий
( февраль лютый).
«Наблюдение за постройками
на
участке»-
предложить
найти те, которые сделаны из
кирпича. Камня.
« Наблюдение за сугробами» -
пройтись по участку, отметить,
где
большие
сугробы,
где
маленькие.
Весна Март
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1.Познание на тему: « И солнце
светит
ярко,
и
журчат
ручьи»-познакомить
с
признаками весны-солнце уже
не только светит, но и греет,
тает снег, изменился его цвет:
стал
тёмным
и
грязным,
появились сосульки.
2.
Аппликация
«Наш
аквариум».
«Чёрное- белое» - определить ,
как солнечные лучи влияют на
нагревание тёмных и светлых
предметов.
«Когда
вода
льётся,
когда
капает»-познакомить
со
свойствами воды.
Занебом в ясный солнечный
день- определить какого цвета
небо.
«Наблюдение за сосульками
на крыше»-предложить
найти сосульки, рассмотреть
их форму, цвет, размер. На
солнце днём « плачут».
3.«В
гостях
у
Марьи-
искусницы-
глиняных
дел
мастерицы»-познакомить
с
использованием
глины
,
глиняными изделиями.
4.Ручной труд
« Лодочка» из бросового
материала( пенопласт, кора
деревьев, скорлупа грецкого
ореха. Игра « Лодочка
плывёт по ручейку»
Опыт с
сосулькой- предложить
рассмотреть сосульку-
холодная, прозрачная, от
тепла тает, когда занесли в
группу. Вынесли на холод-
замёрзла. Игра « Сосульки и
солнце».
Предложить потрогать
воду в луже. Вода очень
холодная. Поэтому растения
ещё не растут.
Наблюдение за
солнцем- солнце светит
ярче, стало пригревать, на
солнце снег рыхлый, слепит,
если смотреть на солнце,
предложить потрогать
стволы у деревьев-
нагрелись. П\игра
«Солнечный зайчик».
Наблюдение за
ручьями- рассмотреть, какая
вода в ручейке, почему
текут, откуда появились, как
журчат. Игра « Ручеёк»
Апрель
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1.
Познание
. «Экскурсия
к
реке»-познакомить
с
весенними
явлениями
природы- ледоходом. Обратить
внимание на необычный вид
реки,
движение
и
шум
льда( лёд с шумом трескается,
льдины
плывут
по
реке,
наползают друг на друга).
2. Аппликация
«Здравствуй, весна
красная»--упражнять в
умении изображать
признаки весны в
продуктивной деятельности.
Учить наклеивать солнышко
с лучиками, облака, ручьи.
3.Коммуникация.
Рассматривание
картины
«
На стройке».-Познакомить как
и
где
используется
песок,
глина, камни.
Опыт «
Садовники»- предложить
посадить
« Деревце»- палочку в
песок, глину ( знакомство со
свойствами песка и глины).
« Что растворяется в
воде»- ( не растворяется)-
сахар, соль, песок, камни.
Опытным путём
определить свойства
камня- твердость( сжать в
Наблюдение за таянием снега,
лужами-
посмотреть
когда
снег тает( днём или вечером),
появились
лужи,
утром
замерзают.
Определить
где
тает
медленнее(
под
деревьями).
Наблюдение
за
проталинами- рассмотреть
проталины,
определить,
от
чего они появились и где их
больше всего.
Рассмотреть
камни
на
участке- предложить
найти
гладкие
и
шероховатые,
большие и маленькие, самый
4.Познание
« Лейся,
лейся
дождик, дождик!»- рассказать
детям о пользе и вреде дождя.
Использовать игры, песни о
дожде.
руке камень и кусок
пластилина, поцарапать
любым предметом по
камню.)
Игра « Купаем
куклу» Определитькакая
вода- горячая, тёплая,
холодная. Какая вода нужна,
чтобы искупать куклу.
красивый. Игра с камешками «
Выложи узор на песке».
Наблюдение
за
мокрыми
крышами, скамейками.
Май
Тема, задачи
Опыты, эксперименты Наблюдения
1.Познание «
Чистая
вода
нужна
всем
и
всегда»
- расширить представления о
необходимости
воды,
о
значении её для всех живущих.
Закрепить
гигиенические
навыки.
2. Музыка « Какие песни поёт
дождь»-
закрепить
представления о дожде, его
звуках,
послушать
звуки
дождя, как с помощью музыки
передают звуки дождя. Пение
песен о дожде.
3.
Дидактическая
игра
« Путешествие
в
Песочную
страну».-закрепить
знания
детей
о
песке.
Совершенствовать
умение
применять полученные знания
в игре.
4.Театр на фланелеграфе «
Кто как от дождя
спасался»-познакомить с
правилами поведения во
время дождя.
« Что тонет, что плавает»-
познакомить
со
свойствами
природных
материалов-
дерево,
бумага-плавает,
камень-тонет.
«
Какого
размера
капли
дождя»- измерить
размер
капель дождя с помощью листа
бумаги и сравнить их.
Игра
«Кондитер»
-
ознакомление со свойствами
мокрого песка( изменяет цвет,
можно сооружать постройки).
«Солнечные
зайчики»- познакомить
с
происхождением
солнечного
зайчика,
их
движением,
Наблюдение что мы видим в
луже- помочь видеть красоту
природы, обращать внимание
на эстетическое разнообразие
её объектов и явлений.
Наблюдение
за
первым
весенним
дождём- выяснить
признаки дождливой погоды,
рассказать
о
пользе
дождя.
Игра « Песни дождя».
Наблюдение за ветром- ветер
стал
тёплым,
ласковым,
нежным.
Наблюдение за первой грозой,
за радугой после дождя.
( Спрятаться под крышей,
зонтом, навесом, чтобы не
промокнуть, не заболеть).
предметами, от которых они
отражаются.
План работы с родителями.
№\ п
Содержание работы
Цели
Месяц
1.
Анкетирование родителей.
-Выявить
уровень
экологических
знаний родителей.
Апрель
2.
Консультация «Как знакомить
младших
дошкольников
с
неживой природой?»
-Раскрыть
возрастные
особенности
восприятия
детьми
объектов
неживой
природы.
Апрель
3.
Рекомендации «Как провести
опыты
с
водой,
песком,
воздухом».
-Познакомить
с
примерными
опытами
с
водой,
песком и воздухом.
Апрель
4.
Оформление
фотостенда
«Лаборатория
неживой
природы».
-Познакомить
родителей
с
результатами работы
«Лаборатория
неживой природы.
Июнь
К концу года дети должны уметь и знать:
Уметь замечать изменения в погоде.
Знать характерные особенности каждого сезона: Осень ( листья
желтеют, опадают, становится холоднее , чаще идёт дождь), много ветреных
дней. Зима ( солнце светит редко, холодно, идёт снег, дует холодный ветер).
Уметь называть время года- зима и некоторые зимние явления
( снегопад); учить сравнивать снег и лёд: что общего и чем отличаются:
знать свойства снега ( белый, от тепла тает, лёгкий, можно делать постройки
из снега ). Различать по ярким характерным признакам зиму и осень. Весна
( солнце светит ярко и греет, снег начинает таять, становится рыхлым, бегут
ручьи).
Уметь самостоятельно делать выводы.
Знать свойства: песка ( сухой песок –сыпучий, сырой -липкий), воды
( тёплая, холодная, способность отражаться).
Знать основные потребности человека и животных, удовлетворения
которых необходимо для поддержания жизни ( тепло, свет, вода, пища).
Потребность растений во влаге.
Уметь устанавливать простейшие связи между временем года и
погодой.
Проект «Мы и деревья»
(средняя группа).
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Возраст: средняя группа.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет),
родители воспитанников.
Продолжительность: 2020-2021г.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует
понимать
совокупность
экологического
сознания,
экологической
деятельности и чувств.
Задачи:
• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения
по внешним признакам;
• Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете,
воде и воздухе в процессе роста и развития;
• Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы,
места человека в них;
• Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в
том числе и человека;
• Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в
природе;
•
Способствовать
воспитанию
чувства
сопереживания
к
бедам
природы, желанию бороться за её сохранность;
• Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами
о природе;
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение
воспринимать её красоту и многообразие;
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного
нравственного поведения.
Перспективное планирование совместной детско - взрослой
деятельности по проекту « Мы и деревья ».
Дат
а
Тема
Формы работы с
детьми
Задачи
С
1.«как
изменяется
Целевые прогулки
Расширять представление
Е
Н
Т
Я
Б
Р
ь
цвет листвы»
«многообразие
растителного мира»
(обследование
деревьев)
«летающие семена»
2.
Как красив наш
двор!»дидактическая
игра «сровнение».
3. «В гостях у Деда
Природоведа»
4.
Рассматривание
иллюстраций
по
теме: «Растительный
Наблюдение
Опытно-
экспериментальная
деятельность
Экскурсия
по
участку
детского
сада.
(
ознакомление
с
природой) деревья
на нашем участке.
(Приложение 1)
Беседа
об осени как времени года.
Расширять
знание
о
деревьях,
различных
их
частях
(ствол,
корни,
крона);
учить
отличать
различные виды деревьев;
продолжать
обучать
описывать
растения,
отмечая
их
различные
свойства между собой.
Познакомить
детей
с
ролью
ветра
в
жизни
растений
на
примере
семян,
которые
он
разносит.
Формирование знаний о
деревьях,
растущих
на
территории
участка
детского
сада,
умения
различать деревья по их
характерным признакам.
Формирование
навыков
безопасного поведения в
природе.
Расширять представление
о
разнообразии
растительного
мира.
мир осенью»
Рассматривание
репродукций,
иллюстраций, фото:
И.
Шишкин
«Осень», И. Левитан
«Золотая осень», И.
Бродский «Опавшие
листья», В. Поленов
“Золотая осень.
5.»что ты знаешь о
деревьях»
(Приложение 2)
Обсуждение
Беседа
Беседа
Учить различать деревья и
кустарники по внешнему
виду.
Формировать
желание отражать красоту
природы в художественно-
творческой деятельности.
Закрепить знания, помочь
создать
игровую
обстановку,
наладить
взаимодействие
между
детей, о деревьях родного
края.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1.«Жизнь
деревьев
осенью»
«Почему
листья
опадают?»
«Как
деревья
готовятся к зиме?»
«Почему не нужно
срезать
и
ломать
ветки?»
«Почему могут быть
опасны
засохшие
деревья?
2.«Чей
лист?»,
«С
Беседа
(Приложение 2)
Дидактические
Расширение
представлений
детей
о
деревьях и их жизни в
осенний период.
Расширять знания детей о
листьях и плодах деревьев
и кустарников
Учить подбирать их по
принадлежности к одному
какой ветки детки?»,
«Найди
лист»,
«Найди
дерево
по
семенам»,
«Какая,
какой, какое?», «Что
лишнее?» (дуб, клён,
берёза, смородина),
«Собери и назови»
(разрезные картинки
«Деревья».
3.И.Бунина
«Листопад»
(отрывок) И. Бунина
; «Дуб и орешник»
Л.Н. Толстого; «По
лесным тропинкам»
Е. Трутнева; «Осень
на
пороге»
Н.
Сладкова;
«Осень»
А.
Пушкина;
«Сказка
про
маленький дубок» С.
Прокофьевой;
«Четыре
желания»
К. Ушинского.
4.
Труд
людей
осенью (знакомство
с
профессией
–
дворник).
игры (Приложение
4)
Чтение
художественной
литературы (стихи,
рассказы); загадки
об осени.
Беседа
(ознакомление
с
окружающим
миром)
(Приложение 5)
растению.
Учить
подбирать
определения,
соответствующие данному
примеру,
явлению;
активизировать усвоенные
ранее слова.
Развивать
внимание,
память,
творческое
воображение;
учить
отчётливо
проговаривать
слова,
уметь
поддерживать
беседу.
Формирование
любви
к
природе
через
художественное слово.
Показать
значимость
профессии
дворника,
воспитывать
уважительное
отношение
к человеку труда.
5. Помощь в уборке
листьев на участке
Сгребание листвы на
участке
в
определенное место;
расчистка дорожки,
ведущей к березе и
рябине.
Сбор
листьев
для
гербария и поделок
Трудовые
поручения
на
прогулке
Учить
выполнять
индивидуальные
и
коллективные поручения.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1.«Листья
осенние
тихо
кружатся»,
«Вышли
пальчики
гулять
»,
«Ветер
северный
подул»,
«Осенние
листья»,
«Ходит
осень
в
нашем
парке»,
«Листочки».
2.
«Мы
осенние
листочки»,
«Такой
листок
-
лети
ко
мне»,
«Ветер
-
ветерок», «Раз, два,
три-
к
березе
(тополю,
осине
и
т.д.)
беги»,
Физкультминутки,
пальчиковые игры,
артикуляционная
гимнастика
(Приложение 6)
Подвижные
игры
(Приложение 7)
Развивать
мелкую
моторику рук для развития
речи;
развитие
речевого
дыхания и силы голоса;
активизировать словарь в
процессе расширения об
окружающем
мире
в
соответствии
с
лексической темой
Формировать
познавательный интерес к
природе,
уточнить
и
обобщать
представления
детей
об
осени
посредством
подвижных
игр.
«Пронеси листок на
голове».
3. «Осенний ковёр»
Чтение
художественной
литературы.
4. Осеннее дерево»
5.Роща золотая
Непосредственно
образовательная
деятельность
(коллаж
из
осенних
листьев-
конструирование и
рисование
отпечатками
листьев)
(Приложение 8)
Беседа
(Приложение 9)
НОД (аппликация)
(Приложение 10)
Учить
размещать
композицию на всем листе
бумаги
коллективно;
закреплять
умение
работать
с
клеем;
познакомить
детей
с
новым
видом
изобразительной
техники
– «печать листьями»;
развивать
у
детей
фантазию,
творческие
способности;
мелкую
моторику рук; закреплять
умение
детей
аккуратно
использовать краску при
работе;
воспитывать
интерес
к
осенним
явлениям
природы.
Учить детей передавать в
рисунке
образ
осеннего
дерева: толстый ствол и
тонкие
ветки,
расположенные
слева
и
справа
от
ствола.
Упражнять
детей
в
рисовании
осенних
листочков
приёмом
ритмичного
«примакивания».
Помочь
видеть многоцветие осени,
чувствовать
и
понимать
красоту
окружающего
мира.
Учить
использовать
в
работе
природный
материал
(сухие
листья,
упражнять в наклеивании
сухих листьев).
Развивать ориентировку в
пространстве
при
составлении
композиции
на листе бумаги.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1.«Белая береза под
моим окном».
2.«деревья
очень
рады,
спасибо
за
зимние наряды».
Беседа о зимнем
наряде
березы.
Дидактическая
игра
«узнай
деревце».
Рисование
(деревья зимой).
Расширять знания детей о
деревьях
зимой.
Продолжать
обучать
исследовать растения.
Учить
детей
рисовать
деревья в зимних нарядах.
Развивать
у
детей
фантазию,
творческие
способности. Воспитывать
интерес
к
зимним
3. Загадки хвойного
леса.
4. «Если на опушке
до небес макушки».
5. «от чего мне так
близко
и
мил,
деревцо ты родное
мое.
Беседа о хвойном
лесе. Рассмотрение
хвойной
ели
и
сосны.
Чем
похожи,
чем
отличаются.
Рисование.
Игра- занятие (мир
природы
М.Н.
Сигимова
явлениям природы.
Познакомить
детей
с
хвойными
нарядами
деревьев
ель,
сосна,
лиственница.
Выделить
особенности
каждого
хвойного дерева, сравнить
ель, лиственницу.
Учить
детей
рисовать
хвойные наряды деревьев.
Закреплять
изобразительные
навыки.
Развивать
творчество
детей.
Продолжать формировать
у детей понятие о природе
как
доме,
где
каждое
живое существо чувствует
себя
свободным,
защищенным.
Способствовать
осмыслению главной идеи
стихотворения
И.А.
Белоусовой,
«Увяла
елочка». Учить детей в
игровой
форме
выраженного
сочувствия
«Елочке».
Я
Н
1.« Ей нельзя без
снега, без Сибири».
Игра занятие « мир
природы
глазами
Познакомить
детей
с
деревом
–
облепихой.
В
А
Р
Ь
2.Золотые витамины
детей
М.Н.
Сигимова
Занятие загадка.
Упражнять
детей
в
создание
речевых
и
пантомимических образов.
Развивать
двигательное
творчество, воображение,
образное мышление.
Систематизировать знания
детей
об
облепихе
как
лекарственном
растение.
Расширять круг познания
о применение облепихи в
быту.
Поддерживать
доброжелательное
отношение друг к другу.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1. «Люблю березку
русскую»
2.
Подготовка
к
развлечению
«Русская березка».
Беседа
с
использованием
музыки,
репродукции
картин И. Грабаль
«февральская
лазурь»; Шишкин
«лесная глушь».
Развлечение
Продолжать формировать
интерес детей к родной
природе, обобщать знания
о
березке.
Воспитывать
любовь к русской березке.
Создавать
радостное
эмоциональное
настроение. Через пение
песен,
стихов,
игр.
Формировать
образ
русской березки.
М
А
Р
Т
1. Чтение «Деревья»
Токмаковой.
Отгадывание
загадок.
Беседа
и
ИЗО
деятельность.
Раскрашиваем
листья, деревьев.
Воспитывать
умения
слушать,
следить
за
развитием
действия,
воспитание
бережного
Пальчиковая
гимнастика «корни».
2.Дромотизация
стихотворения
И.
Токмаковой
«Деревья».
3.
«Весна
–красна
пришла» (2 занятия)
Театрализованная
деятельность
(3
занятия).
Беседа
с
использованием:
стихов,
музыки,
рассматривание
картин о весне.
отношения
к
деревьям
закрепить умение отвечать
на вопросы.
Развивать
умения
инсценировать
художественное
произведение.
Актуализация
словаря,
развитие
навыков
монологической
речи,
развивать
умение
выступать на аудиторию.
Закрепить знания детей о
весенних
явлениях
природы.
Развивать
речевые
навыки.
Воспитывать
бережное
отношение к природе.
А
П
Р
Е
Л
Ь
1.«деревья
и
кустарники
нашего
участка».
Игра
«найди
дерево
по
описанию».
2. Беседа о пользе
деревьев.
Чтение
стихов о деревьях и
кустарниках весной.
3.Просмотр
мультфильма
Экскурсия
в
природу.
Беседа. Рисование
« Весенний лес»
(коллективная).
Беседа
после
просмотра
Расширить
и
обогатить
знания детей о деревьях и
кустарниках
нашего
участка.
Воспитывать
бережное
отношение
к
растительному миру.
Закрепить представление о
деревьях
особенностях
строения.
Воспитывать дружелюбие,
помогать
друг,
другу
«Деревья
тоже
болеют».
4. беседа о весенних
деревьях.
Рассматривание
веточки вербы.
мультфильма.
Беседа
с
использованием
иллюстраций
о
вербе.
Рисование
нетрадиционной
техникой.
беречь природу.
Познакомить
с
деревом
верба.
Упражнять
в
рисование
вербы
нетрадиционной техникой.
Развивать
творческие
навыки.
М
А
Й
1. Беседа «как вести
себя в природе».
Беседа
с
использованием
презентации.
Закладывать
основы
экологически
грамотного
и бережного поведения в
природе.
Проект «Наш дом природа»
(старшая группа).
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный, 2020-2021г.
Цель проекта:
Становление начал экологической культуры у детей,
развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у
взрослых их воспитывающих.
Задачи проекта:
• Обеспечить условия для развития экологического сознания.
• Знакомить с представителями живой и неживой природы.
• Рассказать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы,
способствовать формированию осознанноправильного отношения к планете
Земля и к человечеству, как к части природы.
• Знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды.
• Формировать эмоционально-положительное отношение к природе. Формы
реализации проекта:
• Беседы с детьми
• Экскурсии
• Акции «Чистое утро», »Добрая зима», «Не рубите ёлки», «Чтобы дольше
жили книжки», «Берёзкины слёзки» и другие.
• Выпуск газеты «Мы в ответе за тех, кого приручили»
• Создание «Жалобной книги природы»
• Игровые задания «Разведка примет природы» /сбор фактов/
• Конкурс рецептов «Вкусно, полезно красиво»
• Изготовление дидактического пособия «Заповедные места и зоны
экологического бедствия»
• Создание игрушки Эколожка.
• Изготовление книги «Путешествие в город Экоград».
Перспективное планирование по проекту: «Наш дом природа».
с
р
Проект « Природа –
наш друг»
о
к
и
задачи
Формы работы
Презентация
проекта
с
е
н
т
я
б
р
ь
-Формировать
основы
экологической культуры
дошкольников, бережное
отношение к природе.
-уточнять
и
обобщать
знания детей о живой и
не живой природе.
-познакомить с понятием
«экология».
-развивать
познавательно-
поисковую деятельность
ребят,
способность
к
наблюдению
и
моделированию.
Цикл занятий
«жалобная
книга
природы»
«природа,
ты
и
я
–
друзья»
«чудо рядом с тобой»
«Знатоки природы»
Работа с перфокартами
«Подбери наряд» «Что
опасно
для
природы»
викторина
Презентация
дидактического
материала
–
дидактических
игр
и перфокарт
Видеомаршруты
для
прогулок.
Маршрут
в
природу
Проведение
видеопрогулок
и
экскурсий
Фоторепортажи
из
семейных альбомов.
Экологическая
библиотека.
Чтение художественной
литературы
В.Бианки
«Ребятам
о
зверятах»,
В.Зотов
«Лесная
мозаика»,
Г.
Снегирев
«Звери наших лесов», В.
Сухомлинский «Стыдно
Выставка рисунков
по
произведениям
от природе,
перед соловушкой», В.
Бианки «Лесная газета»,
Е. Чарушин «Воробей»,
М. Михайлов «Лесные
хоромы».
о
к
т
я
б
р
ь
Задачи:
-расширить знания детей
об
осенних
явлениях
природы.
-формировать
познавательно-
поисковую деятельность
детей, учить наблюдать,
делать
простейшие
выводы.
Цикл занятий
«Осень в гости к нам
пришла»
«деревья осенью»
«Перелетные птицы»
«неживая
природа
осенью»
Использование
презентации
Дидактические
игры
Создание
уголка
в
группе
«Природа
–
наш
друг»
для
ручного труда из природного
материала
и
общения
с
природой.
Конкурс
поделок
из
природного
материала
Сотрудничество с родителями:
Сопровождение детей во время
экскурсий. Участие в выпуске
газеты
«Экологические
странички»
Экологический
«десант»: уборка
Выставка детских работ
«Краски осени» Выпуск
лесной
газеты
«Экологические
странички»
Видеомаршруты
для
экскурсий.
Видео-экскурсии
«Красавица осень»
«Улетают,
улетают
в
теплые края».
Экологическая
библиотека.
Подобрать
художественную
литературу об осени.
н
о
я
б
р
ь
Проект « как звери
готовятся к зиме»
Задачи
Формы работы
Презентация
проекта
•
Расширить
представления
детей об окружающем мире.
• Формировать знания у детей
о подготовке диких зверей к
зиме,
умение
устанавливать
простейшие
связи
между
сезонными
явлениями
в
природе и поведением зверей .
•
Учить
бережно
и
чутко
относиться
к
животным.
•
Воспитывать
сочувствие,
сопереживание
у
ребят
к
«братьям нашим меньшим».
Цикл занятий «Как звери в лесу
готовятся к зиме». «Как зимуют
дикие
звери»
«Прогулка
в
зимний лес». «Лунтик в гостях у
«веселых» ребят»
занятие «Лунтик в гостях
у «веселых» ребят. Как
зимуют звери в лесу».
Подбор звуков леса «Аудио»
Картотека
«Экологическая
мозайка»
Экологическая викторина
« как звери готовятся к
зиме»
Видеомаршруты
для
прогулок.
«как звери готовятся к
зиме»
«вот пришли морозы и
зима настала»
Подборка
игр
в
спортивном
уголке.
Подвижные игры
«У медведя во бору»
«Угадай, чей хвост»
«Кто где живет?»
«Зайцы и охотник»
«Хитрая лиса»
«Волк во рву»
«Кто знает, пусть продолжает»
«Угадай, чей след»
Выставка
макетов
«Медвежья
берлога»
«Лисья
нора»
«Дупло
белки»
Собрать библиотеку « Природа
– наш добрый ДОМ»
Чтение
художественной
литературы
В.
Зотов
«Заяц
–беляк»,
«Лесная мозаика»,В. Чарушин
«Что
за
зверь»,
Н.
Сладков
«Лесные шорохи», Л. Толстой
«Волк», А. Клыков «Как лиса
зимует», К. Ушинский «Жалобы
зайки», «Лиса Патрикеевна», Г.
Снегирев «Звери наших лесов»,
Спортивный досуг «В зимнем
лесу».
Н.
Павлова
«Белые
шубки»
(из
книги
«Четыре
времени года»). Рисование на
тему «Звери в зимнем лесу».
Моделирование «Заяц в лесу»,
«В
берлоге»,
«Лисья
нора».
Инсценировка
русской
народной сказки «Заяц и лиса»
Н. Павлова «Белые шубки» (из
книги «Четыре времени года»).
Рисование на тему «Звери в
зимнем лесу». Моделирование
«Заяц в лесу», «В берлоге»,
«Лисья нора».
Спортивный
досуг
«В
зимнем лесу».
Выставка
детских
рисунков
Экспозиция тематических
макетов
Выставка
детских
рисунков.
Д
Е
К
А
Проект
«Новый
год
у
ворот»
Задачи
Формы работы
Презентация
проекта
Б
Р
Ь
•
Расширить
представления
детей об окружающем мире. •
Системазировать знания детей
об
изменениях
в
живой
и
неживой
природе
в
зимний
период. • Закреплять знания об
обычаях
и
традициях
празднования Нового года в
нашей стране, других странах. •
Прививать любовь к природе
родного края. • Учить бережно
и чутко относиться к животным,
птицам.
• Развивать
чувство
общности детей в группе и
навыки
сотрудничества.
•
Укреплять здоровье детей.
Цикл
занятий:
1.
«Снежная
радость» 2. «Что такое Новый
год?»
3.
«Где
живёт
Дед
Мороз?»
4.
«Похождение
братьев
Морозов».
5.
«Снеговик
-
почтовик».
6.
«Новогодние
путешествия
по
странам».
Праздник
новогодней
Ёлки
«Здравствуй,
здравствуй, Новый год!»
Собрать
видеоэкскурсии,
видеопрогулки
по
экологическим местам мира
Целевые
прогулки
и
видеоэкскурсии: 1. Прогулка по
поселку. Деревья знакомые и
не
знакомые»
2.
«Экологическая
прогулка»
экологический
лабиринт
на
территории детского сада. 3.
Видеоэкскурсия
«Парки
Новосибирска»
Фотопрогулка.
Подборка – картотека «Зимние
игры».
Зимние
забавы:
1.
«Санный
поезд»
(с
обручами).
2.
«Катание на лыжах». 3. Игры в
«снежки». 4. Подвижные игры
зимней
тематики
:
«Два
Мороза»,
«Зайцы
и
лиса»,
«Бабка
–Ёжка»,
«Ёлочка
–
колкая иголочка».
Конкурс
новогодних
поделок
«Мастерская
Деда Мороза»
Я
Н
Проект
«Море,
море
мое…»
В
А
Р
Ь
Задачи
Формы работы
Презентация
проекта
• Познакомить детей с морем -
экосистемой. • Сформировать у
них
представления
о
экосистеме море, его лечебных
и
экономических
факторах,
обитателях.
•
Развивать
познавательный
интерес,
поисковую
деятельность.
•
Формировать
эстетический
вкус, приобщая к миру музыки,
изобразительного творчества. •
Воспитывать любовь и интерес
морю, бережно относиться к
нему.
Цикл занятий: «Сказки старого
Понта»
«Обитатели
моря»
«Море
в
беде»
«Что?
Где?
Когда?»
Открытые
показы
образовательной
деятельности
по
экологии для родителей.
Подбор
видеоматериалов:
«Родник – ручей – река – озеро
–море –океан».
Экскурсии
и
прогулки
Видеоэкскурсия
в
морской
аквариум
«Батискаф».
Видеоэкскурсия
на
выставку
работ
художников
–
маринистов. Конкурс рисунков
«Морской
вернисаж».
Рассматривание
картин,
иллюстраций
морской
тематики.
Просмотр слайдов,
видеофильма
«Секреты
океанов». Фотомонтаж « Мы и
море» (из семейных архивов
группы).
Выставка макетов
«Дно моря» «В царстве
Нептуна»
«Обитатели
моря»
и
семейных
плакатов «Защита моря»
«Океанарий»
Подборка
игр
в
спортивном
уголке.
Подвижные
игры
«Море
волнуется
раз…»
«Капитан»
«Дельфины» «Спасатели» и др.
«Морские фантазии» – поделки
из ракушек.
Творческая
гостиная:
Концерт для родителей
«Морские
звёздочки»
(Песни,
стихи,
загадки,
танец «Яблочко и др.)
Собрать библиотеку « Природа
– наш добрый ДОМ»
Чтение
художественной
литературы:
В.
Бакалдин
«Черное море», «Норд – ост»,
С.
Сахарнов
«Как
доставали
якорь»,
«Самый
лучший
пароход», В. Маяковский «Эта
книжечка моя про маяк и про
моря»,
М.
Большинцов
«У
самого
синего
моря»,
А.Некрасов «Маяк», Ф. Тютчев
«К
морю»,
Ю.
Сердериди
«Анапа», «Маяк».
Выставка детских работ
«Мы
–
художники
–
иллюстраторы»
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
Проект « Птицы наши
друзья»
Задачи
Формы работы
Презентация
проекта
Продолжать
закреплять
знания детей о зимних
явлениях
природы.
Формировать
бережное
отношение к природе.
Цикл
занятий:
«птицы
наши
друзья»;
«тайны птичьего мира».
Проведение акции
«Покормите
птиц
зимой».
Подбор видеоматериалов:
«в лесную чащу тихо, вошла
зима портниха».
Деревья очень рады спасибо за
наряды.
Экологическая библиотека
Подбор
художественной
литературы
м
а
р
т
Проект
«Обыкновенное
чудо
на
моем
окошке».
Комнатные растения».
Задачи
Формы работы
Презентация
проекта
Развивать познавателно-
исследовательскую
деятелность.
Воспитывать
бережное
отношение к природе.
Формировать
умение
самостоятельно
выражать
собственное
мнение об увиденном и
услышанном.
Формировать
коммуникативные
навыки.
Цикл
занятий:
что
растет
в
огороде.
Зачем мы сеем семена.
«Азбука здорового питания».
Подбор
экологических
игр
«Вырастим чудо сами»
Экологические игры: «Аленький
цветочек» «Садовник» «Собери
букет» «Цветы» «Узнай цветок
по описанию»
Развлечение
«Карнавал
цветов»
ЭКОбиблиотека « Природа –
наш добрый ДОМ»
Ч
Чтение
художественной
литературы:
С.
Маршак
«Кораблик», «Кошкин дом», К.
Бальмонт «Ручеек», Ф. Тютчев
«Капелька и река», Б. Житков
«Наводнение»,
русские
народные сказки «Снегурочка»,
«Заюшкина
избушка»,
Л.
Толстой «Пожар», «Пожарные
Составление
альбома
«Чудо
на
окошке»
«Зимой и летом все в
цвету»
собаки», А. Барто «Ветерок», Л.
Николаенко
«Бумажная
вертушка»,
И.
Даренский
«Веселые качели»К. Чуковский
«Путаница» и др.
а
п
р
е
л
ь
Проект
«Этот
загадочный космос»
Задачи
Формы работы
Презентация
проекта
Развивать
чувство
упорядоченности
через
формирование
в
сознании
ребёнка
представления
о
целостности
окружающего
мира: о единстве, взаимосвязи
и
взаимозависимости
всего
сущего в мире;
Познакомить
детей
с
устройством
Солнечной
системы и дать элементарные
представления о планетах и их
спутниках; • Развивать интерес
к
Космосу,
космическим
явлениям
и
профессии
космонавта;
•
Формировать
потребность
в
физическом
саморазвитии
и
здоровом
образе жизни.
Видеоподборка материалов и
фильмов
«Звезды
всегда
рядом»
Цикл занятий: «Адрес Земли»
«Солнце»
«Подготовка
к
полету» «Полет на Меркурий и
Венеру»
«Метеориты
и
кометы» «Космический блиц –
турнир» «Полет на Луну»
Видеоподборка материалов и
фильмов
«Звезды
всегда
рядом»
Спортивный
праздник
«Школа
юных
космонавтов»
Викторина с родителями
«Знаем ли
мы законы
природы»
Прогулка с родителями в
планетарий «Погуляем в
космосе».
Картотека «Космических игр» и
развлечений.
Сюжетно
–
ролевые
игры
«Космонавты»
«Луноход»
«Школа астронавтов» «В гости к
Музыкальное
развлечение
«Парад
планет»
инопланетянам» «На ракете по
планетам»
«Большая
космическая
библиотека»
-
в
книжном
уголке
Чтение
художественной
литературы:
Е.
Левитан
«Малышам
о
звездах
и
планетах», Н. Латынова «Сказки
Земли», Г. Майорова «Игры и
рассказы
о
космосе»,
Р.
Босилек «Маленький пилот», Б.
Никольский «Космонавты». А.
Митяев
«12апреля.
День
космонавтики».
Беседы
о
профессии
космонавта,
о
первом
космонавте
Ю.
А.Гагарине,
рассматривание
иллюстраций,
фотографий.
Рисование
на
тему
«Люди
тянутся к к звездам». Викторина
«Что мы знаем о космосе?»
Коллективная
работа:
коллаж
«Космос».
Подбор фотоматериалов
о Космосе.
Выставка детских работ.
Продукты проекта: Макеты в экологической комнате, стенды, фотографии, папки-проекты,
рисунки,
исследовательские
работы,
схемы,
выставки,
карты
экологических
тропинок,
скворечники,
кормушки,
цветник,
дидактические
экологические
игры,
комнатные
цветы,
коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах, новые растения на участке детского
сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.
Список литературы:
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - парциальные программы экологической направленности
«Живая природа» А.И. Ивановой, - «Наш дом - природа» Н.Рыжовой. - «Юный эколог» -
Николаевой. «Неизвестный цветок», Х.К. Андерсен «Цветы маленькой Иды», Е. Благинина «Цветы
на моем окне», П. Воронько «Чудо в цветочном горшочке», Э. Мошковская «Цветы». Слушание
музыки «Вальс цветов» П. Чайковского, «Цветы» А. Вивальди и др.
1. Т.М.Бондаренко "Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет"
2. Н.А.Рыжова "Наш дом - природа"
3. И.Белавина, Н.Найденская "Планета - наш дом"
4. Л.Н.Прохорова "Организация экспериментальной деятельности дошкольников"
5. Л.В.Ковинько "Секреты природы - это так интересно"