Напоминание

Либеральные реформы 1860-1870-ых годов


Автор: Бурлакова Генриетта Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ Школа № 71 г. Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Либеральные реформы 1860-1870-ых годов
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Либеральные реформы 60-70-ых годов XIX века: отмена крепостного

права.

Цель урока: показать главное событие XIX века для России – отмену

крепостного права – используя различные приемы и методы с целью

активизации познавательной деятельности учеников.

Задачи урока:

1.

обучающие: показать необходимость отмены крепостного права, ее

подготовку, основное содержание документов, на основе которых

проводилась реформа, раскрыть сущность и значение реформы;

2.

развивающие: формировать

умение

анализировать

исторический

материал,

используя

различные

источники

знаний,

устанавливать

причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение

работать в группах;

3.

воспитательные: патриотическое воспитание.

Планируемые результаты:

личностные

: стремление учащихся участвовать в коллективной и

индивидуальной работе, поддерживать интерес к предмету,

толерантность;

метапредметные

: использование универсальных методов работы;

предметные

: знания о подготовке и основном содержании реформы 19

февраля 1861 г.

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

обучающихся.

Актуализация

- Какая отрасль производства составляла основы экономики России на

протяжении многих веков?

Матушка - земля кормит миллионы, поэтому земельный вопрос всегда

был, есть и будет одним из самых важных во внутренней политике любого

государства, но для нашей аграрной России 19 века, он был важен вдвойне.

- А почему?

- Кто и как пытались решить этот вопрос в первой половине XIX века?

(клик)

- Сейчас вы посмотрите фрагмент фильма и ответите на вопрос: «О каком

времени мечтает горничная Аннушка и уверяет о скором его наступлении

матрос Чижик?»

- Что подразумевает Николай Некрасов в четверостишии под цепью великой?

(клик)

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

- Что подразумевает Николай Некрасов в четверостишии под цепью великой?

(клик)

- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Возможно ли, что бы крепостное право отмерло само собой?

- Что для этого необходимо?

- Каковы задачи сегодняшнего урока?

- Да! Сегодня на уроке мы познакомимся с проектами, отмены крепостного

права, с содержанием Манифеста, с условием освобождения крестьян от

крепостной зависимости; будет учиться работать с документами, делать

выводы, анализировать. Вести записи, изучаемого материала, будем составляя

интеллект-карту. (клик) Давайте вспомним, как составляется интеллект-карта?

- Что будет центральным образом нашей интеллект-карты?

(клик)

А

направлениями будут этапы плана нашего занятия: (клик)

I.Подготовка реформы. Проекты.

II.Закон об отмене крепостного права:

1)

Манифест 19 февраля 1861 года,

2)

Положения.

III.Крестьянское самоуправление.

IV.Итоги и значения реформа.

- В конце урока мы должны дать ответ на вопрос: «Почему «цепь» ударила и по

барину, и по мужику?»

III. Первичное усвоение новых знаний.

Вводная часть

Наиболее остро вопрос об отмене крепостного права возник в период

правления Александра II. Трудно сказать, что больше повлияло на его решение

отменить крепостное право – «Записки охотника» И.С. Тургенева или

Крымская война. В 1856-1857 гг. в ряде южных губерний произошли

крестьянские волнения. Они быстро затихали, но лишний раз напоминали, что

помещики сидят на вулкане.

Крепостное

хозяйство

таило

в

себе

и

другую

угрозу.

Оно

не

обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло

просуществовать еще неопределенно долгое время.

Но свободный труд производительнее подневольного. Крепостное право

диктовало всей стране крайне, замедленные темпы развития. В ближайшее

время Россия могла перейти разряд второстепенных держав. Нельзя забывать и

то,

что

крепостное

право

слишком

похоже

на

рабство,

оно

было

безнравственно.

Когда

возник

крестьянский

вопрос,

стали

выявляться

особенности отмены крепостного права в различных губерниях, т.е. была

проведена черта между черноземными и нечерноземными губерниями.

Подготовка реформы.

Проекты

.

Обучающимся предлагаются познавательные задания:

Задание №1

Перед вами письма двух помещиков, написанных накануне отмены

крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о

возможности освобождения крестьян от крепостной зависимости. Подумайте,

из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об

освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш

взгляд, соответствовало действительности?

1. «Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим

земли. При освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли

немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин,

отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в

будущем три или четыре десятины земли и что, во всяком случае, при

появлении указа, чем у нас будет меньше крестьян, тем будет для нас

покойнее».

2.

«Ты

спрашиваешь

меня

насчет

проектов

уничтожения

крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в

России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением

крепостного права он совершенно разрушится… Скажу тебе, что вместе с

дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим

тысячам помещиков смертный приговор».

Предполагаемый ответ:

Первое письмо написано помещиком из черноземной губернии, которые выступали за

освобождение крестьян без земли.

Второе письмо написано помещиком нечерноземной губернии.

Задание №2

Используя таблицу «Барщина и оброк» и карту (клик)

, объясните, в каких

районах России было выгоднее освобождать крестьян от крепостной зависимости. Предположите,

каким образом пройдет освобождение.

Губернии

%

оброчных

крестьян

% барщинных

крестьян

Губернии

%

оброчных

крестьян

% барщинных

крестьян

Костромская

87, 5

12,5

Тверская

41

59

Ярославская

87,4

12,6

Рязанская

38

62

Вологодская

84

16

Орловская

28

72

Олонецкая

72

28

Смоленская

27

73

Владимирская

70

30

Тульская

25

75

Московская

68

32

Пензенская

25

75

Нижегородская

68

32

Курская

24,5

74,5

Воронежская

45

55

Псковская

23

77

В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по

вопросу о реформе.

Помещики черноземных губерний:

Освободить крестьян без земли

Помещики нечерноземных

губерний:

Освободить крестьян с землей

- Используя дидактический материал, найдите подтверждение своим

предположениям. (клик)

Студенты вносят свои варианты проектов в интеллект карту.

- Существовало ещё два диаметрально противоположных проекта: без земли за

выкуп личности крестьянина и второй – с землёй без всякого выкупа. (клик)

- Объясните, что интересы могли удовлетворить эти проекты?

Закон

об отмене крепостного права:

(клик)

- Когда законопроект отмены крепостного права был одобрен Государственным

советом? А когда он стал законом?

- Что представлял собой это закон?

- Как вы думаете, где будут отражены условия личного освобождения

крестьян?

- А что будет содержать Положения? (клик)

Студенты вносят свои изменения в интеллект карту.

Манифест 19 февраля 1861 года

- Используя дидактический материал, самостоятельно определите и внесите в

интеллект-карту, какими общегражданскими правами и личной свободой стал

обладать бывший крепостной, в чём ограничивалась его личная свобода?

Студенты вносят свои изменения в интеллект карту.

Положения

- В Положении были чётко указаны нормы наделов, которые мог получить

крестьянин. Они были различные по величине в зависимости от зоны. Какие

это зоны? Наибольшие наделы в нечернозёмных и степных, меньшие - в

черноземных губерниях страны. Для каждой из этих зон устанавливались

максимальный (больше которого крестьянин не мог требовать у помещика) и

минимальный

(меньше

которого

помещик

не

должен

был

предлагать

крестьянину) размер надела. Крестьянину должен быть предоставлен тот надел,

которым он владел до реформы. (клик) Если он был больше максимального,

помещик мел право отрезать излишек, изъять этот «отрезок»; если меньше

минимального - помещик обязан был прибавить, «прирезать» крестьянину

земли.

По ходу рассказа учителя вносятся изменения в интеллект карту.

- Крестьянин получил личную свободу бесплатно, но земельный надел должен

был выкупить у помещика. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа

земли.

Чтобы

уплатить

выкуп

за

землю,

государство

предоставляло

крестьянину ссуду в размере 80% от стоимости надела. Остальные 20 %

крестьянин платит помещику сам.

(клик) Ссуду крестьянин должен был

вернуть государству в течение 49 лет с учётом 6% годовых. Расчёт выкупа

определялся не от рыночной стоимости земли, из расчёта доходности

крестьянского оброка. Так правительство стремилось оградить помещика от

финансовых потерь. Пока крестьянин не выплатит 20 % от стоимости земли (а

это не маленькая сумма для бывших крепостных) он вступает в разряд

временнообязанных, т.е. продолжает платить оброк или нести барщину (40

мужских и 30 женских дней в год). Для большенства крестьянских общин

временнообязанные отношения растянулись на многие годы. В 1881 году

временнообязанное состояние было отменено.

По ходу рассказа учителя вносятся изменения в интеллект-карту.

Задание № 3.

Определить размер выкупного платежа крестьянина Московской

губернии за 2 десятины земли, если известно:

Стоимость одной десятины земли – 62 р. 50 коп. (настоящая цена 38 руб.)

Из общей стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за

него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие

49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной государством за крестьянина. Какова

настоящая цена этой земли? Какую сумму крестьянин должен выплатить

помещику? За какой период времени крестьянин оплатит реальную стоимость

земли, при оплате 6 руб. ежегодно?

Правильный ответ: настоящая цена 2 десятин земли – 76 рублей, общая стоимость

этой земли тогда - 125 руб. Крестьянин должен был сразу заплатить 25 руб. (немыслимая

сумма для него), и в последующие годы должен был платить по 6 руб. ежегодно. Таким

образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли,

а в последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.

Крестьянское самоуправление

-

Находясь

в

крепостной

зависимости,

крестьянская

жизнь

всецело

контролировалась и регламентировалась помещиком. Кто и как, после отмены

крепостного права будет управлять крестьянами? (клик, сек. 400) Об этом мы

узнает из лекции электронного учебника.

V.Заключительная часть урока.

- «Народ освобожден - но счастлив ли народ?» - задает в середине

шестидесятых

риторический

вопрос

Николай

Некрасов

великий

политический поэт.

-

Используя

дидактический

материал

и

построенную

интеллект-карту,

определите прогрессивные и негативные итоги реформы 19 февраля 1861 года.

Прогрессивные итоги

Негативные итоги

1.

крестьяне – свободные

подданные,

2.

увеличение рынка рабочей

силы,

1.

помещичье землевладение,

2.

“временнообязанное” состояние

– барщина и оброк,

3.

помещичья земля – объект

купли-продажи,

4.

часть помещиков и зажиточные

крестьяне ведет хозяйство по-

капиталистически.

3.

система отрезков,

4.

экономическая зависимость

крестьянина от помещика и

государства.

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

-

Почему «цепь» ударила и по барину и по мужику?

- Но всё же, чаша с положительными итогами перевесит, поскольку они более

существенны, открывали дальние перспективы развития страны. И никакая

печать крепостничества не может заменить историческое значение отмены

крепостного права. Реформа принесла свободу 23 млн. крепостных. Реформа

явилась переломным моментом, "гранью" отделявшей феодальную

эпоху

от

капиталистической.

Освобождение

крестьян

способствовало

интенсивному росту рабочей силы для развивающегося капитализма как в

промышленности,

так

и

в

с\х,

благоприятствовало

развитию

предпринимательства

крестьянства,

помещикам

был

обеспечен

пожизненный

переход

от

феодальных

форм

ведения

хозяйства

к

капиталистическим, Александр II действительно заслужил титул Освободителя,

проявив твердость, довел дело освобождения крестьян до конца.

VI.Домашнее задание:

1.

Заполнить таблица, использую учебник В.И. Буганова, П.Н. Зырянова (II

часть) параграф 70.

Название реформы

Год

принятия

Содержание

2.

Составить схему судебной системы, сложившуюся в России во второй

половине XIX века и сравнить её с современной судебной системой.

3.

Сообщение «Реформа просвещения 1863-864 г.»



В раздел образования