Автор: Юлия Николаевна Хамлова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №89
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Технологии обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование
Технологии обучения и воспитания
детей с задержкой психического
развития
Выполнила воспитатель МКДОУ д/с 89
Хамлова Ю. Н.
Цель коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
–
создание
условий
для
эффективной
коррекции
недостатков познавательной и эмоционально-личностной
сферы детей с ОВЗ
Задачи:
формирование положительной мотивации к обучению,
коррекция
отклонений
в
развитии
познавательной
и
эмоционально–личностной сферы,
развитие коммуникативных навыков,
развитие
личностной
сферы
—
формирование
адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Психогимнастика
Дыхательные
техники
Релаксационные
техники
Арт – терапия
Технологии
Игры и упражнения на
развитие
познавательных
процессов
Кинезиологические
упражнения
Психогимнастика
Невербальный метод, при котором участники проявляют
себя
и
общаются
без
помощи
слов.
Она
предполагает
выражение
переживаний,
эмоциональных
состояний,
проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.
Виды упражнений
развитие
внимания
снятие
эмоционального
напряжения
развитие
сотрудничества
понимание
невербального
поведения
Упражнения на развитие мыслительных
операций:
Противопоставление предметов по ряду признаков.
Четвертый лишний.
Смысловое соотношение понятий:
дом-кирпич, стакан - …?
Зашифрованные слово.
Ребусы (буквы, картинки).
Кроссворды.
Логические задачи ( что тяжелее 1 кг железа или 1 кг
ваты?).
Упражнения на коррекцию и развитие
различных видов памяти и внимания:
•
«Что и где?»
На доске в различных ее местах
прикрепляются изображение
5-6 чисел или букв.
•
«Фотограф»
Рассматривание 8-10 предметов.
•
«Бессмыслица»
(Зима, овцы, лето, мороженное,
•
пилить, веселый).
Упражнения для коррекции зрительного
восприятия:
•
Упражнение «Догадайся, что это?»
•
Зашумленные изображения.
•
Упражнение «День, ночь»
•
Найди парные изображения.
•
Перевернутые изображения.
•
Разрезанные изображения.
Упражнения на коррекцию и
развитие устной речи:
Схема-слово
Составить рассказ по схемам.
Картинка-рассказ:
Составляют рассказ по серии картинок.
Смысловые ассоциации.
Например: к слову курица подобрать, как можно
больше смысловых ассоциаций.
Рассказ по вопросительному алгоритму.
Учитель предлагает детям последовательность
описания событий:
- кто или что?
- где?
- как?
- когда ?
- почему? и т.д.
Дыхательные техники
Используемые
упражнения:
«Воздушный
шарик»,
«Семь
свечей»,
«Медленное дыхание», «Стабилизирующее дыхание»
.
Дыхательные техники наиболее легко доступны и быстродейственны.
Особенно
в
ситуациях
стресса,
конфликтной
ситуации,
ситуации
публичного выступления и т. д., во всех ситуациях, которые требуют
скорого разрешения и / или снятия, освобождения от волнительного,
негативного состояния.
Преимущество релаксационных техник в том, что они позволяют
достичь расслабления и отдыха, снятия психоэмоционального
напряжения за короткий промежуток времени, не требуют технического
оснащения, успешно используются как индивидуально, так и в группе.
Релаксационные техники
Используемые
упражнения:
«Гора
с
плеч»,
«Вверх
по
радуге»,
«Высокая
энергия» (зрительная
техника),
«Гудение» (голосовая
техника), «Воздушный шарик», «Слушай тишину», «Тяжесть и легкость»,
«Убавь ток», «Напрягись, чтобы расслабиться», «В прозрачном шаре»,
«Тесная обувь».
Показания к применению: трудности эмоционального развития, актуальный
стресс,
депрессия,
снижение
эмоционального
тонуса,
импульсивность
эмоциональных
реакций,
эмоциональная
депривация,
переживание
эмоционального
отвержения,
чувство
одиночества,
наличие
конфликтов,
неудовлетворенность в семейной ситуации, повышенная тревожность, страхи,
негативная «Я-концепция», низкая самооценка, низкая степень самопринятия.
Применение данного метода в коррекционной работе позволяет достичь
следующих результатов:
1. Выражение эмоций социально-приемлемыми способами.
2. Облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных детей.
3. Возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии).
4. Благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
5. Повышает личностную ценность, уверенность, формирует позитивную «Я-концепцию»
Арт – терапия
В работе использую следующие материалы: краски, карандаши, восковые мелки,
«пальчиковые краски», пластилин, пластический песок.
Использую разные темы для рисования, которые касаются различных проблем.
•
Собственное прошлое и настоящее. Темы рисования: «Моя самая главная
проблема в общении», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой
обычный день», «Школа», «Нельзя и Можно», «Моя семья», «Мой самый
хороший поступок» и др.
•
Будущее или абстрактные понятия. Темы рисования: «Кем бы я хотел быть»,
«Три желания», «Остров счастья», «Дружба», «Страх», «Обида», «Я через 5 лет»,
«Мое настроение» или изображение эмоциональных состояний и чувств.
Использую следующие методики в проективном рисовании:
1.Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).
2.Коммуникативное рисование (рисование в паре).
3. Совместное рисование (несколько человек или группа рисуют на одном листе).
4. Дополнительное рисование (рисунок по кругу).
Изотерапия
Песочная терапия
Игры с песком – одна из форм естественной активности
ребенка. Sand Art - рисование песком на световом столе
Показания к применению:
трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;
психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости,
тревожности, низкой самооценки; эмоциональные трудности;
оптимизация психического развития в детском возрасте; нарушение
внимания.
Кинезиологические упражнения
«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку
показывают
три
положения
руки
на
плоскости
стола,
последовательно
сменяющих
друг
друга. Ребенок
повторяет
8-10
раз.
Выполнение
сначала
руками
поочередно,
затем
совместно.
«Фонарики».Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая
лежит на столе ладонью. По очереди менять положение рук. Совмещать с
движением
языка
влево,
вправо.
8-10
повторений.«Фонарики
зажглись
(пальцы выпрямить), фонарики погасли (пальцы сжать в кулак)».
«Лезгинка».Левую
руку
сложите
в
кулак,
большой
палец отставьте
в
сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью
в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените
положение
правой
и
левой
рук
в
течение
6—8
сменпозиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«Домик с трубой». Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы
соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это
труба.
Занятия в сенсорной
комнате
Основная
цель
занятий
в
сенсорной
комнате:
снятие
мышечного
и
психоэмоционального
напряжения, достижения состояния релаксации и
душевного равновесия.
Сухой бассейн
Тактильная дорожка
Тактильные панели
Стол для рисования
песком
Фиброоптический
тоннель
Оборудование