Напоминание

Технологии обучения и воспитания детей с задержкой психического развития


Автор: Юлия Николаевна Хамлова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №89
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Технологии обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологии обучения и воспитания

детей с задержкой психического

развития

Выполнила воспитатель МКДОУ д/с 89

Хамлова Ю. Н.

Цель коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

создание

условий

для

эффективной

коррекции

недостатков познавательной и эмоционально-личностной

сферы детей с ОВЗ

Задачи:

формирование положительной мотивации к обучению,

коррекция

отклонений

в

развитии

познавательной

и

эмоционально–личностной сферы,

развитие коммуникативных навыков,

развитие

личностной

сферы

формирование

адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

Психогимнастика

Дыхательные

техники

Релаксационные

техники

Арт – терапия

Технологии

Игры и упражнения на

развитие

познавательных

процессов

Кинезиологические

упражнения

Психогимнастика

Невербальный метод, при котором участники проявляют

себя

и

общаются

без

помощи

слов.

Она

предполагает

выражение

переживаний,

эмоциональных

состояний,

проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.

Виды упражнений

развитие

внимания

снятие

эмоционального

напряжения

развитие

сотрудничества

понимание

невербального

поведения

Упражнения на развитие мыслительных

операций:

Противопоставление предметов по ряду признаков.

Четвертый лишний.

Смысловое соотношение понятий:

дом-кирпич, стакан - …?

Зашифрованные слово.

Ребусы (буквы, картинки).

Кроссворды.

Логические задачи ( что тяжелее 1 кг железа или 1 кг

ваты?).

Упражнения на коррекцию и развитие

различных видов памяти и внимания:

«Что и где?»

На доске в различных ее местах

прикрепляются изображение

5-6 чисел или букв.

«Фотограф»

Рассматривание 8-10 предметов.

«Бессмыслица»

(Зима, овцы, лето, мороженное,

пилить, веселый).

Упражнения для коррекции зрительного

восприятия:

Упражнение «Догадайся, что это?»

Зашумленные изображения.

Упражнение «День, ночь»

Найди парные изображения.

Перевернутые изображения.

Разрезанные изображения.

Упражнения на коррекцию и

развитие устной речи:

Схема-слово

Составить рассказ по схемам.

Картинка-рассказ:

Составляют рассказ по серии картинок.

Смысловые ассоциации.

Например: к слову курица подобрать, как можно

больше смысловых ассоциаций.

Рассказ по вопросительному алгоритму.

Учитель предлагает детям последовательность

описания событий:

- кто или что?

- где?

- как?

- когда ?

- почему? и т.д.

Дыхательные техники

Используемые

упражнения:

«Воздушный

шарик»,

«Семь

свечей»,

«Медленное дыхание», «Стабилизирующее дыхание»

.

Дыхательные техники наиболее легко доступны и быстродейственны.

Особенно

в

ситуациях

стресса,

конфликтной

ситуации,

ситуации

публичного выступления и т. д., во всех ситуациях, которые требуют

скорого разрешения и / или снятия, освобождения от волнительного,

негативного состояния.

Преимущество релаксационных техник в том, что они позволяют

достичь расслабления и отдыха, снятия психоэмоционального

напряжения за короткий промежуток времени, не требуют технического

оснащения, успешно используются как индивидуально, так и в группе.

Релаксационные техники

Используемые

упражнения:

«Гора

с

плеч»,

«Вверх

по

радуге»,

«Высокая

энергия» (зрительная

техника),

«Гудение» (голосовая

техника), «Воздушный шарик», «Слушай тишину», «Тяжесть и легкость»,

«Убавь ток», «Напрягись, чтобы расслабиться», «В прозрачном шаре»,

«Тесная обувь».

Показания к применению: трудности эмоционального развития, актуальный

стресс,

депрессия,

снижение

эмоционального

тонуса,

импульсивность

эмоциональных

реакций,

эмоциональная

депривация,

переживание

эмоционального

отвержения,

чувство

одиночества,

наличие

конфликтов,

неудовлетворенность в семейной ситуации, повышенная тревожность, страхи,

негативная «Я-концепция», низкая самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение данного метода в коррекционной работе позволяет достичь

следующих результатов:

1. Выражение эмоций социально-приемлемыми способами.

2. Облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных детей.

3. Возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии).

4. Благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

5. Повышает личностную ценность, уверенность, формирует позитивную «Я-концепцию»

Арт – терапия

В работе использую следующие материалы: краски, карандаши, восковые мелки,

«пальчиковые краски», пластилин, пластический песок.

Использую разные темы для рисования, которые касаются различных проблем.

Собственное прошлое и настоящее. Темы рисования: «Моя самая главная

проблема в общении», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой

обычный день», «Школа», «Нельзя и Можно», «Моя семья», «Мой самый

хороший поступок» и др.

Будущее или абстрактные понятия. Темы рисования: «Кем бы я хотел быть»,

«Три желания», «Остров счастья», «Дружба», «Страх», «Обида», «Я через 5 лет»,

«Мое настроение» или изображение эмоциональных состояний и чувств.

Использую следующие методики в проективном рисовании:

1.Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).

2.Коммуникативное рисование (рисование в паре).

3. Совместное рисование (несколько человек или группа рисуют на одном листе).

4. Дополнительное рисование (рисунок по кругу).

Изотерапия

Песочная терапия

Игры с песком – одна из форм естественной активности

ребенка. Sand Art - рисование песком на световом столе

Показания к применению:

трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;

психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости,

тревожности, низкой самооценки; эмоциональные трудности;

оптимизация психического развития в детском возрасте; нарушение

внимания.

Кинезиологические упражнения

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку

показывают

три

положения

руки

на

плоскости

стола,

последовательно

сменяющих

друг

друга. Ребенок

повторяет

8-10

раз.

Выполнение

сначала

руками

поочередно,

затем

совместно.

«Фонарики».Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая

лежит на столе ладонью. По очереди менять положение рук. Совмещать с

движением

языка

влево,

вправо.

8-10

повторений.«Фонарики

зажглись

(пальцы выпрямить), фонарики погасли (пальцы сжать в кулак)».

«Лезгинка».Левую

руку

сложите

в

кулак,

большой

палец отставьте

в

сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью

в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого

одновременно смените

положение

правой

и

левой

рук

в

течение

6—8

сменпозиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Домик с трубой». Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы

соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это

труба.

Занятия в сенсорной

комнате

Основная

цель

занятий

в

сенсорной

комнате:

снятие

мышечного

и

психоэмоционального

напряжения, достижения состояния релаксации и

душевного равновесия.

Сухой бассейн

Тактильная дорожка

Тактильные панели

Стол для рисования

песком

Фиброоптический

тоннель

Оборудование



В раздел образования