Напоминание

"Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста"


Авторы: Ревицкая Валентина Максимовна, Снигирева Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Родительская карусель
Тема: "Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД НОЯБРЬСК

Родительская карусель

«Педагогическое сопровождение

формирования мотивационной готовности к

школьному обучению детей

6-7 летнего возраста»

педагог-психолог:

Ревицкая В.М.

Снигирева Н.А.

Ноябрьск, 2022г.

Мотивационная

готовность

к

школе —

это

показатель,

определяющий уровень стремления ходить в школу,

понимания школьных правил и степень их принятия. «Хочешь ли ты

пойти

в

школу?»

-

этот

вопрос

один

из

важнейших.

Дети,

приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот

рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они

хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы

получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать». Если же

звучит отрицательный ответ, это должно насторожить родителей,

особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу. Иногда

нежелание идти в школу связано с неуверенностью в себе: «Задания

слишком сложные», «Я не смогу там правильно ответить». Так считают

чаще всего неуверенные в себе, застенчивые дети, которым и в детском

саду с трудом даются ответы «на публике», или же дошкольники с

закрепившимся образом неудачника.

Иногда родители спешат отдать своего «шестилетку» в школу (как

правило, это дети, рожденные в декабре и позже). Такие малыши, даже

при достаточных показателях интеллектуальной зрелости, часто бывают

не готовы к школе эмоционально и мотивационно. «Не наигрались», —

говорят про них. Их нежелание идти в школу абсолютно законно, и

родителям стоит подождать еще год, когда ребенок действительно будет

готов стать учеником.

Одним из важнейших показателей готовности к школе становятся

мотивы, о которых малыш говорит в связи с поступлением в 1 класс.

Социальные мотив: Они основаны на понимании общественной

значимости учебы и стремлении стать школьником: «Все дети должны

учиться, чтобы заменить взрослых в работе», «Если в школе не учиться,

профессию не получишь». Такой малыш нацелен на ответственное

выполнение школьных заданий. Он внимательно слушает на уроке, да и

дома его не нужно заставлять делать уроки. Он может переживать, если

что-то получается «не так». Если при этом у него на достаточном уровне

развиты показатели внимания, мышления, восприятия, памяти, то такой

школьник учится стабильно, радуя успехами себя и окружающих. Чтобы

сформировать и поддержать социальные мотивы, вы можете рассказывать

ребенку, как помогает школа в выборе профессии, о том, что школа —

лишь первая «ступенька» на долгом пути к тому, чтобы стать

образованным и умным человеком.

Учебно-познавательные мотивы:

Проявляются как интерес к

знаниям, желание научиться чему-то новому: «В школе я узнаю обо

всем», «Буду изучать много интересного». Для таких ребят характерна

инициативность:

они

стараются

задавать

вопросы

учителю

или

родителям, чтобы получить больше информации по заинтересовавшему

их предмету. Чтобы развить учебно-познавательные мотивы у малыша,

нужно

много

ему

читать,

обсуждать

с

крохой

прочитанное,

организовывать экскурсии и различные поездки, постоянно предлагая

ребенку новую интересную информацию. Также важно, чтобы вы

научили малыша, что информацию можно добыть самостоятельно — из

книг, журналов, научно-популярных программ для детей, детских

энциклопедий и из Интернета.

Оценочные мотивы

:

Основаны на стремлении получить одобрение

взрослого, высокую оценку с его стороны: «Меня будут

хвалить за пятерки», «Оценки нужны, чтобы мама узнала

о моих успехах» и даже: «За пятерку мне деньги дадут».

Оценка является сильнейшей «обратной связью» для

ребенка, показывающей ему степень его успешности при

выполнении

каждого

задания.

Конечно,

будущие

школьники поголовно желают получать «5», мысль о

двойке для них катастрофична. Сейчас много спорят, нужны ли оценки,

особенно в первом классе. В любом случае хорошо, когда оценочный

мотив все же не является главным, уступая приоритет социальному и

познавательному. Родителям важно понимать, что оценку ребенку дает не

только учитель. Дети хотят, чтобы для родителей их успехи были важны

и заметны, они стремятся радовать своих любимых: «Тогда мама и папа

будут

счастливы,

что

у

тебя

одни

пятерки».

Позиционные мотивы: Они связаны с интересом к школьной

атрибутике: «Мне уже купили новый портфель и пенал», «В школе парты

и доска», «В саду все маленькие, а в школе — большие». Не стоит

преуменьшать важность позиционного мотива: важно лишь, чтобы этот

мотив не был основным. Если ваш малыш не хочет в школу, то

позиционный мотив — та «дверца», благодаря которой вы можете помочь

ему преодолеть его страхи. Покажите свои школьные фотографии,

расскажите о своем первом портфеле, о том, как первый раз увидели

класс, как впервые пошли в школьную библиотеку. Желание повзрослеть

в этом возрасте играет большую роль.

Внешние мотивы, не связанные со школой: Например: «Мама

велела ходить в школу», «Все ходят в школу», «Когда я закончу первый

класс, мне обещали купить собаку». Если эти незрелые мотивы являются

главными, стоит бить тревогу, ведь они не оказывают влияния ни на

результат учебы, ни на само желание получать знания. Поняв, что в

школе много требований, такой малыш может возненавидеть школу и

стараться уклоняться от занятий любыми способами. И уж конечно,

родители не должны сами «мотивировать» ребенка на учебу таким

образом.

Игровой мотив: Малыш считает, что школа — это такая новая

интересная игра. Игровой мотив связан с мотивом дружбы («в школе

найду новых друзей»). Он является более зрелым, хотя и не должен

выступать как основной. Но о дружбе нужно говорить обязательно.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее перед началом

школьной жизни.

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к

школе

заключается

в

формировании

у

него

готовности к принятию новой социальной позиции

школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять

иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми

для

него

правилами.

Эта

личностная

готовность

выражается

в

определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной

деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима,

своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе

и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно

воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл

действий учителя, его профессиональную роль.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества

личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со

сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.

Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и

совместно действовать с другими детьми.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в

семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к

его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему

школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности,

гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка

становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей

деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая

самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания

учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель

злой" и т.д.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности

ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным

условиям

школы.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так

и

эмоционально-волевые

компоненты,

стремление

занять

новое

социальное положение - стать школьником, не только понять, но и

принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по

школе.

Осознанное

отношение

к

школе

связано

с

расширением

и

углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать

уровень положительного отношения ребенка к школе для определения

пути

дальнейшего

формирования

интереса

к

ней.

Самым

важным

личностным

механизмом,

формирующимся

в

этом

периоде,

считается

соподчинение мотивов. Оно появляется в начале

дошкольного

возраста

и

затем

последовательно

развивается. Если несколько желаний возникало

одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него

ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в

младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может

принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои

непосредственные

побуждения,

например

не

реагировать

на

привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более

сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника -

поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее -

собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только

бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд

неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты,

как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое

запрещение

каких-то

действий

ребенка,

не

усиленное

другими,

дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто

возлагают большие надежды.

Говоря о мотивах учения, можно сказать, что учебная деятельность

дошкольников побуждается не одним, а целой системой разнообразных

мотивов. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени

присутствует в мотивационной структуре дошкольника, каждый из них

оказывает определенное влияние на формирование и характер его

учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости

школьного учения, умением подчинять свое «хочу» слову «надо»,

желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к

успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут

оказывать влияние на особенности обучения ученика.

Таким образом, можно сказать, что психологическая готовность к

школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной

мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный

процесс.

Одновременно

мотивация

учения

свидетельствует

о

необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии

интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.

Данные диагностик показали, что в обследуемой группе преобладают

дети со средним уровнем развития мотивационной готовности к

предстоящему обучению в школе, и очень мало детей с высоким уровнем

мотивационной готовности.

Таким образом, мотивационная готовность к школе у детей

сформирована недостаточно, что может вызвать у ребенка огромные

трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем

вообще вызвать стойкое нежелание учиться.

Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном

учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной

готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод

обучения, в результате которого желание ребенка

идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что

многие дети хотят остаться в детском саду.

Таким образом, задача подготовки детей к школьному обучению не

должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать,

читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до

уровня готовности к школе. Основной акцепт здесь должен делаться

на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного

интереса и учебной мотивации. Задача воспитателя сначала пробудить у

ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать

работу по развитию высших психологических функций.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается

из:

1.Положительных представлений о школе;

2.Желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

3.Сформированной позиции школьника.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее

пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее

подачи со стороны педагогов детского сада. Таким образом, воспитателям

подготовительных

групп

необходимо

проводить

специально

направленную работу по формированию у детей положительного

отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к

школьному обучению



В раздел образования