Автор: Сухорукова Виктория Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-9-ЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел: среднее образование
УДК 8.81
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-9-ЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА
В.Ю. Сухорукова, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 24», г. Абакан
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме развития речевой культуры современных школьников. В статье
рассмотрены основные направления, формы и методы развития речевой культуры учащихся средних классов на
уроках русского языка из собственного опыта педагогческой работы, отражены результаты педагогического
исследования с целью выявления уровня речевой культуры учащихся.
Ключевые слова: учащиеся средних классов, школьники, речевая культура, развитие речевой культуры
школьников, русский язык, уроки русского языка.
В настоящее время наше общество нуждается в таких людях, которые отличались бы высоким уровнем
коммуникативной компетентности, самостоятельности, независимости суждений, в сочетании с уважением к
мнению других. В связи с этим становится актуальной проблема развития речевой культуры современных
школьников, повышение их коммуникативной компетентности, формирование и воспитание социально
активных личностей, владеющих нормами литературного языка, способных соблюдать этические нормы
общения [3, с. 115].
Речевая культура школьников – это зеркало их мыслей, чувств и эмоций, умения творческого
самовыражения, которые они недостаточно используют в качестве средства самореализации и вхождение в
социум [2, с. 84].
С целью исследования речевой культуры школьников было проведено исследование, включающее
педагогическую диагностику речевой культуры учащихся 5-9-ых классов МБОУ «СОШ № 24» города Абакана.
В данном исследовании приняли участие 80 детей в возрасте от 11 до 15 лет. В ходе диагностики устной и
письменной речи школьников средних классов было выявлено, что 25 % школьников, принявших участие в
исследовании (20 человек) находятся на низком уровне речевой культуры, 52,5 % (42 человека) на среднем
уровне и всего 22,5 % школьников (18 человек) находились на высоком уровне речевой культуры.
Проведенное исследование позволило констатировать, что в своем большинстве школьники средних
классов неспособны воспринимать и перерабатывать большой объем текстовой информации, не умеют
организовывать речевое общение в определенных ситуациях и конкретном социальном условии, не достаточно
владеют лексическими, орфоэпическими, грамматическими умениями и навыками, не соотносят языковые
средства с целями, задачами и условиями своего общения.
Смена современных ценностей и ориентиров, которые происходят в обществе, негативно сказываются
на языке наших детей. На речь наших школьников влияет как низкий уровень культуры и современной
грамотности в целом, так и воздействие таких средств массовой информации, как телевидение, СМИ и
Интернет, в которых безграмотность и употребление различных сленгов считаются нормой. В связи с этим,
основополагающей целью современной школы является развитие культуры поведения и речевой культуры
учащихся, и важное место в данном направлении занимают уроки русского языка [4, с. 58].
Задачами современного учителя русского языка и литературы является формирование из школьников
сильных языковых личностей, обладающих высокими лингвориторическими компетенциями и этической
ответственностью. Важную роль в данной работе играет развитие на уроках русского языка у учащихся
средних классов языкового кругозора, умений использовать изобразительно-выразительные возможности
русского языка, воспитывать у них уважение к слову, развивать творческий потенциал и коммуникативную
компетенцию. Именно уроки русского языка, направленные на формирование общей культуры учащихся 5-9-
ых классов,
их познавательное развитие, закладывают фундамент для самостоятельной реализации
возможностей личности и обеспечивают социальную успешность в условиях современного информационного
социума [1, с. 245].
Я всегда говорю всем свои ученикам, что если они будут высокообразованны и грамотны в языковом
отношении, то они непременно достигнут больших успехов в жизни, потому что, обладая такими качествами,
расширены горизонты их мышления и возможностей для проявлений творческих способностей. Стараюсь
донеси до детей, что в жизни очень важно уметь грамотно доносить информацию, поддерживать беседу,
устанавливать контакт, находить способы избегать ссор во время споров и диспутов.
В связи с этим на уроках русского языка я делаю упор на обогащение речевого словаря учащихся,
совершенствование их устной речи, как важнейшей формы речевого общения, развитие диалогической и
монологической
устной
и письменной речи,
развитие
их коммуникативных
умений,
включение в
эмоционально-творческую деятельность. В процессе данной работы делаю упор на развитие качества речи – её
точности, правильности, логичности, чистоты, уместности, богатства, выразительности и актуальности.
С целью развития речевой культуры учащихся 5-9-ых классов на уроках русского языка, решая задачи
овладения детьми нормами литературного языка, использую различные письменные изложения, устные
пересказы текста, свободные и творческие диктанты, письменные пересказы с дополнительными заданиями,
задания на составление словосочетаний и предложений, замену ошибочных вариантов нормативными,
сопоставительный анализ нормы и ее нарушений, выбор и поиск языковых средств. Считаю эффективными
такие виды работ, которые способствуют запоминанию самой нормы: заучивание стихотворных строк,
включающих в себя слова для запоминания, немые орфоэпические диктанты, проговаривание вслух по слогам
необходимого материала и др.
Для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся средних классов стараюсь
делать упор на осмысленное восприятие ими содержания литературных произведений и новых литературных
слов, словосочетаний, учу употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь детей была яркой,
выразительной и связной. Для этого использую на уроках словарные диктанты, мини-сочинения по опорным
словам, различные задания по карточкам, работу со словарем.
Решая задачи обучения различным видам речевой деятельности учащихся средних классов, учу их
слушанию, выразительному чтению, повышаю их уровень письменной и устной речи. В данной работе
использую задания на конспектирование, составление различных тезисов, разбивку текстов на абзацы, подбор
эпиграфов, обсуждение текстов во время бесед, сочинения-интервью, доклады, рефераты, устные дискуссии,
языковые игры и др.
Также с целью развития речевой культуры учащихся, в настоящее время идет разработка и реализация
учебных проектов с учащимися 8-ых классов на темы «Речь как показатель социального статуса человека»,
«Культура современного общения в социальных сетях Интернета», «Культура современного телефонного
общения» и «Использование невербальных средств общения» с последующей их презентацией и защитой.
Итак,
развитие речевой культуры учащихся средних классов является актуальной проблемой
современной методики преподавания русского языка. Высокий уровень речевой культуры учащихся является
не только показателем их культуры в целом, но и показателем их интеллектуального развития. В своей работе
по развитию речевой культуры учащихся 5-9-ых классов я использую различные группы и виды приемов и
типов речевых заданий и упражнений, направленных на развитие письменной и устной речи школьников, их
умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, системную работу по
обогащению словаря школьников.
Библиографический список
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебное пособие для преподавателей русского языка
[Текст] / Е.С. Антонова. – М., 2017. – 310 с.
2. Голованова, Д.А., Кудинова, Р.И., Михайлова, Е.В. Русский язык и культура речи [Текст] / Д.А.
Голованова, Р.И. Кудинова, Е.В. Михайлова. – М., 2015. – 280 с.
3. Захарова, Л.А. Проблема речевой культуры современных школьников [Текст] / Л.А. Захарова. – М.,
2017. – 210 с.
4. Шевченко, Н.Д. Проблема устной речевой культуры в средней школе [Текст] / Н.Д. Шевченко. – М.,
2018. – 188 с.