Напоминание

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-9-ЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Автор: Сухорукова Виктория Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-9-ЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 8.81

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-9-ЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА

В.Ю. Сухорукова, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 24», г. Абакан

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме развития речевой культуры современных школьников. В статье

рассмотрены основные направления, формы и методы развития речевой культуры учащихся средних классов на

уроках русского языка из собственного опыта педагогческой работы, отражены результаты педагогического

исследования с целью выявления уровня речевой культуры учащихся.

Ключевые слова: учащиеся средних классов, школьники, речевая культура, развитие речевой культуры

школьников, русский язык, уроки русского языка.

В настоящее время наше общество нуждается в таких людях, которые отличались бы высоким уровнем

коммуникативной компетентности, самостоятельности, независимости суждений, в сочетании с уважением к

мнению других. В связи с этим становится актуальной проблема развития речевой культуры современных

школьников, повышение их коммуникативной компетентности, формирование и воспитание социально

активных личностей, владеющих нормами литературного языка, способных соблюдать этические нормы

общения [3, с. 115].

Речевая культура школьников – это зеркало их мыслей, чувств и эмоций, умения творческого

самовыражения, которые они недостаточно используют в качестве средства самореализации и вхождение в

социум [2, с. 84].

С целью исследования речевой культуры школьников было проведено исследование, включающее

педагогическую диагностику речевой культуры учащихся 5-9-ых классов МБОУ «СОШ № 24» города Абакана.

В данном исследовании приняли участие 80 детей в возрасте от 11 до 15 лет. В ходе диагностики устной и

письменной речи школьников средних классов было выявлено, что 25 % школьников, принявших участие в

исследовании (20 человек) находятся на низком уровне речевой культуры, 52,5 % (42 человека) на среднем

уровне и всего 22,5 % школьников (18 человек) находились на высоком уровне речевой культуры.

Проведенное исследование позволило констатировать, что в своем большинстве школьники средних

классов неспособны воспринимать и перерабатывать большой объем текстовой информации, не умеют

организовывать речевое общение в определенных ситуациях и конкретном социальном условии, не достаточно

владеют лексическими, орфоэпическими, грамматическими умениями и навыками, не соотносят языковые

средства с целями, задачами и условиями своего общения.

Смена современных ценностей и ориентиров, которые происходят в обществе, негативно сказываются

на языке наших детей. На речь наших школьников влияет как низкий уровень культуры и современной

грамотности в целом, так и воздействие таких средств массовой информации, как телевидение, СМИ и

Интернет, в которых безграмотность и употребление различных сленгов считаются нормой. В связи с этим,

основополагающей целью современной школы является развитие культуры поведения и речевой культуры

учащихся, и важное место в данном направлении занимают уроки русского языка [4, с. 58].

Задачами современного учителя русского языка и литературы является формирование из школьников

сильных языковых личностей, обладающих высокими лингвориторическими компетенциями и этической

ответственностью. Важную роль в данной работе играет развитие на уроках русского языка у учащихся

средних классов языкового кругозора, умений использовать изобразительно-выразительные возможности

русского языка, воспитывать у них уважение к слову, развивать творческий потенциал и коммуникативную

компетенцию. Именно уроки русского языка, направленные на формирование общей культуры учащихся 5-9-

ых классов,

их познавательное развитие, закладывают фундамент для самостоятельной реализации

возможностей личности и обеспечивают социальную успешность в условиях современного информационного

социума [1, с. 245].

Я всегда говорю всем свои ученикам, что если они будут высокообразованны и грамотны в языковом

отношении, то они непременно достигнут больших успехов в жизни, потому что, обладая такими качествами,

расширены горизонты их мышления и возможностей для проявлений творческих способностей. Стараюсь

донеси до детей, что в жизни очень важно уметь грамотно доносить информацию, поддерживать беседу,

устанавливать контакт, находить способы избегать ссор во время споров и диспутов.

В связи с этим на уроках русского языка я делаю упор на обогащение речевого словаря учащихся,

совершенствование их устной речи, как важнейшей формы речевого общения, развитие диалогической и

монологической

устной

и письменной речи,

развитие

их коммуникативных

умений,

включение в

эмоционально-творческую деятельность. В процессе данной работы делаю упор на развитие качества речи – её

точности, правильности, логичности, чистоты, уместности, богатства, выразительности и актуальности.

С целью развития речевой культуры учащихся 5-9-ых классов на уроках русского языка, решая задачи

овладения детьми нормами литературного языка, использую различные письменные изложения, устные

пересказы текста, свободные и творческие диктанты, письменные пересказы с дополнительными заданиями,

задания на составление словосочетаний и предложений, замену ошибочных вариантов нормативными,

сопоставительный анализ нормы и ее нарушений, выбор и поиск языковых средств. Считаю эффективными

такие виды работ, которые способствуют запоминанию самой нормы: заучивание стихотворных строк,

включающих в себя слова для запоминания, немые орфоэпические диктанты, проговаривание вслух по слогам

необходимого материала и др.

Для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся средних классов стараюсь

делать упор на осмысленное восприятие ими содержания литературных произведений и новых литературных

слов, словосочетаний, учу употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь детей была яркой,

выразительной и связной. Для этого использую на уроках словарные диктанты, мини-сочинения по опорным

словам, различные задания по карточкам, работу со словарем.

Решая задачи обучения различным видам речевой деятельности учащихся средних классов, учу их

слушанию, выразительному чтению, повышаю их уровень письменной и устной речи. В данной работе

использую задания на конспектирование, составление различных тезисов, разбивку текстов на абзацы, подбор

эпиграфов, обсуждение текстов во время бесед, сочинения-интервью, доклады, рефераты, устные дискуссии,

языковые игры и др.

Также с целью развития речевой культуры учащихся, в настоящее время идет разработка и реализация

учебных проектов с учащимися 8-ых классов на темы «Речь как показатель социального статуса человека»,

«Культура современного общения в социальных сетях Интернета», «Культура современного телефонного

общения» и «Использование невербальных средств общения» с последующей их презентацией и защитой.

Итак,

развитие речевой культуры учащихся средних классов является актуальной проблемой

современной методики преподавания русского языка. Высокий уровень речевой культуры учащихся является

не только показателем их культуры в целом, но и показателем их интеллектуального развития. В своей работе

по развитию речевой культуры учащихся 5-9-ых классов я использую различные группы и виды приемов и

типов речевых заданий и упражнений, направленных на развитие письменной и устной речи школьников, их

умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, системную работу по

обогащению словаря школьников.

Библиографический список

1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебное пособие для преподавателей русского языка

[Текст] / Е.С. Антонова. – М., 2017. – 310 с.

2. Голованова, Д.А., Кудинова, Р.И., Михайлова, Е.В. Русский язык и культура речи [Текст] / Д.А.

Голованова, Р.И. Кудинова, Е.В. Михайлова. – М., 2015. – 280 с.

3. Захарова, Л.А. Проблема речевой культуры современных школьников [Текст] / Л.А. Захарова. – М.,

2017. – 210 с.

4. Шевченко, Н.Д. Проблема устной речевой культуры в средней школе [Текст] / Н.Д. Шевченко. – М.,

2018. – 188 с.



В раздел образования