Автор: Левицкая Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: КГОБУ"Пограничная КШИ"
Населённый пункт: п.Пограничный
Наименование материала: доклад на тему:"Инклюзивное образование "
Тема: Особенности инклюзивного обучения школьников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.
Раздел: среднее образование
ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки»
Программа
профессиональной переподготовки
«Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика»
Дипломная работа
на тему «Инклюзивное образование»
Выполнила:
Шарыгина Дарья Александровна,
учитель начальных классов
КГОБУ «Пограничная КШИ»
П. Пограничный
2020
ВВЕДЕНИЕ
Как-то раз Бог оста
новился пого
ворить с мале
ньким ангелом, у
которого не было крыльев. Беск
рылый ангел удивился и спросил: «Господи,
зачем я тебе? Ведь я совсем не похож на других ангелов и во мне нет ничего
чудесного! Я не стану ни красивым, ни умным… Неужели мне найдется
место в чьем-то сердце? Чтобы обра
доваться мне, человек сам должен быть
особенным. Боль
шинство людей при виде меня просто расс
троились бы и не
дали мне приюта». И тогда Бог сказал: «Твоему мале
нькому сердцу я дал
больше любви, чем другим сердцам. И найдется семья, где будут любить и
забо
титься о тебе. А теперь иди, мой мале
нький ангел, и возьми самый
главный дар, которым я мог тебя наградить. Ты Особенный, и быть
знак
омыми с тобой – честь для людей».
Долгие
годы
система образования четко
делила
детей на
обычных и инвалидов,
которые практически не
имели
возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не
брали в учреждения, где
обучаются нормальные дети. Несправедливость
такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь
равные возможности с другими
детьми. Вот и возникла потребность во
внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия
обучения - инклюзивное образование. Инклюзивный подход предполагает
понимание
различных
образовательных
потребностей
детей
и
предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более
полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и
устранение
дискриминации
в
образовании. Инклюзивное
образование
понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с
ограниченными возможностями и их сверстников.
Акту
альность моей работы в том, что в наст
оящее время боль
шинство
учеников не спра
вляются с учебной прог
раммой. Наиболее мног
очисленную
2
группу сост
авляют школ
ьники с заде
ржкой псих
ического развития и с
речевыми нару
шениями.
Цели моей работы: выявить особенности инклюзивного обучения
младших школьников с задержкой психического развития и с общим
недоразвитием речи.
Задачи
работы
раскрыть
теор
етические
аспекты
инкл
юзивного
обра
зования,
а
так
же
раскрыть
неко
торые
прак
тические
аспекты
деят
ельности.
В работе использовались методы: анализ литературных источников,
психодиагностические методы, метод дедукции.
Прак
тическая знач
имость работы закл
ючается в том, выяв
ленные
резу
льтаты
псих
ологических
особ
енностей
инкл
юзивного
обра
зования
могут найти прим
енение в практике обра
зовательных учре
ждений.
3
1.ИНКЛ
ЮЗИВНОЕ ОБРА
ЗОВАНИЕ
1.1 Понятие и сущность инклюзивного образования
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы
какая-то
часть
детей
выбывает,
потому
что
система
не
готова
к
удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это
соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким
образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из
общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система
исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в
обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей
жизни.
Инкл
юзивное (франц. inclusif – вклю
чающий в себя, от лат. include –
заключаю, включаю) или вклю
ченное обра
зование – термин, испо
льзуемый
для описания процесса обучения детей с особыми потр
ебностями в
обще
образовательных
(массовых)
школах.
В
основу
инкл
юзивного
обра
зования
положена
идеология,
которая
искл
ючает
любую
диск
риминацию детей, которая обес
печивает равное отно
шение ко всем
людям,
но
создает
особые
условия
для
детей,
имеющих
особые
обра
зовательные
потр
ебности.
Инкл
юзивное
обра
зование
—
процесс
развития
общего
обра
зования,
который
подр
азумевает
дост
упность
обра
зования для всех, в плане прис
пособления к разл
ичным нуждам всех
детей, что обес
печивает доступ к обра
зованию для детей с особыми
потр
ебностями.
Обоснование необходимости инклюзивного образования:
обяз
ательства
по
правам
человека
и
правам
детей
должны
расс
матриваться в равной степени;
анализ того, что отвечает истинным инте
ресам каждого ребенка,
опре
деляет, что именно является для него благом. Факты говорят, что
4
инст
итуционная (например, в инте
рнатах, школах-инте
рнатах) опека далеко
не всегда отвечает инте
ресам опек
аемых людей;
анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в
результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.
1.2. Цели и основные составляющие инклюзивного образования
Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле
находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного
коллектива мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на
усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их
обучения
и
воспитания,
став
взрослыми,
все-таки
оказываются
неподготовленными к включению в социально- экономическую жизнь.
Поэтому
успешно
«включить»
их
в
социум,
подарить
обществу
полноправного члена и призвано инклюзивное образование.
Инкл
юзивное обра
зование ставит своей основной целью обес
печение
равного доступа к полу
чению того или иного вида обра
зования и создание
необ
ходимых условий для дост
ижения успеха в обра
зовании всеми без
искл
ючения детьми.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех
детей в школьную систему и обеспечить их равноправие, а так же в
организации условий, благоприятных для профилактики или преодоления
«вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для
реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального,
коммуникативного, физического развития этих детей.
Задачей адми
нистрации и педа
гогов обычных школ является принять
детей с особыми обра
зовательными потр
ебностями неза
висимо от их
соци
ального положения, физи
ческого, эмоц
ионального и инте
ллектуального
развития и создают им условия на основе психолого-педа
гогических
приёмов, орие
нтированных на потр
ебности этих детей.
5
К основным элем
ентам инклюзии можно отнести:
включение всех детей с различными возможностями в такую школу,
которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
коли
чество детей с разл
ичными возм
ожностями, обуч
ающихся в
школе, нахо
дится в есте
ственной проп
орции в отно
шении всей детской
попу
ляции этого округа в целом;
отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в
смешанных группах;
дети с особ
енностями нахо
дятся в классах, соот
ветствующих их
возрасту;
ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов
и методов обучения;
эффе
ктивность
как
стиль
работы
школы,
деце
нтрализованные
модели обучения.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его спос
обностей и дост
ижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услы
шанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подл
инное обра
зование может осущ
ествляться только в конт
ексте
реальных взаи
моотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обуч
ающихся дост
ижение прог
ресса скорее может быть в
том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для успе
шного развития инкл
юзивного обра
зования необ
ходимо
создать модель психолого-педа
гогического сопр
овождения, где на каждой
обра
зовательной
ступени
будет
оказана
необ
ходимая
помощь
6
спец
иалистами. Главная задача - выявить инди
видуальные поло
жительные
особ
енности в каждом ученике, зафи
ксировать его умения, прио
бретенные за
опре
деленное время, наметить возм
ожную ближ
айшую зону и перс
пективу
сове
ршенствования прио
бретенных навыков и умений и как можно больше
расш
ирить его функ
циональные возм
ожности.
1.3 Ключевые принципы инкл
юзивного обра
зования
дети ходят в местный (нахо
дящийся рядом с домом) детский сад и
школу;
программы
раннего
вмешательства
осуществляются
на
основе
принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике
«комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в
обучении должны иметь право на место в детском саду;
все дети учас
твуют во всех меро
приятиях, где класс и школьная
среда (спор
тивные меро
приятия, пред
ставления, конкурсы, экск
урсии и пр.)
являются инкл
юзивными;
индивидуальное
детское
обучение
поддерживается
совместной
работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую
поддержку;
инкл
юзивное обра
зование, если оно основано на прав
ильных
принципах, помогает пред
отвратить диск
риминацию в отно
шении детей и
подд
ерживает
детей
с
особыми
потр
ебностями
в
их
праве
быть
равн
оправными членами своих сооб
ществ и общества в целом.
Система
инкл
юзивного
обра
зования
включает
в
себя
учебные
заве
дения среднего, проф
ессионального и высшего обра
зования. Ее целью
является создание безб
арьерной среды в обучении и проф
ессиональной
подг
отовке людей с огра
ниченными возм
ожностями. Данный комплекс мер
подр
азумевает как техн
ическое осна
щение обра
зовательных учре
ждений,
7
так и разр
аботку спец
иальных учебных курсов для педа
гогов и других
учащихся, напр
авленных на развитие их взаи
модействия с инва
лидами.
Кроме этого необ
ходимы спец
иальные программы, напр
авленные на
обле
гчение процесса адап
тации детей с огра
ниченными возм
ожностями в
обще
образовательном учре
ждении.
Принцип инклюзивного
образования
заключается
в следующем:
администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми
образовательными потребностями независимо от их социального положения,
физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им
условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на
потребности этих детей.
Обра
зовательный
процесс
при
инкл
юзивном
подходе
позв
оляет
обуч
ающимся
прио
брести
необ
ходимые
комп
етенции,
согласно
обра
зовательным стан
дартам. Основным субъектом, на которого напр
авлены
инкл
юзивные
техн
ологии,
является
ребенок
с
огра
ниченными
возм
ожностями.
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к
образовательной системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям
ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен
выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то
уходит, и школьная система при этом не меняется.
Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети
разные, что они не должны отвечать нашим треб
ованиям и стан
дартам, но
при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть
пред
назначена
для
обучения
любого
ребёнка:
кому-то
пона
добится
отде
льная
обра
зовательная
программа,
кому-то
-
пандус,
лифт.
Мы
привыкли, что если ребенок не может ходить на физк
ультуру, то его
осво
бождают. Инклюзия утве
рждает, что физк
ультуру надо прис
пособить
под ребенка. В школе должен быть преп
одаватель адап
тивной физк
ультуры.
8
И когда все бегут стом
етровку, ребенок с инва
лидностью, допустим, играет в
мяч на той же площадке, что и остальные.
Инклюзия
означает
раскрытие
каждого
ученика
с
помощью
образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует
его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и
специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для
достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают
важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и
воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика
со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены
школьного
сообщества
для
удовлетворения
его
специальных
образовательных потребностей. Эти школы действуют, исходя из убеждения,
что разница между людьми - это нормальное явление, и что процесс
обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок должен
подстраиваться под условия.
1.4 Преимущества инклюзивного образования
Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:
Дети с особ
енностями развития демо
нстрируют более высокий уровень
соци
ального
взаи
модействия
со
своими
здор
овыми
свер
стниками
в
инкл
юзивной среде по срав
нению с детьми, нахо
дящимися в спец
иальных
школах. Это стан
овится особенно очевидным, если взрослые в школе
целе
направленно подд
ерживают соци
ализацию, и если коли
чество детей с
особ
енностями нахо
дится в есте
ственной проп
орции по отно
шению к
оста
льным ученикам в целом.
В инкл
юзивной среде улуч
шается соци
альная комп
етенция и навыки
комм
уникации детей с инва
лидностью. Это в знач
ительной мере связано с
тем,
что
у
детей-инва
лидов
появ
ляется
больше
возм
ожностей
для
соци
ального взаи
модействия со своими здор
овыми свер
стниками, которые
9
выст
упают в качестве носи
телей модели соци
альной и комм
уникативной
комп
етенции, свой
ственной этому возрасту.
В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более
насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение
навыков и академических достижений.
Соци
альное принятие детей с особ
енностями развития улуч
шается за
счёт хара
ктерного для инкл
юзивных классов обучения в малых группах.
Дети «пере
ступают» за черту инва
лидности другого ученика, работая с ним
над заданием в малой группе. Пост
епенно, обычные дети начинают
осоз
навать, что у них с детьми-инва
лидами много общего.
В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без
особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех
случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места
жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со
своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в
установлении и укреплении такой дружбы.
Внед
рение инкл
юзивного восп
итания и обра
зования полезно обществу
по множ
еству причин:
1.Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и
боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать
многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их
изменить.
2.Инкл
юзивное обра
зование поощряет дост
ижения, доказывая, что все
дети могут быть успешными, если им оказ
ывается необ
ходимая помощь.
3.Инклюзивное образование предоставляет возможность социализации
в
атмосфере
сочувствия,
равенства,
социальной
справедливости,
сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые
получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в
которой ценятся межличностные отношения.
10
4.Инкл
юзивное обра
зование расш
иряет проф
ессиональные знания
педагогов. Такое обра
зование требует новых и более гибких способов
преп
одавания,
разр
аботки
учебных
программ,
которые
были
бы
макс
имально эффе
ктивны для всех детей.
Следовательно, для успеха интеграции в образовательном пространстве
страны должна сложиться и функционировать четко организованная и
хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и
психологической
помощи
особым
детям,
обучающимся
в
общеобразовательном
учреждении.
Поэтому
одним
из
условий
эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное
специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в
общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного
блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.
11
2. ИНКЛ
ЮЗИВНОЕ ОБРА
ЗОВАНИЕ В РОССИИ
Инте
грация «проб
лемных» детей в обще
образовательные учре
ждения
— это зако
номерный этап развития системы спец
иального обра
зования в
любой стране мира, процесс, в который вовл
ечены все высо
коразвитые
страны, в том числе и Россия. Такой подход к обра
зованию неор
динарных
детей вызван к жизни прич
инами разл
ичного характера. Сово
купно их
можно обоз
начить как соци
альный заказ дост
игших опре
деленного уровня
экон
омического, куль
турного, прав
ового развития общества и госу
дарства.
Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего
отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и
осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные
со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая
образование.
Инте
грация — не новая для Росс
ийской Феде
рации проблема. В
массовых детских садах и школах России нахо
дится много детей с
откл
онениями в развитии. Эта кате
гория детей крайне разн
ородна и
«инте
грирована» в среду норм
ально разв
ивающихся свер
стников по разным
причинам.
Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции
в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране
реформами
политических
институтов,
с
демократическими
преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании
поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права
на свободу выбора и самореализацию.
Знак
омство с зару
бежными версиями инте
грации, приш
едшей на Запад
20 лет назад, сразу позв
олило увидеть ряд прит
ягательных черт такого
подхода
к
обра
зованию
детей
с
псих
офизическими
нару
шениями.
Инте
грация привлекла, прежде всего, родителей, имеющих проб
лемных
детей, и именно они стали активно иниц
иировать в начале 90—х гг. попытки
12
обучения свои детей (с самыми разл
ичными откл
онениями в развитии) в
массовых детских садах и школах.
Так в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной
педагогики и родительской общественной организации появилась школа
инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
Процесс инте
грации в России имеют свои исто
рически и куль
турно
обус
ловленные истоки, а потому нам не уйти от необ
ходимости создания
отеч
ественной модели орга
низации инте
грированного обучения. Вобрав в
себя крит
ически осмы
сленный зару
бежный опыт и эксп
ериментальные
данные отеч
ественных иссл
едований, мы должны разв
ивать инте
грацию,
учитывая экон
омическое состояние, соци
альные процессы, степень зрелости
демо
кратических инст
итутов, куль
турные и педа
гогические традиции,
уровень нрав
ственного развития общества, отно
шение к детям-инвалидам,
закр
епившееся в обще
ственном сознании и т.д. Вместе с тем надо иметь в
виду, что «росс
ийский фактор» — это не только тяжелые экон
омические или
особые соци
окультурные условия, но и не имеющие западных аналогов
научные разр
аботки в дефе
ктологии, в сущности логи
чески связ
анные с
проб
лемой инте
грации. Речь идет, например, о уже суще
ствующих
комп
лексных прог
раммах ранней (с первых месяцев жизни) психолого-
педа
гогической коррекции, позв
оляющей вывести многих «проб
лемных»
детей на такой уровень псих
офизического развития, который дает им
возм
ожность
макс
имально
рано
влиться
в
норм
альную
обще
образовательную среду. Инте
грация через раннюю корр
екцию может
стать первой, самой главной, ведущей идеей росс
ийской версии.
В России препятствиями к интеграции выступают спад в экономике и
нехватка финансовых средств; инертность государственных учреждений,
заинтересованность
администрации
этих
учреждений
в
сохранении
сложившегося
положения,
унаследованный
от
прежних
времен
медикалистский подход к классификации особых потребностей, общая и
профессиональная интолерантность.
13
2.1 Проблемы внед
рения инкл
юзивного обра
зования в России
Однако есть у такого обра
зования и его реал
изации в нашей стране
свои недо
статки:
Отсутствие достаточного финансирования.
Недо
статочное коли
чество и слабая подг
отовка педа
гогических
кадров: от квал
ификации педагога, его спос
обности созд
авать в классе
дове
рительные, комф
ортные условия для всех учащихся, зависит успех
программы.
Слабая
материально-техническая
база
школ,
недостаток
необходимого оборудования, пособий, технических средств.
Плохое осна
щение и непр
испособленность условий для учеников-
инвалидов: отсу
тствие лифтов, пандусов, перил, спец
иальных средств для
слаб
овидящих учащихся, необ
ходимого меди
цинского обор
удования.
Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных
работать
с
особыми
детьми:
сурдопедагогов,
логопедов,
педиатров,
психологов.
Потр
ебуется много времени, а главное - участие и взаи
модействие всех
взрослых учас
тников обра
зовательного процесса, рабо
тающих с ребенком с
особыми обра
зовательными потр
ебностями, т.к. только при этом условии
возможно решение проблем инкл
юзивного обра
зования.
В нашей стране школы, перешедшие на инклюзивную систему
образования, сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве
школ переход на такую систему произошел скорее формально. После
принятия закона «Об образовании» во многих регионах начали закрывать
коррекционные и специализированные школы и переводить детей с ОВЗ в
обычные
общеобразовательные
учреждения,
совершенно
не
приспособленные к этому.
14
Педа
гогические колл
ективы многих школ не провели необ
ходимую
псих
ологическую работу с учащ
имися и роди
телями, которые оказ
ались не
готовы к совм
естному обучению с детьми-инва
лидами.
Материально-техническая база
школ
тоже
испытывает
зачастую
недостатки
необходимых
ресурсов.
Для
детей
с
ограниченными
возможностями посещение школы может быть просто физически неудобно.
Недо
статок квал
ифицированных педагогов, псих
ологов, тьюторов,
меди
цинских спец
иалистов привели к тому, что во многих классах дети-
инвалиды остаются такими же изгоями, общения с которыми избегают их
одно
классники.
В
результате
многие
родители
переводят
своих
детей
на
дистанционную
форму
обучения,
что
часто
делает
их
еще
более
изолированными от общества.
Число детей, офиц
иально полу
чающих пособия по инва
лидности, в
стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
Специальное
образование,
охватывающее
учащихся
с
особыми
потребностями — инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду
сокращения финансирования и структурных преобразований.
Внед
рение инкл
юзивного обра
зования стал
кивается не только с
труд
ностями орга
низации так назы
ваемой «безб
арьерной среды» (пандусов,
одно
этажного дизайна школы, введения в штаты сурд
опереводчиков,
пере
оборудования мест общего поль
зования и т.п.), но и с преп
ятствиями
соци
ального свойства, закл
ючающимися в расп
ространенных стер
еотипах и
пред
рассудках, в том числе, в гото
вности или отказе учителей, школ
ьников и
их роди
телей принять расс
матриваемую форму обра
зования.
Особую
акту
альность
сегодня
прио
бретают
иссл
едования
обще
ственного мнения о проб
лемах дост
упности высшего обра
зования и
способах их решения. Иссл
едователи ставят задачу выяснить, каковы
пред
ставления
школ
ьников,
студентов,
их
родителей,
учителей,
рабо
тодателей,
руко
водителей
и
преп
одавателей
госу
дарственных
и
15
него
сударственных
вузов,
рабо
тников
госу
дарственных
и
него
сударственных служб по труд
оустройству о разл
ичиях в качестве
высшего
обра
зования
(в
том
числе
бака
лавриата,
маги
стратуры,
аспи
рантуры
в
госу
дарственных
и
него
сударственных
вузах)
и
в
возм
ожностях полу
чения разного по качеству обра
зования.
Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с
абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных
программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности
образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание
специальной
образовательной
среды
для
инвалидов
(персональный
наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных
учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями
зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в
некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.
Переход к инкл
юзивному обра
зованию в отеч
ественном конт
ексте в
принципе уже был пред
определен тем, что Россия рати
фицировала
Конв
енции ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декл
арация прав
ребенка (1959); Декл
арация о правах умственно-отсталых (1971); Декл
арация
о правах инва
лидов (1975); Конв
енция о правах ребенка (1975). Но чтобы
Россия стала циви
лизованной страной с циви
лизованным обра
зованием,
нужно не только принять закон о спец
иальном обра
зовании, или об
обра
зовании
лиц
с
огра
ниченными
возм
ожностями,
но
и
иметь
благ
оприятное обще
ственное мнение по данному вопросу, а также создать
инст
итуциальные
условия
для
реал
изации
прав
инвалидов.
Система
обра
зования в совр
еменной России пере
живает глубокие изменения,
разл
ичные
учебные
заве
дения
тран
сформируются
в
резу
льтате
прав
ительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом
на повестку дня выходят ценности соци
ального включения, инте
грации, хотя
обще
ственное мнение по этому вопросу далеко не однородно.
16
С осени 1992 года в России началась реал
изация проекта «Инте
грация
лиц с огра
ниченными возм
ожностями здоровья». В резу
льтате в 11-ти
регионах были созданы эксп
ериментальные площадки по инте
грированному
обучению детей-инвалидов. По резу
льтатам эксп
еримента были пров
едены
две межд
ународные конф
еренции (1995, 1998). 31 января 2001 года
учас
тники
Межд
ународной
научно-прак
тической
конф
еренции
по
проб
лемам
инте
грированного
обучения
приняли
Конц
епцию
инте
грированного
обра
зования
лиц
с
огра
ниченными
возм
ожностями
здоровья, которая была напр
авлена в органы упра
вления обра
зования
субъ
ектов РФ Мини
стерством обра
зования РФ 16 апреля 2001 года. С целью
подг
отовки педа
гогов к работе с детьми с огра
ниченными возм
ожностями
здоровья коллегия Мини
стерства обра
зования РФ приняла решение о вводе в
учебные планы педа
гогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы
спец
иальной (корр
екционной) педа
гогики» и «Особ
енности псих
ологии
детей с огра
ниченными возм
ожностями здоровья». Сразу же появ
ились
реко
мендации учре
ждениям допо
лнительного проф
образования педа
гогов
ввести
эти
курсы
в
планы
повы
шения
квал
ификации
учителей
обще
образовательных школ.
Сегодня суще
ствуют разл
ичные формы соде
йствия в полу
чении
высшего обра
зования для разл
ичных социально-уязвимых групп населения:
зако
нодательное регу
лирование условий полу
чения высшего обра
зования,
фина
нсовая
поддержка,
инфо
рмационное
обес
печение,
соци
альная
реаб
илитация, пози
тивная диск
риминация. Все эти формы нахо
дятся на
разной
ступени
своего
развития
и
обладают
разл
ичной
степенью
эффе
ктивности. Зако
нопроектом РФ «Об обра
зовании лиц с огра
ниченными
возм
ожностями здоровья (спец
иальном обра
зовании)», который с 1996 года
ждет своего принятия През
идентом Росс
ийской Федерации, уста
навливается
возм
ожность обучения детей-инва
лидов в массовой школе, а в Докладе
Госу
дарственного
Совета
РФ
«Обра
зовательная
политика
России
на
совр
еменном этапе» (2001) гово
рится уже о прио
ритете инте
грированного
17
(инкл
юзивного) обра
зования детей-инвалидов: «Дети, имеющие проблемы со
здор
овьем (инвалиды), должны обес
печиваться госу
дарством медико-
псих
ологическим сопр
овождением и спец
иальными усло
виями для обучения
преи
мущественно в обще
образовательной школе по месту жите
льства и
только в искл
ючительных случаях — в спец
иальных школах-инте
рнатах».
Спец
иальное
обра
зование,
охва
тывающее
учащихся
с
особыми
потр
ебностями,
инвалидов,
испы
тывает
серь
езные
потр
ясения
ввиду
сокр
ащения фина
нсирования и стру
ктурных прео
бразований. Соци
альная
роль таких учре
ждений, как школы-инте
рнаты для детей с нару
шениями
развития, подв
ергается пере
оценке.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг.
модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в
образовательных
учреждениях
различных
типов
в
ряде
субъектов
Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской,
Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
Необ
ходимо отметить, что в посл
еднее время прои
сходит сокр
ащение
обуч
ающихся,
восп
итанников
в
школах
–
инте
рнатах
для
детей
с
огра
ниченными возм
ожностями здоровья. На начало 2005 г. их было 174
тысячи.
Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
обозначились
следующие
тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами
влияния:
общий рост коли
чества детей с откл
онениями в развитии;
увеличение общего количества образовательных учреждений для
детей с ограниченными возможностями здоровья;
сокр
ащение
конт
ингента
обуч
ающихся
в
спец
иальных
(корр
екционных) обра
зовательных учре
ждениях;
незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;
18
увел
ичение
коли
чества
обуч
ающихся
в
спец
иальных
(корр
екционных)
классах
обще
образовательных
школ
для
детей
с
нару
шениями физи
ческого и умст
венного развития, с одно
временным
сокр
ащением классов для детей с ЗПР.
2.2 Пути решения проблем, связ
анных с инкл
юзивным обра
зованием
Для того чтобы успешно прод
вигаться в напр
авлении инклюзии, нам
следует науч
иться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только
о проб
лемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проб
лемах всей
школы, о том, как школе соот
ветствовать потр
ебностям всех её учеников.
Успешное решение проблем по мере их возн
икновения, осно
ванное на ясной
педа
гогической платформе, общие ценности и пози
тивное лиде
рство
пред
ставляет собой наил
учший путь для прод
вижения школы и класса к
большей инкл
юзивности. Решение мног
очисленных проблем часто является
вполне
есте
ственным
сост
оянием
для
учителей,
которые
пост
оянно
взаи
модействуют с учен
иками и взро
слыми в течение всего дня.
Причины по которым не работает школьная инклюзия и ресырсы для
успешной школьной инклюзии - Приложение 1
Согласно
Сала
манкской
декл
арации
о
принципах,
политике
и
прак
тической
деят
ельности
в
сфере
обра
зования
лиц
с
особыми
потр
ебностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.):
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен
иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
каждый
ребенок
имеет
уник
альные
особ
енности,
интересы,
спос
обности и учебные потр
ебности.
необходимо
разрабатывать
системы
образования
и
выполнять
образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое
разнообразие этих особенностей и потребностей.
19
лица, имеющие особые потр
ебности в области обра
зования, должны
иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны
создать им условия на основе педа
гогических методов, орие
нтированных
прежде всего на детей с целью удов
летворения этих потр
ебностей.
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются
наиболее
эффективным
средством
борьбы
с
дискриминационными
воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения
инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они
обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают
эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Инкл
юзивное
обра
зование
в
средних
классах
в условиях обще
образовательной школы.
В настоящее время в системе воспитания и обучения неуклонно растет
количество обучающихся, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти
дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.
Речевые
нарушения
являются
серьезным
препятствием
в
усвоении
программы общеобразовательной школы. С первого дня пребывания в школе
ребенку приходится много пользоваться речью: отвечать в присутствии всего
класса, задавать вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи
обнаруживаются сразу. Очень часто дети, имеющие нарушения речи,
болезненно
воспринимают
их,
становятся
молчаливыми,
замкнутыми,
застенчивыми, а некоторые раздражительными.
Это спос
обствует форм
ированию нега
тивного отно
шения к обучению,
отри
цательно влияет на эмоц
иональное сост
ояние школьника. Ребенок
неув
еренно
чувс
твует
себя,
отвечая
на
уроках,
пере
живает
из-за
неуд
овлетворительных оценок по русскому языку, лите
ратурному чтению.
Фонетико-фоне
матическое недо
развитие (ФФН) - это нару
шение процесса
форм
ирования
прои
зносительной
системы
родного
языка
у
детей
с
разл
ичными речевыми расс
тройствами всле
дствие дефектов восп
риятия и
20
прои
зношения фонем. Проблемы усуг
убляет тот факт, что педагоги иногда
сами инто
лерантно отно
сятся к таким детям. В связи с этим, одной из
цент
ральных задач в развитии нашей обра
зовательной орга
низации по
отно
шению к детям с особыми потр
ебностями является форм
ирование у
педагога педа
гогической толе
рантности, т.е. спос
обности понять и принять
ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики
мышления, иных форм поведения. А также восп
итать у свер
стников
толе
рантное
и
уваж
ительное
отно
шение
к
детям
с
огра
ниченными
возм
ожностями здоровья.
Обучение в общеобразовательной школе можно плотно сочетать со
специальными занятиями (логопед, дефектолог, психолог) и некоторыми
медицинскими процедурами. Такой режим работы будет доступен родителям
и не нарушит процесса обучения и воспитания. Это могут быть как
групповые, так и индивидуальные занятия. Основная цель индивидуальных
занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных
упражнений,
направленных
на
устранение
специфических
нарушений
звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм
речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др. Основная цель
групповых занятий - воспитание навыков коллективной работы. На этих
занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых
высказываний сверстников.
Но инди
видуальная помощь не должна отделять или изол
ировать
ученика от детей класса. Все дети класса один
аково поль
зуются подд
ержкой
и помощью учителя в любых ситу
ациях не зависимо от своего сост
ояния
здоровья. Больным детям это поможет спок
ойнее адап
тироваться в школе,
здоровым детям это позволит развить толе
рантность и отве
тственность.
Работа логопеда осущ
ествляется не только в тесной связи с учит
елями
нача
льной школы, но и в контакте с роди
телями учеников. Очень важно,
чтобы в корр
екционном процессе родители прин
имали активное участие.
Только совм
естная работа спец
иалистов, роди
телей и созн
ательное участие
21
ребенка в корр
екционно-разв
ивающем процессе приводит к поло
жительным
резу
льтатам.
Дополнительные упражнения, направленные на развитие речи могут
проводиться
не
только
для
отдельной
группы
детей,
но
и
как
поддерживающая терапия для всех учеников. У учеников должна быть
возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях не
только образовательного, но и воспитательного процесса. Внеурочная
деятельность согласно новым стандартам обучения ставится на более
высокую ступень в развитии ребенка. Активное участие во всех внеклассных
и внешкольных мероприятиях позволяет детям с речевыми отклонениями
утвердиться в детском коллективе, не чувствовать себя отверженными и
обособленными. Главная задача учителя здесь создать условия для таких
обучающихся. Надо найти такой вид деятельности, который не будет сложен
для ученика, испытывающего трудности в разговоре.
В работе с обуч
ающимися, орга
низуя их своб
одное время, опора идет
на сотр
удничество с семьей. Цель таких меро
приятий: создать условия для
развития толе
рантности через восп
итание с любовью и во имя любви, с
добротой и мило
сердием, в духе мира и уважения к правам человека,
вовлекая в процесс восп
итания родителей. Восп
итание толе
рантности как
личного качества в детях осущ
ествляется через создание условий для
развития ребенка. В спец
иально орга
низованной игровой деят
ельности
восп
итывается в детях откр
ытость и уважение к другим людям, прив
ивается
спос
обность
понимать
других
детей,
сохраняя
при
этом
свою
инди
видуальность.
Опыт взаи
модействия норм
ально разв
ивающихся детей и детей,
имеющих откл
онения в развитии, спос
обствует форм
ированию у «нормы»
эмпатии и гума
нности. Дети стан
овятся более терп
имыми по отно
шению
друг к другу. Вклю
чѐнность восп
итанников с особыми нуждами в среду
норм
ально разв
ивающихся свер
стников повышает их опыт общения,
форм
ирует навыки комм
уникации, межл
ичностного взаи
модействия в
22
разных
ролевых
и
соци
альных
позициях,
что
в
целом
повышает
адап
тационные возм
ожности школ
ьников.
Практика
жизни
показывает,
что
неформальное
взаимодействие
учителя, родителей с детьми приводит к повышению успешности ребѐнка. В
процессе общения детей с учителем, родителями происходит и социализация
детей. Ведь совершенно понятно, что коммуникативные навыки у детей в
большей степени формируются через их родителей. Поэтому формирование
позитивного взаимодействия между родителями и детьми, приводящее к
развитию
самостоятельности
и
ответственности
у
детей
является
первоочерѐдной задачей в организации работы по социализации детей с
проблемами речи.
Включая детей и роди
телей в общую деят
ельность, учитель разв
ивает
в детях чувство увер
енности в себе и в своих спос
обностях; ищет пути,
ведущие к развитию у ребѐнка прав
ильной оценки своих поступков; учит
решать конф
ликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы,
само
стоятельно выходить из сложных конф
ликтных ситуаций. Эту работу
можно пров
одить через систему роди
тельских собраний.
На родительских собраниях можно обсудить темы:
1. Как сделать увер
енным себя и своего ребѐнка.
2. Ошибочные цели, которые преследует ребѐнок своим поведением.
3.Естественные и логические последствия. Шаги разрешения конфликта.
Расс
мотрим неко
торые задания для родителей, учас
тников совм
естной
работы:
Родители разбиваются на пары, один в паре будет играть роль ребѐнка,
который подходит к маме и просит рассмотреть его бабочку, 93 мама в это
время читает увлекательную книжку. Первый вариант реагирования - мама
настоятельно просит не мешать, второй - мама даѐт внимание ребѐнку. В
конце упражнения взрослые делятся теми чувствами, которые они испытали
во время упражнения.
23
Вывод: роди
телям
необ
ходимо
просто
общаться
с
детьми,
расс
казывать о том, как прошѐл день, при этом обяз
ательно указ
ывать на те
чувства, которые они испытали в той или иной ситуации. При этом ребѐнок
разв
ивается по образу и подобию роди
тельскому: учиться излагать свои
впеч
атления (идѐт развитие речи), учиться осоз
навать свои чувства и
говорить о них.
Другой вариант совместных дел широко известен среди учителей
логопедов: в качестве домашнего задания дети вместе с родителями пишут
сказки.
Как сделать ребѐнка увер
енным в себе:
давать ребѐнку ежедневное внимание;
не вешать ярлыков;
делать замечание в «Я- высказывании».
Как правило, дети, имеющие откл
онения в речи, с удов
ольствием
учас
твуют в делах, не связ
анных с разг
овором. Это всев
озможные
твор
ческие конкурсы, концерты, дист
анционные викт
орины и олимпиады.
Для того, чтобы выразить себя, не обяз
ательно поль
зоваться речью. Конечно,
в спец
иализированных школах тоже есть возм
ожность готовить проекты,
концерты и другие внеу
рочные меро
приятия. Но, совм
естное обра
зование
здоровых детей и детей с нару
шением речи позв
оляет посл
едним видеть и
слышать
то,
к
чему
они
стремятся.
Пост
оянный
хороший
пример
стим
улирует учащихся на более тщат
ельную работу по испр
авлению
недо
статков. Даже сами дети стар
аются помочь своим одно
классникам,
подд
ерживают их, терп
еливо высл
ушивают.
Совм
естное (инкл
юзивное) обра
зование признано всем мировым
сооб
ществом как наиболее гуманное и наиболее эффе
ктивное. Напр
авление
на развитие инкл
юзивного обра
зования так же стан
овится одним из главных
в росс
ийской обра
зовательной политике. Поло
жения об инкл
юзивном
обра
зовании
закр
еплены
в
росс
ийских
госу
дарственных
доку
ментах
24
(Наци
ональная доктрина обра
зования Росс
ийской Феде
рации до 2025 года).
Решение
этих
проблем
и
ряда
других,
возн
икающих
в
условиях
обще
образовательной
школы,
приведет
к
снятию
барьеров
в
обра
зовательной, проф
ессиональной и бытовых сферах, в само
познании,
само
развитии и само
реализации детей с огра
ниченными возм
ожностями
здоровья, что, в свою очередь, будет спос
обствовать более успе
шному
развитию инкл
юзивного обра
зования. Каждый человек достоин счас
тливой,
полной впеч
атлений жизни. «Мы искл
ючили эту часть людей из общества, и
надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему – то
научить», - сказал изве
стный кана
дский педагог Жан Ванье. Орга
низация
обучения детей с огра
ниченными возм
ожностями в развитии – это
долг
осрочная
стратегия,
треб
ующая
терпения,
посл
едовательности,
непр
ерывности и комп
лексного подхода для еѐ реал
изации, поэтому вопросы
инкл
юзивного обра
зования прод
олжают оста
ваться акту
альными.
Основное
условие
успеха
—
это
сформированная
команда
единомышленников.
Администрация,
учителя,
психологи
и
родители
должны говорить на одном языке. Хоть и трудно предположить, что в
обычной школе все будут придерживаться одних взглядов, но у нас такая
команда постепенно формируется.
Необ
ходимо также понимать, что, несмотря на наличие каких-то
общих черт, все особые дети абсо
лютно разные. Поэтому треб
уется ряд
пред
варительных шагов по орга
низации взаи
модействия таких детей с
учит
елями
и
одно
классниками
и
пост
оянное
инди
видуальное
сопр
овождение в учебном процессе. Пере
числим их.
1. Необходим «переводчик» между ребенком и его окружением,
который объясняет ему на его языке, чего от него хотят, и объясняет
учителям, что с ним происходит. Нужен человек, который сопровождает его
в школьной жизни и находится в постоянном контакте с родителями.
2. Необ
ходим пред
варительный контакт с теми учителями, с которыми
ребенок будет работать. Все оста
льные тоже должны знать его особ
енности,
25
чтобы случайно не навредить, и знать, к кому обра
титься в случае
возн
икновения проблем. Тогда ребенок будет ощущать себя в большей
безо
пасности.
3. Необходимо тактично предупредить одноклассников о том, что с
ними будет учиться такой ребенок.
4. Нужно найти неск
ольких детей-воло
нтеров, которые могли бы
общаться с ним на переменах.
5.
Необходимо
принять
ряд
правил,
связанных
с
контролем
успеваемости, облегчающих ему школьную адаптацию:
при опросе отвечать в любой удобной для него форме (пись
менной
или устной), возможно, на комп
ьютере;
при написании контрольной работы давать дополнительное время;
при необ
ходимости разр
ешать пере
писывание конт
рольной работы;
принимать работу позже установленного срока;
оцен
ивать собс
твенный прогресс ребенка, не срав
нивая его с
другими, на прот
яжении длит
ельного времени.
Учителя часто боятся устанавливать разные правила для разных детей.
Они считают, что если сделают послабление одному ребенку, то остальные
захотят, того же. Однако особый ребенок тратит огромные усилия на
постижение того, что другим дано от рождения. Справедливо — это не
значит одинаково. Сами дети прекрасно понимают этот принцип, проблема
во взрослых.
6. Нужно иску
сственно созд
авать ситуацию успеха на уроках по тем
предметам, которые являются сильной стороной такого ребенка, чтобы дети
иногда обра
щались к нему за помощью.
7. Учителя должны четко понимать, зачем нужны все эти усилия.
Итак, реор
ганизация учебного процесса выглядит след
ующим образом.
При распределении по учебным группам обязательно учитывается
психологическая совместимость ученика с учителем и с учениками в группе.
26
Для
каждого
особого
ребенка
разр
абатывается
инди
видуальная
учебная
трае
ктория,
которая
включает
в
себя
уроки
в
классе
(в
искл
ючительных случаях это могут быть занятия по разным пред
метам в
разных классах), инди
видуальные занятия, занятия с псих
ологом.
В течение учебного дня с особым ребенком постоянно работает
психолог сопровождения.
Учителя, рабо
тающие в программе, проходят спец
иальную подг
отовку
и сопр
овождаются в процессе обучения этих детей.
Для гиперактивных детей отдельно организуется игровое пространство,
а для аутичных детей выделяется комната, где они могли бы безопасно
провести пугающую их перемену.
Между всеми учит
елями орга
низуется взаи
модействие.
Сопровождение особых детей в учебном процессе и контроль их
успеваемости осуществляется в соответствии с выработанными особыми
правилами.
Необ
ходимые изме
нения в инди
видуальную трае
кторию обучения
ребенка вносятся по резу
льтатам пост
оянного мони
торинга ситуации.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных
путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и
каждого. Ведь помочь наполнить черно- белый мир «особого ребенка»
яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир
придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую
сторону, делая добро.
27
ЗАКЛ
ЮЧЕНИЕ
Таким
образом,
аргу
менты
в
подд
ержку
инклюзии
бесспорны.
Аргу
менты против инкл
юзивного обра
зования, в основном, сводятся к тому,
что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень
знаний, или при их обучении возн
икают неко
торые соци
альные сложности.
Этим утве
рждениям довольно трудно найти какое-либо подк
репление.
Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.
Можно выделить след
ующие преи
мущества инклюзии для обычных
учащихся или одар
ённых детей:
Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с
особенностями
развития
не
является
фактом,
несущим
угрозу
или
представляющим опасность для их успешного обучения.
Пред
ставления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения
в классе - несо
стоятельны. Время, которое на уроке удел
яется детям с
особ
енностями, абсо
лютно сопо
ставимо со временем, которое учитель
затратит на обычных учеников.
Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при
инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и
совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым
детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии
образования; например, использование информационных технологий очень
часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети
получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того,
все
остальные
ученики
могут
пользоваться
этими
программами
и
технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для
обучения детей с инвалидностью.
Обычные дети или одар
ённые ученики получают преи
мущества в
инкл
юзивных прос
транствах за счёт увел
ичения фина
нсовых ресурсов при
таком обучении. Деньги, полу
ченные из «спец
иальных программ», могут
28
быть испо
льзованы как для подд
ержки обучения не только детей с
инва
лидностью, но и их здоровых свер
стников. Эти средства могут быть
испо
льзованы
разл
ичными
способами,
например,
для
орга
низации
внек
лассной акти
вности, приг
лашения гостей для выст
упления в классе,
обес
печения класса допо
лнительными техн
ическими сред
ствами обучения,
которые могут испо
льзоваться всеми детьми, а не только детьми с
инва
лидностью.
В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и
ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за
чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
Необ
ходимо также сказать, что суще
ствование инкл
юзивных школ
пози
тивно сказ
ывается на типично разв
ивающихся детях, а не только на
учениках
с
инва
лидностью.
Помогая
свер
стникам
с
огра
ниченными
возм
ожностями активно учас
твовать в обра
зовательной и соци
альной
деят
ельности, обычные дети, неза
метно для себя, получают важн
ейшие
жизн
енные
уроки.
Этот
поло
жительный
опыт
закл
ючается
в
росте
соци
альной созн
ательности, в осоз
нании отсу
тствия различий между
людьми, в развитии само
сознания и само
оценки, в стан
овлении собс
твенных
принципов, и последнее, но не менее важное - спос
обствует искр
енней
заботе и дружбе.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
современная
общеобразовательная программа должна включать изменения и условия,
необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а
именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и
удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Примите этих детей, «других» детей такими, какие они есть, уделите
им свое внимание, а жалость и през
рение спрячьте подальше. Ведь всем от
этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы
получим хорошего друга и собе
седника.
29
«Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал
Михаил Жванецкий.
Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.
«Мы искл
ючили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад,
в общество, потому, что они могут нас чему – то научить», - сказал
изве
стный кана
дский педагог Жан Ванье.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных
путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и
каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка»
яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир
придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую
сторону, делая добро.
30
СПИСОК ЛИТЕ
РАТУРЫ
1.
Бюлл
етень
цент
рального
стат
истического
упра
вления.
№92.
Народное обра
зование 1924 г.: моногр. . - М.: М, 2003. - 214 c.
2. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт /
Л.В. Голубева. - М.: Учитель, 2019. - 390 c.
3.
Давыдова,
Л.Н.
Инкл
юзивное
обра
зование
и
нрав
ственные
взаи
моотношения. Грани одной проблемы. Выпуск №53 / Л.Н. Давыдова. -
Москва: Мир, 2018. - 197 c.
4. Доронова Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в
детском саду: методическое руководство / Доронова, Т.Н. и. - М.:
Просвещение, 2018. - 175 c.
5. Евгения, Гладкова und Ксения Серг
еевна Шала
гинова Акту
альные
проблемы инкл
юзивного обра
зования / Евгения Гладкова und Ксения
Серг
еевна Шала
гинова. - М.: LAP Lambert Academic Publ
ishing, 2012. - 144 c.
6. Егоров, Пантелеймон Инклюзивное образование людей с особыми
образовательными потребностями / Пантелеймон Егоров. - М.: LAP Lambert
Academic Publishing, 2017. - 268 c.
7. Екатерина, Влад
имировна Михальчи Инкл
юзивное обра
зование.
Учебник и прак
тикум для бака
лавриата и маги
стратуры / Екат
ерина
Влад
имировна Михальчи. - М.: Юрайт, 2017. - 944 c.
8. Журнал «Современное дошкольное образование». №8/2015. Каким
может быть инклюзивное дошкольное образование в детских садах. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. - 517 c.
9. Зако
нодательство в обра
зовании: Сборник основных норм
ативно-
правовых
доку
ментов
в
области
обра
зования.
-
М.:
Совр
еменный
гума
нитарный унив
ерситет, 2014. - 161 c.
10. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-
Синтез, 2017. - 144 c.
31
11. Инкл
юзивная практика в дошк
ольном обра
зовании. Пособие для
педа
гогов дошк
ольных учре
ждений / Колл
ектив авторов. - М.: Мозаика-
Синтез, 2011. - 130 c.
12.
Инклюзивное
образование.
Настольная
книга
педагога,
работающего с детьми с ОВЗ: моногр. . - М.: Владос, 2019. - 168 c.
13. Карпенко, О.М. Высшее обра
зование в странах мира / О.М.
Карпенко, М.Д. Берш
адская. - М.: Совр
еменный гума
нитарный унив
ерситет,
2019. - 244 c.
14. Красило, А. И. Инклюзивное образование. Методические проблемы
и практические рекомендации / А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - М.:
Издательство Московского психолого-социального университета, 2016. - 186
c.
15. Надежда, Халимова und Оксана Найд
анова Cоци
альная адап
тация
детей в условиях инкл
юзивного обра
зования / Надежда Халимова und
Оксана Найданова. - М.: LAP Lambert Academic Publ
ishing, 2014. - 409 c.
16. Олеся, Дмитриевна Сальникова Инклюзивное образование в
России: современный этап / Олеся Дмитриевна Сальникова. - М.: LAP
Lambert Academic Publishing, 2014. - 259 c.
17. Оргиш, В.П. Древняя Русь. Обра
зование Киев
ского госу
дарства и
введение хрис
тианства / В.П. Оргиш. - М.: Наука и техн
ологии, 1988. - 147 c.
18. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за
рубежом. История и современность: моногр. / Л.А. Парамонова, Е.Ю.
Протасова. - М.: Издательский центр Академия, 2019. - 240 c.
19. Пасторова, А. Ю. Инкл
юзивное обра
зование: иссл
едования и
практика в Санкт-Пете
рбурге: моногр. / А.Ю. Пасторова. - М.: Изда
тельство
СПбГУ, 2017. - 201 c.
20. Риккерт Границы естественно-научного образования понятий /
Риккерт, Генрих. - М.: Наука,2017. - 532 c.
32
21. Спирина, М.С. Диск
ретная мате
матика: Учебник для студ.
учре
ждений сред. проф. обра
зования / М.С. Спирина, П.А. Спирин. - М.:
Академия, 2018. - 368 c.
22. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М.С.
Староверова. - М.: Владос, 2018. - 269 c.
33