Напоминание

"Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умение и навыки работы с книгой"


Авторы: Седунова Ольга Витальевна, Ольга Витальевна Седунова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умение и навыки работы с книгой"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование читательской самостоятельности младших

школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по

ФГОС»

(Из опыта работы учителя начальных классов Седуновой О. В.)

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня

читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес

детей к чтению классической детской литературы. Зачастую в настоящее

время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными

играми.

Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности

школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной

проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является

основой развития устойчивого интереса к литературе.

При беседах на родительских собраниях, встречах родители жалуются,

что детей трудно заставить читать. Часто обращаются ко мне за советом: как

пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований

говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем

школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение

читателя к книге активным или умеренно пассивным. Современное качество

образования по литературному чтению в начальной школе определяется

уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями –

способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в

использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической

деятельности и повседневной жизни.

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у

учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов

деятельности, определяющих читательскую самостоятельность как одну из

ключевых, которая составляет основу умения учиться. Приоритетной целью

обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

читательской самостоятельности младшего школьника, осознание себя как

грамотного читателя, способного к использованию читательской

деятельности как средства самообразования.

Я согласна с ведущими специалистами в области образования, что

читательская компетентность определяется: владением техникой чтения,

приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием

книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной

потребности в книге и чтении.

Мною используются перечисленные ниже виды речевой и

читательской деятельности:

- аудирование (слушание),

- чтение (чтение вслух, чтение про себя)

- работа с разными видами текста библиографическая культура

- работа с текстом художественного произведения

- работа с учебными и научно-популярными текстами,

- говорение (культура речевого общения)

- письмо (культура письменной речи).

В 2018 учебном году, начиная работу с первоклассниками, я

задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к

концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного

и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно

выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении, что

является необходимым условием хорошей учѐбы в средней школе. В

современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение

всей жизни.

Одним из условий успешного самообразования является

сформированность ключевых компетентностей, о чѐм сказано в концепции

модернизации российского образования. Центральное место в перечне

ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее

вооружить ребѐнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно

забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но

приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ

не изменилось, времени на формирование читательской компетентностей у

учителя нет. Я вижу противоречия в сложившихся условиях: между

количеством часов (4 ч) по литературному чтению и новым взглядом на

воспитание читателя в начальной школе. Четырех часов очень мало!

Цель, которую я ставлю – это формирование основ читательской

самостоятельности младших школьников в условиях обучении и воспитании

на этапе реализации ФГОС НОО.

От достижения этой цели зависит

успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.

Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в

формирование общих умений, навыков, способов деятельности.

Для себя я определила задачи:

- научить: осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками,

в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном)

посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки

литературного чтения и организацию внеклассной деятельности.

Что же я жду от своих учеников? Освоение общекультурных навыков

чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и к книге.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Воспитание

эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной

литературе. Сформированность нравственных ценностей и эстетического

вкуса младшего школьника. Читательскую компетентность я формирую на

уроках литературного чтения, русского языка, математики, истоков, ОМРК,

во внеклассной деятельности. Мне, как учителю, важно создать условия для

формирования читательской деятельности. Главное – организовать

читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий

развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир

литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического

опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые

станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.

На уроках литературного чтения создаю проблемно-поисковые

ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение

проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о

прочитанном, высказывать свое мнение. Я замечала, что вдумчивость чтения

у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать

вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же

вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал

для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствовал и мой

личный пример учителя, я всегда выразительно читаю художественный

текст. Учительское владение словом настолько захватывало детей, что они

стремились найти и прочитать произведение, отрывок из которого они

только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно

написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта

творческого восприятия художественных произведений стало использование

приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои

дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за

словами картины и образы, без труда не только называли тему любого

эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета,

формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при

чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приѐмы

толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью

показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами,

пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываю перед

уроком на интерактивную доску или карточку на доске. Как правило,

значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то

находили объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения

использую элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по

прочитанным произведениям. Любимой формой работы стало для детей

создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь

проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов

демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения,

пересказать текст по рисункам.

Работая по программе УМК «ПНШ» со 2 класса на уроках чтения я

использую аудио – проект книжного клуба. Это литературные тексты,

озвученные замечательными актерами и чтецами, которые можно слушать

по-разному. Их можно слушать в разном темпе и с остановками, слушать и –

одновременно следить за строчками напечатанного текста. Всё это позволит

увеличить скорость чтения. Вместе с тем, можно отказаться от всех

дополнительных опций (напечатанного текста, деления текста на части с

помощью пауз, замедленного темпа чтения) и ПРОСТО СЛУШАТЬ, получая

удовольствие: актёры и чтецы помогут детям сразу попасть в смысловое и

эмоциональное поле текста.

Упражнения, направленные на развитие аудирования:

1.Предлагаю прослушать текст не открывая учебник.

2.Прослушать текст и к нему составить картинный план.

3.Прослушать рассказ и выбрать для него подходящее название.

4.Прослушать начало рассказа и самостоятельно закончить его.

5. Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что

произошло дальше.

6. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь

догадаться о последующем содержании.

7. Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является

описанием данного рисунка.

8. Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы.

9. Прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного.

Очень важна помощь родителей при обучении детей чтению.

Поэтому, на родительском собрании познакомила родителей с аудио –

проектом книжного клуба. Дома, когда дети готовят домашнее задание,

особенно плохо читающие дети, родители включают им аудио тексты.

Многие остаются благодарны .

Использую на уроках маркировочное чтение. Для выполнения

задания ученикам нужно прочитать текст и найти в нём отрывки, ответы, при

этом отмечая их специальными символами или цветом.

Основой для правильного восприятия текста является так же

многократное обращение к тексту, перечитывание его отрывков

каждый раз с новым заданием. Тогда ребенок и открывает в нем что-то

новое, чего не заметил ранее. Чтобы многократное обращение к тексту не

было утомительным для ребенка, я использую разные виды работ над

текстом. Вот некоторые из них:

1. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

2. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

3. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль

произведения.

4. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

5. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для

басни).

6. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с

мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.

7. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

8. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при

написании сочинений.

9. Чтение с выписыванием слов для «Поэтических страниц» и т. д.

10. Составление кроссвордов по тексту.

11. Викторины по одному большому произведению или нескольким

маленьким.

12. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

13. Письмо автору произведения.

14.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

15.Чтение произведения и определение его жанра.

16.Чтение и пометка непонятных слов.

17.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

18.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

19.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

20.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному

выбору.

21.Чтение, деление текста на части.

22.Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

23.Чтение по ролям.

24.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

25.Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

26.Чтение текста голосом героя.

27.Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

28.Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

29.Чтение и подбор из текста слов – признаков.

30.Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

31.Чтение и дописывание предложений словами из текста.

32.Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

33.Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые

придают тексту торжественность.

34.Чтение и пересказ от лица героя произведения.

35.Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

36.Чтение, придумывание продолжения рассказа.

37.Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

38.Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:

описание места действия.

Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные

упражнения для развития навыков чтения.

«Дневник двойных записей»

Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты,

которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-

либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему

именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли

натолкнул.

Моменты, которые поразили,

удивили, напомнили о каких-то

фактах

Какие эмоции, ассоциации

возникли? Почему?

«я хотел быть астрономом, чтоб

не спать по ночам и наблюдать в

телескоп далекие звезды» В.

Драгунский «Друг детства»

Интерес, как проходит процесс

наблюдения за звездами.

Ассоциации: ночь, тишина,

загадочность.

«Мне казалось, что неплохо бы

стать отважным путешественником

вроде Алена Бомбара и переплыть все

океаны на утлом челноке, питаясь

одной только сырой рыбой»

Удивление, как он смог

выжить, питаясь одной сырой рыбой.

Интерес, подвох, если

путешественник проплыл все океаны

на челноке, из чего он сделан?

Желание найти изображение

челнока.

«Показали их тренировку, и тут

они колотили уже тяжелую кожаную

«грушу» – такой продолговатый

тяжелый мяч, по нему надо бить изо

всех сил, лупить что есть мочи, чтобы

развивать в себе силу удара»

Увлечение, любопытство,

хотел бы посмотреть тренировки и

попробовать позаниматься сам.

"Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих

отношение к изучаемой теме.

1.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации

возникли у вас, когда вы услышали тему?"

2.

Учитель записывает все называемые ассоциации.

3.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли

школьники правы.

"Чтение про себя с вопросами"

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения

вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с

автором».

"Читаем и спрашиваем"

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной

информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста,

выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова

следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова,

другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

"Чтение с пометками"

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию,

формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками

информацию по следующему алгоритму:

М

v

Знакомая информация

+

+

Новая информация

-

-

Я думал (думала) иначе

?

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать

больше

Для формирования навыков выразительного чтения использую:

- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

- выделение голосом различных слов в предложении;

- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые

слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

- чтение одного предложения с разной интонацией;

- «Эхо» (за учителем);

- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)

- «Голоса» (подражая кому-либо);

- по ролям;

- разметка текста (паузы, логическое ударение);

- работа над художественными средствами поэтической речи, как в

лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты,

метафоры, олицетворения);

- конкурс чтецов.

Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что интерес к чтению,

желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда учащийся

свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-

познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества

чтения я признаю целенаправленное управление обучением чтению.

Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных

вариантов действий.

Свою работу по формированию читательской самостоятельности я

выстраиваю во взаимосвязи со школьной и районной библиотеками,

учреждениями культуры и с родителями моих учеников. Положительные

результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой,

способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг

читательские конференции, выпуск тематической газеты, конкурсы и

викторины. Под формами внеклассной деятельности я подразумеваю

выражение содержания этой деятельности через определенную структуру

отношений педагогов, библиотекарей, обучающихся и родителей. Работа по

формированию читательской самостоятельности ведётся системно и на

уроках русского языка и на уроках окружающего мира: выделение

существенных и несущественных признаков, фиксирование результатов

наблюдений; и на математике, на технологии, истоках, ОРКСЭ.

Мои учащиеся активно участвуют в различных конкурсных

мероприятиях по литературному чтению на уровне образовательной

организации, муниципальном, региональном и всероссийском уровне,

занимают призовые места, являются призёрами и победителями

школьных, областных, всероссийских и международных конкурсов.

В первом классе мы с детьми участвовали в городском конкурсе

« Самый читающий 1 класс». Получили Диплом III степени. Победители в

городской игре «Азбука книжности», посвящённой Дню славянской

письменности и культуры. Во 2 классе победители регионального конкурса

чтецов «Мирово говорим». Смирнова Анна победитель городского конкурса

чтецов ко Дню Победы в Великой Отечественной войне «Чтобы жизнью

дорожить…». В 3 классе мои учащиеся участвовали в Областном открытом

онлайн – конкурсе художественного слова «Галерея вологодской

литературы». Петрова Юлия победитель V историко-краеведческих

Завитухинских чтений. Участвовали во Всероссийской предметной

олимпиаде по литературе ЦПТМ (Кузнецова Варвара Диплом II степени;

Осовский Иван Диплом II степени). В 4 классе участвовали в городском

конкурсе «Вологда литературная». Диплом I степени.

Результативность

Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление

к чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы,

рассуждать. Проверку динамики чтения обучающихся и его качества веду

регулярно. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание

прочитанного, умение излагать свои мысли о прочитанном. Итоговую

проверку обычно провожу в конце учебной четверти, полугодия, учебного

года. При проверке техники чтения у детей в 4 классе (первое полугодие)

были выявлены результаты: 29 чел. читают более 100 сл. /мин, 75-90сл.- 0

чел., менее 74сл.- 2 чел. (дети ОВЗ), все дети прочитали текст с пониманием.

Со 2 класса учащиеся заводят читательские дневники, в которые записывают

названия прочитанных книг, высказывают своѐ мнение о прочитанном,

делают зарисовки. В 3 – 4 классах в читательских дневниках дети пишут

отзывы о прочитанном произведении, составляют кроссворды, викторины,

пишут письмо автору.

Все мои ученики начали овладевать навыком осмысленного,

выразительного чтения, могут дать объективную характеристику героям

произведений, дают свою оценку прочитанного.

Отмечу ещё одну закономерность: когда дети стали читать с

интересом, заметно повысилась успеваемость и по другим предметам.



В раздел образования