Автор: Асылбаева Елизавета Денисовна
Должность: магистрант 3 курса заочного отделения по направлению подготовки "педагогика и психология высшей школы"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: Статья
Тема: Мотивационная готовность студентов вуза педагогических направлений подготовки к профессиональной деятельности
Раздел: высшее образование
Мотивационная готовность студентов вуза педагогических направлений
подготовки к профессиональной деятельности
В
связи
с
социально-экономическими
и
культурными
преобразованиями в жизни российского общества изменяются требования к
подготовке высококвалифицированных специалистов с ориентацией на
международные стандарты. В первую очередь речь идёт о подготовке
квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособных
на
рынке
труда,
компетентных,
ответственных,
свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных
отраслях деятельности, способных к эффективной работе по специальности
на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному
росту. Не смотря на это, существует противоречие между запросом
современного
общества
на
высоко
подготовленного
специалиста
и
недостаточным
уровнем
реальной
готовности
выпускников
вузов
к
профессиональной деятельности.
Важной
составляющей
профессиональной
готовности
студентов
является их мотивационная готовность, которая является одним из основных
компонентов
общей
готовности
к
профессиональной
деятельности,
определяющим поведение и профессиональную деятельность специалиста.
Изучение проблемы мотивации и мотивов рассматривалось в трудах
отечественных и зарубежных психологов Е. П. Ильина, В. И. Ковалева,
А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна и других. Однако влияние
психолого-педагогического
обеспечения
развития
мотивационной
готовности студентов в вузах на качество реализации выпускниками
профессиональных компетенций изучено недостаточно.
В профессиональном развитии будущего педагога важным аспектом
является
формирование
у
него
мотивационной
готовности
к
профессионально-педагогической
деятельности.
Правильное
выявление
профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным
прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.
В связи с этим, целью нашего исследования является выявить уровень
и особенности мотивационной готовности студентов вуза педагогических
направлений подготовки к профессиональной деятельности.
К структуре готовности разные исследователи включают несколько
десятков разных компонентов, что свидетельствует о концептуальной
неопределенности этого личностного образования и его многогранном
характере. Существенный интерес вызывает определение В. И. Даля слова
«готовность» как состояния или признака готового. Подготовленный человек
есть не только готовый к выполнению действия, может и желает его
выполнить, что обнаруживает положительное отношение к тому или иному
виду деятельности и актуальности (потребности) включенности в данную
деятельность [2].
Важными
для
понимания
готовности
как
самостоятельного
психологического явления являются исследования М. И. Дьяченко и
Л. А. Кандыбовича, которые понимают готовность как избирательную,
прогнозируемую
активность
личности
на
этапе
ее
подготовки
к
деятельности. Авторы отмечают, что это качество возникает с момента
определения цели на основе осознанных потребностей и мотивов. В
дальнейшем готовность развивается в связи с выработкой личностью плана,
установок, общих моделей будущих действий. На завершающей стадии
возникшая готовность реализуется в предметных действиях, которые
отвечают определенным средствам и способам деятельности [3].
Наиболее
успешную
психологическую
готовность
обеспечивает
мотивационный
компонент,
который
является
частью
мотивационной
готовности, которая определяет и координирует всю мотивационную сферу
человека.
В связи с этим мы можем рассматривать мотивационную
готовность как совокупность определённых мотивов личности.
Н.
Ю.
Марчук
считает,
что,
обладая
системным
характером,
мотивационная готовность включает в себя совокупность функционально
взаимодействующих компонентов, которые могут быть в разной мере
осознанными или неосознанными – это интерес к деятельности, ценности в
отношении самой деятельности, а также наличие целей, отражающих
самостоятельное планирование индивидом данной деятельности и видение
им личных перспектив в этой деятельности [5].
Мотивация служит внутренней движущей силой профессионального
становления
личности
студента,
источником
его
саморазвития
и
самореализации в профессионально-педагогической деятельности. В первую
очередь
сюда
можно
отнести
учебно-познавательные
мотивы,
профессиональные мотивы, мотивы достижения [7].
По мнению Г. М. Андреевой, успешность реализации задач среднего
профессионального
и
высшего
образования
во
многом
зависит
от
профессиональной
мотивации
обучающихся.
Под
профессиональной
мотивацией
понимается
действие
конкретных
побуждений,
которые
обусловливают
выбор
профессии
и
продолжительное
выполнение
обязанностей, связанных с этой профессией [1].
Описывая становление профессиональной направленности личности,
А. К. Маркова отмечает, что в процессе профессионального обучения
мотивация заметно меняется. Если на этапе выбора профессии доминирует
общее стремление войти в определенную профессиональную сферу, то на
этапе обучения происходит адаптация личности к избранной профессии и
уточнение
профессиональных
предпочтений,
появление
собственно
профессиональной мотивации. На данном этапе возможно как усиление
профессиональной мотивации, так и ее ослабление [4].
Согласно Т. Г. Огородниковой, на первом курсе актуальным вопросом
является адаптация вновь поступивших студентов к коллективу, которая, как
правило, завершается к концу первого года обучения. В целом, первый курс
предполагает тяжелую и напряженную учебную деятельность, поскольку у
студентов еще нет четкого понимания своих прав и обязанностей, новой
социальной роли, в своих поступках и суждениях они недостаточно активны
и самостоятельны.
На втором курсе начинается приобщение студентов к специализации,
формируется их интерес к профессиональным знаниям и научной работе.
Данный период обучения является временем развития и самоопределения
личности в рамках специализации.
На третьем курсе происходит знакомство с выбранной профессией в
ходе прохождения практики. В этот период студенты активно ищут более
рациональные формы и пути специальной подготовки, что позитивно
сказывается на формировании их мотивационной сферы.
Завершающим
для
обучающихся
по
программе
«бакалавриата»
является
четвертый
курс
обучения
в
вузе,
на
котором
происходит
формирование устойчивых установок на дальнейший вид деятельности.
Деятельность четверокурсников во многом носит индивидуальный характер,
они намного меньше включены во взаимодействие с коллективом [6].
Далее
рассмотрим
результаты
экспериментальной
работы
по
выявлению мотивационной готовности студентов
вуза педагогических
направлений подготовки к профессиональной деятельности.
Мы предполагаем, что существуют различия в уровне мотивационной
готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов
разных курсов обучения и разных профилей подготовки.
Исследование проводилось на базе Института педагогики, психологи и
социальных
технологий
ФГБОУ
ВО
«Удмуртский
государственный
университет». В исследовании приняли участие студенты 1 курса в
количестве 30
человек
по направлению подготовки
«Педагогическое
образование» (с двумя профилями подготовки: «Технология и информатика»,
«ИЗО
и
МХК»),
студенты
3
курса
по
направлению
подготовки
«Педагогическое
образование»
(с
двумя
профилями
подготовки:
«Технология и информатика») в количестве 8 человек, студенты 3 курса по
направлению
подготовки
«Психолого-педагогическое
образование»
в
количестве 10 человек. Всего 48 человек.
Исходя из указанных выше компонентов мотивационной готовности,
нами были определены следующие методики, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Методики диагностики сформированности мотивационной
готовности студентов вуза педагогических направлений подготовки
к
профессиональной деятельности
Основные компоненты
мотивационной готовности
Методики исследования
Интерес
«Самооценка
профессионально-педагогической
мотивации» (в адаптации П. П. Фетискина).
Ценности
«Методика
изучения
мотивов
учебной
деятельности» (А. А. Реана, В. А. Якунина).
Цели
«Определение типа центрации – направленности
педагогической деятельности» (К. М. Левитана).
В результате проведения данных методик были выявлены различия в
уровне сформированности мотивационной готовности к профессиональной
педагогической деятельности между студентами разных курсов и разных
профилей подготовки.
Исходя из результатов, представленных в таблице 2, можно сделать
вывод о том, что 1 курс ориентирован на становление себя как будущего
профессионала, на данном этапе их главной задачей является получение
знаний,
которые
студенты
смогут
применять
в
своей
дальнейшей
профессиональной
деятельности:
«Стать
высококвалифицированным
специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания». Третьему же
курсу важно не просто обрести определенную профессию, но и быть
удовлетворенным в процессе её освоения, этот курс находится на этапе
становления
взросления:
«Обеспечить
успешность
будущей
профессиональной
деятельности»,
«Получить
интеллектуальное
удовлетворение».
Таблица 2. Процентное распределение значимых и ценных мотивов у
студентов 1 и 3 курса по направлению «Педагогическое образование» (с
двумя профилями подготовки) по «Методике изучения мотивов учебной
деятельности» А. А. Реана, В. А. Якунина
Номер мотива
1 курс
3 курс
Кол-во студ.
%
Кол-во студ.
%
1. Стать
высококвал-ым
специалистом.
20
67%
5
63%
2. Получить
диплом.
15
50%
5
63%
3. Успешно
продолжить
обучение на
послед. курсах.
8
27%
1
13%
4. Успешно
учиться, сдавать
экзамены на
«хорошо» и
«отлично».
11
37%
2
25%
5. Постоянно
получать
стипендию.
14
47%
4
50%
6. Приобрести
глубокие и
прочные знания.
20
67%
6
75%
7. Быть постоянно
готовым к очеред.
занятиям.
5
17%
-
-
8. Не запускать
изучение
предметов
учебного цикла.
11
37%
1
13%
9. Не отставать от
сокурсников.
4
13%
-
-
10. Обеспечить
успешность
будущей
профессиональной
деятельности.
18
60%
6
75%
11. Выполнять
пед-ие требования.
5
17%
1
13%
12. Достичь
уважения
преподавателей.
3
10%
1
13%
13. Быть примером
для сокурсников.
1
3%
1
13%
14. Добиться
одобрения
родителей и
окружающих.
1
3%
-
-
15. Избежать
осуждения и
наказания за
плохую учебу.
1
3%
1
13%
16. Получить
интел-ое удовл-ие.
13
43%
6
75%
Третий курс по направлению «Психолого-педагогическое образование»
имеет более чёткую позицию насчёт своей будущей профессии, осознаёт
свои способности и умения, чем третьекурсники такого направления
подготовки,
как
«Педагогическое
образование»
(с
двумя
профилями
подготовки). Результаты по данному различию можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок
1
–
Соотношение
уровней
профессионально-педагогической
мотивации
студентов
3
курса
по
направлениям
«Педагогическое
образование» (с двумя профилями подготовки) и «Психолого-педагогическое
образование»
Студенты 3 курса по направлению «Педагогическое образование» (с
двумя профилями подготовки) в отличие от третьекурсников профиля
«Психолого-педагогическое образование», хотят быть подготовленными к
своей будущей профессии не только в плане знаний и умений, но, чтобы
данная
деятельность
приносила
им
определённое
удовлетворение
(таблица 3). Также студенты имеют больше опыта работы в детских лагерях,
что ориентирует их на работу с детьми (рисунок 2).
П
р
о
ф
е
с
.
П
о
т
р
е
б
н
о
с
т
ь
Ф
у
н
к
ц
.
И
н
т
е
р
е
с
Р
а
з
в
и
в
а
ю
щ
-
с
я
л
ю
б
о
з
-
т
ь
П
о
к
а
з
н
а
я
з
а
и
н
т
е
р
-
т
ь
Э
п
и
з
о
д
.
Л
ю
б
о
п
ы
т
с
т
в
о
Р
а
в
н
о
д
у
ш
н
о
е
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
13%
13%
13%
75%
25%
25%
88%
75%
88%
25%
63%
75%
50%
70%
80%
40%
90%
70%
50%
20%
20%
13%
13%
10%
60%
10%
30%
Пед.обр. - выс. ур.
Пед.обр. - ср.ур.
Пед.обр. - низ.ур.
Псих.-пед.обр. - выс.ур.
Псих.-пед.обр. - ср.ур.
Псих.-пед.обр. - низ.ур.
Таблица 3. Процентное распределение значимых и ценных мотивов
студентов 3 курса по направлениям «Педагогическое образование» (с двумя
профилями подготовки) и «Психолого-педагогическое образование»
по
методике «Методика изучения мотивов учебной деятельности» А. А. Реана,
В. А. Якунина
Номер мотива
3 курс
«Педагогическое образование» (с
двумя профилями подготовки)
3 курс
«Психолого-педагогическое
образование»
Кол-во
%
Кол-во
%
1. Стать высококвал-ым
специалистом.
5
63%
8
80%
2. Получить диплом.
5
63%
5
50%
3. Успешно продолжить
обучение на послед.
курсах.
1
13%
1
10%
4. Успешно учиться,
сдавать экзамены на
«хорошо» и «отлично».
2
25%
3
30%
5. Постоянно получать
стипендию.
4
50%
5
50%
6. Приобрести глубокие и
прочные знания.
6
75%
8
80%
7. Быть постоянно
готовым к очеред.
занятиям.
-
-
-
-
8. Не запускать изучение
предметов учебного
цикла.
1
13%
2
20%
9. Не отставать от
сокурсников.
-
-
1
10%
10. Обеспечить
успешность будущей
профессиональной
деятельности.
6
75%
6
60%
11. Выполнять пед-ие
требования.
1
13%
1
10%
12. Достичь уважения
преподавателей.
1
13%
-
-
13. Быть примером для
сокурсников.
1
13%
1
10%
14. Добиться одобрения
родителей и окружающих.
-
-
2
20%
15. Избежать осуждения и
наказания за плохую
учебу.
1
13%
-
-
16. Получить интел-ое
удовл-ие.
6
75%
7
70%
Рисунок 2 – Соотношение типов центрации студентов 3 курса по
направлениям
«Педагогическое
образование»
(с
двумя
профилями
подготовки) и «Психолого-педагогическое образование»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «готовность»
определяется с одной стороны как результат процесса подготовки, а с другой
стороны как установка личности, её отношение. Психологическая готовность
занимает центральное место во всей системе видов готовности и выражается
в
единстве
внутреннего
настроя
на
будущую
деятельность
и
профессионально важных качеств личности, необходимых для ее успешного
осуществления.
Одним
из
компонентов
психологической
готовности
является мотивационная готовность.
Мотивационная готовность проявляется активностью субъекта в
реализации функций, необходимых в заданных условиях. Ее формирование
обеспечивается интересом к деятельности, ценностями в отношении самой
деятельности, а также наличием целей, отражающих самостоятельное
планирование индивидом данной деятельности и видение им личных
перспектив в этой деятельности.
Мотивация служит внутренней движущей силой профессионального
становления личности студента.
Профессиональная мотивация будущего
специалиста
представляет
собой
совокупность
устойчивых
мотивов,
проявление которых зависит от профессиональных взглядов, отношений,
позиций, а также эмоций, чувств, профессиональных качеств личности.
К
Я
Г
А
Р
М
0
0,2
0,4
0,6
0,8
1
1,2
1
0,88
0,5
1
1
1
1
0,8
0,8
1
1
1
0,13
0,5
0,13
0,2
0,2
Пед.обр. - выс. ур.
Пед.обр. - ср.ур.
Пед.обр. - низ.ур.
Псих.-пед.обр. - выс.ур.
Псих.-пед.обр. - ср.ур.
Псих.-пед.обр. - низ.ур.
Мотивационная готовность студентов может меняться в зависимости
от курса обучения. Если на первом курсе студенты адаптируются к новым
условиям среды и коллективу, то на последующих курсах происходит
развитие
и
самоопределение
личности
в
рамках
специализации,
формирование устойчивых установок на дальнейший вид деятельности.
Также
мы
определили
различия
в
уровне
сформированности
мотивационной
готовности
к
профессиональной
педагогической
деятельности между
студентами
разных
курсов и
разных
профилей
подготовки и соответственно подтвердили нашу гипотезу.
Если мотивы 1 курса сводятся к получению хороших знаний для своей
будущей профессии, то у 3 курса на первый план выходит не просто
накопление знаний, а получение удовольствия от применения этих знаний и
их открытия, а также расчёт на то, как можно реализовать данные знания в
своей будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная потребность в своей будущей деятельности у
третьекурсников педагогического направления выражена в более явном виде,
чем у студентов 3 курса психолого-педагогического направления.
По сравнению со студентами 3 курса психолого-педагогического
направления,
третьекурсники
по
направлению
«Педагогическое
образование» (с двумя профилями подготовки) больше нацелены на работу с
детьми и их деятельность, те знания, что они реализуют в ней, приносит им
удовольствие.
Мы достигли поставленной цели – выявить уровень и особенности
мотивационной готовности студентов вуза педагогических направлений
подготовки к профессиональной деятельности.
Настоящее исследование имеет прогностический характер, так как
создаёт предпосылки для дальнейшего его использования в поиске решения
вопросов
формирования
мотивационной
готовности
студентов
вуза
педагогических направлений подготовки к профессиональной деятельности.
Список используемой литературы:
1.
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М.:
Аспект Пресс, 2002. – 424 с.
2.
Даль, В. И. Толковый словарь типового великорусского языка [Текст] /
В. И. Даль – 8-е изд. – М.: Русский язык, 1981. – Т. 1. – А–З. – 699с.
3.
Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы
готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. –
Минск: БГУ, 1976. – 176 с.
4.
Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. –
М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
5.
Марчук. Н. Ю. Профессиональное становление и развитие личности:
профессионально-личностная
направленность:
монография
[Текст]
/
Н. Ю. Марчук – М.: ФЛИНТА, 2016. – 261 с.
6.
Огородникова,
Т.
Г.
Особенности
ценностномотивационной
сферы
студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода: дисс. на
соискание уч. степени канд. пс. Наук [Текст] / Т. Г. Огородникова. – СПб,
2015. – 156 с.
7.
Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А. А.
Реан и др. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.