Напоминание

Мотивационная готовность студентов вуза педагогических направлений подготовки к профессиональной деятельности


Автор: Асылбаева Елизавета Денисовна
Должность: магистрант 3 курса заочного отделения по направлению подготовки "педагогика и психология высшей школы"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: Статья
Тема: Мотивационная готовность студентов вуза педагогических направлений подготовки к профессиональной деятельности
Раздел: высшее образование





Назад




Мотивационная готовность студентов вуза педагогических направлений

подготовки к профессиональной деятельности

В

связи

с

социально-экономическими

и

культурными

преобразованиями в жизни российского общества изменяются требования к

подготовке высококвалифицированных специалистов с ориентацией на

международные стандарты. В первую очередь речь идёт о подготовке

квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля,

конкурентоспособных

на

рынке

труда,

компетентных,

ответственных,

свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных

отраслях деятельности, способных к эффективной работе по специальности

на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному

росту. Не смотря на это, существует противоречие между запросом

современного

общества

на

высоко

подготовленного

специалиста

и

недостаточным

уровнем

реальной

готовности

выпускников

вузов

к

профессиональной деятельности.

Важной

составляющей

профессиональной

готовности

студентов

является их мотивационная готовность, которая является одним из основных

компонентов

общей

готовности

к

профессиональной

деятельности,

определяющим поведение и профессиональную деятельность специалиста.

Изучение проблемы мотивации и мотивов рассматривалось в трудах

отечественных и зарубежных психологов Е. П. Ильина, В. И. Ковалева,

А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна и других. Однако влияние

психолого-педагогического

обеспечения

развития

мотивационной

готовности студентов в вузах на качество реализации выпускниками

профессиональных компетенций изучено недостаточно.

В профессиональном развитии будущего педагога важным аспектом

является

формирование

у

него

мотивационной

готовности

к

профессионально-педагогической

деятельности.

Правильное

выявление

профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным

прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

В связи с этим, целью нашего исследования является выявить уровень

и особенности мотивационной готовности студентов вуза педагогических

направлений подготовки к профессиональной деятельности.

К структуре готовности разные исследователи включают несколько

десятков разных компонентов, что свидетельствует о концептуальной

неопределенности этого личностного образования и его многогранном

характере. Существенный интерес вызывает определение В. И. Даля слова

«готовность» как состояния или признака готового. Подготовленный человек

есть не только готовый к выполнению действия, может и желает его

выполнить, что обнаруживает положительное отношение к тому или иному

виду деятельности и актуальности (потребности) включенности в данную

деятельность [2].

Важными

для

понимания

готовности

как

самостоятельного

психологического явления являются исследования М. И. Дьяченко и

Л. А. Кандыбовича, которые понимают готовность как избирательную,

прогнозируемую

активность

личности

на

этапе

ее

подготовки

к

деятельности. Авторы отмечают, что это качество возникает с момента

определения цели на основе осознанных потребностей и мотивов. В

дальнейшем готовность развивается в связи с выработкой личностью плана,

установок, общих моделей будущих действий. На завершающей стадии

возникшая готовность реализуется в предметных действиях, которые

отвечают определенным средствам и способам деятельности [3].

Наиболее

успешную

психологическую

готовность

обеспечивает

мотивационный

компонент,

который

является

частью

мотивационной

готовности, которая определяет и координирует всю мотивационную сферу

человека.

В связи с этим мы можем рассматривать мотивационную

готовность как совокупность определённых мотивов личности.

Н.

Ю.

Марчук

считает,

что,

обладая

системным

характером,

мотивационная готовность включает в себя совокупность функционально

взаимодействующих компонентов, которые могут быть в разной мере

осознанными или неосознанными – это интерес к деятельности, ценности в

отношении самой деятельности, а также наличие целей, отражающих

самостоятельное планирование индивидом данной деятельности и видение

им личных перспектив в этой деятельности [5].

Мотивация служит внутренней движущей силой профессионального

становления

личности

студента,

источником

его

саморазвития

и

самореализации в профессионально-педагогической деятельности. В первую

очередь

сюда

можно

отнести

учебно-познавательные

мотивы,

профессиональные мотивы, мотивы достижения [7].

По мнению Г. М. Андреевой, успешность реализации задач среднего

профессионального

и

высшего

образования

во

многом

зависит

от

профессиональной

мотивации

обучающихся.

Под

профессиональной

мотивацией

понимается

действие

конкретных

побуждений,

которые

обусловливают

выбор

профессии

и

продолжительное

выполнение

обязанностей, связанных с этой профессией [1].

Описывая становление профессиональной направленности личности,

А. К. Маркова отмечает, что в процессе профессионального обучения

мотивация заметно меняется. Если на этапе выбора профессии доминирует

общее стремление войти в определенную профессиональную сферу, то на

этапе обучения происходит адаптация личности к избранной профессии и

уточнение

профессиональных

предпочтений,

появление

собственно

профессиональной мотивации. На данном этапе возможно как усиление

профессиональной мотивации, так и ее ослабление [4].

Согласно Т. Г. Огородниковой, на первом курсе актуальным вопросом

является адаптация вновь поступивших студентов к коллективу, которая, как

правило, завершается к концу первого года обучения. В целом, первый курс

предполагает тяжелую и напряженную учебную деятельность, поскольку у

студентов еще нет четкого понимания своих прав и обязанностей, новой

социальной роли, в своих поступках и суждениях они недостаточно активны

и самостоятельны.

На втором курсе начинается приобщение студентов к специализации,

формируется их интерес к профессиональным знаниям и научной работе.

Данный период обучения является временем развития и самоопределения

личности в рамках специализации.

На третьем курсе происходит знакомство с выбранной профессией в

ходе прохождения практики. В этот период студенты активно ищут более

рациональные формы и пути специальной подготовки, что позитивно

сказывается на формировании их мотивационной сферы.

Завершающим

для

обучающихся

по

программе

«бакалавриата»

является

четвертый

курс

обучения

в

вузе,

на

котором

происходит

формирование устойчивых установок на дальнейший вид деятельности.

Деятельность четверокурсников во многом носит индивидуальный характер,

они намного меньше включены во взаимодействие с коллективом [6].

Далее

рассмотрим

результаты

экспериментальной

работы

по

выявлению мотивационной готовности студентов

вуза педагогических

направлений подготовки к профессиональной деятельности.

Мы предполагаем, что существуют различия в уровне мотивационной

готовности к профессиональной педагогической деятельности у студентов

разных курсов обучения и разных профилей подготовки.

Исследование проводилось на базе Института педагогики, психологи и

социальных

технологий

ФГБОУ

ВО

«Удмуртский

государственный

университет». В исследовании приняли участие студенты 1 курса в

количестве 30

человек

по направлению подготовки

«Педагогическое

образование» (с двумя профилями подготовки: «Технология и информатика»,

«ИЗО

и

МХК»),

студенты

3

курса

по

направлению

подготовки

«Педагогическое

образование»

двумя

профилями

подготовки:

«Технология и информатика») в количестве 8 человек, студенты 3 курса по

направлению

подготовки

«Психолого-педагогическое

образование»

в

количестве 10 человек. Всего 48 человек.

Исходя из указанных выше компонентов мотивационной готовности,

нами были определены следующие методики, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Методики диагностики сформированности мотивационной

готовности студентов вуза педагогических направлений подготовки

к

профессиональной деятельности

Основные компоненты

мотивационной готовности

Методики исследования

Интерес

«Самооценка

профессионально-педагогической

мотивации» (в адаптации П. П. Фетискина).

Ценности

«Методика

изучения

мотивов

учебной

деятельности» (А. А. Реана, В. А. Якунина).

Цели

«Определение типа центрации – направленности

педагогической деятельности» (К. М. Левитана).

В результате проведения данных методик были выявлены различия в

уровне сформированности мотивационной готовности к профессиональной

педагогической деятельности между студентами разных курсов и разных

профилей подготовки.

Исходя из результатов, представленных в таблице 2, можно сделать

вывод о том, что 1 курс ориентирован на становление себя как будущего

профессионала, на данном этапе их главной задачей является получение

знаний,

которые

студенты

смогут

применять

в

своей

дальнейшей

профессиональной

деятельности:

«Стать

высококвалифицированным

специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания». Третьему же

курсу важно не просто обрести определенную профессию, но и быть

удовлетворенным в процессе её освоения, этот курс находится на этапе

становления

взросления:

«Обеспечить

успешность

будущей

профессиональной

деятельности»,

«Получить

интеллектуальное

удовлетворение».

Таблица 2. Процентное распределение значимых и ценных мотивов у

студентов 1 и 3 курса по направлению «Педагогическое образование» (с

двумя профилями подготовки) по «Методике изучения мотивов учебной

деятельности» А. А. Реана, В. А. Якунина

Номер мотива

1 курс

3 курс

Кол-во студ.

%

Кол-во студ.

%

1. Стать

высококвал-ым

специалистом.

20

67%

5

63%

2. Получить

диплом.

15

50%

5

63%

3. Успешно

продолжить

обучение на

послед. курсах.

8

27%

1

13%

4. Успешно

учиться, сдавать

экзамены на

«хорошо» и

«отлично».

11

37%

2

25%

5. Постоянно

получать

стипендию.

14

47%

4

50%

6. Приобрести

глубокие и

прочные знания.

20

67%

6

75%

7. Быть постоянно

готовым к очеред.

занятиям.

5

17%

-

-

8. Не запускать

изучение

предметов

учебного цикла.

11

37%

1

13%

9. Не отставать от

сокурсников.

4

13%

-

-

10. Обеспечить

успешность

будущей

профессиональной

деятельности.

18

60%

6

75%

11. Выполнять

пед-ие требования.

5

17%

1

13%

12. Достичь

уважения

преподавателей.

3

10%

1

13%

13. Быть примером

для сокурсников.

1

3%

1

13%

14. Добиться

одобрения

родителей и

окружающих.

1

3%

-

-

15. Избежать

осуждения и

наказания за

плохую учебу.

1

3%

1

13%

16. Получить

интел-ое удовл-ие.

13

43%

6

75%

Третий курс по направлению «Психолого-педагогическое образование»

имеет более чёткую позицию насчёт своей будущей профессии, осознаёт

свои способности и умения, чем третьекурсники такого направления

подготовки,

как

«Педагогическое

образование»

двумя

профилями

подготовки). Результаты по данному различию можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок

1

Соотношение

уровней

профессионально-педагогической

мотивации

студентов

3

курса

по

направлениям

«Педагогическое

образование» (с двумя профилями подготовки) и «Психолого-педагогическое

образование»

Студенты 3 курса по направлению «Педагогическое образование» (с

двумя профилями подготовки) в отличие от третьекурсников профиля

«Психолого-педагогическое образование», хотят быть подготовленными к

своей будущей профессии не только в плане знаний и умений, но, чтобы

данная

деятельность

приносила

им

определённое

удовлетворение

(таблица 3). Также студенты имеют больше опыта работы в детских лагерях,

что ориентирует их на работу с детьми (рисунок 2).

П

р

о

ф

е

с

.

П

о

т

р

е

б

н

о

с

т

ь

Ф

у

н

к

ц

.

И

н

т

е

р

е

с

Р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

-

с

я

л

ю

б

о

з

-

т

ь

П

о

к

а

з

н

а

я

з

а

и

н

т

е

р

-

т

ь

Э

п

и

з

о

д

.

Л

ю

б

о

п

ы

т

с

т

в

о

Р

а

в

н

о

д

у

ш

н

о

е

о

т

н

о

ш

е

н

и

е

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

13%

13%

13%

75%

25%

25%

88%

75%

88%

25%

63%

75%

50%

70%

80%

40%

90%

70%

50%

20%

20%

13%

13%

10%

60%

10%

30%

Пед.обр. - выс. ур.

Пед.обр. - ср.ур.

Пед.обр. - низ.ур.

Псих.-пед.обр. - выс.ур.

Псих.-пед.обр. - ср.ур.

Псих.-пед.обр. - низ.ур.

Таблица 3. Процентное распределение значимых и ценных мотивов

студентов 3 курса по направлениям «Педагогическое образование» (с двумя

профилями подготовки) и «Психолого-педагогическое образование»

по

методике «Методика изучения мотивов учебной деятельности» А. А. Реана,

В. А. Якунина

Номер мотива

3 курс

«Педагогическое образование» (с

двумя профилями подготовки)

3 курс

«Психолого-педагогическое

образование»

Кол-во

%

Кол-во

%

1. Стать высококвал-ым

специалистом.

5

63%

8

80%

2. Получить диплом.

5

63%

5

50%

3. Успешно продолжить

обучение на послед.

курсах.

1

13%

1

10%

4. Успешно учиться,

сдавать экзамены на

«хорошо» и «отлично».

2

25%

3

30%

5. Постоянно получать

стипендию.

4

50%

5

50%

6. Приобрести глубокие и

прочные знания.

6

75%

8

80%

7. Быть постоянно

готовым к очеред.

занятиям.

-

-

-

-

8. Не запускать изучение

предметов учебного

цикла.

1

13%

2

20%

9. Не отставать от

сокурсников.

-

-

1

10%

10. Обеспечить

успешность будущей

профессиональной

деятельности.

6

75%

6

60%

11. Выполнять пед-ие

требования.

1

13%

1

10%

12. Достичь уважения

преподавателей.

1

13%

-

-

13. Быть примером для

сокурсников.

1

13%

1

10%

14. Добиться одобрения

родителей и окружающих.

-

-

2

20%

15. Избежать осуждения и

наказания за плохую

учебу.

1

13%

-

-

16. Получить интел-ое

удовл-ие.

6

75%

7

70%

Рисунок 2 – Соотношение типов центрации студентов 3 курса по

направлениям

«Педагогическое

образование»

двумя

профилями

подготовки) и «Психолого-педагогическое образование»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «готовность»

определяется с одной стороны как результат процесса подготовки, а с другой

стороны как установка личности, её отношение. Психологическая готовность

занимает центральное место во всей системе видов готовности и выражается

в

единстве

внутреннего

настроя

на

будущую

деятельность

и

профессионально важных качеств личности, необходимых для ее успешного

осуществления.

Одним

из

компонентов

психологической

готовности

является мотивационная готовность.

Мотивационная готовность проявляется активностью субъекта в

реализации функций, необходимых в заданных условиях. Ее формирование

обеспечивается интересом к деятельности, ценностями в отношении самой

деятельности, а также наличием целей, отражающих самостоятельное

планирование индивидом данной деятельности и видение им личных

перспектив в этой деятельности.

Мотивация служит внутренней движущей силой профессионального

становления личности студента.

Профессиональная мотивация будущего

специалиста

представляет

собой

совокупность

устойчивых

мотивов,

проявление которых зависит от профессиональных взглядов, отношений,

позиций, а также эмоций, чувств, профессиональных качеств личности.

К

Я

Г

А

Р

М

0

0,2

0,4

0,6

0,8

1

1,2

1

0,88

0,5

1

1

1

1

0,8

0,8

1

1

1

0,13

0,5

0,13

0,2

0,2

Пед.обр. - выс. ур.

Пед.обр. - ср.ур.

Пед.обр. - низ.ур.

Псих.-пед.обр. - выс.ур.

Псих.-пед.обр. - ср.ур.

Псих.-пед.обр. - низ.ур.

Мотивационная готовность студентов может меняться в зависимости

от курса обучения. Если на первом курсе студенты адаптируются к новым

условиям среды и коллективу, то на последующих курсах происходит

развитие

и

самоопределение

личности

в

рамках

специализации,

формирование устойчивых установок на дальнейший вид деятельности.

Также

мы

определили

различия

в

уровне

сформированности

мотивационной

готовности

к

профессиональной

педагогической

деятельности между

студентами

разных

курсов и

разных

профилей

подготовки и соответственно подтвердили нашу гипотезу.

Если мотивы 1 курса сводятся к получению хороших знаний для своей

будущей профессии, то у 3 курса на первый план выходит не просто

накопление знаний, а получение удовольствия от применения этих знаний и

их открытия, а также расчёт на то, как можно реализовать данные знания в

своей будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная потребность в своей будущей деятельности у

третьекурсников педагогического направления выражена в более явном виде,

чем у студентов 3 курса психолого-педагогического направления.

По сравнению со студентами 3 курса психолого-педагогического

направления,

третьекурсники

по

направлению

«Педагогическое

образование» (с двумя профилями подготовки) больше нацелены на работу с

детьми и их деятельность, те знания, что они реализуют в ней, приносит им

удовольствие.

Мы достигли поставленной цели – выявить уровень и особенности

мотивационной готовности студентов вуза педагогических направлений

подготовки к профессиональной деятельности.

Настоящее исследование имеет прогностический характер, так как

создаёт предпосылки для дальнейшего его использования в поиске решения

вопросов

формирования

мотивационной

готовности

студентов

вуза

педагогических направлений подготовки к профессиональной деятельности.

Список используемой литературы:

1.

Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М.:

Аспект Пресс, 2002. – 424 с.

2.

Даль, В. И. Толковый словарь типового великорусского языка [Текст] /

В. И. Даль – 8-е изд. – М.: Русский язык, 1981. – Т. 1. – А–З. – 699с.

3.

Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы

готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. –

Минск: БГУ, 1976. – 176 с.

4.

Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. –

М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.

5.

Марчук. Н. Ю. Профессиональное становление и развитие личности:

профессионально-личностная

направленность:

монография

[Текст]

/

Н. Ю. Марчук – М.: ФЛИНТА, 2016. – 261 с.

6.

Огородникова,

Т.

Г.

Особенности

ценностномотивационной

сферы

студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода: дисс. на

соискание уч. степени канд. пс. Наук [Текст] / Т. Г. Огородникова. – СПб,

2015. – 156 с.

7.

Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А. А.

Реан и др. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.



В раздел образования